conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

13.06.2017

Монополист подыгрывает западным производителям сланцевого газа.

"Независимая газета"

Настаивая на сохранении монополии на экспорт голубого топлива и не пуская российских независимых производителей к своей трубе, "Газпром", по сути, включает зеленый свет американским сланцевикам.

Многообещающее соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере и меморандум о взаимопонимании в отношении купли-продажи природного газа, подписанные "Роснефтью" и BP на Петербургском международном экономическом форуме, породили очередную волну дискуссий относительно того, возможна ли в обозримой перспективе отмена монополии "Газпрома" на экспорт трубопроводного газа и какие блага это решение может принести российскому государству.

В соответствии с достигнутыми договоренностями стороны планируют заключить договор купли-продажи добываемого "Роснефтью" газа для обеспечения дополнительных поставок российского сырья на европейские рынки начиная с 2019 года. Глава BP Роберт Дадли уже выразил надежду на покупку газа именно у "Роснефти" после получения необходимого разрешения от властей РФ. Пока же, напомним, согласно российскому законодательству, право на экспорт трубопроводного газа закреплено только за "Газпромом". Ранее "Роснефти" совместно с "Новатэком" удалось настоять на отмене монополии по экспорту сжиженного природного газа (СПГ), однако разрешения на экспорт трубопроводного газа российская нефтегазовая компания добиться пока не может.

Похоже, что далеко идущие планы "Роснефти" и BP не на шутку напугали руководство отечественного газового монополиста. Спустя считаные дни в медиапространстве появился заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев, который заявил, что его компания не видит экономического смысла для России в поставках "Роснефтью" газа в адрес британской компании. "Главное, что я никакого экономического смысла не вижу — не вижу в этом в первую очередь не для "Газпрома", а для российского государства, — сказал он на пресс-конференции в Москве. — У нас дефицита газа для покупателей Европы нет, мы готовы немедленно добавить 100 лишних млрд куб. м поворотом крана. Если Великобритании нужен газ, мы тоже можем его туда поставить".

Однако ведущие отраслевые эксперты не преминули раскритиковать позицию одного из руководителей "Газпрома", отметив, что она не адекватна современным рыночным реалиям.

"Довольно странно слышать эти слова именно от господина Медведева — человека, который поссорился со всей Европой, не сумел отстоять наши интересы на традиционном и ключевом для нас рынке, не реализовал ни один из проектов, — заявил член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭКа, генеральный директор компании "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев. — Господину Медведеву, может быть, и неизвестно, но существует Третий энергопакет, и газ, который Европа не получит от "Роснефти", будет замещен не газом "Газпрома", а любым другим нероссийским газом. Скорее всего это будет американский СПГ. Пора защитить интересы не только "Газпрома", но и государства, в том числе и от господина Медведева, который их упустил, очевидно, потратив всю свою энергию на хоккей".

По словам Танкаева, это "не интеллигентно", когда "Газпром" — по сути, бывшее министерство газовой промышленности СССР — так "настойчиво давит маленького независимого производителя газа, который свои газовые активы получил самостоятельно на рыночной основе". "Конечно, "Газпрому" хотелось бы, чтобы все дисциплинированно сдавали ему свой газ по принципу продразверстки, — добавил эксперт. — Но тогда лучше бы ему и оставаться министерством газовой промышленности и отказаться от амбиций представляться компанией, работающей на рынке".

"Экспортная монополия однозначно выглядит как пережиток прошлого, — говорит директор аналитического департамента компании "Альпари" Александр Разуваев. — Рано или поздно "Газпрому" придется поделиться экспортной монополией с другими ключевыми игроками сектора. Удерживать рыночные позиции за счет административного ресурса — мягко говоря, плохой выбор. С нашей точки зрения, было бы правильным предоставить экспортные квоты всем крупным игрокам отрасли. Размер квот должен быть пропорционален доли компаний в общенациональной добыче. В противном случае можно ставить вопрос выделения газотранспортной системы в отдельную компанию по аналогии с "Транснефтью".

Партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин заявил, что мировой рынок газа — это рынок покупателя, а не продавца, "выбирает именно покупатель, и продавец, если хочет продать свой товар, должен сам прилагать к этому усилия. "Позиция "Газпрома", который ожидает, когда к нему "обратятся", является очень негибкой", — приводит его слова "Газета.ру".

По словам Крутихина, "Газпром" продает в Европу газ как по долгосрочным контрактам, цена которых привязана к нефтяным котировкам, так и по спотовым (разовым), где цена уже зависит от конъюнктуры рынка и, как правило, хоть и не всегда, оказывается ниже "долгосрочной". "То есть фактически в Европе "Газпром" конкурирует сам с собой, — отмечает он. — Для этого есть специальный термин: "коммерческий каннибализм".

Ликвидация же экспортной монополии "Газпрома" пошла бы только на пользу России как государству, считает Крутихин, поскольку в таком случае на мировой рынок вышли бы новые, более активные российские игроки, что в перспективе увеличило бы долю топлива из РФ на рынках того же Евросоюза. Такого же мнения придерживается глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, который подчеркивает, что отмена этой монополии "поможет увеличить долю российского газа в энергобалансе Европы". "Помешать России остаться крупнейшим поставщиком газа в Европу может только политика самой России", — резюмирует аналитик.

"Первый, кто страдает, — это государственный бюджет России, потому что рост экспорта газа мог бы значительно увеличить поступления в него, — говорит Танкаев. — За время работы в режиме монополии на экспорт газа "Газпром" потерял около 40% внешнего газового рынка. Это, конечно, связано в значительной мере с потерей рынка Украины, но не только".

Как бы то ни было, все, похоже, идет к тому, что "Газпром" уже в ближайшем будущем может лишиться своего привилегированного положения. Еще в 1970-е годы газовики почти на четыре десятилетия вперед получили сверхльготные условия для работы внутри страны, унаследовав помимо всего прочего самые лакомые куски сырьевого пирога СССР. Оставаясь государственным предприятием, "Газпром" долгое время воспринимался как геополитический инструмент, отсюда и таможенные, налоговые, административные преференции от регулятора, а также монопольное право на экспорт голубого топлива. Однако если взглянуть на сухую статистику, можно обнаружить, что за последнее десятилетие добыча газового монополиста сократилась с 556 млрд куб. м в 2006 году до 419 млрд куб. м в 2016-м, и негативная динамика сохраняется. Неудивительно, что параллельно с этим наблюдается и снижение финансовой эффективности компании, которая за последние семь лет сократила свою капитализацию в семь раз.

Самое удивительное и показательное одновременно, что спрос на газ в странах Старого Света при этом растет, что связано с сокращением европейской добычи. Чем не шанс этот спрос удовлетворить, имея соответствующие возможности? Однако воз и ныне там: независимых производителей газа в Европу не пускают, сохраняя исключительные привилегии для "Газпрома" и включая тем самым зеленый свет американским сланцевикам.

Аргументация самого "Газпрома", желающего сохранить статус-кво, при этом не выдерживает никакой критики. Мотивируя свое неприятие потенциальной отмены монополии на экспорт, представители газового гиганта кивают на то, что все мощности газопроводов "Северный поток" и "Северный поток — 2" зарезервированы под поставки по действующим контрактам "Газпром экспорта". Однако на самом деле мощности того же "Северного потока — 1" сейчас задействованы не полностью: 55 млрд куб. м мощности недозагружены как раз из-за европейских регуляторов.

Как отмечают отраслевые эксперты, прикрываясь отсутствием свободных мощностей, "Газпром" пытается отсечь от трубы нежелательных партнеров.

