Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

13.08.2015

По мнению экспертов, новый "Северный поток" поможет России взять Украину "в клещи".

"Взгляд"

Проект газопровода "Северный поток — 2" может получить одобрение Брюсселя, несмотря на политические споры вокруг Украины, предположил в среду глава австрийской нефтегазовой компании OMV Райнер Зееле.

"Это общеевропейский проект, и я рассчитываю, что, несмотря на сохраняющиеся политические разногласия вокруг ситуации на Украине, он получит поддержку Европейской комиссии", — сказал он, выступая в Вене. Зееле подчеркнул, что "Северный поток — 2" необходим для повышения стабильности энергопоставок, передает ТАСС. Он напомнил, что подписанный с Газпромом меморандум о сотрудничестве предполагает не только участие австрийской компании в проекте, а также ее возможное вхождение в разработку Уренгойского месторождения.

"Мы хотим создать настоящее партнерство: от добычи в Сибири до транспортировки в Евросоюз", — сказал Зееле. Он также заверил, что иранский газ не сможет стать альтернативой российскому, так как для этого отсутствует необходимая инфраструктура. "Австрийский нефтегазовый концерн OMV намерен сделать ставку на российский газ. Мы заинтересованы в том, чтобы газ добирался до австрийского распределительного центра в Баумгартене", — добавил Зееле.

Как известно, Газпром в июне подписал не только с OMV, но и с голландско-британской Shell и немецкой E.On меморандум о строительстве двух новых ниток газопровода, которые позволят дополнительно поставлять до 55 млрд кубометров газа напрямую в Германию. В конце июля Газпром подписал аналогичный меморандум и с немецкой BASF/Wintershall.

В начале августа Reuters сообщило о том, что в ближайшее время к проекту присоединится французская компания Engie. Как констатировало издание "Ведомости", после подключения Wintershall и возможного присоединения Engie можно будет окончательно говорить о формировании российско-европейского консорциума. Предварительная стоимость проекта — 9,9 млрд евро.

Как известно, Газпром пообещал не продлевать транзит газа через Украину после 2019 года ни при каких условиях. Как раз "Северный поток — 2" и "Турецкий поток" анонсированы в качестве вариантов обхода ненадежного во всех отношениях транзитера.

Однако в середине июля вице-президент Еврокомиссии по вопросам энергосоюза Марош Шефчович обвинил Москву в том, что ее новые проекты могут повредить интересам Украины. "Строительство Россией новых газовых трубопроводов имеет под собой цель сделать украинскую транзитную систему менее актуальной или прекратить поставки через Украину полностью, что несет негативные последствия для энергобезопасности Европы", — сказал еврокомиссар.

Новые проекты никак не могут быть подобной угрозой, поскольку Россия является гарантом безопасности поставок энергоресурсов в Европу, возразил ему заочно министр энергетики Александр Новак, пообещав позднее обсудить с Брюсселем "непонятное" заявление Шефчовича.

Ранее Новак подчеркивал, что на прокладку "Северного потока — 2" не требуется согласия Еврокомиссии, достаточно ее просто уведомить. "Надо, чтобы этот консорциум потом отправил заявку сетевому ведомству Германии на подключение к инфраструктуре", — пояснял министр.

На Болгарию давить можно, на Германию — нет

Эксперты также говорят, что согласия Брюсселя не потребуется. Как и в прошлый раз, со строительством "Северного потока — 1", потребуется лишь разрешение тех стран, в акватории которых пройдет строительство: это Финляндия, Швеция, Дания и, разумеется, сама Германия. Консультант Газпрома по европейским вопросам, научный директор Германо-российского форума Александр Рар уверен, что Берлин даст свое согласие.

"Еврокомиссия может заблокировать "Северный поток — 2" только в том случае, если проект нарушает положения Третьего энергопакета, — пояснил Рар. — Вот "Южный поток" она смогла остановить, надавив на Сербию, на Болгарию. "Вы недавно вступили в Евросоюз? А вы хотите вступить в Евросоюз? Значит, вы должны играть по нашим правилам. Значит, нельзя разрешать Газпрому строить за свой счет трубы". Однако оказать такой же нажим на Германию Брюссель уже не сможет, поэтому решающей, по мнению эксперта, будет позиция Берлина.

