Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

14.08.2014

Верховная рада приняла закон о санкциях против России — но он еще может претерпеть существенные изменения.

"Взгляд"

Председатель Рады Александр Турчинов неожиданно отложил до четверга окончательное принятие пакета антироссийских мер, уже одобренных в первом чтении. Среди десятков видов санкций он содержал и самую одиозную — запрет на транзит газа в Европу. Впрочем, эта угроза наверняка не более чем чистый блеф Киева.

Как сообщила газета ВЗГЛЯД, во вторник днем Верховная рада приняла в первом чтении правительственный законопроект, который предусматривает возможность введения в отношении России 29 видов санкций, включая прекращение транзита энергоресурсов.

"Мы понимаем, что введение санкций будет иметь последствия и для украинской экономики. Но эта цена — ничто по сравнению с жертвами украинских солдат, украинского населения, которых расстреливают террористы, поддерживаемые РФ", — не без пафоса объявил премьер-министр Арсений Яценюк, представляя проект Верховной раде.

"Обсуждение законопроекта о санкциях в Верховной раде в первом чтении прошло спокойно. Разногласия были, но они были по сути документа. Было много людей, которые говорили о том, что эти санкции надо было вводить еще в марте, когда Россия начала незаконно оккупировать территорию Крыма", — заявил газете ВЗГЛЯД народный депутат от фракции "Батькивщина" Александр Бригинец. Он с понятным для современного политического истеблишмента Украины настроением объяснил, почему закон был принят только сейчас: "Конечно, когда весь мир против России, странно, что Украина их не вводит. А Украина их не вводила потому, что в украинском парламенте еще много людей, которые работали на Москву. Поэтому принятие некоторых решений бывает сложным. Мы надеемся, что в новом парламенте таких людей будет гораздо меньше".

Как передают украинские СМИ, депутаты высказывали опасения, стоит ли вообще давать такой мощный рычаг влияния СНБО и президенту. В частности, Сергей Матвиенков из Партии регионов призвал подготовить более сбалансированный законопроект. В ответ лидер националистической фракции "Свобода" Олег Тягнибок заявил: "Вместо того, чтобы Партия регионов посыпала голову пеплом, они тут проводят политику Кремля! Но если говорить о доработке, то фракция "Свобода" имеет предложения, которые могут быть внесены в этот законопроект".

В частности, Тягнибок призвал запретить давать россиянам кредиты на "межбанке", запретить или прекратить финансовые операции российским банкам и ограничить оборот ценных бумаг. Помимо этого, Олег Тягнибок предложил ввести ответственность, в первую очередь финансовую, за саботаж решения о санкциях.

Напомним, что правительственный проект закона о санкциях предусматривает 29 мер "безотлагательного и эффективного реагирования" на угрозы национальным интересам и национальной безопасности. Документ предлагает блокировать активы, ограничивать торговые операции, а также частично или полностью прекращать полеты и перевозки по территории Украины.

Законопроект дает право кабинету министров аннулировать или приостанавливать лицензии на осуществление определенного вида деятельности, например на пользование недрами. Законопроектом также предлагается прекратить действие общих с Россией проектов и промышленных программ, в частности в сфере безопасности и обороны.

Кроме того, субъекты санкций не получат разрешений и лицензий Нацбанка на ввоз валюты на Украину или ее вывоз, не смогут регистрироваться в качестве участника международной платежной системы. Пакет санкций предусматривает также запрет или ограничение входа морских судов в территориальные воды или порты Украины и воздушных судов в воздушное пространство Украины, разрыв торговых соглашений, совместных проектов и промышленных программ в определенных сферах.

Также прерываются культурные обмены, научное сотрудничество, образовательные и спортивные контакты, развлекательные программы, обещан отказ в визах резидентам иностранных государств. Может быть запрещена или ограничена ретрансляция теле- или радиоканалов, ограничена или прекращена деятельность СМИ, в том числе в интернете.

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня Миятович уже призвала Верховную раду Украины отменить эти положения законопроекта.

"Меры, включенные в этот законопроект, являются очевидным нарушением международных стандартов и таким образом ограничивают свободный обмен информацией и идеями — концепцию, которая являются сутью свободных СМИ", — цитирует Миятович РИА "Новости". Она отметила, что инициатива фактически сводит на нет большую часть прогресса, достигнутого Украиной в области свободы СМИ.

Впрочем, самое большое внимание привлекла к себе такая санкция, как угроза перекрыть газопровод из России в Евросоюз. По словам Яценюка, в тексте законопроекта о санкциях для России речь идет обо всех видах транзита — "как авиаперелетов, так и энергоресурсов".

