Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

14.01.2014

Баку запускает транзитный проект, альтернативный российскому.

"Независимая газета"

Европейская комиссия распространила официальный документ по проекту "Шах-Дениз-2", где уточняется, что европейские потребители будут получать азербайджанский газ с конца 2019 года. Также отмечается, что Южный газовый коридор, прокладываемый в обход России, составят Трансанатолийский газопровод (TANAP), идущий через Турцию, и Трансадриатический (TAP) — через Грецию и Албанию в Италию.

Первоначальная мощность трубопровода TAP составит 10 млрд куб. м в год с возможностью расширения до 20 млрд куб. м.

Как уже писала "НГ", под занавес минувшего года Баку санкционировал проект "Стадия-2" по разработке газоконденсатного месторождения "Шах-Дениз" проектной стоимостью 28 млрд долл.   В рамках этого проекта 62,5% добываемого газа планируется поставлять на европейские рынки. Согласно планам, добыча со второй фазы разработки месторождения "Шах-Дениз" начнется в конце 2018 года. Покупателями газа являются компании Италии, Греции. Не осталась в стороне и Болгария. Из 16 млрд куб. м азербайджанского газа, планируемого для доставки в Европу, 6 млрд приобретет Турция, 8 млрд — Италия, 1 млрд — Греция и 1 млрд — Болгария.  Причем для экспорта азербайджанского газа в Болгарию решено соединить трубопроводные системы этой страны и Греции. С этой целью подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между консорциумом TAP и компанией ICGB, занимающейся разработкой, финансированием и строительством соединительного трубопровода Греция-Болгария.

Работы по реализации этого проекта начнутся в нынешнем году, а затраты в объеме 160 млн евро будут в основном погашены за счет финансовых поступлений из Еврокомиссии и Европейского банка реконструкции и развития. Соединительный трубопровод Греция-Болгария планируется сдать в эксплуатацию уже в 2016 году. По сообщению европейских источников, это позволит Болгарии, почти на 100% зависимой от поставок российского газа, получить альтернативный источник энергоносителей.

С вводом в эксплуатацию этого трубопровода София надеется не только укрепить свою энергетическую безопасность, но стать транзитной страной для поставок голубого топлива в объеме 3-5 млрд куб. м в год в регион Юго-Восточной Европы.

Напомним, протяженность соединительного газопровода Греция-Болгария диаметром 700 мм составит 168,5 км, 140 из которых приходится на территорию Болгарии.

Сохбет Мамедов

Эсэры хотят направить нефтяные доходы в экономику, а не консервировать их в Резервном фонде.

"РБК daily"

Сегодня в Госдуму будет внесен законопроект об отмене бюджетного правила, которое определяет уровень бюджетных расходов на будущий год исходя не из прогнозной цены на нефть, а из фактической цены за несколько последних лет. С такой инициативой выступает "Справедливая Россия". Проект не пройдет, уверены единороссы.

О внесении законопроекта в нижнюю палату парламента РБК daily рассказала соавтор документа депутат Оксана Дмитриева. Ранее она уже неоднократно выступала против бюджетного правила, указывая на недопустимость роста госдолга в условиях высоких поступлений от нефти.

Правило было принято Госдумой в декабре 2012 года. Согласно ему, если фактическая цена на нефть оказывается выше базовой (средней за несколько последних лет), избыток нефтяных доходов отправляется не на увеличение бюджетных расходов, а в Резервный фонд до тех пор, пока его размер не достигнет 7% ВВП. Но это произойдет только в 2017 году, прогнозирует Минфин.

"Мы выводим часть денег из своей экономики и вкладываем в ценные бумаги иностранных государств под низкие проценты, субсидируем их экономику вместо того, чтобы инвестировать в инфраструктурные проекты в России", — поясняет позицию фракции эсэр Илья Пономарев.

