media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

13.08.2018

Но одновременно с этим европейцы все же поддели Трампа.

"Независимая газета"

Третейская группа Всемирной торговой организации (ВТО) приняла решение по поводу спора России с Еврокомиссией (ЕК) из-за Третьего энергопакета. Решение неоднозначное, каждая сторона — Москва и Брюссель — посчитала именно себя победившей. Так, для РФ сняли ограничения на поставки по газопроводу Opal. Но требование разделения на уровне собственности функций по производству и транспортировке газа сохранилось. Некоторые эксперты считают, что главный мотив ВТО — поддеть Вашингтон.

Минэкономразвития (МЭР) сообщило о положительном решении Третейской группы по поводу энергетического спора в рамках ВТО между РФ и ЕК. Сообщается, что спор был инициирован правительством РФ в апреле 2014-го в связи с реализацией Третьего энергопакета и других мер, "которые приводили к дискриминации российского газа и российского поставщика услуг трубопроводного транспорта — "Газпрома".

По характеру и охвату мер спор назван беспрецедентным. "В качестве третьих сторон приняли участие девять членов ВТО: Китай, Япония, США, Бразилия, Индия, Колумбия, Корея, Саудовская Аравия и Украина", — пояснили в министерстве.

"Исход разбирательства для РФ по ключевым с точки зрения экономической и операционной деятельности российских поставщиков на территории Евросоюза положителен, — заявили в МЭР. — Это позитивный прецедент, дающий возможность изменить нормы, которые создавали препятствия для российских поставщиков на рынке ЕС".

Как сообщает министерство, "Третейской группой признаны неправомерными количественные ограничения поставок российского газа по газопроводу Opal, включая 50-процентное ограничение на использование мощностей трубопровода, а также требования продажи определенного количества газа на открытом рынке; дискриминационные правила сертификации операторов газотранспортных сетей, контролируемых иностранными лицами, в Литве, Венгрии и Хорватии; дискриминационные преимущества инфраструктурным проектам..., в случае если они нацелены на поставку газа не из РФ".

Другими словами, ВТО признала неправомерными такие принципы ЕК. "Во-первых, ограничение по использованию "Северного потока" лишь на 50%. Во-вторых, требование к иностранным инвесторам в трубопроводные системы в Евросоюзе доказывать, что их контроль над этими трубопроводами не угрожает безопасности поставок газа в ЕС. В-третьих, предоставление Еврокомиссией преференций трубопроводам и газу из третьих стран, к примеру, из Азербайджана, в то время как в аналогичных преференциях отказано российским трубопроводам и российскому газу", — приводит ТАСС пояснения близкого к институтам ЕС эксперта.

"Решение Третейской группы создает предпосылки для выравнивания конкурентных условий для текущих и будущих российских проектов в Европе", — добавляет МЭР. В ближайшее время сторонам предстоит договориться о дальнейших шагах. Доклад Третейской группы должен быть утвержден органом по разрешению споров ВТО не позднее 60 дней с даты его официального опубликования, то есть не позднее 9 октября 2018 года.

Правда, как отмечают аналитики ТАСС, "вердикт ВТО вышел сложным и полным нюансов, что позволило обеим сторонам заявить о поддержке арбитрами их аргументов".

Так, Еврокомиссия сделала вывод, что ВТО "отвергла многие из российских аргументов". Брюссель считает победившим именно себя, а не Москву. В Еврокомиссии указывают, что ВТО поддержала входящие в Третий энергопакет требования ЕС по разделению производящих (генерирующих) и транспортных энергетических активов в Европе. По тем пунктам, которые были удовлетворены в пользу России, ЕК пообещала проанализировать решение ВТО.

Опрошенные "НГ" эксперты не ждут каких-то особых преобразований на газовом рынке ЕС и заметных "бонусов" для "Газпрома". "На практике решение Третейской группы скорее всего ни к каким существенным изменениям в противостоянии ЕК и "Газпрома" не приведет", — полагает управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский. По его словам, Третейская группа — все же не судебный орган, "поэтому ее решение по факту может быть просто проигнорировано любой из сторон без каких-то серьезных последствий особенно для Еврокомиссии".

"То, что функции транспортировки и добычи газа должны разделяться, конечно, проблема для "Газпрома". Дискриминацией здесь, на мой взгляд, можно считать требование продать газотранспортные активы Евросоюзу либо передать их под управление независимым компаниям опять же из ЕС. Вопрос в том, насколько они будут независимы от самого ЕС?" — рассуждает доцент Российского экономического университета Сергей Ермолаев.

