conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

14.03.2017

Как Минфин надеется оздоровить экономику налоговым маневром.

"Газета РБК"

Министр финансов Антон Силуанов в рамках своего выступления на Неделе российского бизнеса Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) впервые назвал конкретные параметры одного из основных предложений ведомства по налогам, которое предполагает снижение размера страховых взносов и увеличение ставки НДС. По его мнению, оба платежа должны составлять 22%. "Считаем возможным снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести налоговую нагрузку на косвенные налоги. По нашим расчетам, с тем чтобы это было нейтрально для бюджета, ставки должны составлять около 22%. Ставка страховых взносов 22% компенсируется 22-процентной ставкой по налогу на добавленную стоимость", — сказал министр.

Минфин предлагает сохранить льготы по уплате НДС для отдельных отраслей — сельского хозяйства, медицины, образования, финансового сектора. "Единственное, для кого это (рост НДС. — РБК) может дать дополнительную нагрузку — это те отрасли, которые сегодня работают в серую, которые показывают меньше выручки, которые не платят налоги", — резюмировал Силуанов.

Поддержка бизнеса

Действующие страховые взносы — тяжелая нагрузка для предприятий, в России она одна из самых высоких в мире, пояснил министр финансов идею снизить ставку страховых взносов, выступая на неделе РСПП, передал корреспондент РБК. Рост ставки по страховым взносам приводит к увеличению теневого сектора в экономике, и нужно двигаться в "обратном направлении" — снизить ставку страховых взносов при одновременном повышении ставки НДС, предлагает министр.

Сейчас ставка НДС составляет 18%. Размер страховых взносов находится на уровне 30%: работодатель переводит 22% с зарплаты работника в Пенсионный фонд, 5,1% — в ФОМС и 2,9% в ФСС. В случае со взносами в ПФР и ФСС действует регрессия: если зарплата работника превышает установленные величины, с начала года ставки отчислений снижаются. Силуанов в понедельник заявил, что выступает за плоскую шкалу отчисления взносов. "Здесь можно и нужно говорить о введении единого платежа, который будет расщепляться в соответствии с кодами в государственные бюджетные фонды. Это будет одна платежка, упрощение администрирования для бизнеса, упрощение отчетности", — пояснил глава Минфина, добавив, что новый предложенный подход будет выгоден и для экспортеров.

Соцблок против

Минфин будет обсуждать все сложные моменты предлагаемой схемы с социальным блоком правительства, обещал министр. Впрочем, против снижения ставки страховых взносов выступил глава Минтруда Максим Топилин. "Это приведет к тому, что будет все больше трансфертов в Пенсионный фонд. Мы шли другим путем, у нас в правительственных документах написано об ином, что мы уменьшаем трансферт, уходим от зависимости от федерального бюджета", — заявил он (цитата по "Интерфаксу"). Топилин отметил, что понижение ставки страховых взносов до 22% потребует ежегодно около 2 трлн руб. трансферта из федерального бюджета в бюджет ПФР.

Вопрос о том, как сбалансировать бюджет при таком снижении ставок, задал на форуме и глава РСПП Александр Шохин. В ответ глава Минфина согласился, что над балансировкой и настройкой пенсионной системы необходимо работать совместно с социальным блоком правительства. "Ту разницу, которая останется, бюджет будет покрывать за счет своих расходов в виде дотаций ПФР, для того чтобы обеспечить необходимые индексации, которые сегодня предусмотрены в рамках действующего законодательства", — заявил Силуанов. Также он пояснил, что система будет балансироваться за счет изменения порядка расчета страховых взносов — введения плоской шкалы взносов и избавления от так называемого хвоста (зарплаты больше определенного размера облагаются взносами по ставке 15,1%).

Впрочем, риск роста трансфертов из бюджета не единственный контраргумент соцблока правительства. Не верят там и в позитивный эффект по выходу экономики из тени. Максим Топилин отметил, что в России нагрузка на фонд заработной платы в части взносов во внебюджетные фонды ниже, чем во многих развитых странах, и высказал мнение, что снижение ставки не поможет обелению бизнеса, который не платит в фонды ничего. "Мы уже в каком-то году — в 2005-м или в 2006-м — снижали ставку с 28 до 20% в Пенсионный фонд. И тоже говорили о том, что вырастет доля легального сектора. Мы сейчас считаем — она не снизилась, а наоборот, выросла. Ведь те, кто "в тени", они вообще ничего не платят, им что 22%, что 30% — без разницы", — сказал Топилин.

Инфляционный НДС

По расчетам Минфина, увеличение НДС приведет к разовому "вкладу в инфляцию" на уровне 2%. Но опрошенные РБК эксперты не столь оптимистичны. Рост цен будет держаться на более высоком уровне около полугода, полагает заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста Высшей школы экономики (ВШЭ) Владимир Бессонов. При этом Центробанк ставит своей целью достижение инфляции в 4% и удержание ее на этом уровне. Однако из-за роста НДС регулятор может и не достичь желаемого, предупреждает Бессонов.

