Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

13.09.2019

Ведомство уже готовит законопроект.

"Ведомости"

"Нас немного беспокоит ситуация, когда мы каждый раз вручную следим, чтобы госкомпании поднимали дивиденды своих "дочек" на уровень холдингов (50% от чистой прибыли)", — заявил замминистра финансов Алексей Моисеев (его цитирует "Интерфакс").

"Госхолдинги часто говорят, что денег нет, потому что они получили мало от "дочек", — а почему "дочка" направила на дивиденды 5% прибыли?" — возмутился Моисеев. Необходимо обязать "дочки" холдингов также отдавать 50% прибыли на дивиденды, заявил он, Минфин уже готовит такой законопроект.

Правительство несколько лет добивается, чтобы госкомпании направляли на дивиденды 50% прибыли по МСФО. В 2018 г. Минфину удалось это сделать: за 2017 г. 50% от чистой прибыли по МСФО заплатили все крупные госкомпании, кроме "Газпрома".

"Если компания платит дивиденды с чистой прибыли по МСФО, совершенно не важно, сколько дивидендов платит ее "дочка" и платит ли вообще. Вся прибыль "дочки" и так консолидируется и служит базой для расчета дивидендов материнской компании", — недоумевает топ-менеджер госкомпании. Размер дивидендов "дочки" может иметь значение, если головная структура платит деньги не по МСФО, а с другой базы, говорит он.

"Транснефть" платит дивиденды от консолидированной прибыли, такое уточнение не нужно, считает и ее представитель.

Как раз с "Транснефтью" Минфин особенно горячо спорит по поводу дивидендов в этом году. Компания платит дивиденды с нормализованной прибыли по МСФО — она не учитывает прибыли дочерних и совместно контролируемых компаний ("дочки" "Транснефти" обеспечивают существенную часть выручки и прибыли), доходы от переоценки финансовых вложений, курсовые разницы и другие параметры. Минфин рассчитывал, что на промежуточные дивиденды за 2019 г. "Транснефть" направит 34,5 млрд руб., но компания оценила дивиденды только в 1,3 млрд руб. Решение акционеров "Транснефти" по поводу промежуточных дивидендов еще не принято.

При расчете дивидендов совершенно необходимо учитывать вложения в ценные бумаги и другие неденежные составляющие — например, курсовые разницы, продолжает представитель "Транснефти". А также учитывать достаточность средств для финансирования согласованной государством инвестпрограммы, чтобы хотя бы 30% финансирования составляли собственные средства, считает он.

Остальные госкомпании платят дивиденды по МСФО. Но для некоторых власти все равно делают исключения. Например, в 2017 г. президент России Владимир Путин разрешил "Газпрому" платить дивиденды без учета курсовых разниц. С ними чистая прибыль компании по МСФО в 2016 г. составила 951,6 млрд руб., но почти половина (464 млрд руб.) пришлась на "бумажный" доход из-за курсовых разниц. В итоге "Газпром" заплатил 190 млрд руб. дивидендов, что существенно меньше 50% даже очищенной прибыли. В этом году "Газпром" удивил инвесторов, пересмотрев рекомендацию по размеру дивидендов за 2018 г. Она была повышена в 1,5 раза до 393,2 млрд руб.

"Роснефть" объявила, что направит на дивиденды 50% чистой прибыли за 2018 г.

Идея Минфина может положительно сказаться на дивидендах "Россетей", отмечает аналитик группы компаний "Атон" Ангелина Глазова, хотя некоторые "дочки" "Россетей" платят дивиденды с доходностью на уровне 14-15%, сама материнская компания по текущей дивидендной политике не выплачивает годовые дивиденды уже второй год, несмотря на хорошие финансовые показатели по МСФО. По РСБУ компания фиксирует чистый убыток из-за эффекта переоценки, а в этом случае выплата дивидендов не производится, согласно текущей политике, объясняет она.

Представители Минфина, "Россетей" и "Газпрома" не ответили на запросы "Ведомостей".

Александр Воробьев

 

 

Вердикт также может повлиять на эксплуатацию "Северного потока — 2".

"Известия"

Решение Европейского суда, ограничивающее допуск "Газпрома" к мощностям газопровода OPAL, может негативно повлиять на трехсторонние переговоры Еврокомиссии (ЕК), России и Украины по транзиту газа. Об этом "Известиям" заявил глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, подчеркнув, что Россия заинтересована в продолжении поставок газа на Украину и через нее на экономически выгодных условиях и при гарантиях безопасности транзита. Параллельно с этим возникают и новые риски для российского участия в проекте "Северный поток — 2" (СП-2): согласно обновленной газовой директиве ЕС, вместо "Газпрома" оператором трубопровода должна стать независимая компания, а 50% его мощностей нужно зарезервировать для других поставщиков. Недавнее постановление по OPAL снижает шанс того, что ЕК сделает для СП-2 исключение из правил.

