conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

14.02.2014

Часть заправок "Роснефти" может быть признана самостроем.

"РБК daily"

Президент "Роснефти" Игорь Сечин опасается, что часть заправок, которые госкомпания купила вместе с другими активами ТНК‑BP, может быть признана самостроем. Из-за нововведений московских властей под эту категорию подпадает любой объект — автомойка, сервис или АЗС, — построенный по упрощенной схеме выделения земли, которая действовала при экс-мэре Юрии Лужкове. Такие объекты город теперь может забирать по суду. Для защиты своих заправок Сечин уже обратился к мэру Москвы Сергею Собянину.

Как стало известно РБК daily, мэрия Москвы может забрать часть московских АЗС "Роснефти". Речь идет о заправках, которые достались госкомпании в результате прошлогодней сделки по покупке ТНК-BP. Некоторые из них подпадают под действие постановления, принятого московскими властями для борьбы с самостроем, следует из письма Сечина, которое было отправлено на имя Собянина 21 января (копия документа находится в редакции РБК daily).

Постановление №819-ПП мэрия приняла в декабре. По нему самостроем может быть признан объект, построенный на участке, который не предоставлялся под строительство или реконструкцию, либо объект, возведенный вообще без прав на использование участка и разрешительных документов на строительство, пояснил РБК daily замначальника Госинспекции по недвижимости Москвы Алексей Горбунов. Такие объекты мэрия может забирать по решению суда.

По новым правилам незаконными становятся заправки, построенные по упрощенной схеме, предложенной еще Юрием Лужковым, говорит источник в "Роснефти". В 1993 году он подписал постановление "О неотложных мерах по ускоренному развитию сети АЗС в городе Москве и улучшению обеспечения моторным топливом автотранспортных средств", по которому город привлекал частных инвесторов для организации временных и стационарных заправок. Через пару лет столичная власть перевела временные заправки в стационарные, но разрешение на строительство от Инспекции госархстройнадзора (ИГАСН) владельцы не получали, так как оно не требовалось, вспоминает один из таких инвесторов.

"Роснефть" активно пытается оформить приобретенные заправки в соответствии с новым законодательством, говорится в письме Сечина, а пока просит Собянина приостановить действие постановления в отношении ее активов. На письме стоит резолюция мэра: "Хуснулину. Рассмотреть. Доложить. Взять на контроль". В пресс-службе мэра Москвы РБК daily подтвердили, что обращение получено и будет рассмотрено.

Представитель "Роснефти" сообщил, что компания знала о "возможных рисках, связанных с юридическим статусом некоторых АЗС", и обращалась по этому поводу в мэрию еще до закрытия сделки по покупке ТНК-BP (сделка была закрыта в марте 2013 года, а новое постановление принято только спустя девять месяцев). Собеседник издания добавил, что на сегодняшний день проблемы возникли только с одной АЗС. По данным компании, в Москве у нее всего 158 заправок, из них 65 — под брендом ТНК, 46 — BP и 47 — под вывеской самой "Роснефти".

Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша говорит, что борьба с самостроем затронула не только интересы "Роснефти". По новым правилам под это определение подпадает значительная часть АЗС, моек и автосервисов, построенных начиная с 1992 года. "Тогда их владельцы строили свои объекты, соблюдая все действовавшие регламенты. Сейчас столичное правительство говорит, что "все, что было до, нас не касается",  — говорит г-н Аркуша.

Чтобы защитить интересы собственников, РТС планирует последовать примеру Сечина и обратиться к Собянину с похожим письмом.

На конец прошлого года в списке объектов, которые подпадают под признаки самостроя, было более 700 построек, из них на 516 объектов было оформлено право собственности (это значит, что их владельцы могут попытаться отстоять свое имущество в суде). Источник в мэрии говорит, что по некоторым объектам подготовка к разбирательствам уже началась. Список объектов самостроя обновляется еженедельно.

