media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

13.12.2018

"Роснефть" предложила реформу системы транспортировки топлива.

"Газета РБК"

"Роснефть" попросила разрешить нефтяникам владеть частными магистральными нефтепроводами, чтобы сэкономить на налогах. Достичь компромисса с выступающей против этой инициативы "Транснефтью" в правительстве пока не удалось.

Трубы для нефтяников

"Роснефть" предложила наделить нефтяников правом владеть магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, которые сейчас есть только у "Транснефти". Соответствующая поправка прописана в новой редакции законопроекта "О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов" (у РБК есть его копия, ее подлинность подтвердил федеральный чиновник).

Представитель "Транснефти" Игорь Демин сказал РБК, что эта поправка внесена при участии экспертов "Роснефти", но без согласования с другими участниками рынка. По его словам, это и другие положения законопроекта обсуждались на совещании, которое в среду провел вице-премьер Дмитрий Козак с участием чиновников профильных ведомств, "Транснефти" и нефтяных компаний.

Факт проведения совещания РБК подтвердил представитель Козака Илья Джус. По его итогам "пока не удалось достичь компромисса по ключевым разногласиям, в том числе по вопросу дефиниции магистральных нефтепроводов общего и необщего пользования, по параметрам инвестиций в строительство таких объектов и структуре владения ими", — сказал Джус. Обсуждение законопроекта "О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов" продолжится в январе 2019 года.

Участники совещания пытались договориться, кто получит право владеть магистральными нефте- и нефтепродуктопроводами и на каких условиях нефтяники смогут прокачивать по ним сырье. В законопроекте предложено ввести два вида магистральных нефтепроводов — общего и необщего пользования. Главное — принципиально договориться о параметрах и определиться, что считать магистральным трубопроводом, особенно в том случае, если он идет к одному частному НПЗ, уточнил Джус. "Транснефть" признает, что есть дисбаланс, вопрос в том, как и за какие деньги строить и проектировать "отростки" от магистральных нефтепроводов и чьей собственностью они будут являться, добавил он.

Ключевые ведомства документ в нынешнем виде не поддержали, рассказал РБК источник, близкий к одному из участников совещания. По его словам, было принято решение "в принципе рассмотреть целесообразность принятия данного законопроекта".

Пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев сообщил РБК, что компания внесла поправки в закон о магистральном трубопроводном транспорте нефти, но отказался комментировать их суть и отвечать на претензии "Транснефти". Представители других крупнейших нефтяных компаний — ЛУКОЙЛа, "Газпром нефти" и "Сургутнефтегаза" — не ответили на запросы РБК. Представитель Минэнерго (участвует в разработке законопроекта) на запрос не ответил.

Согласно тексту документа, нефтепроводами общего пользования сможет владеть государство или "Транснефть", а необщего пользования — лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации, включая нефтяные компании.

При этом в законопроекте предлагается ввести запрет для "Транснефти" прокачивать по магистральным нефтепроводам общего пользования нефть и нефтепродукты в качестве грузоотправителя. В случае одобрения этого предложения "Транснефть" сможет транспортировать по трубопроводам только сырье нефтяников, а свою нефть и нефтепродукты, которые ей нужны для технических нужд, — нет.

"К сожалению, несмотря на прямое поручение президента, продолжаются попытки, в первую очередь со стороны "Роснефти", "снести" этот закон ("О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов". — РБК)", — говорил президент "Транснефти" Николай Токарев 6 декабря. По словам Токарева, документ до такой степени видоизменили, что компания будет против его внесения в Госдуму.

Предоставление нефтяникам права владеть магистральными нефтепроводами противоречит закону "О естественных монополиях", согласно которому транспортировка по магистральным нефтепроводам должна быть обеспечена на условиях недискриминационного доступа по регулируемым государством тарифам, утверждает Демин.

В законопроекте также предлагается лишить "Транснефть" права отказывать в заключении договора транспортировки из-за нефти низкого качества, а также обязать ее возмещать убытки нефтяникам в случае отсутствия технической возможности прокачивать нефть. По мнению Демина, "это повлечет нарушение интересов всех потребителей услуг по транспортировке нефти, невозможность обеспечить эффективное функционирование магистральной системы".