"Я так понимаю, что газ по третьей и четвертой нитке будет доставляться только до границы Германии, а что с ним будет дальше — это уже дело Евросоюза. Такой вариант вполне соответствует Третьему пакету", — сказал Рар.

Что будет, когда труба выйдет из воды

"Зато потом встанет другой, более сложный вопрос: как потом этот газ будет дальше прокачиваться через Германию, через всю Европу на запад и юг?" — риторически спросил Рар.

"На подводную часть газопровода разрешение Брюсселя действительно не понадобится, — подтвердил аналитик консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, — зато оно понадобится на наземную часть — на расширение действующих трубопроводов уже по территории самого Евросоюза".

Европейский регулятор должен подтвердить разрешение немецкого регулятора, пояснил эксперт.

"Более того, по решению Европарламента у представителей Еврокомиссии есть право присутствовать на всех переговорах, которые еще только будут вестись по этому поводу со страной-поставщиком. Они должны проследить, чтобы все решения соответствовали Третьему энергопакету", — сказал Крутихин.

В отличие от Рара, он вообще сомневается в готовности Берлина принять новые нитки "Северного потока". Он напомнил, что несколько лет назад канцлер Ангела Меркель уже заявила, что у Германии нет необходимости в расширении "потока".

"Почему же иностранные компании охотно подписали меморандумы о создании "Северного потока — 2"? Во-первых, это ни к чему их не обязывает. Во-вторых, в "Северном потоке" участники консорциума, который распоряжается его подводной частью, получают гарантированную прибыль и возмещение своих инвестиций. То есть без оглядки на то, какие физически объемы транспортируются. Даже когда заполнена она была всего на 20 процентов, Газпром платил им полностью. Это чрезвычайно выгодное вложение денег", — пояснил Крутихин.

"Господин Зееле просто выражает мнение, что если Газпрому самому удастся пробить в Брюсселе такой проект, то австрийская компания с удовольствием поучаствует", — пояснил он.

Депутат Госдумы, бывший глава энергетического комитета нижней палаты Иван Грачев ("Справедливая Россия") считает высокими шансы добиться согласия Брюсселя на проект — до 90%. "Европа в любом случае нуждается в 160 млрд кубометров из России. И если Украина в зоне риска, а по Южному и "Турецкому потоку" в любом случае ясности нет, то, конечно, они должны приветствовать альтернативные варианты, которые выходят на Германию", — сказал Грачев.

"Европа в любом случае будет заинтересована в российском газе — все эти солнечные зайчики, ветряные мельницы уйдут. Сланцевый газ — это утопия", — считает депутат.

Украина — не самостоятельный игрок

Однако Крутихин считает, что строить новый трубопровод нет смысла. "Там нет спроса. На том конце "Северного потока" отказались от российского газа Великобритания, Бельгия, Дания, а Франция согласилась только на 1,5 млрд кубометров", — отметил эксперт. К тому же, избавиться от украинского транзита, по его мнению, все равно не получится.

Грачев тоже полагает, что "Северный поток — 2" не избавит Москву от необходимости транзита через Украину. "Даже если там добавят еще 50 млрд кубометров, то этого все равно мало. Через Украину шло от ста и выше... Соответственно, при хорошем раскладе украинский маршрут все равно нужен. Просто от него нельзя зависеть полностью", — сказал Грачев. Однако снизить зависимость от Киева и выторговать более выгодные условия "Северный поток — 2" действительно поможет, считает депутат.

"С Киевом надо говорить. И чем раньше — тем лучше. Я всегда был сторонником трех ключей, считал, что с Украиной можно договориться, только взяв ее в клещи вместе с Германией, с Европой целиком. Тогда и с Турцией будет легче договариваться, и ветка "Южного потока" появится через Болгарию", — предполагает депутат. При этом саму Украину Грачев не считает больше самостоятельным игроком. "Если Европа поймет, что от российского газа ей деваться некуда, то уж Украину уговорят", — подытожил депутат.

Юрий Зайнашев

 

 

"Газпром" стал меньше тратить на добычу газа — в I квартале инвестиции снизились до уровня 2007 г.

