media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

13.11.2019

Треть запасов нефти в России признаны нерентабельными для добычи.

"Российская газета"

Только 67% российских запасов нефти рентабельно разрабатывать при цене 70 долларов за баррель марки Brent и курсе 65 рублей за доллар. Такие данные представил замглавы Роснедр Орест Каспаров по итогам инвентаризации месторождений.

С начала проверки месторождений курс рубля практически не изменился, а вот цены на "черное золото" понизились более чем на 10%. Сейчас баррель нефти марки Brent стоит около 62-63 долларов, при этом консенсус-прогноз предполагает дальнейшее снижение котировок в пределах трех лет.

Практическая цель проведения инвентаризации была в том, чтобы получить полную оценку состояния нефтедобывающей отрасли и определить в отношении нее дальнейшую фискальную политику государства. Она должна была положить конец долгим спорам о методах стимулирования нефтедобычи в стране между минфином, минэнерго и нефтяными компаниями.

Позиция министерства финансов заключалась в том, что в России действует весьма комфортный уровень налогообложения нефтяной отрасли, а дополнительные льготы приведут к выпадению доходов бюджета и перераспределению нагрузки на другие отрасли. Глава минэнерго Александр Новак неоднократно заявлял, что без дополнительного стимулирования отрасли и реформы ее налогообложения добыча нефти начнет снижаться после 2021 года.

По итогам инвентаризации ведомства смогут снять некоторую часть этих разногласий.

"Во-первых, это первая оценка объема рентабельных запасов в стране, что крайне важно для понимания государством реального состояния ресурсной базы и экономики проектов, — подчеркивает директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК VYGON Consulting Дарья Козлова. — Во-вторых, она показала опции для улучшения системы государственной экспертизы запасов. Поэтому по ее результатам необходимо сделать выводы по изменению системы, в частности, постепенному переходу на ежегодный аудит рентабельных запасов для государственных целей, в т.ч. для настройки налогового режима". Решить все проблемы после проведенной инвентаризации едва ли получится. Кроме того, по мнению специалистов, методика оценки запасов пока далека от идеальной.

"Оценка экономики и рентабельных запасов в рамках инвентаризации предполагала возможность использования двух подходов: на уровне эксплуатационного объекта и на уровне отдельных скважин, — пояснила Дарья Козлова. — Оценка на уровне отдельных скважин требует от компаний значительной технологической готовности. Необходимо наличие актуальных проектно-технических документов. На текущий момент такая информация была предоставлена только по 106 месторождениям с суммарными извлекаемыми запасами порядка 5 млрд тонн, что составляет лишь 17% от общероссийских".

"Результаты инвентаризации вполне репрезентативны, но с важными оговорками. Идеальной методики оценки быть не может в принципе. Вероятно, можно и нужно, отдельно провести инвентаризацию льготируемых запасов, однако их сложно привести к "общему знаменателю", поскольку набор из льгот и преференций по каждому из них будет отличаться", — отметил эксперт-аналитик "Финам", Алексей Калачев. — "Кроме того, проведенная инвентаризация ответила лишь на вопрос о рентабельности месторождений при определенных условиях. При их изменении в ту или иную сторону результаты ревизий будут отличаться".

Сергей Тихонов

 

 

Росстандарт выписал АЗС штрафов на 47 млн рублей, но платить заправки не спешат.

"Известия"

В России резко вырос объем выписанных оборотных штрафов за некачественное топливо на АЗС. Только за девять месяцев этого года нарушителям начислили 47 млн рублей, сообщили "Известиям" в Росстандарте. Цифра сопоставима с объемом взысканий за весь 2018-й — 50 млн рублей. Средняя сумма штрафа составила 580 тыс. рублей. В этом году контролирующие органы увеличили количество проверок АЗС — с этим связан и рост числа взысканий, отмечают эксперты. Однако владельцы заправок нередко добиваются снижения штрафов через суд.

Взяли в оборот

Штрафовать заправки, которые торгуют топливом, не соответствующим требованиям техрегламента, Росстандарт начал в конце января прошлого года, когда вступил в силу соответствующий закон. Средняя сумма взыскания составляет 580 тыс. рублей, пояснили "Известиям" в федеральном агентстве, максимальный штраф в первом полугодии 2019-го превысил 2 млн рублей.