Меньше налогов

"Мы обсуждаем законопроект, потому что Токарев высказался о том, что в текущем виде принимать его нельзя. Обсуждение идет по новой, хотя до вступления в должность вице-премьера Дмитрия Козака документ был подписан его предшественником, Аркадием Дворковичем", — сказал РБК Илья Джус.

Сейчас у нефтяников есть право владения промысловыми нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, но на их эксплуатацию не распространяются льготы по налогу на имущество, которые действуют только для магистральных трубопроводов "Транснефти" и газопроводов "Газпрома". В июне 2018 года "Роснефть" проиграла спор с Федеральной налоговой службой, которая доначислила ей 2,46 млрд руб. налогов и пеней за 2012-2013 годы за применение льготы по налогу на имущество для нефтепровода "Ванкорское месторождение — нефтеперекачивающая станция Пурпе". Однако по итогам мирового соглашения компания получила право применять льготу к этой трубе постфактум начиная с 2014 года. На другие промысловые трубопроводы такие льготы не действуют.

"Если нефтяники добьются признания их нефтепроводов магистральными, то получат возможность пользоваться льготами по налогу на имущество для всех своих дочерних структур, владеющих такими трубопроводами. Бюджет, в свою очередь, получит на десятки миллиардов рублей меньше налоговых поступлений, чем сейчас", — сказал РБК партнер юридической компании "Шаповалов и Петров" Сергей Шаповалов. "Владелец магистральных нефтепроводов обязан обеспечивать к ним равный доступ всем участникам рынка на прокачку сырья", — добавляет глава ассоциации независимых нефтедобытчиков "Ассонефть" Елена Корзун.

Трубопроводы за общий счет

По инициативе "Роснефти" из законопроекта о трубопроводном транспорте исключены нормы о финансировании строительства магистральной инфраструктуры за счет согласованных надбавок к тарифу, утверждает Демин. По его словам, если такую редакцию документа примут, то все нефтяные компании будут оплачивать в составе тарифа по всей системе магистральных трубопроводов проекты по расширению существующих или строительству новых мощностей, реализуемые в интересах одной или нескольких нефтяных компаний.

Сейчас "Транснефть" имеет право договариваться с нефтяными компаниями о том, что они полностью или частично оплачивают расширение или строительство трубопроводов для своих нужд либо компенсируют "Транснефти" затраченные средства за счет повышенного тарифа. На прошлой неделе Токарев потребовал от "Роснефти" возместить 1,5 млрд руб. убытков от простоя отвода от ВСТО на Комсомольский НПЗ "Роснефти", который построила "Траснефть".

Людмила Подобедова

 

 

Вашингтон и Брюссель назвали проект угрозой для безопасности Евросоюза и интересов США.

"Известия"

Палата представителей конгресса США и Европарламент приняли резолюции против "Северного потока — 2". Американские политики в очередной раз призвали страны Европы отказаться от строительства нового газопровода, а президента Америки — ввести санкции против компаний, участвующих в реализации проекта. Европейские чиновники заявили, что проект представляет угрозу для безопасности ЕС. Фактически, выражая заботу о рушащейся "под напором России" энергобезопасности Евросоюза, Штаты пытаются поставить под угрозу экономическое благополучие своих союзников. На кого на самом деле должна надавить резолюция и есть ли у Вашингтона и Брюсселя хоть малейший шанс остановить строительство газопровода, для "Известий" проанализировал экономист, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Общий интерес

"Северный поток — 2", если верить опубликованным данным из принятой конгрессом резолюции, — это большой шаг назад для энергетической безопасности Евросоюза и интересов США. Резолюция же, которую по совету Вашингтона поспешили принять в Европарламенте, по сути своей является декларативным документом. Обязующей силы он не имеет. При этом в нем почти слово в слово осуждается "Северный поток — 2" и выражается обеспокоенность о ранимой энергетической безопасности ЕС.

Вырисовывается чудовищная картина: газопровод, который напрямую соединит крупнейшего поставщика с крупнейшим потребителем, подорвет хрупкую энергобезопасность ЕС. Картина является чудовищной исключительно своей нелепостью.

