media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

14.06.2019

Трехсторонние переговоры о транзите газа через Украину переносятся на осень.

"Российская газета"

Переговоры между РФ, Украиной и Еврокомиссией о поставках и транзите газа переносятся на осень — ранее ЕК рассчитывала, что сможет провести их до конца июля. Планы изменились из-за внеочередных парламентских выборов на Украине, и теперь Россия и ЕК рассчитывают на трехстороннюю встречу с Украиной в сентябре, когда уже будет сформировано новое правительство, с которым предметно обсудят будущее контракта на транзит газа.

Таковы итоги встречи 13 июня министра энергетики России Александра Новака с вице-президентом ЕК по Энергосоюзу Марошем Шефчовичем в Москве. Стороны обсудили все, что могли, без участия Украины: ужесточенную газовую директиву Евросоюза (ее положения ЕК разъяснит консорциуму, который занимается расширением балтийской магистрали), строительство "Северного потока-2" и "Турецкого потока", восстановление поставок российского газа на Украину (со скидкой 25 процентов к реверсной цене, о чем упоминал "Газпром", но чем "Нафтогаз" пока не заинтересовался) и готовность РФ продолжать поставки через Украину европейским потребителям.

Россия не поставляет напрямую газ Украине с зимы 2015 года, при этом транзит продолжается. Частично Украина закупает газ реверсом, то есть перекупает российский же газ у ЕС. Действующие контракты на поставку и транзит газа истекают 31 декабря 2019 года. "На самом деле, самый простой вариант — это продлить действующий контракт, если будут предложены приемлемые экономические конкурентные тарифы, если будут урегулированы разбирательства в арбитражных судах", — заявил Новак.

По словам министра, "Газпром" готов участвовать в консорциуме по управлению газотранспортной системой (ГТС) Украины, если такое предложение прозвучит со стороны Украины. Шефчович подтвердил, что unbundling "Нафтогаза" (его разделение на независимые структуры по транспортировке, хранению и реализации газа, как это предусматривает европейское законодательство) важен для инвесторов и может определить будущее долгосрочного контракта на транзит газа. "Наши коллеги говорят о необходимости внедрения европейского законодательства. Но мы знаем, что сегодня Украина еще не готова с точки зрения изменений в действующем законодательстве, чтобы обеспечить заключение контракта на условиях, которые используются в Европе", — заключил Новак.

Теперь перед участниками трехсторонних переговоров стоит задача договориться об условиях транзита до конца октября этого года, когда истекут полномочия действующего главы ЕК. После этого срока, чтобы прийти к консенсусу, всем придется проявить куда большую гибкость в переговорной позиции. "Всегда есть при желании сторон возможность договориться и решить все вопросы по контрактным обязательствам, — считает Новак. — Безусловно, мы исходим из того, что европейские потребители будут получать газ надежно". "Мы сегодня смогли договориться, что спланируем наши трехсторонние переговоры на сентябрь, — сообщил Шефчович. — Я уверен, что, если нам удастся продолжить этот конструктивный подход, нам удастся найти и такое решение, чтобы не было никаких вопросов ни в ноябре, ни в декабре, и что будет найдено решение для поставок газа через Украину в Европейский союз".

Александра Воздвиженская

 

 

Однако это может привести к росту тарифов для населения, опасаются эксперты.

"Известия"

Минэнерго предлагает расширить категорию льготников, которые подключаются к газу по сниженным ценам. Ведомство разработало соответствующий проект постановления правительства. "Известия" ознакомились с документом. По нему преференции получат малые и средние предприятия, потребляющие 42 кубометра голубого топлива в час (сегодня — 15 кубометров). Льготы могут получить магазины, заведения общепита, небольшие производственные предприятия и даже котельные. Инициатива, однако, вызывает вопросы у Минэкономразвития и газовиков. Выпадающие расходы последних увеличатся, что может привести к росту тарифов для населения и затормозить программы газификации регионов. Один из выходов — сэкономить за счет сокращения бюрократических проволочек при подключении потребителей, отмечают эксперты.

Минэнерго подготовило проект постановления правительства, который предусматривает расширение числа потребителей газа льготной категории. Сегодня к ней относится малый бизнес, чье оборудование (плиты, котлы, водонагреватели) расходует не более 15 кубометров в час. Это в основном небольшие магазины, кафе и офисы. В документе предлагается увеличить максимальный часовой расход голубого топлива для льготников до 42 кубов. В этом случае речь пойдет уже о крупных магазинах, заведениях общепита, пекарнях, а в отдельных случаях и небольших котельных, пояснил "Известиям" генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

В 2014 году правительство установило льготные расценки на технологическое присоединение (подключение) к газу в диапазоне от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, тариф предусматривает ежегодную индексацию на уровне инфляции (сейчас верхняя планка составляет порядка 65 тыс. рублей).

Проект Министерства энергетики вызвал вопросы у Минэкономразвития, в мае по документу было проведено согласительное совещание. МЭР в своих замечаниях (имеются в распоряжении "Известий") отмечает, что предлагаемые меры могут привести к существенному увеличению расходов газовиков, которые не покроет плата за технологическое присоединение.