В "Единой России" к этой инициативе отнеслись скептически. "Сейчас в стране достаточно сложная экономическая ситуация, чтобы отменять бюджетное правило, — заявил РБК daily председатель комитета по экономической политике, единоросс Игорь Руденский. — Нам необходимы разумные резервы, чтобы пережить трудный период. Вряд ли это проходной законопроект. Не представляю, к чему может привести его принятие и как в таком случае мы будем переживать кризисы".

В Минфине к инициативе эсэров также отнеслись критически. "Мы отрицательно оцениваем инициативу отмены бюджетного правила, — сообщила РБК daily пресс-секретарь министра финансов Светлана Никитина. — Это механизм, призванный нивелировать зависимость российского бюджета от нефтегазовых доходов. Он позволяет нам проходить моменты неблагоприятной ситуации на внешнем рынке без серьезных потрясений для бюджета".

В апреле 2013 года тогдашний глава Минэкономразвития (ныне помощник президента) Андрей Белоусов заявлял, что к 2016-2017 годам бюджетное правило исчезнет само собой. "Фактические цены на нефть с очень высокой вероятностью скоро пойдут вниз. И как только они пробьют уровень, а это вполне возможно в обозримом будущем, 95 долл., а может даже 90 долл. за баррель, у нас бюджетное правило станет работать наоборот — на подкачку нефтяных денег в расходы", — прог­нозировал г-н Белоусов.

Член экономической экспертной группы Александра Суслина считает, что инициатива Оксаны Дмитриевой не будет поддержана. "Бюджетное правило — единственное, что поддерживает нашу бюджетную устойчивость и позволяет сохранять деньги на случай кризиса и замедления экономики, — считает она. — Международные организации тоже признают это правило одним из главных наших достижений последнего времени". По ее словам, разговоры о его отмене ведутся "давно и безуспешно".

"Полностью отменять бюджетное правило не следует, — соглашается проректор Финансового университета при правительстве Сергей Сильвестров, — но гораздо эффективнее было бы не растягивать сроки накопления, снизить барьер [накопления Резервного фонда] с 7% ВВП и инвестировать эти средства в инновации сейчас".

Алиса Штыкина, Алина Евстигнеева

 

 

В Минфине нашли очередной источник увеличения доходов бюджета: обсуждается повышение налога на дивиденды.

"Ведомости"

Российским гражданам, возможно, придется отдавать с дивидендных доходов больше налогов — не 9%, а 13%: столько же, сколько и с зарплаты. Это предложение сейчас обсуждается в Минфине, рассказал "Ведомостям" замминистра финансов Сергей Шаталов. Пока речь идет только о налоге на дивиденды физическим лицам, но повышение может коснуться и юридических лиц (ставка для них также 9%).

Идея содержалась в законопроекте, разработанном госсобранием Республики Марий Эл, он поступил в Госдуму весной прошлого года. Предложение замяли, но к осени выяснилось, что Россию ждут бюджетные проблемы. Пока финального решения нет, но это одна из идей, как пополнить бюджет, объясняет Шаталов.
Разработчики законопроекта оценили дополнительные поступления: при сохранении дивидендных выплат на уровне 2010 г. это даст 16,3 млрд руб. в год. У Минфина точных расчетов еще нет. Для сравнения: налоговый маневр в нефтяной отрасли принесет в 2014 г. 36 млрд руб.

По данным ФНС, за 2012 г. налог на дивиденды, выплачиваемые физлицам, составил 56,9 млрд руб. и дивидендные выплаты стабильно растут. За 2013 г. выплат будет еще больше, ожидает "ВТБ капитал": только публичные компании выплатят $25-30 млрд.

Минэкономразвития идея не понравилась. Нет смысла унифицировать налог на дивиденды с НДФЛ, уверен замминистра экономразвития Сергей Беляков: "Мы же как раз и делали ставку ниже, чтобы стимулировать интерес к фондовому рынку". Ставка должна быть низкой, это, по сути, двойной налог — те же деньги уже облагались 20%-ным налогом на прибыль, соглашается управляющий партнер "Щекин и партнеры" Денис Щекин: в России с 2001 г. ставка была всего 6%, в 2005 г. ее повысили до 9%.