Стремление оставаться эдакой "собакой на газе" (мол, ни себе ни людям) проявляется и в случае с экспортом СПГ, который российские власти несколько лет назад "открыли" для независимых производителей. Из семи проектов по реализации СПГ удалось запустить только четыре, причем преградой на пути к реализации поставленной цели снова стал "Газпром". Дело в том, что для доставки газа до завода по сжижению необходима газпромовская труба, а корпорация ее не дает, хотя инфраструктура была построена еще во времена СССР и просто перешла "Газпрому" в наследство.

Впрочем, эксперты не сомневаются, что монополию "Газпрома" на экспорт трубопроводного газа рано или поздно отменят, поскольку оснований для жесткой позиции по этому вопросу у корпорации остается все меньше. Вот только во избежание повторения ситуации с СПГ и возможных сложностей с поставками газовый гигант необходимо разделить на добывающую и транспортную компании. "Иначе единый "Газпром" даже при отмене монополии будет все так же ограничивать экспортные поставки независимых производителей, ссылаясь на недостаток мощностей", — резюмирует Танкаев.

Сергей Никаноров

 

 

Гендиректор "Россетей" Олег Бударгин не войдет в совет директоров компании. Возможно, он вскоре покинет свой пост, говорят источники "Ведомостей".

"Ведомости"

Гендиректор "Россетей" Олег Бударгин не включен в список кандидатов в совет директоров компании, следует из материалов к собранию акционеров. Всего в совет директоров "Россетей" входит 15 человек, столько же номинировано в новый состав. В список кандидатов вошли все действующие члены совета директоров, и только Бударгин заменен на гендиректора Российского энергетического агентства Минэнерго Анатолия Тихонова.

Как говорят источники Reuters и "Интерфакса", речь может идти о скорой отставке гендиректора электросетевой монополии. Причины такого решения они не называют. Оба агентства возможным преемником называют первого зампредседателя Внешэкономбанка Михаила Полубояринова.

Разговоры об отставке Бударгина активизировались в последнее время, рассказывали "Ведомостям" два знакомых топ-менеджера и источник, близкий к компании. Двое из них слышали о кандидатуре Полубояринова. Но, по словам одного из них, до президентских выборов в марте следующего года никаких громких отставок в энергетике не планировалось. Как рассказывает собеседник "Ведомостей" в одной из компаний госхолдинга, в их компании все спокойно и никто не нервничает. Впрочем, источник "Интерфакса" говорит, что назначение может быть оформлено в ближайшие дни. Отставка Бударгина уже обсуждалась осенью позапрошлого года, говорили источники "Ведомостей", тогда одной из причин называлась ситуация с "Ленэнерго", которая оказалась на грани банкротства из-за потерянных в банке "Таврический" 16 млрд руб. Но в итоге ничего не произошло.

В госкомпаниях гендиректора входят в советы. Но, в принципе, акционеры могут не включать гендиректора в состав совета, но приглашать его на заседания, где он не будет иметь права голоса, говорит партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров.

Полубояринов начал свою карьеру в 1988 г. старшим экономистом центрального аппарата Сбербанка, в 2003-2009 гг. работал первым заместителем гендиректора "Аэрофлота", а в 2011 г. стал зампредседателя ВЭБа. У Полубояринова есть опыт работы в энергетике. В 2013 г. он возглавил совет директоров "Русгидро". В совете директоров "Россетей" он появился в прошлом году. Получить его комментарии в выходные не удалось.

Представитель Минэнерго отказался комментировать слухи. Представитель ВЭБа тоже отказался от комментариев. Представители Минэкономразвития, Росимущества и "Россетей" не ответили на запросы.

Холдинг "Россети" был создан в 2013 г. — в капитал управляющего распределительными сетями "Холдинга МРСК" был внесен госпакет отвечающей за магистральные сети ФСК. Бударгин, до этого возглавлявший ФСК, был назначен гендиректором новой компании. По уставу "Россетей" срок полномочий гендиректора определяется председателем совета директоров. Сейчас совет возглавляет министр энергетики Александр Новак. Типового срока полномочий нет, говорит Александров, это может быть год, два, пять лет — зависит от того, что захотят видеть в уставе акционеры.

