Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

13.11.2013

Киев не надеется на помощь Брюсселя в энергетических переговорах с Москвой.

"Независимая газета"

Компания "Нафтогаз", прекратившая покупки российского газа с 9 ноября, не собирается возобновлять их до нового года. Об этом вчера сообщили украинские СМИ со ссылкой на источники в компании. Официально украинская и российская стороны до сих пор не прокомментировали ситуацию. В неофициальных беседах украинские чиновники поясняют, что причин отказа от покупки российского газа три: нехватка средств для оплаты, неразбериха с октябрьскими поставками и ожидание результатов саммита ЕС в Вильнюсе.

Руководитель "Газпрома" Алексей Миллер 29 октября сообщил, что "Нафтогаз" не рассчитался за поставки газа в августе. Сумма долга составила 882 млн долл. Как выяснилось, летом российская компания пошла на уступки украинской, продлив срок оплаты до 1 октября, а затем — до конца месяца. В Киеве поначалу сочли заявление Миллера еще одним проявлением политического давления России на Украину из-за евроинтеграционного курса Киева. И пообещали расплатиться за пару дней. Однако позже стало известно, что долг за август украинская сторона сможет выплатить только к середине декабря.

В тот момент премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в интервью агентству Reuters опроверг какую-либо связь между внешнеполитическим выбором Украины и долговыми требованиями России: "Платить нужно. Независимо от того, где находится какая страна, относится ли она к Таможенному союзу или к Евросоюзу, входит ли она в блок НАТО или не входит. Платить положено". Он напомнил, что российская сторона шла навстречу партнерам: "Мы понимаем, что у них экономические сложности, но платить-то все равно надо. Тем более что мы за последнее время и кредиты им давали, и профинансировали транзит, то есть плату за транзит на довольно длительный период, заплатив им миллиарды долларов. Они хотя бы взяли что-то оттуда и заплатили за потребляемый газ".

Спустя неделю ситуация снова осложнилась: 7 ноября представитель "Газпрома" Сергей Куприянов заявил, что к концу дня украинская сторона должна заплатить 1,355 млрд долл. за газ, поставленный в октябре. На днях министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий заверил, что "Нафтогаз" оплатил октябрьские поставки. Однако источники "НГ" утверждают, что проблема не решена и что она послужила причиной отказа от российских поставок.

Руководитель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич сказал "НГ", что в сентябре-октябре "Нафтогаз" покупал незначительные объемы российского газа: по 15-20 млн куб. м в сутки — это почти в 10 раз меньше обычного объема суточных поставок. Но в это время российский газ в Украину поступал в адрес корпорации Ostchem Дмитрия Фирташа. Как сообщили СМИ, в октябре частная структура закачала в подземные хранилища около 4 млрд куб. м газа, а государственная компания "Нафтогаз" подняла из хранилищ примерно 2 млрд куб. м.

При этом украинские чиновники заявили, что при сохранении жесткой и неуступчивой позиции "Газпрома" Украина может перестать закачивать газ в хранилища для обеспечения бесперебойного транзита в Европу зимой, а будет использовать запасы для своих нужд.

Как известно, с 2005 года "Газпром" перестал хранить газ в украинских хранилищах, а поэтому "Нафтогаз" закупал дополнительные объемы, которые традиционно использовались в периоды зимних холодов, когда потребление газа резко увеличивалось.

"Думаю, в "Газпроме" обеспокоились, узнав, что "Нафтогаз" стал отбирать газ из хранилищ в октябре: запасов может не хватить для бесперебойных поставок в Европу до конца зимы", — отметил Дмитрий Марунич. Он предположил, что счет на 1,55 млрд долл. за октябрь был адресован не "Нафтогазу", а Ostchem Дмитрия Фирташа. "Насколько я понимаю, когда министр Ставицкий отчитывался о том, что октябрьские поставки полностью оплачены, он говорил только о платежах "Нафтогаза". Рассчиталась ли компания Фирташа — неизвестно", — заключил Марунич.

Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский выразил уверенность, что у Ostchem не могло возникнуть проблем с оплатой. Ведь корпорация обеспечивает газом крупных и платежеспособных промышленных потребителей. "Могу лишь предположить, что по каким-то причинам в октябре возникла проблема с оформлением поставок газа. Сообщалось, что в Украину поступило более 3 миллиардов кубометров российского газа. "Нафтогаз" закупил меньше миллиарда кубометров. А кто получил и должен оплатить остальное — видимо, возникли какие-то недоразумения. Но они, я уверен, скоро разрешатся. А на время выяснения "Нафтогаз" временно прекратил покупку газа у "Газпрома", — считает эксперт.

