media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

14.01.2020

Россия и Белоруссия тренируют нервы в борьбе за глубокую интеграцию.

"Независимая газета"

В январе должно быть принято решение по тарифам на транзит российской нефти по территории Белоруссии. В понедельник в Москве состоялись провальные переговоры антимонопольных ведомств двух стран: стороны не смогли прийти к соглашению. Окончательных договоренностей по нефти до сих пор нет и на самом высоком — президентском — уровне. Власти развернули войну нервов: в ходе глубокой интеграции ни Москва, ни Минск не хотят попасть в уязвимую позицию.

Антимонопольные ведомства Белоруссии и РФ не смогли достичь в понедельник договоренностей по тарифам на транзит российской нефти по территории Белоруссии. "Переговоры будут продолжены в ближайшее время", — сообщает агентство БелТА.

Планируются встречи на уровне специалистов — для уточнения расчетов, проведенных ОАО "Гомельтранснефть Дружба".

Вопрос о размере тарифов на транзит должен быть решен не позднее 15 января. "Если сделать этого не удастся, решение должно быть принято до 1 февраля", — уточнили в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии (МАРТ).

"На переговорах Федеральной антимонопольной службы (с участием Минэнерго, "Транснефти") и МАРТ (с участием концерна "Белнефтехим" и ОАО "Гомельтранснефть Дружба") зафиксированы разногласия в позициях. Окончательные решения будут приняты в январе в установленном порядке", — сообщил, в свою очередь, замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.

В МАРТ пояснили, что Белоруссия предложила повысить транзитный тариф на инфляционную составляющую и на размер недополученной выручки в связи с уменьшением объемов транспортировки в 2019 году. Минск рассчитывает получить компенсацию за ущерб от простоя, связанного с загрязнением нефтепровода "Дружба" некондиционным российским сырьем. Но у российской стороны возникли вопросы к представленным белорусской стороной расчетам.

Как считают опрошенные "НГ" эксперты, такие ведомственные переговоры сейчас выглядят бессмысленным политическим ритуалом.

"Ранее всегда, без исключений, спорные вопросы между двумя странами по нефти и газу разрешались на уровне двух президентов, а не субъектов хозяйствования, ведомств, министерств, вице-премьеров и даже премьеров", — говорит старший аналитик центра "Альпари" Вадим Иосуб. На высоком — президентском — уровне нефтяной вопрос остался нерешенным.

В конце минувшей недели президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что до сих пор не договорился с президентом РФ Владимиром Путиным по поставкам нефти.

"Почему мы до сих пор… не договорились? Потому что Россия хочет, чтобы мы купили у них нефть по ценам выше мировой. Где это видано? Поэтому я и отказался от такой нефти и прямо заявил: если не будет поставок по мировой цене из России, мы найдем эту нефть в другом месте", — цитировали Лукашенко информагентства.

Найти для Белоруссии нефть "в другом месте" в данной ситуации невозможно, считает директор Фонда развития права и медиации топливно-энергетического комплекса Александр Пахомов.

"Например, Польша претендует на роль одного из наиболее активно развивающихся нефтегазовых хабов в регионе. Теоретически нефть можно было бы закупать у нее, перерабатывать на многочисленных современных и мощных белорусских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), но это не имеет большого смысла, — сообщил "НГ" Пахомов. — Реэкспортированная из Польши нефть с учетом надбавок не может стоить дешевле российской нефтепроводной, следовательно, белорусское топливо, произведенное из такой нефти, будет на внешних рынках, прежде всего на украинском, неконкурентоспособным по цене".

Угрозы отказаться от российской нефти выглядят блефом, соглашается старший аналитик "БКС Премьер" Сергей Суверов.

Хотя, как уже отмечала "НГ", конфликт между Москвой и Минском лежит глубже, чем спор о ценах на энергоносители. Власти РФ отказываются субсидировать бюджет Белоруссии на прошлогодних условиях и предлагают начать более глубокую интеграцию двух стран, на которую не соглашается Лукашенко.

Между странами развернулась война нервов: в рамках интеграции ни одна из сторон не хочет оказаться в уязвимой позиции.

Как замечает Суверов, из-за проводимого в РФ налогового нефтяного маневра, предполагающего обнуление экспортных пошлин, увеличение налога на добычу полезных ископаемых и рост стоимости российской сырой нефти, субсидирование белорусской экономики со стороны РФ постепенно сокращается. Белоруссии придется покупать сырую нефть у РФ теперь по более высоким, чем раньше, ценам. А в результате этого стоимость производимых и экспортируемых Белоруссией нефтепродуктов тоже вырастет и республика потеряет свое конкурентное преимущество. С чем, по мнению экспертов, как раз и связаны попытки Минска компенсировать потери за счет транзитного тарифа.

На этом фоне возникает вероятность умеренной девальвации белорусского рубля, продолжает Суверов. "Возможно, Россия такими действиями подталкивает Белоруссию к более тесной интеграции", — допускает он.

Но, как считает Иосуб, хоть рост цен на нефть и газ станет серьезным ударом для белорусской экономики, это не приведет к немедленной девальвации белорусского рубля. "Размер золотовалютных резервов позволяет обслуживать и погашать внешний долг в течение двух лет. У Белоруссии есть возможность финансирования с помощью кредитов Китая, размещения гособлигации на внутреннем и внешнем рынках", — поясняет эксперт.

В среднесрочной перспективе последствия для белорусской экономики могут быть весьма тяжелыми, продолжает Иосуб. "Если только она не сможет адаптироваться к более высоким ценам на энергоносители благодаря серьезным структурным реформам", — добавляет он.