В этом году основной объем штрафов пришелся на III квартал — около 24,6 млн рублей. По итогам первых двух было выписано 22,4 млн рублей. В Росстандарте пояснили, что увеличение количества штрафов в конце лета и начале осени связано с накопительным эффектом. Объем взысканий за первую половину года всегда будет меньше, чем за вторую, добавили в агентстве. Там также отметили, что рост количества штрафов связан с более эффективными точечными проверками организаций-нарушителей.

Общий объем взысканных оборотных штрафов в 2019 году составил более 18 млн рублей — то есть в 2,5 раза меньше начисленных 47 млн. С исками в суд обратились примерно две трети организаций, уличенных в реализации фальсифицированного топлива. Все такие обращения сейчас находятся на различных стадиях обжалования, добавили в Росстандарте. За повторное нарушение было выписано всего два штрафа — оплачен пока один из них, уточнили в агентстве.

Денежное наказание для АЗС за некачественное топливо составляет 1% выручки от продажи горючего, но не менее 500 тыс. рублей. При повторном нарушении он возрастает до 3% с оборота, но не менее 2 млн рублей, или работа АЗС приостанавливается на срок до 90 дней. За нарушения маркировки или несоответствия в документации штрафы ниже — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей, сообщили "Известиям" в Минпромторге.

В ведомстве отметили, что особенность этой нормы — в уравнивании ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ранее максимальный штраф для ИП составлял 40 тыс. рублей.

В министерстве добавили, что уже зафиксировали эффект от внедрения оборотных штрафов. Общая доля фальсифицированного и некачественного горючего снизилась, топливный рынок очищается от недобросовестных участников.

Как ранее писали "Известия", с января по сентябрь этого года специалисты Росстандарта проверили 920 АЗС и обнаружили несоответствие физико-химических показателей топлива на 81 заправке (8,8%). При этом среди сетевых АЗС доля нарушений составила 5%, среди независимых — 13%. За весь 2018 год было проверено 1010 АЗС и в 90 случаях (9%) обнаружено некачественное горючее.

Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша считает, что в этом году ситуация с качеством топлива лучше, чем в 2018-м. Сейчас у АЗС нет стимула торговать суррогатным горючим, они боятся получить серьезное денежное наказание, сказал он "Известиям".

Эксперт пояснил, что теоретически у крупных заправок размер штрафа с оборота может доходить до 10 млн рублей, но случаи, когда бы начислялись такие штрафы, ему неизвестны. Обычно платят минимальные 500 тыс. рублей или даже меньше, отметил он.

Глава Независимого топливного союза Павел Баженов считает, что причиной роста объема штрафов стала повышенная активность проверяющих органов.

— В этом году у Росстандарта было много выездов. Могло сказаться и желание ведомства показать эффективность механизма оборотных штрафов, чтобы пролоббировать их введение еще и за недолив топлива, — сказал он.

Как писали "Известия", недолив топлива с начала 2019 года был обнаружен на 19% проверенных Росстандартом АЗС.

В Минэнерго на момент публикации не ответили на запрос "Известий" о том, какая работа по снижению количества нарушений на АЗС проводится с участниками рынка.

Штрафы пополам

Общую динамику подтверждают и данные общественников по регионам. Так, по итогам проверок межрегиональной общественной организации "Народный контроль" во Владимирской области за девять месяцев было выписано 1,8 млн рублей оборотных штрафов за некачественное топливо. При этом за весь прошлый год объем взысканий составил 2 млн рублей, сообщил "Известиям" председатель правления "Народного контроля" Алексей Смирнов.

По его словам, результаты проверки организация направляет в Росстандарт, который принимает решение о штрафах. Он добавил, что во Владимирской области была проверена треть всех заправок. Инспекция показала, что количество АЗС, торгующих некачественным дизелем, в этом году снизилось, а суррогатным бензином, напротив, возросло — с 8% в прошлом году до 17% в 2019-м.

Алексей Смирнов отметил, что основной всплеск продаж контрафактного горючего пришелся на период с апреля по июнь. В это время оптовые цены на топливо практически сравнялись с розничными, и предприниматели, чтобы не нести убытки, стали торговать некачественным бензином. С июля всё опять вернулось в нормальное состояние, заверил эксперт.

В свою очередь, в Роскачестве сообщили, что провели совместно с Росстандартом проверку дизельного топлива на 71 АЗС в Свердловской области, нарушения были выявлены на 26 заправках (36%). Все АЗС были несетевыми и принадлежали преимущественно ИП.

