Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

13.10.2014

"Газпром" согласился подумать над предложением китайских партнеров отказаться от строительства "Владивосток СПГ" и вместо этого поставлять газ в Китай по трубе.

"Ведомости"

"Газпром" готов рассмотреть возможность поставки трубопроводного газа на экспорт в Китай как альтернативы проекта "Владивосток СПГ", — цитирует пресс-служба предправления "Газпрома" Алексея Миллера, находящегося на переговорах в КНР.

Завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) "Газпром" рассчитывал запустить во Владивостоке в 2018 г. На первом этапе мощность завода должна была составить 5 млн т в год, вторая очередь предполагала увеличение до 15 млн т СПГ в год к 2020 г. Стоимость строительства первых двух очередей завода СПГ Миллер в 2012 г. на встрече с президентом Владимиром Путиным оценивал в 220 млрд руб. До того как был подписан контракт на поставку газа по трубопроводу "Сила Сибири" в Китай, считалось, что ресурсной базой для "Владивосток СПГ" станет Чаяндинское месторождение в Якутии. Затем — что сырье на новый завод будет поступать с Южно-Киринского месторождения на Сахалине по уже существующей трубе Сахалин — Хабаровск — Владивосток. "Газпром" предлагал долю во "Владивосток СПГ" китайским и японским инвесторам.

Теперь китайцы предложили "Газпрому" отказаться от СПГ-завода и поставлять сахалинский газ в Китай по существующей трубе, рассказывают два человека, близких к "Газпрому". Конечно, трубу нужно довести непосредственно до границы и создать инфраструктуру на территории Китая, поэтому газ не поступит быстрее, чем с СПГ-завода. Но китайцам интереснее получать сырье по трубе, чем строить мощности по регазификации, объясняет один из собеседников "Ведомостей". "Газпром" согласился подумать, знает другой собеседник. В CNPC и CNOOC на вопросы не ответили.

Отказ от строительства "Владивосток СПГ" может быть выгоден и "Газпрому", продолжает второй собеседник: из-за санкций начинать строительство рискованно, технологии в большинстве американские, плюс сложности с финансированием. Газпромбанк, подпавший под секторальные санкции, имеет право на покупку 49% "Владивосток СПГ" и должен был обеспечить привлечение финансирования. В сентябре заместитель руководителя департамента управления проектами "Газпрома" Виктор Тимошилов заявлял "Интерфаксу", что "Газпром" изучит вариант привлечения российского финансирования для этого проекта.

Кроме этого трубопроводные поставки газа по себестоимости будут дешевле для "Газпрома", чем СПГ, отмечает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. И еще не факт, что цена СПГ на рынке в дальнейшем будет расти: к 2018 г. уже успеют появиться новые заводы, которые будут балансировать спрос, подчеркивает аналитик. По оценке Миллера, доля СПГ не будет меняться и по-прежнему будет составлять 30%.

Но, подчеркивает сотрудник одной из структур "Газпрома", прежде чем решить вопрос о поставках через Владивосток, "Газпром" хотел бы договориться с Китаем о поставках газа по "западному маршруту": с месторождений Ямала через Алтай. Почему — собеседник "Ведомостей" не объясняет. "Контракт готовится на поставку 30 млрд куб. газа в год. Проект Алтай” имеет очень высокую степень готовности к началу строительства. В дальнейшем могут быть построены вторая и третья нитки газопровода — с выходом на потенциальную производительность до 100 млрд куб. м в год", — цитирует Миллера пресс-служба "Газпрома". В мае "Газпром" и CNPC уже подписали 30-летний договор о поставках 38 млрд куб. м газа в год.

"Газпром" действует верно: прежде чем идти навстречу китайцам в поставках через Владивосток, нужно гарантировать поставки по западному направлению, где конкуренция наиболее сильна (рядом Туркменистан, Киргизия и др.), объясняет Полищук.

,

 

 

Ответом на санкции против российских нефтяников станет создание еще одной госкорпорации.

"РБК daily"

Ответом на санкции против российских нефтяников станет создание еще одной госкорпорации. Ее планируется сформировать на базе госкомпании "Росгеология", для того чтобы обеспечить независимость России в сфере геологоразведки. Президент Владимир Путин уже дал соответствующее поручение.

Как стало известно РБК, президент одобрил преобразование "Росгеологии" в госкорпорацию. Письмо с таким предложением главе государства 18 сентября направил вице-премьер Александр Хлопонин, а Путин поставил на нем резолюцию "Согласен" (копия документа есть у РБК).

"В условиях резко обострившейся международной обстановки формирование национальной компании, обеспечивающей необходимый уровень геологических и сервисных работ, является ключевой отраслевой задачей для устойчивого воспроизводства минерально-сырьевой базы России на долгосрочную перспективу", — говорится в письме Хлопонина. Формировать такую компанию он предлагает на базе "Росгеологии".