В Минэкономразвития отказались комментировать проект постановления, пояснив, что пока он находится в начальной стадии и еще будет обсуждаться, в том числе на уровне правительства. В Минэнерго также отказались от комментариев.

Газовики отнеслись к инициативе с настороженностью. В "Газпром межрегионгазе" "Известиям" сообщили, что документ "нуждается в детальной проработке с учетом необходимого баланса интересов газораспределительных организаций (ГРО) и потребителя, особенно в части сроков выполнения работ по технологическому присоединению и источника финансирования расходов на присоединение новых абонентов".

Как заявили "Известиям" в "Мособлгазе", если проект постановления будет принят, это приведет к существенному росту выпадающих доходов ГРО.

— При этом источником компенсации станут средства спецнадбавки к тарифу на услуги по транспортировке газа по сетям. Ранее эти средства шли на реализацию региональных программ газификации, — отметили в компании.

Объемы финансирования этих программ могут быть сокращены, опасаются в "Мособлгазе".

По словам Сергея Правосудова, даже стоимость подключения обычного жилого дома иногда существенно превышает 65 тыс. рублей. Выпадающие доходы ГРО потом "зашивают" в тариф для потребителей через спецнадбавку.

— Но при газификации жилого дома превышение если и есть, то небольшое, в несколько тысяч рублей, и, будучи "размазано" в тарифе, оно практически незаметно для потребителя. Иное дело газификация магазина или кафе. Реальная стоимость его подключения может составлять уже сотни тысяч рублей, а если таких коммерческих объектов много, то нагрузка на тариф становится заметной, — сказал эксперт.

Сейчас подключение к газу для малого бизнеса стоит слишком дорого, уверен гендиректор Агентства экономического развития и предпринимательства Александр Елагин, поэтому новые условия льгот можно только приветствовать.

В "Мособлгазе" предлагают разработать дополнительные компенсационные механизмы выпадающих доходов ГРО, например, за счет повышения предельного уровня спецнадбавки, чтобы денег хватало и на строительство сетей, и на подключение. Но в этом случае тарифы на голубое топливо могут вырасти для населения — на 3-5%, отмечает Сергей Правосудов. И получится, что за подключение к газу какого-нибудь придорожного кафе заплатит бабушка. Решением проблемы, по мнению эксперта, может стать снижение административных барьеров и, соответственно, затрат на саму процедуру подключения к газу — через совершенствование нормативной базы. По мнению Александра Елагина, необходимо вообще проанализировать все расходы на технологическое присоединение, чтобы найти возможности их снижения.

Николай Хренков

 

 

"Взгляд"

Анатолий Чубайс призвал обложить россиян новым налогом. На этот раз "зеленым", то есть экологическим. Цель — пресечь выбросы углекислого газа, помочь развитию солнечной и ветряной энергетики. Но новый налог не сделает страну чище, а россиян — богаче, полагают эксперты.

В России нужно ввести углеродный налог, который будет стимулировать промышленников снижать выбросы, заявил в четверг председатель правления УК "Роснано" Анатолий Чубайс в кулуарах Петербургского международного экономического форума.

Чубайс напомнил: в рамках подготовки к ратификации Парижского соглашения по климату Россия сама обязалась создать систему государственного учета объемов выбросов.

"А дальше начинается самый сложный вопрос, который надо решать: углеродный налог. Вводить экономические меры, стимулирующие снижение эмиссии углекислого газа, или не вводить?" — цитирует его РИА "Новости".

По словам главы "Роснано", это будет самым сложным вопросом во всей системе климатических мер. Чубайс отметил, что Евросоюз уже решил облагать дополнительным налогом товары, которые не удовлетворяют требованиям по предельным выбросам СО2 при производстве.

По его словам, если Россия "легко проскочит эту развилку с налогом", то "через пять, семь, десять лет" выяснится, что экспорт для нашей страны будет закрыт, "в том числе экспорт, регулируемый ОПЕК". "И это вещь очень болезненная", — предупредил он.

Чубайс считает, что правительству следует разобраться с правилами измерения выбросов, понять объемы, а потом подумать про налог. "А вот его ставки я бы сделал на первое время символическими, совсем минимальными", — добавил он.

Координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, депутат Госдумы Владимир Гутенев призвал не бояться запрета российского экспорта в Евросоюз за нарушение экологических норм по выбросам углекислого газа. По его словам, "закрыть могут абсолютно по любому поводу". Подобные угрозы он отнес к двойным стандартам, на которые не следует ориентироваться России.

Гутенев отнесся "крайне отрицательно" и к самой идее Чубайса, поскольку вообще против повышения налогов.

"Слова президента и премьера о том, что мы вводим налоговый мораторий, относятся не только к органам исполнительной власти, — сказал Гутенев газете ВЗГЛЯД. — Анатолий Борисович Чубайс является достаточно грамотным и опытным хозяйственником. Он не должен запускать в общественное обсуждение формулировки, которые выходят за периметр установок нашего национального лидера".