Юристы считают, что шансы легализовать такие активы есть. "Если постройка не создает угрозы жизни и здоровью граждан, а также не нарушает ничьих прав, то при определенных условиях право собственности на нее может быть признано судом за лицом, осуществившим строительство", — отмечает начальник юридического департамента Ланта-банка Дмитрий Шевченко. Но собственник самостроя еще должен доказать, что он принимал все надлежащие меры, чтобы легализовать свое имущество, то есть пытался получить недостающие документы, добавляет адвокат коллегии адвокатов "Юков и партнеры" Марк Каретин.

Анастасия Дуленкова, Алексей Синяков,
Тимофей Дзядко, Кристина Убушаева

 

 

Греция требует от Газпрома резко снизить цену на газ.

"Взгляд"

Греция намерена добиться от Газпрома максимальной скидки на газ — почти на 100 долларов. Российская компания не против скидки, однако лишь на 70 долларов. Греция, пережившая жесткую рецессию, пытается за счет снижения стоимости газа помочь своей экономике. Однако простые подсчеты показывают, что предоставление скидки Греции для Газпрома не так уж плохо.

Правительство Греции хочет добиться как можно большей скидки на российский газ, как минимум до 370-380 долларов за тысячу кубометров, сообщил официальный представитель правительства Симос Кедикоглу. "Греция платит 467 долларов (за тысячу кубических метров), притом что средний уровень в Европе 370-380 долларов. Мы переплачиваем почти 25%", — сказал Кедикоглу. Правда, если посчитать, то разница составляет лишь 20%.

Ранее источники, знакомые с ходом переговоров, говорили РИА "Новости", что DEPA и Газпром достигли соглашения о снижении цены на российский газ для Греции до 398-399,5 доллара за тысячу кубометров. На просьбу прокомментировать информацию о таких договоренностях официальный представитель греческого правительства ответил: "398 — это не лучшая цена. Это маленькая скидка, это намного больше, чем 370-380. Наша цель — добиться как можно более низкой цены. Мы хотим достичь хорошего соглашения".

"Не может Болгария иметь цену 360 долларов, а мы — 467. Это очень важно, потому что очень многое изменится для Греции со снижением стоимости энергоносителей", — объясняет свою позицию Кедикоглу. По его словам, высокие цены на энергоносители угрожают разрушением греческой экономики.

Таким образом, Греция уже второй раз в этом году опровергает, что сторонам удалось договориться по скидке на газ. Афины уже давно недовольны тем, сколько платят за российский газ, поэтому требуют скидку и даже грозили разбирательствами в суде. В середине января этого года очередной раунд переговоров закончился ничем.

Однако в конце прошлого месяца в СМИ появилась неофициальная информация со ссылкой на источник Газпрома, что очередные переговоры закончились хорошо. Стороны достигли принципиальных договоренностей о снижении цены на газ и о продлении контракта на поставку российского газа на греческий рынок на десять лет. Однако греческая компания DEPA на следующий же день поспешила опровергнуть это сообщение.

Судя по всему, DEPA и Газпром сейчас активно торгуются. Газпром готов снизить цену на 15% до порядка 400 долларов за тысячу кубометров. Однако Греция настаивает на скидке в 20% до 370-380 долларов. Эти 20-30 долларов, которые Греция не хочет уступить Газпрому, будут стоить ей сотни миллионов евро ежегодно, жалуются в Афинах. Между тем Газпром до сих пор предоставлял европейским покупателям скидки лишь на 10-15%, речи о 20-процентной скидке никогда не шло. Вероятно, российская компания не хотела бы создавать прецедент, предоставив самую большую скидку Греции.

Газпром ранее опровергал заявления о том, что в Греции самый дорогой газ в Европе. В российской компании уверяли, что цена для Греции находится на уровне цен других стран региона. При этом в окончательной цене газа, которую платит потребитель, оптовая часть составляет менее 50%, а остальное — это доходы местных игроков, налоги и так далее.