С 2011 г. в России начала проводиться политика по сдерживанию роста тарифов, говорит руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Одной из ключевых задач "Россетей" была централизация управления в электросетевом комплексе и минимизация издержек, напоминает она. В итоге сетевые тарифы в реальном выражении снизились на 14%, издержки сетевых компаний — на 19%, а инвестиции — на 41%, отмечает Порохова. "Россети" не занимаются производственной деятельностью и получают плату с дочерних компаний за управление электросетевым комплексом. Выручка компании по РСБУ в 2016 г. составила 26,7 млрд руб., 23,3 млрд из которых — дивиденды от "дочек".

Иван Песчинский

 

 

Переговоры Москвы и Пекина о новых трубопроводах зашли в тупик.

"Независимая газета"

Переговоры Москвы и Пекина о новых контрактах на поставку российского трубопроводного газа зашли в тупик, сообщает агентство Reuters. Основная причина — переоценка спроса и цены на этот вид топлива со стороны Китая. Источники сообщают, что Поднебесная взяла паузу для изучения дополнительных возможностей на рынке сжиженного природного газа (СПГ), а также может пересмотреть график перехода своих энергетических предприятий с угля на газ. Источник агентства в "Газпроме" подтвердил отсутствие прогресса в переговорах по двум новым маршрутам.

Аналитики считают, что "Газпрому", возможно, придется похоронить замысел строительства так называемого западного маршрута в Китай "Сила Сибири — 2" и дальневосточного — с острова Сахалин.

Западный маршрут, через Алтай, более проработан: "Газпром" подписал меморандум о предварительных условиях поставок по 30 млрд куб. м газа ежегодно в мае 2015-го и рассчитывал, что до конца года удастся подписать контракт. Однако падение мировых цен на нефть, к которым привязаны газовые экспортные контракты, нарушило эти планы.

Правда, "Газпром" делает вид, что сделки вот-вот случатся. На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) глава концерна Алексей Миллер заявлял, что его компания и китайская CNPC вышли на коммерческие переговоры о строительстве газопровода на Дальнем Востоке, которые, по его словам, планируется завершить к концу года. Вчера глава "Газпром экспорта" Елена Бурмистрова заявила, что "Газпром" обсуждает с Китаем поставки газа с Дальнего Востока в объеме до 8 млрд куб. м.

Аналитики скептически оценивают эти планы. Например, главный экономист ВР по России и СНГ Владимир Дребенцов заявил, что не видит ниши для дополнительного трубопроводного российского газа в Китае. "В ближайшее время Китай, который также покупает газ в Средней Азии и развивает собственную добычу сланцевого газа, скорее всего не будет увеличивать закупки трубопроводного газа у РФ", — сказал Дребенцов. Китай отказывается не только от дополнительного российского газа, но и от туркменского. "Китай уже отложил четвертую трубу из Средней Азии, пока на два года, потому что в принципе они переконтрактованы, — поясняет Дребенцов. — А "Сила Сибири — 2" чисто географически будет конкурировать со среднеазиатским газом", — добавил он.

Вчера "Газпром" заявил, что первая, законтрактованная, "Сила Сибири" строится "опережающими темпами". Если раньше план на 2017 год составлял около 600 км, то вчера зампред правления Газпрома Виталий Маркелов сообщил, что компания уже построила 745 из 2160 км  трубы, а к концу года планирует построить 1100 км.

Хотя здесь объясняют такие темпы благоприятными погодными условиями зимой, нельзя исключить, что "Газпром" торопится сдать трубу, чтобы китайцы не передумали брать газ и из нее. Заключенный в мае 2014-го контракт предполагает, что Пекин будет ежегодно брать 38 млрд куб. м российского газа (общая стоимость контракта составляет 400 млрд долл.).