Выполнять функции "специализированного государственного агента по выполнению геологоразведочных работ и воспроизводству минерально-сырьевой базы России" "Росгеологии" поможет статус госкорпорации, а также передача ей госдолей в 15 геологоразведочных предприятиях (в их числе "Дальморнефтегеофизика", "Севморнефтегеофизика" и "Союзморгео", ведущие работы на шельфе), говорится в письме Хлопонина.

Эти предложения были поддержаны Минприроды, Роснедрами, а также Советом безопасности, отмечается в документе. Дополнительных затрат из госбюджета предложение Хлопонина не потребует. Профильным ведомствам лишь надо выработать механизм консолидации активов на базе новой структуры, а также подготовить и внести в Госдуму проект федерального закона "О государственной корпорации "Росгеология".

Идею создания национального нефтесервисного оператора на базе "Росгеологии" в середине сентября озвучил министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. Эта мера, по его мнению, поможет российским нефтедобытчикам решать проблемы, возникшие из‑за санкций и запрета на доступ к технологиям и оборудованию для добычи нефти на шельфе, в Арктике. Изменение статуса "Росгеологии" уже обсуждали в правительстве, сообщил РБК Донской.

Представитель Хлопонина сказал лишь, что вопрос о наделении "Росгео­логии" статусом госкорпорации и передачи ей новых активов обсуждался. В Минэнерго не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.

Получив спецстатус, "Росгеология" сможет более эффективно заниматься воспроизводством минерально-сырьевой базы, то есть выполнять функции, которые ранее были возложены на компанию указом президента страны, сказал РБК заместитель гендиректора "Росгеологии" Антон Сергеев. По его словам, один из вариантов такого статуса – госкорпорация. "Что же касается докапитализации компании 15 геофизическими предприятиями, то этот вопрос после одобрения в профильных федеральных ведомствах был еще в начале года внесен в правительство Минприроды", – заключает Сергеев.

Валерий Нестеров, аналитик Сбербанк CIB, отмечает, что статус гос­корпорации – это прежде всего возможность получать приоритетное бюджетное финансирование.

Против создания на базе "Росгеологии" национальной нефтесервисной компании уже успели высказаться руководители крупных нефтяных компаний. Так, глава "Роснефти" Игорь Сечин указывал, что эта мера не решит проблемы дефицита нефтесервисных услуг. "И если нас будут обязывать размещать заказы, то это вообще далеко от рынка. Мы создадим нового монополиста", – заявил глава "Роснефти" ТАСС.

Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов на прошлой неделе сказал, что за 20 лет в России возник конкурентный рынок нефтесервисных услуг с большим количеством игроков, а появление нового государственного игрока может нарушить правила конкуренции. Похожим образом высказался и вице-премьер по ТЭКу Аркадий Дворкович – он возражает против придания новой структуре особого статуса.

Пресс-служба российского офиса Schlumberger не смогла оперативно сказать, что думает компания о повышении статуса конкурента. Источник РБК в компании высказал мнение, что у "Росгеологии" в среднесрочной перспективе будут иные компетенции по сравнению с западными игроками рынка, и на первых порах ей вряд ли удастся потеснить зарубежных мейджоров.

Глава объединения российских сервисных компаний "Союзнефтегазсервис" Игорь Мельников одобрил появление крупного отраслевого игрока на российском рынке, но с оговоркой: "Не хотелось бы появления монополиста, крупных игроков должно быть несколько: и государственных, и частных. На фоне санкций важно вливать деньги в российский нефтесервис".

Газета РБК

 

 

 

Дело "Башнефти" Генпрокуратура хочет вернуть башкирский ТЭК России.

"РБК daily"

Генпрокуратура требует конфискации акций "Башнефти" у "Системы", потому что, по ее мнению, топливно-энергетические активы компании незаконно достались Башкирии в начале 1990-х. Если суд согласится с доводами прокуроров, можно будет оспаривать и другие сделки по приватизации региональных предприятий ТЭКа двадцатилетней давности.

РБК удалось ознакомиться с иском Генпрокуратуры к "Системе" и ее "дочке" "Система-Инвест" об изъятии акций "Башнефти" в федеральную собственность.

Генпрокуратура требует изъятия в федеральную собственность почти 82% акций "Башнефти", принадлежащих сейчас АФК "Система" и ее "дочке" "Система-Инвест". Автор иска – первый заместитель генпрокурора Александр Буксман — отсылает к 1991 году, когда был принят закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (3 июля 1991 года), и постановлению Верховного совета РФ от 27 декабря 1991 года "О разграничении государственной собственности в РФ…", согласно которому предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК) относятся исключительно к федеральной собственности.