Греция действительно лукавит, говоря, что цена на газ является для нее самый высокой в Европе. По данным Евростата, цена на газ для Греции в первом квартале 2013 года была около 470 долларов за тысячу кубометров. "Это выше средней цены 370-380 долларов за тысячу кубометров, но здесь речь идет скорее о спотовых ценах, нежели о ценах Газпрома для иных стран. Так, в Германии цена на газ Газпрома действительно составляет 373 доллара, однако в Чехии — 430 долларов, в Литве — около 500 долларов за тысячу кубометров", — отмечает аналитик компании "Альпари" Анна Кокорева.

Что касается Болгарии, которая, как жалуется Греция, покупает российский газ по более низкой цене, то это связано со строительством "Южного потока" по ее территории. "Газпром пошел на уступки Болгарии и снизил цены для страны, чтобы получить поддержку страны в строительстве трубопровода", — объясняет Кокорева.

Однако терять Грецию как клиента Газпрому все-таки не стоит. Если компания не подпишет новый контракт, то потери составят 1 млрд долларов, тогда как если уступить и снизить цены для Греции на газ, потери Газпрома от скидки составят лишь 150 млн долларов в год, подсчитала аналитик "Альпари". Управляющий активами Concern General Invest Владислав Метнев подсчитывает, что при предоставлении скидки Греции почти на 100 долларов за тысячу кубометров выручка Газпрома сократится примерно на 100 млн долларов.

Газпром вполне может пойти на уступки Афинам, учитывая также, что в бюджете на 2014 год Газпром заложил среднюю цену экспортного газа для дальнего зарубежья в 372 доллара за тысячу кубометров, что на 4% ниже, чем в 2013 году, добавляет Кокорева.

Греция — достаточно маленький экспортный рынок для Газпрома: 2 млрд кубометров газа — это всего 1% от экспорта Газпрома. Однако у Газпрома есть большой интерес к Греции. "Российский газовый монополист хотел бы приобрести газораспределительные сети и газового трейдера. Это позволило бы компании закрепить свои позиции на рынке и получить трейдинговую маржу", — отмечает Владислав Метнев.

Предметом торга со стороны Газпрома может быть его желание заполучить греческую компанию DEPA, имеющую прямой доступ к конечному потребителю. Также в обмен на газовую скидку Газпром, скорее всего, потребует подписания нового долгосрочного контракта на поставку стабильного объема газа в Грецию. Нынешний контракт заканчивается в 2016 году.

При этом Газпром сейчас уже несет потери на греческом рынке, так как из-за рецессии в стране резко упало потребление газа. Если в 2011 году Газпром поставил в эту страну более 2,9 млрд кубометров, то в 2012 году — уже около 2,3 млрд кубометров газа. А теперь, по неофициальной информации, DEPA и Газпром договорились уменьшить годовой контрактный объем take-or-pay ("бери или плати") до 2 млрд кубометров.

Кокорева считает, что кроме DEPA и нового контракта Газпром в обмен на скидку может потребовать, чтобы страна полностью отказалась от азербайджанского газа и перешла на российский.

Что касается приватизации DEPA, то Газпром был главным претендентом на сделку и предлагал за актив больше других. В августе 2013 года должна была состояться продажа 65% DEPA, принадлежащих правительству Греции, однако сделка сорвалась из-за неожиданного отказа Газпрома. Российская компания побоялась предоставить обязывающие предложения из-за ряда условий тендера. В частности, ЕС имел право заблокировать сделку, что привело бы к потере крупного залога. Покупатель должен был внести залог в размере 20% от суммы покупаемого актива. Газпром предлагал 1,9 млрд евро за актив, поэтому он должен был заплатить 380 млн евро залога.

Впрочем, правительство Греции заявило, что конкурс будет проведен повторно и в нем сможет участвовать российский Газпром. Однако в четверг стало известно, что ЕС выдвинул ряд новых требований по приватизации греческой газовой компании, сообщил официальный представитель правительства Греции Симос Кедикоглу.