"Ведомости"

Инвестиции "Газпрома" в добычу газа в I квартале сократились на 41% до 33,7 млрд руб. по сравнению с тем же периодом прошлого года, говорится в отчете по МСФО за январь — март этого года. А по сравнению с IV кварталом 2014 г. они и вовсе рухнули в 3,7 раза. Правда, в прошлом году "Газпром" готовился к запуску второго промысла на Бованенковском месторождении (старт был дан в декабре). На его обустройство и реализацию программы реконструкции и технического перевооружения объектов добычи газа пришелся основной объем вложений, указано в отчете компании за 2014 г. "В добыче газа наряду с поддержанием действующих месторождений продолжится освоение новых центров газодобычи на полуострове Ямал, континентальном шельфе, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке", — отмечала компания.

Капвложения в объекты добычи газа осуществляются в необходимом объеме, сказал вчера представитель "Газпрома".

Компания могла снизить инвестиции в I квартале из-за падения цен на нефть и ожидаемого последующего снижения цен на газ, говорит портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев.

Общие инвестиции концерна за три месяца 2015 г. выросли на 7% до 252 млрд руб. Около 35% этой суммы пришлось на транспортировку газа (88,9 млрд руб.), 27% — на добычу нефти и газового конденсата (67,2 млрд руб.). Эти показатели выросли соответственно на 12,7 и 17,4%. В ноябре 2014 г. правление монополии одобрило инвестпрограмму на год в размере 840 млрд руб. В апреле предправления "Газпрома" Алексей Миллер говорил, что она увеличится более чем до 1 трлн руб. "Уже сегодня можно говорить, что инвестиционная программа "Газпрома" будет скорректирована в сторону увеличения не менее чем на $4 млрд, — отмечал топ-менеджер в интервью телеканалу "Россия 24". — Это значительная сумма, и большая часть этих средств "Газпромом" будет направлена на проекты в рамках Восточной газовой программы. Это позволит приблизить сроки в рамках оговоренных сроков ввода добычных и транспортных мощностей".

"Газпрому" сейчас нет необходимости вкладывать в добычу газа, так как нет достаточного спроса на сырье, говорит аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров.

Потребление в Европе падает, а у компании профицит мощностей на 200 млрд куб. м, отмечает эксперт. По подсчетам "Ведомостей", "Газпром" мог потратить на невостребованные проекты как минимум 2,4 трлн руб.

В прошлом году продажи российского газа в Европу снизились на 9% до 146,6 млрд куб. м, на столько же упала добыча — до 444 млрд куб. м. В январе — июне 2015 г. компания снизила добычу на 13% до 205 млрд куб. м, сообщал "Интерфакс" со ссылкой на ЦДУ ТЭК. В целом за год Минэкономразвития ждет самого низкого показателя за всю историю компании — 414 млрд куб. м.

Тем не менее "Газпром" ожидает, что экспорт газа в Европу вырастет до 156-160 млрд куб. м. Спрос на газ в Европе будет расти, считают аналитики JPMorgan. Так, например, спрос на газ в качестве моторного топлива может составить 50 млрд куб. м (10% от общего потребления странами ЕС). У "Газпрома" есть преимущество — себестоимость производства его газа, вероятно, будет ниже, чем у сжиженного газа в США в ближайшие несколько лет, поэтому он будет востребован в Европе, делают вывод эксперты.

Для увеличения поставок газа в этом направлении мощности уже созданы, говорит директор Small Letters Виталий Крюков. Поэтому заметный рост инвестиций в добычу газа возможен по мере освоения месторождений, газ с которых должен пойти в Китай, отметил он.

Газ Чаяндинского (Якутия) и Ковыктинского (Иркутская обл.) месторождений по газопроводу "Сила Сибири" должен транспортироваться в Китай. 30-летний контракт на поставку до 38 млрд куб. м газа в год "Газпром" и CNPC подписали в мае 2014 г. "Газпром" уже начал обустройство Чаяндинского. Начало добычи запланировано на конец 2018 г. Но работы на Чаяндинском продвигаются не очень интенсивно, говорит Нестеров. Весь проект оценивается в $55 млрд, из них на трубу — около $25 млрд. Начало поставок в Китай ожидается не ранее мая 2019 г.

Но "Газпром" хочет заключить с Китаем второй контракт — на поставку до 30 млрд куб. м на запад страны по газопроводу "Алтай". Очередной раунд переговоров ожидается в августе. Если не будет спроса на газ в Европе, свободные добычные мощности будут перенаправлены на другие рынки, в частности в Китай, говорил Миллер.