Эти планы шокировали даже Запад. Накануне Берлин потребовал от Киева сохранить транзит нефти и газа из России. А видный австрийский политик Хайнц Штрахе назвал "оскорблением союзников и издевательством над ЕС" планы Яценюка о запрете транзита. Днем во вторник попытался одернуть украинцев и Брюссель — устами еврокомиссара Гюнтера Эттингера. Несмотря на эти увещевания, Верховная рада все равно приняла законопроект в первом чтении, включая и пункт о запрете транзита.

Но большинство экспертов предполагают, что замечания Брюсселя и Берлина в Киеве, разумеется, учтут, и пресловутый пункт из законопроекта исчезнет ко второму чтению. Не случайно руководство Верховной рады, которое было собиралось провести закон вечером во вторник уже в окончательном, втором, чтении, неожиданно для рядовых депутатов передумало и отложило рассмотрение на четверг.

"Этот закон не направлен конкретно против России. Этот закон о санкциях вообще. Кто их принимает, зачем, какие виды санкций бывают", — пояснил Бригинец. Он призвал не говорить о том, что в тот же день, когда будет принят закон, сразу заработают все 29 видов акций. "Но у премьер-министра и президента появится закон, который они смогут применять в том объеме, который сочтут необходимым. Депутаты вынуждены поступать, как хотят люди", — уверен Бригинец. А рядовые украинцы, по его словам, требуют "обуздать" Россию.

Украинский политолог Василий Стоякин считает, что все гораздо серьезнее. "Украина намерена вводить санкции против России и ЕС. При этом, разрабатывая законопроект, Яценюк заявил о том, что потери Украины будут очень серьезны. Самая фантастическая идея — это прекратить транзит газа через Украину. Вообще, как я понимаю, среди санкций будут моменты, достаточно заметные для российской стороны", — признал эксперт.

Речь идет о разрыве традиционных кооперативных связей, в первую очередь в той сфере, которая касается ВПК, отметил он. "Но эффект, на который в Киеве надеются, сильно преувеличен. Например, авиационные моторы Россия совершенно замечательно производит и без помощи Украины. А феерические планы запретить украинским банкам финансировать проекты в России — вообще за пределами добра и зла", — сыронизировал Стоякин.

"Санкции должны даже не так навредить России, сколько подорвать ту часть украинской экономики, которая связана с Россией. Основное же тут — показать свое единство с цивилизованным миром, главным образом с США", — уверен Стоякин.

Полина Соловьева

Как стало известно "Ведомостям", санкции побудили "Роснефть" обратиться за помощью. Компания просит одолжить ей из фонда национального благосостояния 1,5 трлн руб.

"Ведомости"

Президент "Роснефти" Игорь Сечин обратился в правительство с просьбой о финансовой помощи компании, рассказал "Ведомостям" человек из нефтяной отрасли, подтвердили четверо федеральных чиновников и еще один слышал об этом. Это же следует из письма (копия есть у "Ведомостей") от 12 августа замминистра экономического развития Олега Фомичева в Минэнерго. В письме Минэкономразвития по поручению председателя правительства Дмитрия Медведева анализирует предложения Сечина.

Представитель правительства от официальных комментариев отказался, запрос в Минэкономразвития остался без ответа. Пресс-служба "Роснефти" комментариев по существу не предоставила.

Президент "Роснефти" предлагает пять способов поддержки компании, следует из письма Фомичева. Самый дорогой для государства — выкуп за счет фонда национального благосостояния (ФНБ) новых облигаций "Роснефти" на 1,5 трлн руб. Цифру "Ведомостям" подтвердили четыре федеральных чиновника.

Необходимость такой помощи Сечин в письме объясняет введенными против компании санкциями США, рассказывают собеседники "Ведомостей" и подтверждается в письме Минэкономразвития. 19 июля минфин США запретил американским компаниям, банкам и гражданам, а также всем, кто ведет операции через США, предоставлять "Роснефти", "Новатэку", Газпромбанку и Внешэкономбанку (ВЭБ) кредиты и займы более чем на 90 дней, а также акционерное финансирование. Хотя санкции, ограничивающие привлечение долгосрочного финансирования, ввели только США, европейские банки и инвесторы де-факто к ним присоединились, потому что многие из них работают на американском рынке и не хотят проблем с властями США, объяснял сотрудник аппарата правительства.

Чистый долг "Роснефти" на конец июня составлял как раз 1,5 трлн руб. (около $44,5 млрд).