"Мы находимся еще в самом начале возобновления процесса. Есть интерес к этому России, однако еще очень рано говорить об этом. Помимо этого, нам выдвинули (со стороны ЕС) ряд новых требований. Помимо DEPA — общенациональной компании, есть и принадлежащие ей местные компании EPA — в Афинах, Патрах, Салониках. И в ЕС хотят их приватизировать раздельно", — сказал Кедикоглу, заметив, что пока не совсем понятно, как будет проходить процесс.

"Конкурс по приватизации DEPA начнется в этом году и закончится в 2015 году. Пока нет точного графика. Мы хотели бы увидеть, что дополнительно требует Европейский союз, что точно мы сможем сделать", — сказал Кедикоглу. Это, по его словам, потребует времени. Европейский союз в свете антимонопольного расследования в отношении Газпрома явно не хочет, чтобы российская компания была ближе к европейским покупателям благодаря DEPA.

Ольга Самофалова

Газовый монополист убедил правительство продлить постановление, согласно которому "Газпром" платит роялти с двух месторождений на острове в натуральной форме.

"Известия"

Потребители Сахалина и дальше будут получать дешевый газ от "Газпрома" за счет уплаты лицензионного платежа (роялти) c проекта "Сахалин-2" в натуральном виде. По данным "Известий", распоряжение правительства о газификации региона газом от роялти будет продлено еще на три года — до конца декабря 2017 года. Об этом рассказал "Известиям" источник в "Газпроме" и подтвердили в администрации Сахалинской области. В итоге Минфину придется переверстывать доходную часть бюджета в период с 2015 года, так как туда уже были заложены доходы, которые планировалось получать от роялти с "Сахалина-2" в денежном эквиваленте.

Вопрос замены натуральной уплаты роялти на денежную рассматривался на совещании у вице-премьера по ТЭКу Аркадия Дворковича. Минэнерго поручили подготовить изменения в действующее распоряжение правительства РФ от 6 сентября 2011 года № 1539-р, действие которого в части газовой выплаты роялти с "Сахалина-2" должно было закончиться 31 декабря 2014 года. Срок исполнения поручения для Минэнерго — к началу марта. Об этом "Известиям" сообщила представитель Аркадия Дворковича Алия Самигуллина.

По словам заместителя министра энергетики РФ Кирилла Молодцова, правительство, поддержав предложение "Газпрома" о продлении срока газификации Сахалина газом от роялти с "Сахалина-2", сократило его во времени. Точной даты он не назвал.

— Минфин настаивал на получении роялти денежными средствами после продажи газа на экспорт. Из-за разницы внутренней и внешней цены на газ выпадает часть средств из бюджета. В случае вступления в действие этого сценария газификация Сахалина с 2015 года была запланирована за счет газа с Киринского месторождения. Его "Газпром" запустил в прошлом году в опытно-промышленную эксплуатацию. Однако для того, чтобы наладить промышленное освоение Киринского месторождения и передать государству те подводно-добычные комплексы, которые используются на нем, необходимо время, которое и предоставили газовой монополии по итогам ее обращения к нам. С одной стороны, при выплате роялти газом мы получаем выпадающие из бюджета доходы, но с другой — государство заинтересовано в том, чтобы поставить газ населению Сахалина. И потому оно пошло на встречу "Газпрому", но не в полном объеме. Позиция правительства уже сформирована, — прокомментировал заместитель министра энергетики.

Источник "Известий" в "Газпроме" уточнил, что по итогам этого совещания постановление поручили продлить до 31 декабря 2017 года. Хотя ранее газовая монополия настаивала сначала на том, чтобы оно действовало на весь срок реализации проекта — до  2041 года, а затем смягчило свою позицию, предложив другой срок — до 2020 года.

— Это мотивировано потребностями по корректировке новой программы газификации Сахалина. Прежняя заканчивает свое действие в 2014 году, а новая верстается с 2015 по 2020 годы. Сахалину нужны гарантированные поставки газа по оптимальной цене, — пояснил собеседник "Известий", сотрудник газовой монополии.