Риск всплеска инфляции не единственная опасность, сопряженная с увеличением НДС. С макроэкономической точки зрения значимого скачка инфляции может и не быть, однако рост НДС повлечет "существенное снижение уровня жизни", указывает руководитель направления "Фискальная политика" Экономической экспертной группы Александра Суслина. Подорожают продукты и лекарства, и вся эта нагрузка ляжет на обычных граждан, отмечает она.

Вопрос не риторический

Официально предложенная Минфином схема — один из вариантов, обсуждавшихся финансовыми и экономическими властями. Как ранее сообщал РБК, рассматривалось и соотношение "21/21". Кроме итогового варианта "22/22" "Ведомости" также сообщали и о вариантах "20/22", "21/22"
Первый вице-премьер Игорь Шувалов подтвердил, что обсуждаются разные варианты. "Это может быть по-разному, зависит от того, как закончится дискуссия", — пояснял Шувалов на вопрос журналиста РБК.

Минфин выбрал схему "22/22" из-за объема выпадающих доходов, считает Суслина. По ее расчетам, при применении такого маневра бюджет недополучит 150-180 млрд руб. При схеме "21/21", подсчитала Суслина, бюджет лишился бы более 500 млрд руб.

Прочие резервы

Изменением размера страховых взносов и ставки НДС налоговые новации не закончатся.

Силуанов также подчеркнул, что Минфин видит существенный потенциал для увеличения доходов бюджета в улучшении администрирования налогов. "Мы будем больше и жестче требовать уплату налогов с тех предприятий, которые еще не являются добросовестными налогоплательщиками. Ну и, соответственно, это будет залогом того, что мы не будем увеличивать налоговую нагрузку", — заявил министр
Минфин намерен и дальше развивать и внедрять системы маркировки и отслеживания товаров. По словам Силуанова, введение маркировки меховых изделий привело к обелению этого рынка в 5-7 раз, то есть настолько увеличился легальный оборот и выросла налоговая база. Сейчас Минфин ставит задачу унифицировать все системы отслеживания и увеличить число идентифицируемых товаров. В частности, рассказал Силуанов, власти обсуждают включение табака в ЕГАИС.

Предложение усилить контроль за оборотом табачных изделий прозвучало на Российском инвестиционном форуме в конце февраля. Тогда вице-премьер Дмитрий Козак рассказал, что в России продается в два раза больше сигарет, чем производится. На встрече премьер-министра Дмитрия Медведева с главами регионов прозвучало предложение повысить норму зачисления доходов от акцизов на табак в региональные бюджеты, таким образом местные власти будут заинтересованы в обелении этого рынка. По словам Козака, это предложение не окончательное и требует обсуждения. "Надо понимать, кто от этого выиграет, кто проиграет, как это повлияет на федеральный бюджет", — говорил он.

По замыслу Минфина, при введении новой схемы уровень налоговой нагрузки даже немного снизится. По словам Силуанова, в 2019 году он составит 31,6% ВВП, а уровень налоговых изъятий в нефтегазовом секторе сократится на 1 п.п. к 2025 году. "Около этой цифры и необходимо формировать наши дальнейшие планы как в области доходной части бюджета, так и в области расходов", — сказал министр. В декабре Силуанов рассказывал, что уровень налоговой нагрузки при цене нефти $40 за баррель (такая цена заложена в трехлетний бюджет) составляет 32%.

Какие еще налоговые изменения предлагает Минфин

— Распространить инвестиционную льготу по налогу на прибыль (действует в особых зонах и территориях опережающего развития) на всю страну для стимулирования инвестиционной активности. В обмен предлагается отменить действующие льготы и изъятия по налогу на прибыль.

— Полностью отменить пошлину на экспорт нефти и нефтепродуктов в период 2022-2025 годов и постепенно перенести нагрузку на внутреннее налогообложение.

— Совершенствовать налогообложение нефтяной отрасли за счет постепенного перехода от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к налогу на добавленный доход (НДД). Это позволит уйти от системы индивидуальных льгот.

— Оптимизировать законодательство о деофшоризации, из-за того что многие принимают решение отказаться от российского резидентства, не желая декларировать свое имущество.

— Ввести льготы по НДФЛ с целью стимулирования граждан к инвестированию в свой пенсионный капитал, а также налоговые преференции компаниям, участвующим в софинансировании накопительных систем.

Анна Могилевская

"Газпром" может избежать крупного антимонопольного штрафа в Европе. Ради этого компания готова признать реэкспорт газа внутри Европы и учесть спотовые цены в контрактных.