Политики Соединенных Штатов по какой-то малообъяснимой причине предпочитают замалчивать простой факт: "Северный поток — 2" не является чисто российским газопроводом, это совместный проект России и крупнейших стран Евросоюза. Притом он несет очевидные выгоды обеим сторонам. Например, "Газпром" сможет сократить расходы на транспорт газа. За последнее десятилетие всё больший объем голубого топлива добывается на полуострове Ямал. Северный экспортный коридор, включающий ныне действующий "Северный поток" и строящийся "Северный поток — 2", примерно на 1,5 тыс. км короче украинского маршрута. Само по себе это позволяет существенно сэкономить и деньги, и энергоресурсы на доставку российского газа. А если вспомнить о суммах, которые приходится платить Украине за транзит, то экономия окажется совершенно космической.

Кстати, об Украине. Хроническое недофинансирование ее газотранспортной системы (ГТС) порождает неприемлемые риски для покупателя российского газа. Если вы не вкладываете деньги в ремонт и модернизацию ГТС, то она неминуемо выйдет из строя. Какие-то газопроводы раньше, какие-то (Уренгой-Помары-Ужгород) позже. Надо ли европейским партнерам "Газпрома" сидеть и ждать того "счастливого" момента, когда они чисто физически не смогут получать газ? Ответ очевиден. Во многом поэтому они участвуют в строительстве обходных газопроводов.

А как же СПГ?

Нынешняя мощность европейских терминалов для приема сжиженного природного газа (СПГ) превышает 220 млрд куб. м. Из них задействовано всего 25%. Теоретически ЕС мог бы в случае каких-то проблем на украинском направлении удовлетворить спрос за счет загрузки простаивающих мощностей.

Но одна из главных проблем европейских СПГ-терминалов заключается в том, что ЕС не готов платить за газ наравне с Японией, Китаем и Южной Кореей. А поставщики СПГ всё же предпочитают зарабатывать деньги там, где платят больше. Интересно, что Япония при любом удобном случае поднимает вопрос о строительстве газопровода из России, так как трубопроводные поставки при прочих равных условиях обходятся дешевле.

Из-за малопривлекательных цен в Евросоюзе компании, которые везут американский газ, предпочитают Азию и Южную Америку, а не Европу. И самого СПГ в Соединенных Штатах производится слишком мало, чтобы можно было заподозрить американское руководство в нечестной конкуренции в пользу своих поставщиков. Скорее перед нами странная попытка навязать Европе роль коллективной Украины, которая готова переплачивать за реверсный газ по 50-100 долларов, жертвуя своей экономикой и благосостоянием населения в угоду ложно понимаемой политической целесообразности. Эта роль Европу не устраивает.

На фоне достаточно скромных успехов СПГ в Евросоюзе "Газпром" последние три года ставит рекорды поставок. В 2018 году их суммарный объем превысит 200 млрд куб. м. И этот факт говорит не только о том, что европейские потребители свой выбор сделали. Он говорит о том, что Европе уже сегодня необходимо озаботиться новыми газопроводами, которые позволят обеспечить растущие потребности в импорте голубого топлива. Здесь открывается окно возможностей и для Украины, часть мощностей которой в 2020-х годах всё еще будет востребована для транзита российского газа.

Для внутреннего пользования

Резолюция, принятая палатой представителей конгресса США, видимо, является преимущественно частью борьбы за власть внутри самих Соединенных Штатов. Еще одним способом надавить на действующего президента и его сторонников. Скорее всего, те не решатся вводить санкции против "Северного потока — 2", так как это будет означать новый виток экономического противостояния с американскими союзниками в ЕС. За счет этого противники Трампа смогут в очередной раз заявить о его связях с Россией, являющейся официально признанным Штатами противником. Какие-либо доводы разума в такой ситуации будут бессильны.

Впрочем, если санкции против компаний, участвующих в строительстве газопровода, всё же будут введены, на данной стадии это вряд ли сможет помешать реализации "Северного потока — 2". У нашей страны достаточно ресурсов для материального обеспечения строительства. И всё же подобное развитие событий маловероятно.

За минувшие полвека США уже не раз вводили санкции против экспортных газотранспортных проектов нашей страны и требовали от Европы присоединиться к ним. Сейчас, в условиях растущей потребности в импортном газе, отказ от новых газотранспортных проектов из России будет чистой воды экономическим самоубийством.

Александр Фролов

 

 

Она собиралась с Иранской национальной нефтяной компанией инвестировать до $30 млрд.