Общий долг нефтяной госкомпании — 2,2 трлн руб., но она получила от CNPC $17 млрд предоплаты за поставку нефти в Китай, а всего получит $70 млрд.

Огромный долг образовался у "Роснефти" после покупки в 2013 г. ТНК-ВР за $54 млрд, из которых $44 млрд — наличными. Под ту сделку компания оформила кредиты у пула международных банков на общую сумму в $31 млрд. На этот и следующий годы у "Роснефти" приходится пик выплат по долгам — в сумме около $30 млрд.

В конце июля вице-президент по экономике и финансам "Роснефти" Святослав Славинский на телеконференции говорил, что компания чувствует себя уверенно и санкции США ее не волнуют. "С учетом не очень благоприятной конъюнктуры на мировых финансовых рынках компания в любом случае не планировала существенных долгосрочных заимствований в среднесрочной перспективе", — уверял вице-президент "Роснефти".

Запрошенных Сечиным денег в ФНБ нет. В июне Медведев подписал постановление, разрешающее Минфину инвестировать в инфраструктурные проекты или держать на депозитах в ВЭБе до 40% средств ФНБ на 1 января 2014 г. и еще до 20% — инвестировать в проекты "Росатома" и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ; по 10% для каждой организации). По данным Минфина, на 1 января в фонде было 2,9 трлн руб., т. е. на инфраструктуру, ВЭБ, "Росатом" и РФПИ должно быть зарезервировано 1,74 трлн руб. Часть денег уже распределена. К 1 августа ФНБ увеличился — благодаря ослаблению рубля — до 3,1 трлн, но нужных "Роснефти" 1,5 трлн руб. все равно не набирается. Об этом же сказано в письме Минэкономразвития: необходимый объем средств для поддержания ликвидности "Роснефти" отсутствует.

Чиновник финансово-экономического блока правительства, которого "Ведомости" попросили прокомментировать предложение "Роснефти", ограничился одним словом: "Ужас".

По словам сотрудника аппарата правительства, Медведев скорее всего не поддержит просьбу Сечина.

Государственные и частные компании и банки если и просили до сих пор помощи у государства, то существенно меньше. Запрашиваемые "Роснефтью" 1,5 трлн руб. больше суммарных затрат федерального бюджета на здравоохранение, образование и ЖКХ в 2014 г. — на эти статьи отведено 1,244 трлн руб., а также планируемых расходов на эти цели в 2015-2017 гг. — примерно по 1,1 трлн руб. ежегодно. Совокупный размер дорожных фондов, из которых финансируются строительство и реконструкция дорог, составит в 2015 г. 1,16 трлн руб. Расходы федерального бюджета на госпрограмму поддержки сельского хозяйства — те самые 1,5 трлн руб., но деньги будут тратиться частями до 2020 г. Затраты бюджета на развитие присоединенных регионов Крыма составят до 2020 г. 658,1 млрд руб.

Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук полагает, что на фоне ослабления рубля "Роснефть" решила подстраховаться: "Возможно, компания считает, что рублевые облигации будут ей дешевле, чем и дальше выбирать предоплату в долларах от CNPC". Китайская предоплата предполагает начисление процентов (шестимесячный LIBOR + 229 б. п.).

Замначальника управления "Велес капитала" Василий Танурков сомневается, что рублевые облигации обойдутся дешевле, чем китайская предоплата. Такое впечатление, продолжает он, что "Роснефти" нужны эти средства "на всякий случай", и можно предположить, что компания хочет продолжить приобретения. По мнению Тануркова, у компании не должно возникнуть никаких проблем с обслуживанием долга даже без денег из ФНБ. Другой аналитик, попросивший об анонимности, не исключает, что у "Роснефти" из-за санкций могли возникнуть проблемы с рефинансированием долга.

Галина Старинская, Максим Товкайло, Алексей Рожков

 

 

Отказ Украины платить за газ может повлиять на инвестиционные планы монополии.

"Известия"

"Газпром" сообщил о рисках расчетов с Украиной за газ в неденежной форме и возможной недоплатой в российский бюджет $1 млрд. Такие данные содержатся в отчетности газовой монополии по РСБУ за II квартал 2014 года. Гипотетические риски могут превратиться в реальные, в случае если "Газпром" выиграет в Стокгольмском суде у "Нафтогаза", а украинская компания не сможет рассчитаться с ним в твердой валюте, отмечают эксперты. При отказе же Украины оплатить свои газовые долги до конца года, российский бюджет может столкнуться с недоплатой в казну налогов от "Газпрома" на сумму $1 млрд.