В начале прошлого года источники Reuters говорили, что из-за падения цен на энергоносители и неопределенности в развитии китайской экономики "Газпром" может сократить ранее заявленные объемы поставок Китаю по строящемуся газопроводу.

"Цена на газ в Азиатско-Тихоокеанском регионе упала в два с лишним раза — с 600 долл. в 2014 году до 270 долл. за 1 тыс. куб. м в настоящее время. Это уже не та цена, на которую изначально рассчитывался проект "Сила Сибири", — сказал заместитель директора Института проблем нефти и газа Российской академии наук Василий Богоявленский.

"Газпром" ждет роста потребления газа в Китае в ближайшие годы до 300 млрд куб. м и более по сравнению с 206 млрд куб. м по итогам 2016 года. Но американское агентство EIA дает более скромные оценки: к 2020 году потребление газа в Китае вырастет примерно до 260 млрд куб. м.

"В Китае в ближайшем будущем предложение газа существенно превысит спрос. Страна начала развивать сланцевые проекты и активно проявила себя  в других проектах — например, в Туркмении и России ("Ямал СПГ"), где были инвестированы живые деньги, и такие проекты, как "Сила Сибири", могут оказаться крайними  в очереди", — считает Богоявленский.

В середине мая Министерство земельных и природных ресурсов Китая объявило о добыче на дне Южно-Китайского моря первых образцов "горючего льда". Отмечалось, что добыча составила 120 куб. м вещества, содержание метана в котором составило 99,5%. И хотя представитель "Газпрома" вчера заявил, что этот факт их не пугает, так как технология дорогостоящая, можно вспомнить о тех же аргументах про американскую сланцевую нефть,  себестоимость добычи которой стремительно падает.

"В ситуации, когда Китай заявляет о начале новой энергетической революции, он однозначно будет притормаживать новые контракты, так как китайцам необходимо понять рентабельность своей добычи, — сказал "НГ" старший научный сотрудник сектора энергетической политики Института экономики РАН Иван Капитонов. — Мы сталкиваемся с ситуацией неопределенности, а в случае если Китай действительно будет сам добывать газ по рыночной стоимости, то "Газпрому" придется готовиться к ценовой конкуренции, снижать цену, что неперспективно для новых, еще не построенных маршрутов и даже может поставить на них крест".

"Поставки газа сегодня ограничиваются последствиями чрезмерного роста в 2014-2016 годах, когда газ подешевел на 73%. За последний год газ подорожал на 20% и стоит около 200 долл. за 1 тыс. куб. м. Вероятно, что подорожанием газа объясняется органическое снижение спроса, — сказал "НГ" глава аналитического департамента ИК "Golden Hills — КапиталЪ АМ" Михаил Крылов. — Снижать цену для внешних потребителей не вариант, потому что при нашей доле на мировом рынке это приведет к цепной реакции. Прекратить начатую добычу почти невозможно, поэтому в ближайшее время можно ждать расцвета газопереработки внутри страны".

"Когда нет четкой определенности, иногда неплохо взять паузу и понаблюдать за изменениями рынка, прежде чем принимать решения по проектам, — заявил "НГ" руководитель отдела исследования энергетического комплекса мира и России Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин. — Нужно продолжать переговоры, мониторить ситуацию на рынке. Смысла любой ценой подписать новые контракты нет, соглашения нужно заключать только на приемлемых для себя условиях".

Аналитик считает, что всегда лучше экспортировать не сырье, а продукцию следующих переделов, и не только газохимию, но и конкретную промышленную продукцию на базе газохимии. "Необходимо покрывать внутренний спрос за счет продукции, которая сегодня импортируется, это было бы очень хорошим стимулом для роста ВВП, — говорит Кулагин. — Очевидно, что потенциал в этом направлении у России есть, правда, насколько его удастся реализовать и выиграть конкурентную борьбу на этом рынке — вопрос, причем во многом зависящий от государства".

Анатолий Комраков

<< Июнь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