"Ведомости"

"Роснефть" и Иранская национальная нефтяная компания могут выйти на реализацию совместных проектов в области нефтегазодобычи с [инвестициями] до $30 млрд и добычей нефти до 55 млн т в год", — цитировал главного исполнительного директора "Роснефти" Игоря Сечина в конце прошлого года "Интерфакс". Тогда стороны подписали дорожную карту для реализации стратегических проектов. Речь шла "о целой серии месторождений — нефтяных и газовых", которые будут реализовываться совместно с иранскими партнерами.

Но теперь "Роснефть" передумала работать в Иране, рассказали "Ведомостям" три человека, знакомых с топ-менеджерами российской госкомпании. Один из них говорит, что переговоры прекратились летом 2018 г. в связи с угрозой санкций США против Ирана. В итоге они и были введены 6 ноября. Среди прочего они ограничили поставки нефти на экспорт.

Причиной уйти из Ирана стало в том числе изменение стратегии госкомпании: она теперь намерена сосредоточиться на росте внутри России, добавляет другой собеседник "Ведомостей". В мае "Роснефть" скорректировала стратегию до 2022 г. А в августе Сечин заявил: "Основные стратегические приобретения ["Роснефти"], осуществленные в периоды низких цен на нефть, завершены. Компания сосредоточена на органическом росте и монетизации синергий от приобретенных активов". "Обязательств перед иранской стороной у "Роснефти" никаких не было, денег госкомпания не вкладывала, так что потерь не будет", — рассказывает третий собеседник "Ведомостей".

Представитель "Роснефти" от комментариев отказался. Получить комментарии представителя иранской компании не удалось.
Из-за санкций США из Ирана уже ушла французская Total. Она была участником консорциума по освоению "Южного Парса" с долей 50,1%, которую выкупила китайская CNPC.

"Роснефть" — не первая российская компания, отказавшаяся работать в Иране: в начале ноября "Зарубежнефть" продала оператора проектов по добыче нефти в Иране "ЗН-Восток" предприятию, принадлежащему Минэнерго, — ФГУП "Промсырьеимпорт".

Все крупные нефтяные компании собирались работать в Иране, но приостановили переговоры. "У нас почти подготовлен контракт, и мы сейчас его завершаем, но, скорее всего, подписания не будет, пока не будут сняты ограничения", — говорил в ноябре президент "Лукойла" Вагит Алекперов. "Газпром нефть" и "Татнефть" сохраняют интерес к иранским проектам, но изучают ситуацию из-за санкций, говорили топ-менеджеры обеих компаний в конце ноября. В среду представители этих компаний не ответили на запросы "Ведомостей".

Вероятно, "Роснефть" решила, что риски работы в Иране слишком велики, рассуждает аналитик АКРА Василий Танурков. Экспорт иранской нефти ограничен и, видимо, надолго. До сих пор непонятны условия работы российских компаний в Иране. "Возможно, "Роснефть" с учетом всех рисков хотела получить большую доходность, чем та, которую предлагал Иран", — рассуждает он. Кроме того, у "Роснефти" большая инвестиционная программа — в 2018 г. она превысит 800 млрд руб. — и общий долг в 5,1 трлн руб. с учетом предоплаты за поставку нефти от Китая.

Отказ от инвестиций в Иран разумный шаг с точки зрения новой стратегии "Роснефти" и возросших политических и санкционных рисков, соглашается директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: "В какой-то степени отказ от сотрудничества может быть связан и с тем, что Россия пытается создать политический союз с Саудовской Аравией, у которой с Ираном плохие отношения". Для "Роснефти" и других компаний уход с иранского рынка не критичен, страна так и не предложила привлекательных финансовых условий международным инвесторам, указывает аналитик "Атона" Александр Корнилов.

Тегерану же сейчас важно продавать уже добываемую нефть, продолжает Маринченко. "Иран сможет поддерживать добычу на нынешнем уровне довольно долгое время, но для существенного роста добычи необходим иностранный капитал и снятие санкций".

Виталий Петлевой

 

 

"Взгляд"

Стоимость газа для Украины из Европы выросла до рекордного значения за четыре года — 340 долларов за тысячу кубометров. Тогда как сама Европа покупает у России газ на целых 100 долларов дешевле. Еще более интересный факт — украинская промышленность платит вообще более 500 долларов за тысячу кубометров. В чем причина столь уникальной украинской арифметики?