Алексей Смирнов добавил, что штрафы, выписанные по материалам проверок его организации, оспаривают все владельцы АЗС. Ни одно взыскание пока не отменили, но сумму часто уменьшают, рассказал эксперт.

— Так как АЗС относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, согласно КоАП, они имеют право на штраф ниже минимально установленной отметки. Предприниматели пишут заявления, что у них небольшой оборот и денежное наказание для них слишком велико. Суд идет им навстречу, не учитывая экономический эффект от обмана при продаже некачественного топлива. Во Владимирской области суды в том числе принимали решение наложить 50% от начисленного штрафа, — пояснил он.

Сложно говорить об улучшении качества топлива на АЗС, если выписано почти 50 млн рублей оборотных штрафов, отметил руководитель Федерации автовладельцев России, член общественного совета Росстандарта Сергей Канаев. По его словам, мониторинг ФАР в Московском регионе показал, что проблемы есть на трети АЗС.

— Розничная цена у нас ограничена. Поэтому независимые сети в попытке заработать могут либо недоливать, либо продавать некачественное топливо, — полагает он.

В пресс-службе сети заправок "Газпром нефть" сообщили, что в 2019 году компания не получила ни одного штрафа по качеству нефтепродуктов на станциях сети. В других крупных компаниях на момент публикации не ответили на запросы "Известий".

Михаил Калмацкий

 

 

Это позволит повысить надежность сетей до среднего уровня по стране.

"Ведомости"

Минэнерго запросило в федеральном бюджете дополнительные 13 млрд руб. на развитие электросетей в Крыму, рассказал во вторник замминистра энергетики России Евгений Грабчак. 40 млрд руб., предусмотренных в программе "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 г.", оказалось недостаточно. Из них осталось лишь 8 млрд руб., а независимый ценовой аудит показал, что для развития магистральных сетей полуострова требуется 21 млрд.

Представитель федерального правительства не ответил во вторник вечером на вопрос "Ведомостей", согласовано ли выделение дополнительных 13 млрд руб.

Необходимо построить новую линию 110 кВт длиной около 300 км на Южном берегу Крыма в туристической зоне, где расположены курортные города. Линия изношена, в нее долгое время не инвестировали, рассказал Грабчак: "Весь этот транзит нужно реконструировать, а по сути, построить рядом проходящую линию 110 кВт. У нас будет два транзита, что обеспечит надежность".

Распределительные сети полуострова требуют еще 29 млрд руб. — это позволит увеличить их надежность до среднероссийского уровня. Такие расчеты представили в Минэнерго власти Крыма и Севастополя, сказал Грабчак: "Нам предварительные предложения коллеги прислали из Крыма и Севастополя. Мы сейчас к ним относимся и оцениваем на предмет "незавышения". Речь идет о 19 млрд руб. для Крыма и 10 млрд руб. для Севастополя, уточнил представитель Минэнерго.

Деньги могут быть привлечены через инвестиционную программу АО "Крымэнерго", созданного Росимуществом в 2018 г. Компания должна консолидировать сетевые активы полуострова, принадлежащие сейчас одноименному ГУПу. Минэнерго рассчитывает, что компания профинансирует развитие магистральных сетей за счет денег, полученных от технического присоединения новых потребителей, "с учетом интенсивности развития Крымского полуострова", сказал Грабчак. "Напрямую мы в бюджет обращаться не хотели. Но если правительство решит, что бюджет может выделить какие-то средства на развитие инфраструктуры, естественно, мы обратимся и попросим, чтобы сократить срок реализации мероприятий", — объяснил он. По его словам, инвестпрограмма АО "Крымэнерго" позволит модернизировать сети за 10-15 лет, прямые инвестиции из федерального бюджета — за 3-5 лет.

Крымские сети вряд ли смогут привлечь необходимые средства за счет присоединения новых потребителей, считают опрошенные "Ведомостями" эксперты. В инвестпрограмме ГУП "Крымэнерго" на 2019-2021 гг. собственные средства составляют лишь 6,2 млрд руб. (плата за техприсоединение, учтенная в тарифе амортизация, возврат НДС), бюджетное финансирование — 1,5 млрд руб. и еще 2,6 млрд руб. — прочие средства. У предприятия есть проблемы со сбором платежей: дебиторская задолженность перед ГУПом за 2018 г. превысила 4,2 млрд руб., а чистая прибыль — лишь 24 млн руб., говорится в его отчетности по РСБУ.