Хотя директор Института актуальной экономики Никита Исаев замечает: "Третий энергопакет подразумевает несколько вариантов владения и управления газопроводами. Не обязательно отказываться от собственности. Так, газопроводом Opal управляет не "Газпром". Спорные моменты могут возникать в будущем при эксплуатации "Северного потока — 2", если компания Nord Stream 2 AG будет вынуждена передать управление сторонней организации".

Как стало известно в пятницу, компания Nord Stream 2 AG подала заявку на альтернативный маршрут строительства газопровода "Северный поток — 2" в Дании, параллельно продолжая ожидать разрешения властей этой страны на строительство первого, основного маршрута — передает "Прайм" со ссылкой на компанию. При этом ранее сообщалось, что Nord Stream 2 AG также разработала маршрут газопровода в обход Дании без удорожания для проекта.

Эксперты спорят о мотивах ВТО. "Решение ВТО укладывается в рамки достигнутых ранее договоренностей России и Европы. Каждая сторона пошла на уступки: "Газпром" разрешил реэкспорт газа в Европе и приравнял цены для стран Восточной Европы к ценам для западных стран (об этом см. "НГ" от 15.03.17). А Еврокомиссия в ответ отменяет ограничения для газопровода Opal — сухопутного продолжения "Северного потока". Европейцы и так смогли добиться от "Газпрома" выгодных условий. Им нет смысла продолжать тяжбу: рыночные рычаги влияния оказываются более эффективными", — говорит Исаев.

Но есть и другое мнение. "В сложившейся ситуации необходимо понимать один момент. Любые действия мировых институтов и организаций навстречу России продиктованы желанием этих институтов и организаций противостоять президенту США Дональду Трампу с его политикой защиты американской экономики, — считает член президиума "Опоры России" Ирина Капитанова. — Искать каких-либо иных реверансов в сторону "Газпрома" в частности и России в целом не следует". "Соответственно нам не стоит обольщаться внезапной благосклонностью ВТО. За всем этим стоит четкий расчет", — продолжает эксперт.

Ранее Трамп уже называл ВТО бедствием, так как организация "делает почти невозможным ведение бизнеса для США". Затем появлялись новости о готовящемся выходе США из ВТО. И хоть министр финансов США Стивен Мнучин впоследствии опровергал эти предположения, все равно события вокруг торгового противостояния США с остальными странами подливали масла в огонь. Вводимые Вашингтоном разнообразные пошлины уже стали поводом пожаловаться в ВТО на США для России, Китая. При этом сами Штаты через ВТО пожаловались на решения Китая, ЕС, Канады, Мексики и Турции ввести ответные пошлины.

Анастасия Башкатова

Конвенция поставила точку в 20-летнем споре.

"Изветия"

Президенты России, Казахстана, Ирана, Азербайджана и Туркмении на саммите в Актау подписали Конвенцию о статусе Каспийского моря. Документ обсуждался 22 года. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал его "конституцией" водоема, которая должна стать гарантом безопасности в регионе. Конвенция разграничивает акваторию, регулирует вопросы военного сотрудничества, освоения биологических ресурсов, дна и недр.

Море или озеро

Проблема правового статуса Каспия возникла в 1991 году. Раньше море и шельф делили между собой две страны — СССР (до этого Российская империя) и Иран. После распада Советского Союза прикаспийских государств стало пять.

Проблема осложнялась уникальностью Каспия. Ученые до сих пор спорят о классификации: одни называют водоем озером, другие — морем. В пользу первой версии говорит отсутствие выхода в Мировой океан. Главный аргумент в пользу второй версии — огромные размеры. Кроме того, вода в Каспии соленая. Например, содержание катионов кальция и магния почти в два раза выше, чем в Азовском море, а сульфат-аниона — в три раза. Кроме того, дно Каспия сложено земной корой океанического типа.

Казалось бы, проблема классификации — скорее для географов, а не политиков, однако международное право требует четкого определения. Море между странами делится по одним принципам, а озеро — по другим. Если Каспий — море, то к нему применима Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года. Для определения долей необходимо провести воображаемые линии от крайних точек шельфа каждой страны к центру водоема. Если Каспий — озеро, то все пять стран получают равную долю — по 20% каждому со всеми нефтяными и газовыми месторождениями на дне.

Осложнялись переговоры богатством шельфа. Объем разведанных запасов углеводородов для каспийского региона составляет 12 млрд тонн. Объем предполагаемых запасов нефти и газа достигает 50 млрд тонн. Каспийское море является также главным источником рыб осетровых пород, вылов которых, правда, находится под запретом.