По его словам, газификацию региона газом от роялти "Сахалина-2" поддержали также представители Сахалинской области. В представительстве региона в Москве не ответили на запрос "Известий", а источник в администрации региона подтвердил утверждение "Газпрома", добавив, что для области важно вовремя получать газ по оптимальной цене.

Официальный представитель "Газпрома" ситуацию не прокомментировал.

Как ранее оценивал начальник управления координации восточных проектов "Газпрома" Виктор Тимошилов, перспективная потребность центральных и южных районов Сахалинской области в природном газе — более 1,5 млрд куб. м газа в год. Эти объемы закрывает газ "Сахалина-2". С точки зрения существующей в регионе газовой инфраструктуры сохранить газификацию Сахалинской области за счет топлива этого СРП-проекта (соглашение о разделе продукции) — самый оптимальный выход. Газ Киринского месторождения, по словам Виктора Тимошилова, должен стать ресурсной базой для газоснабжения Приморского края и севера Сахалина. Нужды потребителей Приморского края оцениваются в восемь раз выше сахалинских: 15,5 млрд куб. м в год против 1,9 млрд куб. м для Сахалина к 2020 году.

На фоне бюджетного дефицита Минфин предлагал вернуться к схеме денежного возмещения роялти с "Сахалина-2" вместо действующей с сентября 2011 по декабрь 2014 года схемы выплаты роялти газом. Министерство планировало, что газ будет продаваться на экспорт, а вырученные от продажи топлива средства — перечисляться в федеральный бюджет и частично — в бюджет Сахалинской области.

Источник в Минфине подтвердил, что действие распоряжении о выплате роялти газом для Сахалина будет продлено до конца 2017 года, посетовав, что бюджет придется "переверстывать".

— Механизм пока не определен. В настоящее время прорабатывается внесение изменений в распоряжение правительства в части газификации Сахалинской области. — официально сообщили "Известиям" в Минфине.

По сообщению Счетной палаты РФ, только за 2012 год из-за разницы цен на газ на внешнем и внутреннем рынках, которая составила $326 за 1 тыс. куб. м, поставки газа на Сахалин в натуральном виде обошлись государству недополучением 18 млрд рублей дохода.

Проект "Сахалин-2" предполагает освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений. Их извлекаемые запасы составляют 150 млн т нефти и 500 млрд куб. м газа. Уже построен единственный на текущее время в России завод по производству сжиженного природного газа — его мощность составляет примерно 10 млн т в год. Оператор проекта "Сахалин-2" — компания Sakhalin Energy. У "Газпрома" — 50% оператора, Royal Dutch Shell принадлежит 27,5%, японским Mitsui и Mitsubishi — 12,5% и 10% соответственно.

Людмила Подобедова

 

 

Правительство заставит естественные монополии стать полностью открытыми.

"Известия"

В правительстве разрабатываются поправки в законодательство, касающиеся формирования и внедрения механизма публичного технологического и ценового аудита естественных монополий. Как рассказали "Известиям" в Открытом правительстве, по планам все документальные результаты аудиторских проверок госмонополий будут публиковаться в открытом доступе.

11 февраля министр Михаил Абызов, отвечающий за работу Открытого правительства, провел совещание по раскрытию информации об аудите госмонополий, проверки которых проводит Счетная палата. Для реализации этой идеи разрабатывается законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части раскрытия информации и информатизации регуляторных процессов в сферах естественных монополий и иных регулируемых сферах" и "О внесении изменений в ФЗ "О естественных монополиях".

— Технический и ценовой аудит дает возможность рассмотреть различные варианты технологических и стоимостных решений реализации инвестиционных проектов, насколько они соответствуют применяемым современным технологиям и заданным эксплуатационным характеристикам, с одной стороны, — рассказал "Известиям" Михаил Абызов. — С другой — насколько обоснованны расходы. И даже если обоснованность сметы будет подтверждена, техаудит может выявить резервы сокращения расходов и существенно оптимизировать затраты. На заключение независимого консультанта можно положиться — за результат аудита компания отвечает своей международной репутацией и несет материальную ответственность.