"Ведомости"

Еврокомиссию удовлетворили предложения "Газпрома" изменить сбытовую политику в странах Европы, сообщил регулятор. Чиновники дадут участникам европейского газового рынка семь недель, для того чтобы оценить и согласовать предложения "Газпрома". Если возражений не будет, Еврокомиссия примет предложения "Газпрома", сообщает регулятор.

В августе 2012 г. Еврокомиссия начала расследование по подозрению в нарушении "Газпромом" антимонопольного законодательства Евросоюза. В апреле 2015 г. чиновники сформулировали претензии и обозначили возможный штраф — 10% от годовой выручки всей группы. За 2015 г. та составила $100,2 млрд, в 2016 г. она может быть около $90 млрд, говорит аналитик "Атона" Александр Корнилов.

14 февраля 2017 г. "Газпром" отправил Еврокомиссии предложения по изменению сбытовой политики. В частности, компания согласилась отменить все косвенные и прямые ограничения, которые препятствуют ее клиентам перепродавать газ в другие страны Евросоюза (например, такие, когда "Газпром" получает часть выручки от перепродажи газа третьим лицам). А также предоставит инфраструктуру для перепродажи газа из Венгрии, Польши и Словакии в страны Балтии, следует из предложений, которые "Газпром" прислал в Еврокомиссию в феврале.

Кроме того, компания согласилась привязать цены на газ в Болгарии, Эстонии, Латвии, Литве и Польше к конкурентным ориентирам, в том числе к ценам на западноевропейских хабах, и уменьшить период пересмотра цен. По контрактам в странах Балтии нет положения о пересмотре цен на газ. Для этих стран оно появится, отмечается в сообщении Еврокомиссии. Еще "Газпром" не намерен требовать с болгарских партнеров возмещения за отказ от строительства "Южного потока".

"Мы верим, что обязательства "Газпрома", которые он на себя взял, позволят обеспечить свободный переток газа в Центральной и Восточной Европе по конкурентным ценам", — приводится в сообщении Еврокомиссии слова ее члена по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер. "Мы надеемся, что Еврокомиссия, а также участники европейского рынка одобрят предложения "Газпрома", которые позволят двигаться дальше и закроют разбирательство в ближайшем будущем", — передала пресс-служба "Газпром экспорта" слова зампреда правления "Газпрома" Александра Медведева. Обязательства "Газпрома" рассчитаны на ближайшие восемь лет, следует из документа, опубликованного на сайте Еврокомиссии.

Если после принятия предложений "Газпрома" российская компания нарушит обязательства, ей может грозить штраф до 10% оборота, отмечает представитель Еврокомиссии.

Привязывать цены "Газпрома" к спотовым ценам на западных хабах Евросоюза — неперспективный вариант, считает управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. Спотовый рынок неликвидный, кроме того, цены на хабах отличаются от контрактных цен "Газпрома" незначительно. Даже если предположить, что какая-то восточноевропейская страна захочет покупать газ на западном хабе, то финансово она вряд ли выиграет. И если цены на западном хабе будут в какой-то момент ниже контрактных цен "Газпрома", то при закупке значительных объемов они выравняются, считает Вахрамеев. "Газпром" все-таки крупнейший поставщик газа на европейский рынок. По данным компании, в 2016 г. на нее пришлось 34% поставок газа в Европу. Всего "Газпром" сюда направил 179,3 млрд куб. м, это 42% от его добычи за прошлый год.

Положение на рынке у "Газпрома" после принятия обязательств изменится не сильно, полагает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Принять новые правила и подписаться под ними — верное решение. Газовый рынок сильно меняется в сторону более свободного ценообразования и злоупотребление преимущественным положением могло бы привести к ухудшению отношений с покупателями, а следовательно, и к снижению выручки в долгосрочной перспективе. Полищук указывает, что на рынок выходят новые игроки, такие как производители СПГ, и более гибкий подход позволит "Газпрому" сохранить рынки сбыта.

Можно ждать небольшого снижения в выручке при продаже в страны Восточной Европы, но вряд ли оно будет критичным, говорит аналитик "Уралсиба" Алексей Кокин. По его мнению, "Газпром" и сам понимает, что не может повлиять на перетекание газа внутри европейского рынка. "Раньше, когда цены на нефть и газ были на более высоком уровне, разница между ценой, скажем, в Германии и Польше была более существенна, а с падением цен на энергоносители масштаб нивелировался", — считает Кокин.

Виталий Петлевой

 

 

Российские нефтяные компании просят пересмотреть сроки действия льгот, компенсирующих санкционное давление.

"Российская газета"

Освоение морских месторождений нефти и газа является важнейшей государственной задачей. Большинство месторождений на суше было открыто в советский период и сейчас перешло в стадию снижения добычи. Для поддержания ее уровня компании максимально активизируют буровые работы, но, несмотря на огромные вложения, эффект получается достаточно скромным.