В Киеве отмечают, что сразу после объявления о прекращении поставок газа акции "Газпрома" на Московской бирже упали на 1,1%. И что решение стало хорошим средством давления на российскую сторону в переговорах о подписании новых контрактов. Ранее премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что из-за несправедливых условий контрактов, подписанных правительством Юлии Тимошенко, Украина переплатила "Газпрому" свыше 20 млрд долл. И поэтому вынуждена экономить, искать альтернативные источники поставок, развивать проекты по добыче сланцевого газа и т.п.

В начале ноября пресс-служба правительства сообщила, что на 5-е число запланировано подписание меморандума о создании Адриатического газового коридора, который свяжет Украину, Венгрию и Хорватию. Эдуард Ставицкий тогда сообщил: "Мы согласовали все вопросы относительно нового маршрута. Я бы его назвал Адриатическо-венгерским коридором по поставкам природного газа от LNG-терминала на полуострове Крк в Хорватии через газотранспортные системы Венгрии к нашим газовым хранилищам". Но в назначенный день премьер-министр Хорватии Зоран Миланович в Киев не приехал, а подписание соглашения было отложено до конца месяца, когда состоится саммит ЕС в Вильнюсе.

Дмитрий Марунич уверен, что итоги саммита не повлияют на решение о создании газового коридора: "Главное в этом вопросе не политика, а экономика. Речь идет о сложнейшем и дорогостоящем проекте, относительно которого ясности нет". Адриатический газопровод может быть состыкован с Трансанатолийским газопроводом. Предполагается, что по этому маршруту до 10 млрд куб. м каспийского газа будет ежегодно поставляться в Италию с границы Турции, через Албанию и Грецию. "Коридор, о котором говорит украинская власть, означает отвод от Адриатического коридора — из Албании, по территории Черногории и Хорватии, — в Венгрию, а оттуда в Украину. Даже в случае, если бы проект был реализован, объемы поставок газа в Украину были бы незначительными, а его стоимость высока. Экономическая целесообразность вызывает много сомнений. Разве что Украина станет частью европейского рынка газа, на нашей территории будет создан газовый хаб. Но это — весьма отдаленная перспектива", — пояснил Марунич.

А ближайшее будущее сулит Украине новый счет "Газпрома" за нарушение условий действующего контракта. Анонсированный украинскими чиновниками объем покупки российского газа на уровне 11 млрд куб. м за 2013 год соответствует выполнению обязательств на четверть. И означает, что российская компания в январе может выставить "Нафтогазу" счет на более чем 10 млрд долл. за недобор газа. В Киеве не исключают, что "Газпром" обратится в международный суд.

"Не думаю, что Европа вмешается в эту ситуацию. Их мало заботит экономическое положение Украины, взаимоотношения с Россией. Они вступают в переговоры только в том случае, если речь идет об энергетической безопасности Европы. На сегодня в украинских подземных хранилищах накоплено более 19 миллиардов кубометров газа — вполне достаточно, чтобы без проблем пройти периоды зимних пиковых нагрузок. Остальное европейцев не заботит", — сказал "НГ" Валентин Землянский.

Дмитрий Марунич отметил, что европейская сторона, как и МВФ, требует от Киева реорганизовать "Нафтогаз". "Ведь причина всех проблем — отсутствие средств. "Нафтогаз" превратился в планово-убыточную компанию: поставляет газ населению и коммунальным предприятиям по заниженным ценам. И то не получает полной оплаты, за последние два года накоплены рекордные за все годы независимости долги потребителей. Рассчитывать на помощь государства "Нафтогаз" не может: в этом году начался период пиковых выплат Украиной внешних долгов, в том числе МВФ, а поэтому нет средств для помощи "Нафтогазу". Отказ от российских поставок — крайняя и вынужденная мера", — сказал он. Эксперт предположил, что сложившаяся ситуация могла обсуждаться в ходе засекреченной встречи Виктора Януковича и Владимира Путина: "Возможно, готовится план действий на случай, если Украина и ЕС не подпишут соглашения об ассоциации. В таком случае не исключено, что уже в декабре могут быть подписаны новые контракты с "Газпромом". В противном случае Украине грозит новый газовый кризис".