В 1993 году Конституционный суд уточнил это постановление, указав, что вопросы разграничения государственной собственности отнесены к совместному ведению федеральных и региональных властей. "При выработке решений по этим вопросам необходимо выявление мнений и согласование позиций всех заинтересованных сторон. Однако позиция Российской Федерации при приватизации предприятий ТЭКа органами власти Республики Башкортостан не запрашивалась и не учитывалась", – отмечается в исковом заявлении Генпрокуратуры.

Когда федеральное правительство приватизировало предприятия ТЭКа, башкирские активы в список приватизируемых предприятий не включались. Госкомимущество России (сейчас — Росимущество) решений о приватизации башкирских предприятий не принимало. "Таким образом, оспариваемое государственное имущество выбыло из владения Российской Федерации помимо ее воли", — говорится в иске. В этом случае, основываясь на ст. 302 ГК РФ, собственник, то есть федеральные власти, вправе потребовать возврата своего имущества. "При ничтожности действий по отнесению государственных предприятий ТЭКа в Республике Башкортостан к республиканской собственности и их приватизации все дальнейшие сделки, связанные с распоряжением их акциями, также ничтожны. Права собственника имущества в данном случае в соответствии с выше приведенными положениями закона подлежат защите путем заявления виндикационного иска", — отмечается в документе.

В иске расписано, что помимо "Башнефти" и переданных ей позже нескольких нефтеперерабатывающих заводов (Уфимский НПЗ, Ново-Уфимский НПЗ, "Уфанефтехим", "Уфаоргсинтез") в собственности республики оказались "Башкирнефтепродукт", "Нефтехимремстрой", "Башкирэнерго", "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им. Д. А. Черняева" и "Уралтранснефтепродукт".

Таким образом, Генпрокуратура оспаривает в первую очередь первоначальные действия Башкирии по переводу прав на предприятия башкирского ТЭКа из федеральной собственности на республиканский уровень, отмечает адвокат Московской городской коллегии адвокатов Алексей Мельников, ознакомившийся с иском. Это может повлиять на все приватизационные сделки, в том числе связанные с переходом из федеральной собственности в региональную.

В случае удовлетворения иска Генпрокуратуры федеральные власти могут потребовать возврата в госсобственность акций "Татнефти", которая контролируется Татарстаном, указывает партнер Greenwich Capital Лев Сныков. В России не действует прецедентное право, и возврат "Татнефти" в федеральную собственность невозможен, уверяет близкий к компании источник РБК. В 1994 году был подписан договор между Татарстаном и Россией о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий.

Из федеральной собственности также были выделены "Башкирэнерго" (в 2012 году "Система" продала эту компанию "Интер РАО") и "Татэнерго" (в собственности Татарстана), указывает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

В своем иске Буксман требует вернуть в госсобственность только те акции "Башнефти", которые принадлежат "Системе" и "Система-Инвест". Если бы Генпрокуратура действовала последовательно, то должна была требовать передачи в собственность России всех акции – принадлежащих не только АФК, но и миноритариям, говорит Мельников. Но пока по ходатайству Буксмана арбитражный суд запретил ОАО "Реестр" (регистратору "Башнефти") проводить любые сделки с акциями нефтяной компании.

Генпрокуратура не оспаривает продажу "Системе" контрольного пакета "Башнефти" в 2009 году, а лишь констатирует, что компания Владимира Евтушенкова сейчас владеет активами, которые более 20 лет назад без ведома Российской Федерации выбыли из ее собственности.

В "Системе" отказались от комментариев. Но ранее представители компании заявляли, что АФК "Система" не участвовала в приватизации предприятий Башкирского ТЭКа и выступила добросовестным покупателем активов у третьей стороны.

Президент Башкирии Рустэм Хамитов еще 26 сентября, когда стало известно об иске Генпрокуратуры, заявил, что полностью поддерживает планы ведомства по возврату имущественного комплекса предприятий башкирского ТЭКа в госсобственность. В пятницу, 10 октября, полпред Башкирии при президенте России и вице-премьер республиканского правительства Артур Шайнуров заявил, что местные власти рассчитывают обсудить судьбу "Башнефти" после завершения суда. "Надеемся только на то, что следственные органы, кто сейчас занимается разбором этой ситуации, разберутся в истинных событиях этого периода. Ну а беспристрастный суд примет правильное решение", – сообщил он (цитата по Интерфаксу).