Между тем вице-премьер Дмитрий Козак ранее заявил, что вопросами ценообразования на нефть для Белоруссии занимаются нефтяные компании двух стран, правительство РФ к этому отношения не имеет. Он напомнил, что для сдерживания роста цен на моторное топливо на внутреннем рынке РФ используются такие механизмы, как обратный акциз и демпфер. Минск, по словам Козака, тоже может внедрить такие механизмы.

Уязвимость позиций двух стран примерно равная, продолжают эксперты. "Острота конфликта связана с тем, что снижается прибыль у белорусских НПЗ, а значит, минимальное повышение цены воспринимается очень болезненно. Российские крупнейшие нефтяные компании тоже не готовы отказаться от премии в угоду Минску, так как и у них затраты растут", — отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

"Нельзя выделить явно слабую и сильную сторону: для Белоруссии критично важны доходы от НПЗ, для России — транзит энергоресурсов", — говорит доцент Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Сергей Хестанов.

Как напоминает эксперт, подобная война нервов отнюдь не первая и скорее всего не последняя. Однако, по его словам,  вероятность нахождения компромисса достаточно велика.

"Выигрышной ситуации нет ни у одной из сторон. В шахматной терминологии ситуацию можно было бы охарактеризовать как патовую, или как взаимный цугцванг, когда каждый из ходов сторон лишь ухудшает ее ситуацию. Продолжение товарных войн подрывает авторитет Евразийского экономического союза в глазах других потенциальных членов. И демонстрирует всю нелепость статуса Союзного государства, в рамках которого экономические отношения у союзных сторон порой хуже, чем с геополитическими противниками", — говорит Иосуб. Так что эксперт тоже рассчитывает на нахождение странами компромисса.

Как считает начальник отдела "БКС Брокер" Нарек Авакян, Белоруссия вряд ли согласится на более глубокую интеграцию с Россией, но точно так же вряд ли страны разорвут отношения из-за нефтяного спора.

Анастасия Башкатова

 

 

Когда возобновится строительство "Северного потока-2".

"Российская газета"

Начало строительства финальной части газопровода "Северный поток-2" откладывается, хотя в успешном завершении проекта нет сомнений даже у его противников.

Проложено более 2,3 тысячи км трубопровода из 2,46 тысячи, но после введения санкций США суда швейцарской компании Allseas, которая укладывала трубы по дну Балтийского моря, покинули место работ. С момента остановки работ прошел уже почти месяц, но пока даже неизвестно, кто и какими средствами будет достраивать газопровод.

В компании Nord Stream 2 AG (операторе проекта) "РГ" сообщили, что пока не готовы комментировать сроки возобновления работ и их технические нюансы. В Минэнерго России и "Газпроме" не ответили на запрос. При этом глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил в интервью телеканалу "Россия 1", что наша страна сможет достроить "Северный поток-2" своими силами.

Есть два российских судна, теоретически готовых продолжить строительство. Но одно из них — "Фортуна" — предназначено для укладки труб в прибрежных водах и не имеет системы динамического позиционирования (предназначенна для удержания судна в заданной позиции или области), которая необходима по правилам безопасности для работ в территориальных водах Дании. Второе судно — принадлежащий "Газпрому" трубоукладчик "Академик Черский", но он стоит в Находке, путь из которой до места работ займет от одного до двух месяцев в зависимости от условий навигации. К оснащению этого судна также имеются вопросы. На нем есть система динамического позиционирования, но, по словам главы Минэнерго Александра Новака, "необходима его дополнительная подготовка к работам на Балтике" (цитата по ТАСС).

Шторма в Балтийском море не считаются особенно сильными, на открытых пространствах волны в среднем достигают 3-4 метров (зарегистрированный максимум — 14 метров), но даже в таких условиях укладка труб по дну моря весьма проблематична. Пик штормов приходится на осень и раннюю весну. Если даже трубоукладчик "Академик Черский" выйдет из Находки до конца января, то прибудет он на место работ к самому сезону морских волнений. Поэтому никакого особого смысла сейчас спешить с его отправкой из Находки нет. Можно спокойно дооснастить и подготовить корабль к работе.

Лучшее время для прокладки труб на Балтике вторая часть весны, лето и ранняя осень. То есть из Находки "Академику Черскому" нужно выйти в марте этого года. Если судно начнет работы на Балтике в мае, то сможет их закончить в сентябре или октябре. Заявленная скорость трубоукладки "Академика Черского" до 5 км в сутки, но учитывая, что ему придется работать в связке с вспомогательными судами, скорее всего, в день будет удаваться прокладывать не более 1,5 км труб. На тестирование и подготовку к запуску газопровода уйдет не меньше двух месяцев. В итоге мы получаем, что "Северный поток-2" будет запущен не раньше ноября-декабря 2020 года.

При этом 24 мая истекает срок, в течение которого на "Северный поток-2" не распространяются недавно принятые поправки в Третий энергопакет ЕС, что будет означать невозможность для "Газпрома" использовать мощности трубопровода на 100%.

Впрочем, эта проблема не настолько критична. "Поправки уже вступили в силу, и формат их применения зависит от правительства Германии как страны входа газопровода, поэтому май 2020 года не является критически важной датой", — считает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Кроме того, действие поправок можно обойти, создав независимого оператора для участка трубы в территориальных водах Германии, на который они распространяются.

Сергей Тихонов

<< Январь, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