Содиректор аналитического отдела российского агентства "Инвесткафе" Григорий Бирг отмечает, что Украина не раз заявляла о готовности существенно сократить закупки российского газа и претворяла эти планы в жизнь, увеличивая собственную добычу газа, заключив договор на закупку газа с RWE и переводя ТЭЦ на уголь. "Возможно, решение "Нафтогаза" отказаться от закупок российского газа ожидали в "Газпроме", так как компания предоставила существенную скидку на газ частной украинской компании отчасти для того, чтобы в хранилищах страны был газ для обеспечения бесперебойных поставок в Европу в зимний период, — продолжает он. — Но сложно представить, что Украина сможет в течение долгого времени не закупать российский газ, особенно в течение всего зимнего сезона".

Директор аналитического департамента российской компании "Альпари" Александр Разуваев отмечает, что Украина для "Газпрома" прежде всего важна как страна транзита, тогда как сам украинский рынок второстепенен. При этом зависимость "Газпрома" от Украины после запуска "Северного потока" и покупки "Белтрансгаза" значительно снизилась.

В свою очередь, начальник управления инвестиционных операций "Ланта-Банка" Олег Поддымников считает, что решение Украины нельзя назвать неожиданным, поскольку еще несколько лет назад она разработала программу по снижению энергоемкости экономики. Кроме того, как напоминает эксперт, у России и Украины длительная история газовых конфликтов. С 1994 года Россия неоднократно ограничивала поставки газа украинской стороне. "Новая газовая война, если она все-таки произойдет, безусловно, негативно отразится на бизнесе "Газпрома", — считает он. — Украина — самый крупный потребитель российского газа среди стран СНГ и второй по величине среди стран дальнего зарубежья. В 2012 году объем экспорта в Украину составил 32,9 миллиарда кубометров. Это составляет примерно 16,2% всего экспорта "Газпрома" в 2012 году. Для сравнения, поставки в Германию — крупнейшему иностранному потребителю — в 2012 году составили 34 миллиарда кубометров, в Турцию — 27 миллиардов, Италию — 15,1 миллиарда кубометров". Кроме того, для "Газпрома" повышается риск начала перебоев в транзите газа европейским потребителям через территорию Украины.

Татьяна Ивженко, Сергей Куликов

"Ведомости"

Вчера во время визита президента Владимира Путина во Вьетнам "Газпром нефть" заключила рамочное соглашение о покупке у государственной Petrovietnam 49% в нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) Dung Quat мощностью 6,5 млн т в год. Стороны ведут переговоры о цене, в случае договоренностей "Газпром нефть" пропорционально доле вложится в модернизацию и увеличение мощностей завода до 10-12 млн т в год, говорится в сообщении компании. Завершить переговоры планируется в течение полугода, сказал предправления "Газпром нефти" Александр Дюков (его цитирует "Интерфакс").

Petrovietnam ищет в НПЗ партнера, который сможет обеспечить его нефтью. "Газпром нефть" хочет для этого получить доступ к ВСТО, где сейчас доминирует "Роснефть", жаловался в конце ноября начальник департамента стратегического планирования "Газпром нефти" Сергей Вакуленко. Компания уже подала заявку в "Транснефть" на прокачку по ВСТО до 8 млн т нефти в год (начало поставок не уточняется), рассказывал глава транспортной компании Николай Токарев. В понедельник он уточнял, что в 2016 г. поставки "Газпром нефти" во Вьетнам могут составить около 6 млн т. Они могут начаться уже в 2014 г., говорит источник "Ведомостей", близкий к Минэнерго.

Сотрудничать с Petrovietnam будут и "Роснефть" с "Зарубежнефтью". "Роснефть" подписала меморандум о покупке доли в шельфовом блоке 15-1/05. Госкомпания уже владеет правом работать на вьетнамском шельфе (вместе с ТНК-BP ей достался участок 05.3/11). Новый участок даст "Роснефти" доступ к двум нефтяным месторождениям с "гарантированными запасами", говорит источник, близкий к компании. "Зарубежнефть" и Petrovietnam подписали меморандум о разработке сложных месторождений в России. "Газпром" и вьетнамская PV Gas договорились создать на паритетных началах PVGazprom NGV для производства газомоторного топлива, сообщил "Газпром".