Импортный газ, закупаемый Украиной, уже в сентябре превысил 300 долларов за тысячу кубометров. В октябре он подорожал до 323 долларов, а в ноябре и вовсе побил четырехлетний рекорд. В ноябре тысяча кубометров импортного газа с учетом таможенного оформления обошлась Украине в 9472 гривны, или 339 долларов, рассчитала Государственная фискальная служба Украины. Это максимальная цена с января 2015 года.

Как известно, с ноября 2015 года Киев официально прекратил закупать российский газ у Газпрома. С тех пор Украина импортирует его из Словакии, Венгрии и Польши в реверсном режиме.

Если бы Украина покупала газ напрямую у Газпрома по долгосрочному контракту, где привязка идет к стоимости нефти с шестимесячным лагом, то тысяча кубометров обходилась бы украинцам в 220-250 долларов, отмечает Игорь Юшков из Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ). То есть Украина могла бы покупать газ минимум на 100 долларов дешевле, чем сейчас покупает реверсный газ в Европе.

В отличие от Киева, сами европейцы, кстати, активно покупают дешевый российский газ в рамках собственных контрактов, и отказываться от него не то что не собираются, наоборот, они берут все больше и больше. Ведь средняя цена российского голубого топлива в Европе сейчас составляет 240-250 долларов за тысячу кубометров, говорит Юшков.

Учитывая, что за 11 месяцев Украина купила в Европе 10,1 млрд кубов, а переплата составила от 30 до 100 долларов за тысячу кубометров, ущерб Украины может составлять от 300 млн до 1 млрд долларов.

В чем же причина роста стоимости реверсного газа для Украины? Неужели посреднические услуги европейцев за перепродажу голубого топлива так сильно подорожали?

Дело в том, что по российско-украинскому контракту цена на газ формировалась бы из цены на нефть — учитывая шестимесячный лаг, из летней цены в 70-75 долларов за баррель. Сейчас цены на нефть уже ниже 60 долларов за баррель, а это значит, что стоимость российского газа для Украины постепенно снижалась бы к весне. В реальности этого не будет. Наоборот, Киеву стоит готовиться к дальнейшему росту цен на импортный газ из Европы.

Дело в том, что украинцы перешли на закупку импортного газа по цене в соответствии со спотовыми площадками в Европе, говорит Юшков. А на спотовых площадках, где цена формируется на основе спроса и предложения, уже целый год происходят интересные вещи. С одной стороны, ничего удивительного, ибо повышение цен на споте в зимний период — это традиционная история на фоне возрастания потребления. Разница лишь в динамике роста.

И на этот раз в росте цен на газ на споте в Европе украинцы могут винить китайцев. "Китай еще с 2017 года активно переходит с угля на другие источники энергии, в том числе на газ. Он, как пылесос, скупает все, что есть на рынке, в том числе сжиженный природный газ", — рассказывает Юшков. "Из-за того, что китайцы скупают СПГ, цена на него весь год держалась высоко. Цена его закупки летом даже оказалась выше, чем в январе. В Европе же цены невысокие. Это приводило к тому, что даже тот СПГ, который приходил в Европу по долгосрочным контрактам, перегружали на танкер и отправляли в Азию, чтобы получить прибыль", — объясняет Юшков.

Еще один фактор, вылившийся в существенный рост цен на споте, — это плохая подготовка европейцев к отопительному сезону. "Европейцы долго отставали от графика закачки газа в подземные хранилища и к зиме оказались не очень-то и готовы. В итоге растет спрос на импортный газ, в том числе за счет СПГ. А чтобы покупать СПГ, необходимо конкурировать с азиатскими рынками, то есть перекупать СПГ у азиатских потребителей", — объясняет собеседник. "Получается, что Украина, привязавшись к споту, пожинает плоды либерального рынка газа в ЕС", — резюмирует Юшков.

Главными бенефициарами роста цен являются украинские газовые компании — и те, которые добывают собственный газ, и те, которые просто покупают газ в Европе и перепродают его на Украине, считает эксперт. Именно по этой причине переходить обратно на закупку российского газа украинская элита не будет, но прикроется, конечно, политическими мотивами.