Пять подписей

Работа над Конвенцией о статусе Каспийского моря велась с 1996 года. Главы прикаспийских государств встречаются в нынешнем формате с 2002 года. Саммит в Актау — пятый по счету. За день до встречи лидеров переговоры провели министры иностранных дел. "Благодаря поступательному стремлению к компромиссу и поиску взаимоприемлемых решений мы смогли прийти к консенсусу по всем вопросам, касающимся взаимодействия на Каспийском море", — сказал министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов.

12 августа главы стран "каспийской пятерки" подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Ее текст доступен на сайте Кремля. Дипломаты отказались от споров о море и озере и разработали особый правовой статус. Согласно документу, размер территориальных вод каждой страны равен 15 морским милям, их внешняя граница приобретает статус государственной. К территориальным водам примыкает десятимильная рыболовная зона, где каждая страна получила исключительное право на промысел, за исключением вылова осетрины.

Основная площадь водной поверхности акватории моря остается в общем пользовании сторон. В частности, они могут сооружать искусственные острова с 500-метровыми зонами безопасности. При этом государства региона обязались учитывать экологический фактор при реализации крупных проектов и нести ответственность за экологический ущерб в том случае, если он будет причинен.

Стороны договорились заключить договор о взаимодействии в военной сфере. Конвенция запрещает строительство на берегах Каспия иностранных военных баз. Особо подчеркивается "недопущение присутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных держав". Пять прикаспийских государств называются ответственными за поддержание безопасности на море и управление его ресурсами.

Дно и недра акватории Каспийского моря страны поделят между собой путем заключения двусторонних соглашений. Пользование акваторией будет регулярно обсуждаться на уровне заместителей министров иностранных дел, в течение полугода состоится первая встреча.

Конвенция вступит в силу с момента ратификации всеми участниками. Документ носит бессрочный характер.

Президент России Владимир Путин назвал согласование позиций эпохальным событием. "Подготовленная в ходе длившихся более 20 лет переговоров Конвенция о правовом статусе Каспия закрепляет исключительное право и ответственность наших государств за судьбу Каспийского моря, устанавливает четкие правила его коллективного использования", — сказал глава РФ.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что документ станет стимулом для развития торгово-экономических отношений. По его словам, обязательными должны стать регулярные встречи министров экономики пяти стран.

Флотилия и трубопровод

Эксперты отмечают, что долгое время одним из препятствий подписания конвенции была позиция Ирана. Тегеран считал, что имеет право претендовать на больший кусок шельфа. В 2001 году Иран и Азербайджан едва не вступили в вооруженный конфликт из-за одного из каспийских месторождений. Тогда иранские военно-морские силы вынудили азербайджанское исследовательское судно "Геофизик-3" покинуть воды, которые Тегеран считал своими. Баку официально заявил, что будет сбивать самолеты, вторгшиеся в воздушное пространство страны. США выразили готовность, в случае необходимости, оказать Азербайджану политическую и военную помощь, а эскадрилья ВВС Турции "Турецкие звезды" устроила показательные выступления в небе над Баку.

Политологи говорят, что сейчас позиция Тегерана смягчилась из-за сложной обстановки на Ближнем Востоке и восстановления ранее замороженных санкций США. В таких условиях Ирану крайне невыгодно еще и холодное противостояние в каспийском бассейне.

Для России важным стало положение о запрете на размещение в каспийской акватории военных баз внерегиональных держав. Опасения в последнее время вызывало поведение Казахстана. В СМИ начали распространяться сообщения о том, что в портах Казахстана на Каспийском море появятся американские военные базы, хотя официально Астана эти сообщения опровергла.

Российские боевые корабли получили свободу передвижения по всему Каспию. Это должно способствовать дальнейшему развитию Каспийской флотилии, которой Москва уделяет особое внимание. За время сирийской кампании российские военные несколько раз производили пуски ракет "Калибр" из акватории Каспийского моря. В апреле министр обороны Сергей Шойгу сообщил о переводе флотилии из Астрахани в Каспийск. "Там у нас разворачивается огромная стройка: пирсы, причалы, пункты обслуживания, жилье. Будет увеличиваться количество наших офицеров и военнослужащих кратно", — сказал глава оборонного ведомства.

Главный минус конвенции — она позволяет Туркменистану и Азербайджану построить Транскаспийский газопровод для транспортировки среднеазиатских углеводородов в Евросоюз. Впрочем, специалисты говорят, определенные усилия Ашхабаду и Баку потребуются для того, чтобы согласовать с остальными странами региона вопросы экологической безопасности. Кроме того, сейчас Туркменистан поставляет газ только в Китай, Пекин намерен наращивать объем закупок, а значит передела европейского рынка энергоносителей в ближайшем будущем ждать не стоит.

Игорь Кармазин

 

 

<< Август, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