В 2015 году в целом по России проходка в эксплуатационном бурении выросла на 11,6%, в 2016 году — на 11,8%. Сейчас объем буровых работ достиг пика за всю историю российского ТЭК. Однако добыча почти не растет — в 2015 году производство увеличилось всего на 2,3%, в 2016 году — на 2,5%. Естественное истощение месторождений — объективный фактор, для сохранения и развития сырьевой базы необходимо вовлекать в разработку новые перспективные участки.

Территория Западной Сибири, которая в последние десятилетия являлась главным регионом — поставщиком углеводородов, хорошо изучена геологами, шансы на нахождение там новых крупных месторождений минимальны. Большинство экспертов уверены, что будущее отрасли напрямую связано с шельфом: суммарный потенциал месторождений Арктики, а также Каспийского, Черного и Балтийского морей сопоставим с запасами углеводородного сырья традиционных месторождений Западной Сибири, а может, даже и выше.

Первые открытия, сделанные на шельфе, подтверждают эту гипотезу, причем разведочные работы, по большому счету, только начались, но есть все основания полагать, что тенденция будет сохраняться.

Крупнейшее месторождение за весь постсоветский период было найдено именно в море — ЛУКОЙЛ уже приступил к его разработке. Месторождение им. Владимира Филановского, известного советского нефтяника, имеет подтвержденные запасы в 128 млн тонн нефти и более 41 млрд кубометров газа. В октябре прошлого года в присутствии президента России Владимира Путина оно было введено в промышленную эксплуатацию.

В декабре 2013 года "Газпром нефть" начала разработку Приразломного месторождения в Печорском море. Запасы нефти на этом проекте превышают 70 млн тонн, что позволяет достичь годового уровня добычи 5,5 млн тонн.

Однако на шельфе таится множество "но". Одно из них — себестоимость нефти, добытой в море, превышает аналогичный показатель традиционных месторождений. При этом в стартовый период освоения нефтегазовых месторождений компании всегда несут максимальные издержки, практически не получая дохода. Поэтому на капиталоемких морских проектах, особенно на начальном, самом затратном этапе, зачастую не обойтись без государственной поддержки, которая заключается в том, чтобы сдвинуть налоговую нагрузку на тот период, когда недропользователи начнут получать прибыль от продажи полученной продукции. Ведь от начала геолого-разведочных работ до продажи первой партии нефти может пройти и 5, и 10 лет.

Такая синергия несет в себе обоюдную выгоду: российские нефтяные компании в расчете на будущие доходы готовы идти на риск, вкладывая деньги в реализацию инвестиционных проектов на шельфе, а для государства это означает создание новых рабочих мест и расширение налоговой базы.

Необходимые меры по государственной поддержке инвестиционных проектов на российском шельфе были обусловлены Федеральным законом N 268 от 30 сентября 2013 года. Он установил особый фискальный режим, предусматривающий применение специальных ставок по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для новых морских месторождений и освобождение их на определенный период от уплаты вывозной таможенной пошлины.

Но падение нефтяных цен в последующие годы, а также введение санкций ЕС и США, которые запретили поставки оборудования в РФ для глубоководной разведки и добычи нефти, существенно снизили активность российских компаний. Шельфовые проекты используют — насколько это возможно — российское оборудование, но все же технологические санкции создают дополнительные трудности, ухудшая экономику проектов и, по сути, съедая значительную часть налоговых преференций, обусловленных Федеральным законом N 268-ФЗ.

Освоение шельфа замедлилось по вполне объективным причинам. А ведь законом установлены предельные сроки действия льгот по НДПИ и экспортной пошлине — с указанием конкретных дат для каждой группы месторождений, после наступления которых эти механизмы стимулирования прекращают свое действие. То есть российские нефтяные компании, развитие которых так старательно "сдерживает" своей санкционной политикой Запад, даже не успеют воспользоваться тем набором отечественных преференций, которые должны были бы помочь им закрепиться на шельфе.

Поэтому руководители трех компаний — "Роснефти", ЛУКОЙЛа и "Газпром нефти" — направили коллективное письмо президенту РФ с просьбой "откорректировать механизм ограничения срока действия льгот". Это, по мнению сырьевиков, станет эффективной мерой стимулирования инвестиций в освоение углеводородных ресурсов на шельфе.

В министерстве финансов подтвердили необходимость рассмотрения изменения подходов к фиксации сроков действия льгот, установленных в отношении деятельности по добыче углеводородного сырья на месторождениях, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации. Как сообщил министр финансов Антон Силуанов в письме на имя главы государства, этот вопрос в увязке с предложениями глав сырьевых компаний будет рассмотрен в рамках законопроектной деятельности Госдумы в период весенней сессии.

Федор Боровиков

 

 

<< Март, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