На физлица приходится не более 5% дивидендных выплат, оценивает аналитик "ВТБ капитала" Ольга Даниленко.

Минфин пытался спасти интерес к фондовому рынку, даже согласился на выпадающие доходы: разработал законопроект, дающий налоговые льготы инвесторам.

Незначительное увеличение налоговых ставок не повлияет на инвестиции, уверяли авторы законопроекта. Но на фоне многих других негативных решений даже это сигнал: государству не нужен фондовый рынок, парирует чиновник финансово-экономического блока правительства.

Повышение налога сократит дивидендную доходность компаний, указывает Даниленко. Ухудшение некритично, подсчитывает аналитик БКС Константин Чуйко: дивидендная доходность "Газпрома" (исходя из прогнозных выплат за 2013 г.) — 5%, после уплаты 9% она составит 4,55%, после уплаты 13% — 4,35%. Для российского рынка и это важно, настаивает Даниленко: именно высокая дивидендная доходность — основной его козырь сейчас. Этот показатель в России еще 1,5 года назад был одним из худших в БРИК, а в 2013 г. стал лучшим — 4%, сообщает Чуйко.

Многим российским акционерам принципиально важна экономия этих 4 п. п., говорит партнер E&Y Антон Ионов: ради нее топ-менеджеры оформляют зарплату в форме дивидендов. Если сразу не будет повышена и ставка налога на дивиденды юрлиц, российские инвесторы — физлица легко сохранят для себя 9%, спокоен налоговый менеджер крупного российского холдинга, схема выглядит так: материнская компания получает от "дочек" всю прибыль, а затем на эту сумму выплачивает дивиденды физлицу-акционеру; по закону она уплачивает 9% с дивидендов от "дочек", а 13% будет платить с разницы между полученными и выплаченными дивидендами, которая в данном случае равна нулю.

Многим богатым российским акционерам даже таких схем делать не придется: акциями они владеют через офшорные трасты и платят не 9%, а 5% — таков налог у источника в России на дивиденды, если деньги выводятся через Кипр, с которым есть соглашение об избежании двойного налогообложения.

Не надо забывать об антиофшорных мерах Минфина, предупреждает юрист Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Законопроект об иностранных контролируемых лицах (готовится сейчас в Минфине) заставит таких квазииностранцев уплачивать с офшорных дивидендов налог по российской ставке, подтверждает Ионов.

Маргарита Папченкова

 

 

Правительство предлагает ввести экономические санкции для компаний, срывающих сроки начала добычи нефти на шельфовых месторождениях.

"Известия"

Министерство природных ресурсов РФ внесло в правительство предложения по лишению нефтяных компаний налоговых льгот на срок задержки ввода в эксплуатацию шельфовых месторождений.

По информации "Известий", на прошедшем совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича по поводу исполнения лицензионных обязательств добывающими компаниями чиновники Минприроды предложили применять для этих структур экономические санкции вместо отзыва лицензий за невыполнение обязательств по объему геологоразведки и ввода месторождений в разработку.

Санкции касаются отмены льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на срок задержки добычи нефти или газа на месторождении. Сейчас ставка НДПИ для таких участков колеблется от 5 до 30% в зависимости от их сложности. А кроме того, компании, разрабатывающие морские месторождения, платят нулевую экспортную пошлину.