Более того, для политиков Украины выгоден рост спотовых цен в Европе, чтобы этим фактом объяснить очередное повышение тарифов на газ для самих украинцев. Надо сказать, что, заигравшись в желание жить как в Европе, украинская власть довела цены на газ для украинской промышленности даже до более высокого уровня, чем в Европе.

"Цены на газ для украинской промышленности и летом, и осенью были выше, чем при покупке газа в Европе. То есть цена импортного газа была ниже, чем тариф на газ внутри страны для промышленности. Естественно, люди стали задаваться вопросом — почему в Европе газ стоит дешевле, чем на Украине", — говорит Юшков.

По данным "Украинского выбора", тысяча кубометров газа для промышленности на Украине сейчас стоит 14 586 грн, или 526 долларов. Хотя импортный газ для Украины обходится максимум в 340 долларов. Если бы украинской промышленности дали возможность напрямую покупать топливо у Газпрома, то газ обходился бы ей вдвое дешевле. Неудивительно, что многие промышленные предприятия просто перестали существовать, что в итоге привело к снижению уровня потребления газа.

Впрочем, для населения цены на газ — не меньший стресс. Шутка ли — европейский выбор под управлением МВФ обернулся для украинцев двенадцатикратным ростом цен на газ в сравнении с 2013 годом. Следом, естественно, выросли и цены на отопление — в 11,3 раза, и на горячее водоснабжение — почти в шесть раз, и на электроэнергию — в 3,2 раза, посчитал экономист "Украинского выбора" Александр Колтунович. В ноябре этого года цены на газ для населения снова выросли — до 8550 грн за тысячу кубометров, или 308 долларов, а в декабре, скорее всего, пересчитывают и тарифы на остальные коммунальные услуги, добавляет украинский эксперт.

Доходы украинцев, к сожалению, растут не так быстро и еще очень далеки до европейского уровня. Так, по оценке Колтуновича, по сравнению с 2013 годом средняя зарплата увеличилась лишь в 2,6 раза — до 8550 грн (что равно цене тысячи кубометров газа), минимальная зарплата — в три раза, до 3723 грн, размер прожиточного минимума и минимальной пенсии — в полтора раза (1777 грн и 1435 грн соответственно).

Ничего удивительного, что задолженность за жилищно-коммунальные услуги выросла более чем в три раза — до 38,4 млрд грн. Более того, высокие тарифы не смогли даже уменьшить дефицит бюджета украинского "Нафтогаза" — а именно в этом была главная цель МВФ, требовавшего роста цены на газ для украинцев. Там наивно полагали, что у "Нафтогаза" колоссальный дефицит потому, что украинцы платят меньше, чем европейцы. Однако опустошение карманов украинцев не помогло. В "Нафтогазе", кстати, заранее посчитали дефицит компании уже на следующий, 2019-й, год — он составит 45 млрд грн.

Называть реальную причину — серые схемы и коррупцию — никто не хочет. Поэтому тарифы продолжат повышать. Более того, теперь нашли еще один корень проблемы — огромные расходы на льготы и жилищные субсидии. В 2013 году они составили всего 6,5 млрд грн, а в 2018 году — почти 71 млрд грн. Опуская тот факт, что пять лет назад тарифы были в разы ниже, а зарплаты — выше, решено начать сокращать льготы и субсидии. В 2019 году их урежут на 16 млрд грн. А ведь эти льготы многих украинцев реально спасали (хотя часть сумм, конечно, оседала не совсем в карманах нуждающихся).

Пережить следующий год без субсидий будет еще тяжелей социально незащищенным слоям. "Осилить новые тарифы смогут далеко не все. Даже по самым предварительным подсчетам, расходы семей с минимальными фиксированными доходами после очередного повышения тарифов возрастут примерно в 1,5-2 раза", — говорит Александр Колтунович. Так, средняя стоимость коммунальных услуг в отопительный период вырастет с 2000 до 3000 грн. Учитывая субсидию в 1000 грн, за коммуналку придется заплатить 2000 грн против 1000 грн в 2018 году.

Колтунович ждет минимум двукратное удорожание тарифов на газ в 2019 году. "Заявленная цель власти — уравнять тариф на газ в отечественной промышленности с тарифами на газ для населения. Для граждан Украины это катастрофа, поскольку речь будет идти о повышении тарифов с 8550 грн до 14 586 грн за тысячу кубометров", — заключает Колтунович.

Ольга Самофалова

<< Декабрь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