"Уралвагонзавод" (УВЗ) подписал меморандум о сотрудничестве с Вьетнамско-Российским банком. Он будет финансировать проекты во Вьетнаме, уточнил представитель УВЗ. Например, сборку вагонов, сообщил гендиректор УВЗ Олег Сиенко (цитата по "Интерфаксу"). Среди других проектов производство буровых установок мощностью 60-140 т и вооружений, говорит источник, близкий к одному из участников российской делегации.

Михаил Серов, Милана Челпанова

 

 

Дальнейшая распродажа госкомпании может быть перенесена на 2016 год.

"Независимая газета"

Судя по всему, в ближайшие годы никаких денег бюджет от едва начавшейся приватизации "Роснефти" не получит. Как заявил вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов, дальнейшую приватизацию госкомпании "лучше отложить до 2016 года". Между тем Минфин уже предупреждал о высоких рисках недополучения запланированных доходов от приватизации.

"Мы должны будем с партнерами обсудить, какой лучший способ приватизации и в какое время проводить, — заявил Шувалов по итогам заседания российско-британской межправительственной комиссии. — Если раньше мы думали, что это может быть 2015 год, то сейчас эксперты говорят, что, может быть, лучше отложить до 2016 года".

"Переговоры будем проводить с существующими акционерами, в том числе с ВР. Как структурировать эту сделку, какие очертания она приобретет  — это предмет обсуждения, к которому будут привлечены эксперты, инвестиционные банки, — отметил чиновник. — Мы будем привлекать для экспертизы и существующих акционеров. Если в ходе такой сделки появится интерес у существующих акционеров, включая ВР, мы будем рады, их участию в дальнейших сделках по продаже государственного пакета".

Напомним, что государственный концерн "Роснефтегаз" в марте продал 5,66% акций "Роснефти". Это было частью сделки по покупке крупнейшей российской нефтяной компанией активов ТНК-ВР. Британская ВР приобрела этот пакет за 4,87 млрд долл., направив на сделку часть средств, полученных от "Роснефти" за акции ТНК-ВР, и став вторым по значимости акционером "Роснефти" с пакетом в 19,75%.

Шувалов добавил, что партнерство, построенное между "Роснефтью" и ВР, является уникальным — в частности, у компаний имеются совместные планы по развитию отдельных месторождений, включая шельфовые. "Мы считаем, что это партнерство носит очень интересный характер, что оно взаимовыгодное",   — сказал Шувалов. В свою очередь, госсекретарь Великобритании по делам бизнеса Винс Кейбл также приветствовал от имени британских властей сотрудничество "Роснефти" и ВР. Он отметил, что от "Роснефти" получено предложение о более активном участии британских компаний в совместной разработке месторождений.

Минфин РФ заложил в проект бюджета на 2014 год доходы от приватизации в 196,8 миллиарда рублей, на 2015 год 158,5 миллиарда рублей, на 2016 год 99,9 миллиарда рублей. Это существенно отличается от зафиксированных в действующем бюджете показателей: в 2014 году планировалось получить 330,8 миллиарда рублей, в 2015 году — 595,1 миллиарда рублей. А месяц назад первый замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко заявила о высоких рисках недополучения даже сниженных доходов от приватизации.

Как отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, последние заявления высших чиновников о приватизации больше похожи на пустые лозунги. "Все происходящее вполне укладывается в стратегическую линию — ничего в частные руки, — говорит он. — "Роснефть" все равно остается под контролем государства. И теперь задача — раздуть ее именно как госмонополию за счет разного рода поглощений". Так что сроки приватизации ничего в принципе не изменят, полагает Крутихин. Что же касается влияния ВР, то, как считает эксперт, особого внимания на их действия обращать не стоит, а ссылки на них являются чисто формальными.

Руководитель отдела инвестиционного анализа компании "Универ" Дмитрий Александров отмечает, что приватизация государственных активов в настоящий момент не имеет смысла и, более того, не решает проблему возможного бюджетного дефицита. "Я не думаю, что у главы "Роснефти" Игоря Сечина есть цель продать еще часть компании, — отмечает эксперт. — К тому же инвесторы — те же акционеры ВР — готовы ждать и дождаться более высокой цены. Абсолютно справедливое и рыночное решение". На самом деле, как считает Александров, ситуацию следует рассматривать с другого ракурса. "Решение проблемы бюджетного дефицита лежит в плоскости законодательного регулирования и налогового окружения для бизнеса. А с этим в России сегодня очень печально".