Вернуться на 10 лет назад

Решение Европейского суда, обязывающее "Газпром" ограничить поставки топлива по газопроводу OPAL (одна из двух сухопутных веток российско-германского трубопровода "Северный поток" с мощностью 36,5 млрд куб. м в год) до 50%, противоречит целям и задачам Евросоюза в области энергообеспечения. С такой оценкой судебного постановления выступили в комитете Госдумы по энергетике, назвав его "ангажированным и политически мотивированным".

— В среднесрочной перспективе в Европе на фоне значительного и быстрого снижения собственной добычи вырастет спрос на импортный газ, — сказал "Известиям" глава комитета Павел Завальный. — Любые препятствия удовлетворению этого спроса за счет надежных и экономически эффективных поставок трубного газа из России соответствуют геополитическим и экономическим интересам третьих стран, однако невыгодны европейским потребителям.

Спор о доступе "Газпрома" к мощностям OPAL начался в 2009 году, когда Евросоюз принял Третий энергопакет, призванный защитить европейский рынок от доминирования того или иного поставщика. Ситуация разрешилась в 2016 году, когда Еврокомиссия, сделав для OPAL исключение, увеличила квоты "Газпрома" (единственного поставщика топлива по этой ветке) на поставки до 90%. Однако 10 сентября 2019 года Европейский суд юстиции удовлетворил иск Польши и отменил решение ЕК.

Как сообщили в "Газпроме", сейчас компания "изучает юридические и коммерческие последствия этого решения". С аналогичной позицией выступает и правительство ЕС.

— В Еврокомиссии приняли во внимание постановление суда, — сказали "Известиям" в организации. — Европейская комиссия высоко ценит принцип энергетической солидарности. При дальнейших решениях об исключениях этот принцип будет необходимо оценивать в соответствии с судебным решением.

Главным бенефициаром этой истории стала Польша, которая наравне с Украиной выступает транзитером российского газа. Как заявили в Варшаве, постановление суда снижает угрозу монополистической силы "Газпрома" и "дает Польше беспрецедентную энергетическую безопасность". По мнению руководства страны, сокращение поставок по "Северному потоку" также не позволит России отказаться от транзита через Украину, который уже многие годы является предметом спора Москвы и Киева.

Переговоры с нулевой суммой

Ближайшие консультации по этой теме с участием министров энергетики РФ, Украины и Евросоюза пройдут в Брюсселе 19 сентября. Стороны должны обсудить условия будущего транзита российского газа через украинскую территорию. ЕК предлагает Москве и Киеву подписать новый контракт сроком на 10 лет, в котором были бы обозначены гарантированные объемы прокачки газа по украинской газотранспортной системе (ГТС). Киев в целом с этим предложением согласен и намерен добиваться долгосрочных договоренностей. Россия же настаивает на том, чтобы продлить контракт на один год.

Ситуация вокруг ветки OPAL может повлиять на содержание консультаций, поскольку, как отметил глава Минэнерго РФ Александр Новак, решение суда касается всей системы энергоснабжения европейских стран. В Госдуме уверены: влияние это будет негативным.

— Любая политизация создает риск, что переговоры осложнятся и затянутся, — отметил Павел Завальный. — И если это произойдет, то заплатит за это прежде всего европейский потребитель. И украинский, кстати, тоже — ведь вопрос о транзите через эту страну не может быть решен отдельно от вопроса о поставках ее потребителям.

Политик подчеркнул, что Россия заинтересована в продолжении поставок газа на Украину и через нее на экономически выгодных условиях и при гарантиях надежности и безопасности транзита. Однако здесь возникает много неясностей как с экономически обоснованными объемами и тарифами на прокачку, так и с техническим состоянием украинской ГТС, подытожил Павел Завальный.

Эксперты сходятся на том, что достижение компромисса неизбежно, поскольку на сегодняшний день Европе не хватает других транзитных мощностей. Как пояснил "Известиям" глава Института национальной энергетики Сергей Правосудов, в трехсторонних переговорах решение суда по OPAL несколько усиливает позицию Киева, поскольку из-за восстановленных ограничений "Газпром" хотя бы на первых порах будет вынужден перенаправить лишние объемы газа на Украину.

Вместе с тем постановление по OPAL может повлиять и на эксплуатацию другого российско-германского проекта. Речь идет о "Северном потоке — 2", запуск которого намечен на конец 2019 года. Возможные осложнения связаны с недавними поправками ЕС к газовой директиве, при которой действие Третьего энергопакета распространяется и на морские трубопроводы из третьих стран. Согласно документу, оператором "Северного потока — 2" теперь должна выступать независимая от "Газпрома" компания, а 50% мощностей газопровода надо зарезервировать под прокачку от других поставщиков. Решение ЕК по OPAL в 2016 году давало поводы говорить о том, что и для СП-2 будут возможны послабления. Однако отмена этого прецедента допускает, что какое-то время "Северный поток — 2" будет наполовину пустым.

Екатерина Постникова

<< Сентябрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