Преемник этого ГУПа — АО "Крымэнерго" может направить на модернизацию средства, полученные за передачу энергии и продажу мощности, считает старший директор АКРА Максим Худалов. По его расчетам, за 15 лет платеж может увеличиться в 1,5 раза. Тем не менее на развитие сетей потребуются и государственные дотации, вложения в инфраструктуру всегда имеют положительные внешние эффекты, продолжает Худалов: способствуют росту экономической привлекательности региона, что в конечном итоге позволит окупить затраты бюджета за счет дополнительных налогов.

Возможные новые потребители в Крыму — это не крупные компании, а отели, рестораны и гостиничные комплексы, одно только их присоединение не позволит обеспечить модернизацию сетей, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, к тому же "Крымэнерго" теряет доходы из-за льготников. "Крымские сети не смогут занимать из-за санкционных ограничений. Так что деньги на эти цели будут искать в бюджете", — полагает он.

Представители ГУПа и АО "Крымэнерго" не ответили на запросы "Ведомостей".

Елена Вавина

 

 

Какие перспективы ждут энергетический рынок стран БРИКС.

"Российская газета"

На страны БРИКС приходится около 40% общемирового потребления всех энергоресурсов планеты. Львиная доля его относится к традиционной энергетике. Китай и Индия по темпам прироста потребления нефти и газа (в том числе СПГ) опережают все остальные страны мира, что открывает для РФ большие перспективы для сотрудничества.

В 2018 году Китай стал крупнейшей страной — импортером нефти (464,5 млн т) и газа (124,7 млрд м3). По темпам увеличения импорта "черного золота" Поднебесная уступила первую строчку еще одной стране, входящей в БРИКС, — Индии, которая по уровню потребления нефти в мире занимает третью строчку после Китая и США.

Россия на протяжении 10 лет наращивала экспорт нефти в Китай. С 2009 года он увеличился почти в 5 раз, достигнув в 2018 году 71,5 млн т. Достичь таких результатов удалось благодаря строительству двух веток нефтепровода "Восточная Сибирь — Тихий океан" (ВСТО) мощностью 30 и 58 млн тонн в год. Экспорт "черного золота" в Китай будет расти в дальнейшем. Уже ведутся завершающие работы по расширению пропускной способности двух веток ВСТО до 44 и 70 млн тонн в год.

С газом ситуация иная. Пока из РФ в Китай поставлялись лишь сравнительно небольшие объемы СПГ (в прошлом году 1,15 млн тонн). Однако в конце этого года должен быть введен в эксплуатацию газопровод "Сила Сибири" мощностью 38 млрд м3 в год, что позволит России укрепиться на китайском рынке. Ресурсной базой для газопровода станут Чаяндинское месторождение в Якутии и Ковыктинское в Иркутской области, то есть новые центры газодобычи. Поэтому загрузка "Силы Сибири" никак не повлияет на экспортные поставки "Газпрома" в западном направлении.

Также в результате торговой войны Пекина и Вашингтона можно ожидать увеличения поставок на китайский рынок российского СПГ. В прошлом году Китай импортировал 54 млн тонн СПГ, из которых 2,16 млн тонн пришлось на продукт из США. В этом году рынок Поднебесной фактически оказался закрыт для американских компаний, что открывает окно возможностей для России.

Энергетический рынок Индии — один из самых привлекательных в мире. Страна очень нуждается в нефти и газе, но при этом фактически отрезана от трубопроводов. По экспорту СПГ в 2018 году Индия заняла 4-е место в мире с 22,42 млн тонн и опередила, например, все европейские страны. В сфере ТЭК у России с Индией весьма тесные связи. Индийские компании участвуют в проектах на территории РФ, например, в "Сахалин 1", а "Роснефть" владеет в Индии долей 49,13% нефтеперерабатывающего завода "Вадинар", планирует инвестировать в строительство нефтехимического предприятия и расширять сеть АЗС. Кроме того, Россия ведет работу с Индией над подписанием меморандума по реализации проекта строительства магистрального газопровода "Иран — Пакистан — Индия", одним из участников которого станет "Газпром".

Сергей Тихонов

<< Ноябрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