Галина Старинская, Михаил Серов

 

 

"Ямал СПГ" превышает плановые расходы на содержание службы заказчика-застройщика, выявила Счетная палата. В службе слишком много роверяющих, объясняют подрядчики. Превышения трат не будет, уверяют в компании.

"Ведомости"

Компания "Ямал СПГ" потратила на собственное содержание больше запланированного, выявила Счетная палата. Ведомство проверяло, как компания использует выделенные ей из ФНБ 75 млрд руб. Согласно бизнес-плану, "Ямал СПГ" планировала потратить на содержание службы заказчика-застройщика 2% от капитальных затрат, а потратила 10%, говорится в ее сообщении. "Ямал СПГ" уже потратила на проект 446,7 млрд руб., пишет Счетная палата, но сколько из них капзатраты, представитель ведомства не говорит. Общий объем инвестиций в проект до конца 2018 г. — 1,27 трлн руб., из них капитальные затраты — 80%, или 1,02 трлн руб., пишет Счетная палата. Исходя из доли капитальных затрат в общей стоимости проекта к настоящему времени "Ямал СПГ" могла потратить на свое содержание около 35 млрд руб. Представитель "Новатэка" говорит, что затраты на содержание службы заказчика-застройщика ведутся в соответствии с бизнес-планом инвестпроекта, который был представлен "Ямал СПГ" в качестве обоснования выделения средств ФНБ. "К окончанию проекта доля затрат на проект составит как раз 2%, как и было запланировано", — заверяет он. При этом средства ФНБ не могут быть направлены на содержание службы заказчика-застройщика и не направляются, говорит представитель. Средства ФНБ потрачены "исключительно на цели, предусмотренные паспортом проекта", подтвердила Счетная палата.

Проект "Ямал СПГ" реализует пул инвесторов: 60% — у "Новатэка", по 20% — у Total и CNPC. Партнеры строят СПГ-завод мощностью 16,5 млн т в год, который будет работать на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения на северо-востоке полуострова Ямал. Проект частный, но ему активно помогает государство. Так, на строительство порта Сабетта, который входит в комплекс "Ямал СПГ", государство потратит 71 млрд руб., а частные инвесторы — только 26 млрд руб. К уже выделенным 75 млрд руб. из ФНБ "Ямал СПГ" планирует получить еще столько же.

Служба заказчика-застройщика контролирует строительные работы на площадке и расходы на ее содержание — это оплата труда сотрудников "Ямал СПГ", в том числе московского офиса, премии, представительские расходы, коммунальные расходы, затраты на строительство зданий, покупку или аренду техники, которая нужна персоналу, и т. д., объясняет сотрудник одной из компаний — подрядчиков "Ямал СПГ". Но 2% — цифра изначально заниженная, даже по советским нормам на содержание службы заказчика-застройщика отводилось 6-8%, объясняет он. Высокие расходы на содержание службы заказчика-застройщика могут иметь две причины, рассуждает собеседник "Ведомостей". Во-первых, сотрудники "Ямал СПГ" вслед за французским генподрядчиком Technip (строит сам завод) слишком жестко следят за качеством работ, "в том числе ненужных", и "контролируют каждый сварочный шов". В результате в "Ямал СПГ" очень много внутренних контролирующих служб, обязанности которых дублируются, а всех их нужно содержать, говорит собеседник "Ведомостей". Кроме того, на объект с частыми проверками и совещаниями летают сотрудники московского офиса, а перелеты в Новый Уренгой стоят недешево, добавляет он. Вторая возможная причина — неправильный прогноз. "Условия на Ямале очень тяжелые, стройка сложная, и компания могла просто недооценить масштаб трагедии", — отмечает источник.

Теоретически "Ямал СПГ" действительно может сократить затраты на контроль к концу проекта, говорит топ-менеджер крупной инжиниринговой компании. На начальном этапе реализации много строительных и скрытых подготовительных работ, которые приходится контролировать, рассказывает он. В конце проходит уже пусконаладка, для этого нужно меньше контроля и, соответственно, меньше людей на площадке. Сокращаются затраты и на охрану объектов, так как вокруг объекта строится периметр, перечисляет собеседник "Ведомостей". Кроме того, на начальном этапе реализации проекта служба заказчика-застройщика организует закупки и берет себе небольшой процент за проведение конкурса, добавляет он.

Алина Фадеева

<< Август, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