Сергей Куликов

 

 

Минэкономразвития подготовило законопроект, который увеличивает штрафы и ужесточает наказание для руководителей, намеренно скрывающих признаки банкротства предприятий

"Известия"

С подачи Минэкономразвития может быть введено строгое наказание для топ-менеджеров компаний, которые намеренно замалчивают информацию о финансовых проблемах вверенных им предприятий. Так, руководители компаний, которые не ставят в известность учредителей, собственников и членов совета директоров о признаках банкротства предприятия, могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет. Кроме того, штраф для нарушителей увеличен в пять раз — до 25-50 тыс. рублей.

Пока эти санкции, в соответствии с подготовленным Минэкономразвития проектом, предусмотрены только для глав госкомпаний (которые на 25% и более принадлежат федеральным или муниципальным властям). Изменения вносятся в Кодекс об административных правонарушениях.

Согласно действующему законодательству, в случае возникновения признаков банкротства компании, на 25% и более принадлежащей федеральным или муниципальным властям, ее руководитель должен направить собственникам и членам совета директоров информацию о наличии таких признаков. Кроме того, при подаче заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд руководитель этого предприятия также должен отправить копию названным адресатам. За нарушение этих требований предусмотрены санкции: штраф 5-10 тыс. рублей и дисквалификация на срок от полугода до двух лет. Минэкономразвития предлагает ужесточить наказание для нарушителей, увеличив штраф в пять раз, а срок дисквалификации — в 1,5 раза.

Как отмечает источник, близкий к Минэкономразвития, государственный сектор экономики в настоящее время — это более 2000 акционерных обществ и свыше 1,7 тыс. унитарных предприятий. При этом около 12% АО и 30% унитарных предприятий подлежат ликвидации или находятся на стадии банкротства.

Как пояснили "Известиям" в Минэкономразвития, если проект станет законом, то это позволит государству эффективно мониторить финансовое состояние компаний и вовремя принимать меры по предотвращению их банкротства.

— В России есть госкорпорации, у которых 30% подконтрольных компаний — банкроты, — сетует источник, близкий к ведомству. — У банкротов два пути. Первый — распродать активы, погасить долги и продолжать бизнес, потеряв большую часть имущества. Это финансовое оздоровление. Второй путь — полная распродажа активов и фактическая ликвидация компании.

Как пояснили в пресс-службе Минэкономразвития, в ходе обсуждения законопроекта поступили предложения о распространении действия поправок на все без исключения компании, независимо от их организационно-правовой формы или собственника.

В основном российские предприятия-банкроты предпочитают самоликвидироваться, процедуру финансового оздоровления проходит менее 1% компаний. Во многом такая ситуация сложилась потому, что руководители компании намеренно не сообщают о появлении у нее признаков банкротства.

— Появление законопроекта логично, — комментирует партнер АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Андрей Порфирьев. — Минэкономразвития давно отстаивало идею более широкого применения норм о субсидиарной ответственности лиц, виновных в банкротстве предприятий. Поправки поставили руководителя перед выбором: либо ты своевременно инициируешь банкротство и тем самым повысишь шансы на успех реабилитационных процедур, либо будь добр, заплати по тем долгам, которые накопило предприятие, пока ты оттягивал вопрос с обращением в суд.

По мнению партнера адвокатского бюро DS Law Михаила Александрова, дисквалификация будет действенной мерой.

В свою очередь, председателю совета директоров правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Эдуарду Олевинскому инициатива Минэкономразвития кажется сомнительной.

— В исключительных случаях вывода активов госкомпании речь идет не об административных правонарушениях, а об уголовных преступлениях, — считает он. — В остальных случаях, как правило, подобного рода уведомления госкомпании направляют. Даже, порой, регулярно и с воплями о помощи. Можно было бы личные средства менеджеров госкомпании использовать более разумно. Например, помимо уведомления обязать менеджера предложить план санации с обеспечением его личными гарантиями.

Партнер юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры" Сергей Савельев отмечает, что санкции ужесточаются незначительно и кардинальным образом ситуация в случае принятия законопроекта не изменится.

Анастасия Алексеевских

 

 

<< Ноябрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