Один из правительственных экспертов рассказал "Известиям", что для каждого крупного инвестиционного проекта естественной монополии будет формироваться свой общественный совет в зависимости от отраслевой принадлежности.

— Для обсуждения стратегии развития объекта и мер по ликвидации нарушений при каждом мегаобъекте будет создан общественный комитет. Такие комитеты будут формироваться из представителей общественных организаций, экологов, членов обществ по защите потребительских прав, — рассказал член Экспертного совета при правительстве РФ Александр Брагин.

Сейчас проект концепции внедрения технического и ценового аудита согласовывается на площадке Открытого правительства, а первый опыт анализа крупных инвестпрограмм уже реализуется в трех мегапроектах — строительство ЦКАД, расширение БАМ и Транссибирской магистрали.

Эксперты в области борьбы с коррупцией достаточно скептически восприняли идеи Открытого правительства и не считают, что вводимая система аудита позволит резко оптимизировать расходы госмонополий.

— Успех этой инициативы под вопросом, поскольку здесь не исключается человеческий фактор, а, наоборот, усиливается его значение. Для эффективной борьбы с коррупцией необходимо максимальное исключение участия человека из финансово-экономической деятельности в любых ее проявлениях, — считает руководитель аппарата ОО "Комитет по борьбе с коррупцией" Михаил Змеенков. — Есть опасение, что вмешательство независимых экспертов, оптимизаторов и аудиторов просто усложнит схему. И всё предприятие может иметь успех лишь в том случае, если стороны не смогут достигнуть определенных договоренностей, что, как вы понимаете, несистемно и не может быть целью данной меры.

Начальник управления общественных коммуникаций ОАО "Транснефть" Игорь Демин считает, что общество в праве получать всю информацию о деятельности естественных монополий.

— Ничего плохого в этой мере мы не видим. Напротив, это может помочь донести до народа какую-то информацию и снять недоверие. Конечно, такая проверка повлечет за собой определенные расходы для нашей компании, но их стоимость оправданна. Недавно по результатам аудиторской проверки трех проектов из инвестпрограммы мы выяснили, что наши контрактные расценки совпадают с экспертными или даже чуть занижены, — рассказал Демин. — В одном из проектов у нас даже не состоялся один из конкурсов, потому-что сумма контракта не устроила никого из желающих. А несовпадений нашего мнения с мнением экспертов мы не боимся, поскольку есть рынок, есть условия работы — они едины для всех.

Игорь Демин заметил, что появление независимых экспертов поможет и самим компаниям защитить свои интересы.

— Негативный фон формируют частные ситуации, как, например, с Навальным, который похитил документы по аудиторским проверкам компании и подал информацию искаженной. Или случай, произошедший весной прошлого года с депутатами СР, которые в количестве 30 человек пожаловались в СК на завышение нами цен за опоры на нефтепроводе, — считает Демин. — И только после того, когда разразился скандал, они решились спросить, почему мы выбрали эти опоры, а не те, что предлагал нам один из парламентариев этой фракции. Если бы тогда было мнение независимых экспертов, то, вероятно, нам удалось бы объяснить, почему за хорошее качество иногда можно заплатить больше. Так что хоть эти проверки и портят нервы сотрудников и расходуют деньги компании, но они полезны и нужны.

Согласно реестру субъектов естественных монополий, который ведет федеральная служба по тарифам, в России насчитывается сотни федеральных и региональных госмонополий. В первую очередь эти компании занимаются водоснабжением и коммунальной инфраструктурой, транспортными услугами, транспортировкой газа, работают в топливно-энергетическом комплексе и в области связи.

Дмитрий Рункевич, Елена Малай

 

 

<< Февраль, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