Представитель министерства природных ресурсов Николай Гудков подтвердил факт совещания на тему исполнения лицензионных обязательств. Он сообщил, что со стороны Минприроды в нем приняли участие заместитель главы ведомства Денис Храмов, заместитель главы Роснедр Евгений Киселев, глава Росприроднадзора Владимир Кириллов и другие чиновники. Решения, принятые на совещании, Гудков комментировать не стал. Однако, по информации "Известий", в целом необходимость введения экономических санкций признали целесообразной, но их параметры будут уточняться. По словам чиновника Минприроды, знакомого с итогами совещания, ведомству поручили конкретизировать свою позицию: в феврале оно должно представить в правительство финансово-экономическое обоснование санкций по лишению налоговых льгот нарушителей лицензионных обязательств, где будут прописаны последствия этого как для бюджета страны, так и для самих компаний. И уже по итогам их рассмотрения решение будет принято.

По словам заместителя министра природных ресурсов Дениса Храмова, до 2023 года компании, осваивающие шельф, по условиям лицензионных соглашений, должны пробурить 127 поисковых скважин, из них 16 скважин в 2015 году и 18 — в 2020-м, а также произвести значительный объем сейсморазведочных работ.

Такие объемы бурения он ранее назвал беспрецедентными. Однако, по его мнению, перенос сроков ввода в разработку месторождений шельфа может привести к утрате ведущей геополитической позиции России в качестве надежного поставщика энергоресурсов. Ведь ресурсы шельфа частично учтены, к примеру, в ряде межправительственных соглашений по поставкам нефти и газа в страны АТР.

Однако в текущих экономических условиях обязательства бурить по 15-18 скважин в год мало выполнимы. Источник "Известий" в Роснедрах говорит, что это и вовсе невозможно.

— Хотя компании от своих обязательств пока не отказываются, но в рабочем порядке подают заявки на корректировку лицензионных соглашений, — отмечает сотрудник федеральной службы.

Официальную позицию Минприроды озвучил глава ведомства Сергей Донской на расширенном совещании "Эффективность изучения и освоения углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации".

— Компании должны выполнять условия лицензионных соглашений, несмотря на финансовые проблемы или трудности с подрядчиками. Государство тоже несет свои риски в виде сдвигов сроков получения налоговых сборов и платежей в бюджет. Поэтому в качестве альтернативы лишению лицензий предлагаю лишать компании налоговых льгот на срок, сопоставимый с переносом планов по добыче сырья на каждом из месторождений, — сказал он.

По словам директора департамента по добыче газа, газового конденсата и нефти "Газпрома" Всеволода Черепанова, в 2014 году газовая монополия планирует пробурить две скважины на арктическом шельфе. Всего компания не выполнила планы по бурению девяти скважин на трех морских участках в Арктике. Семь из них, по словам г-на Черепанова, пробурить нельзя из-за отсутствия в мире и России технологий по бурению на мелководье в соответствующих климатических условиях. Лицензионные обязательства по поисковому бурению компании "Роснефть", по словам ее главного геолога Андрея Лазеева, выполняются с опережением графика.

По оценкам экспертов международной аудиторской компании EY (ранее — Ernst & Young) в области нефтесервиса, стоимость бурения одной поисковой скважины на арктическом шельфе варьируется от $50 млн до $300 млн. Цена на нефть в пределах $100-110 за баррель не делает рентабельной масштабную разработку запасов шельфа, учитывая, что помимо геологоразведки компании должны вложиться в строительство морской техники и инфраструктуру. Пока у российских компаний слишком мало специальных буровых судов и установок, они вынуждены фрахтовать их за рубежом, а свободные установки такого уровня в мире довольно плотно расписаны на несколько лет вперед.

Как считает директор аналитического департамента компании United Traders Михаил Крылов, оставлять добывающие компании совсем без наказания тоже нельзя. Но от лишения разрешения на освоение месторождения никто не выигрывает: ни госкомпании, ни госбюджет.

— В отличие от лишения налоговых льгот, которые нефтяники могут потерять на ограниченный период времени, равный задержке ввода в эксплуатацию, отзыв лицензий носит необратимый характер. Переход на сокращение налоговых льгот выглядит предпочтительным с экономической точки зрения, — считает эксперт.

Людмила Подобедова

 

 

<< Январь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