"Ни у правительства республики, ни у общественных организаций Башкортостана нет заготовленного сценарного плана, поэтому могу сказать только одно: республика, безусловно, обеспокоена событиями и фактами, связанными с не очень обоснованным этапом приватизации, когда республика оказалась вне тех решений, когда активы "Башнефти" ушли во владение структурам, которые, к сожалению, никак не связаны с преимуществом Республики Башкортостан", – добавил полпред Татарстана при президенте. В пятницу представитель Хамитова не ответил на запрос РБК.

"Мы неоднократно подчеркивали: приватизация топливно-энергетического комплекса Республики Башкортостан была осуществлена в полном соответствии с действующим законодательством и договором о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан", – говорится на сайте благотворительного фонда "Урал" (его совет возглавляет бывший президент Башкирии Муртаза Рахимов). 9–10 октября в рамках уголовного дела о хищении акций "Башнефти" на основании постановления Басманного суда был наложен арест на денежные средства "Урал-инвеста" – дочерней структуры фонда "Урал", которая в 2009 году продала "Системе" часть долей "Башнефти".

Максимальный срок исковой давности по подобным делам (оспаривание приватизации. – РБК) составляет десять лет (этот срок устанавливался в целях обеспечения стабильности гражданского оборота), поэтому Генпрокуратуре будет сложно обосновать, почему эта норма закона не должна применяться и почему она не подавала иск о взыскании акций "Башнефти" ранее, замечает Алексей Мельников. Тем более что большинство действий с предприятиями БашТЭКа шли публично и Счетная палата еще в 2003 году сообщала о нарушениях при их приватизации.

"В любом случае сроки давности уже давно вышли и оспорить это можно только в путинском суде. Любой другой более-менее нормальный суд, конечно же, иск Генпрокуратуры в этой части отклонит", – сказал РБК Альфред Кох (в 1993–1997 годах работал в Госкомимуществе). Если пересматривать итоги приватизации, то надо менять закон – например, вспомнить советский опыт, согласно которому на истребование имущества государством исковая давность не распространялась вообще, привел пример Мельников.

В рамках уголовного дела СК перспектива конфискации акций "Башнефти" остается, если будет доказано, что "Система" участвовала в схеме хищения этого имущества, уточнил адвокат.

Андрей Лемешко, Тимофей Дзядко

"Интер РАО" нашла деньги, чтобы профинансировать выкуп собственных акций у ВЭБа. В обмен банк поможет энергохолдингу профинансировать инвестпрограмму.

"Ведомости"

В минувшую пятницу ВЭБ снизил долю в уставном капитале "Интер РАО" c 5,1 до 0,037%, раскрыл энергохолдинг. "Интер РАО" выкупила собственные акции, исполнив опцион на 31,4 млрд руб., использовав кредит, привлеченный у пула банков (в том числе ЕБРР и ВТБ), рассказал представитель компании. В пятницу на Московской бирже 5,1% акций "Интер РАО" стоили 4,9 млрд руб.

"Интер РАО" также договорилась с ВЭБом, что тот может предоставить энергохолдингу кредит для рефинансирования обязательств перед пулом, сказал представитель. ВЭБ предоставит кредит, в случае если энергохолдингу потребуются деньги на инвестпрограмму.

На прошлой неделе источник, близкий к одной из сторон, говорил, что срок исполнения опциона отложен на месяц-полтора. Заем был привлечен раньше, так как существовал риск, что условия кредитования ухудшатся в течение этого срока, объяснил представитель "Интер РАО". Его коллега из ВЭБа не предоставил комментарии.

Трехлетний пут-опцион ВЭБ и структура "Интер РАО" заключили в июне 2010 г. Тогда банк выкупил примерно 5% новых акций "Интер РАО" за 21,3 млрд руб. Деньги компания направила на достройку Уренгойской ГРЭС в Ямало-Ненецком автономном округе. Стоимость опциона определялась исходя из цены покупки в 0,04 руб. за акцию и ставки рефинансирования ЦБ плюс 1%. Требование об исполнении опциона "Интер РАО" получила в июле этого года. Для компании это стало неожиданностью, так как "Интер РАО" не раз говорила, что денег на исполнение требования у нее нет, рассказывал представитель компании.

По итогам первого полугодия денежные средства и эквиваленты на счетах "Интер РАО" превышали общий долг: 61,2 млрд руб. против 57,9 млрд руб. После привлечения нового кредита общий долг может вырасти до 89,3 млрд руб., а чистый составит 28,1 млрд руб., таким образом, долговая нагрузка будет 0,6, подсчитал аналитик Deutsche Bank Дмитрий Булгаков. По его словам, выручка "Интер РАО" от новых вводов энергоблоков только в 2014 г. составит 40 млрд руб. — это позволит компании профинансировать оставшуюся обязательную инвестпрограмму в 64 млрд руб. в 2014-2015 гг.

 

 

<< Октябрь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