Депутат добавил, что призыв Чубайса "негативно влияет на инвестиционный климат", добавив, что Госдума собирается рассмотреть закон о специальных инвестиционных контрактах. В нем будет запрещено менять для иностранных инвесторов "правовое поле с точки зрения налогов".

"В укор России некоторые умельцы ставят даже то, что у нас слишком много леса, и поэтому часть древесины, которая достигла зрелости и не была убрана в таежных лесах, разлагается, выделяя в атмосферу в том числе углекислый газ. Нас чуть ли не пытаются заставить чувствовать себя виноватыми за то, что мы сохранили девственные леса в естественном виде", — возмущается Гутенев.

Экономист Михаил Делягин заявил, что Чубайс ни много ни мало "придумал новую схему" разрушения страны. По его мнению, все разговоры о том, что углеродный налог будет способствовать повышению экологичности экономики, — это одна большая ложь.

"Он посмотрел на опыт Франции, где введение зеленого налога, удорожание повседневной жизни людей способствовало тому, что на улицы вышли "желтые жилеты", их экономические требования очень быстро переросли в политические", — заявил Делягин телеканалу "Царьград". Экономист предупреждает, что введение зеленого налога может привести к массовым протестам по французскому сценарию.

Другие экономисты тоже подвергли идею Чубайса критике, правда, не столь резкой.

"Я очень сомневаюсь, что обыватели будут счастливы, узнав о том, что у них появилось дополнительное налоговое бремя, — пояснил президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. — Если предприятия могут включить этот налог в стоимость товаров, то для граждан это будет прямое изымание денежных средств из их кармана".

"Если господин Чубайс ориентируется на страны ОПЕК, где успешно реализуются подобные инициативы, то надо понимать, что, например, в Объединенных Арабских Эмиратах или Саудовской Аравии на стимулирование перехода на возобновляемые источники энергии выделяются колоссальные денежные средства", — сказал в интервью газете ВЗГЛЯД Абзалов.

"Вместо того, чтобы наладить производственную составляющую, увеличить экспорт, например, тех же самых солнечных панелей, происходит следующая схема — мы ничего не сделали с экономической точки зрения, но требуем либо ограничения, либо стимулирования", — добавил эксперт.

По его словам, у России было много шансов наладить полноценное производство возобновляемых элементов, будь то ветряные или солнечные станции — например, долговременное субсидирование на фоне ослабления рубля, и возможности развернуть их производство, например в южных странах Таможенного союза.

"Времени прошло много, однако никто производственную составляющую не создал. А сейчас пытаться сделать то же самое через запретительную схему будет шагом более чем сомнительным", — посетовал собеседник.

Доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов тоже считает идею Чубайса притянутой за уши. "Сейчас сужается платежеспособный спрос населения. Вряд ли новый налог решит проблему. Подобные платежи ложатся дополнительным бременем на рядовых потребителей, но ситуацию с улучшением экологической обстановки не решают. В России уже и так достаточно других налогов, которые так или иначе стимулируют развитие энергосберегающих технологий и сокращение выбросов", — сказал экономист газете ВЗГЛЯД.

"Недавно обсуждали включение шести новых платежей в Налоговый кодекс. Среди них есть и те, которые как раз учитывают выбросы: экологический, утилизационный. Есть еще и плата за негативное воздействие на окружающую среду. Ставки по ряду сборов даже повышались. Например, утилизационный сбор на автомобили: с 2012 года ставка не поменялась, но коэффициенты выросли. Причем новые коэффициенты на легковые автомобили вступили в силу год назад. Если объем двигателя от одного-двух литров, то это 84 тысячи рублей + 90%", — напомнил Алисенов.

Многие промышленные предприятия уже не выдерживают экологические требования, которые и так каждый год ужесточаются. Производители теряют свои конкурентные преимущества, так как вынуждены поднимать цены.

"Модернизация промышленности — это более правильный путь для улучшения экологической ситуации. Лучше стимулировать предприятия наращивать инвестиции в свой основной капитал", — пояснил Алисенов.

Первый зампред комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев в разговоре с RT заявил, что реализация идеи Чубайса ухудшит положение россиян. "Это приведет к тому, что потребительские товары подорожают как минимум на величину этого налога", — резюмировал Селезнев.

Глава РСПП Александр Шохин также выступил против нового налога. По его словам, это увеличит фискальную нагрузку.

Дмитрий Абзалов все же признал необходимость увеличения доли возобновляемой энергии в энергобалансе страны. "Это нормальный процесс, с этим никто не спорит. Но он должен проходить спокойно, без рывков и, что самое главное, безболезненно для населения, которое и так не понимает, почему постоянно повышается тот же НДС. А тут еще какой-то углеродный налог, который встанет в один ряд с транспортным сбором и акцизами", — заметил президент Центра стратегических коммуникаций.

Дарья Рыночнова, Иван Абакумов

<< Июнь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