"Газпром" предупреждает, что задолженность Украины за газ за 2013 год не погашена, страна переведена на предоплату, поэтому невозможно гарантировать, что в будущем в силу не зависящих от газовой монополии причин не появятся неденежные формы расчетов за газ.

"Осуществление расчетов по сделкам в неденежной форме уже оказывало в прошлом и может оказывать в будущем неблагоприятное воздействие на способность "Газпрома" финансировать операционные или капитальные затраты, которые должны производиться в денежной форме, а также на способность монополии своевременно выплачивать налоги и проводить прочие обязательные отчисления", — говорится в отчете "Газпрома" в разделе о рисках.

— Никаких неденежных сделок с Украиной по газу не готовится. Но по стандартам отчетности необходимо предусмотреть все формальные риски, — сообщил "Известиям" официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов.

"Газпром" ранее сталкивался с необходимостью продавать украинским потребителям газ в 90-е годы прошлого века не за деньги, а за продукты по бартеру. Об этом рассказал "Известиям" один из сотрудников компании.

— В то время по такому сценарию работали многие предприятия в различных отраслях из-за низкой платежной дисциплины контрагентов, напоминает Андрей Конопляник, советник генерального директора "Газпром экспорта". По его словам, с "Итерой", конкурентом "Газпрома", в кризисные 1990-е годы покупатели расплачивались за топливо даже валенками и галошами. Это был способ для компании хоть как-то получить свои средства.

— Но каким бы образом ни происходили расчеты с Украиной за газ в ближайшей перспективе, налоги в РФ должны выплачиваться в денежной форме. Скорее всего, их сумма будет рассчитана исходя из цен газа в соответствии с контрактными обязательствами между "Газпромом" с "Нафтогазом". То есть по формуле цены, прописанной в документе. На момент перевода Украины на предоплату цена составляла $485 за 1 тыс. куб. м газа.

Недополучение "Газпромом" части консолидированной выручки на сумму поставок газа на Украину не уменьшит сумму налоговых обязательств монополии перед государством. Неденежная форма погашения задолженности "Нафтогаза" за поставленный, но не оплаченный газ возможна в том случае, если "Газпром" выиграет у "Нафтогаза" иск в Стокгольмском арбитраже, обязав покупателя выплатить весь долг с процентами за уже потребленный газ.

— Но украинская компания практически банкрот в текущей экономической ситуации. В этом случае возможно обращение иска на ее имущество. Тогда де-факто газ может быть оплачен активами "Нафтогаза" по решению суда, — отметил Конопляник.

Представитель "Нафтогаза Украины" Алена Осмоловская не ответила на запрос "Известий".

Сергей Шаповалов, партнер юридической компании "Налоговая помощь", объясняет, что налог выплачивается только в денежной форме вне зависимости от формы расчета компании с контрагентами.

— Если покупатель газа рассчитается с "Газпромом", например, активами, их можно продать, заплатив с этого фискалам. Существуют также различные рассрочки уплаты налогов, которые можно будет задействовать в случае крайней необходимости. Кроме того, компания может просто не заплатить налог, который считает избыточным, — говорит юрист.

По мнению Андрея Полищука, нефтегазового аналитика Raiffaisenbank, сценарий расплаты Украины за газ в неденежной форме маловероятен.

— Более высок риск, что Украина в этом году вовсе не заплатит по своим долгам за газ в размере $5,3 млрд, мотивируя это необходимостью дождаться решения в Стокгольмском суде, в который она также подала иск против "Газпрома" о переплате за газ на $6 млрд. В этом случае налогооблагаемая база "Газпрома" может быть снижена на сумму снижения прибыли. Если прибыль газовой монополии снизится на $5,3 млрд, то 20% от этой суммы, которые составляют налог на прибыль, будут означать потерю для бюджета около 36 млрд рублей, или $1 млрд. Что касается рисков операционных и капитальных затрат компании, то расплата Украины в неденежной форме или же отсутствие оплаты за российский газ не повлияет на сроки и качество реализации "Газпромом" ключевых инфраструктурных проектов — трубопровода "Сила Сибири" и "Южный поток", — считает эксперт.

Однако налоговый юрист Сергей Шаповалов объясняет, что "Газпром" должен будет заплатить налог со своей выручки по факту его начисления Федеральной налоговой службой.

— Если деньги от Украины за газ не поступят, "Газпрому" придется заплатить налоги с $5,3 млрд в авансовом режиме. На расходы компания сможет списать эти средства лишь через несколько лет. Исключение составит ситуация, если "Газпром" получит по итогам 2014 года убыток вместо прибыли. Кроме того, газовая монополия уже была вынуждена заплатить НДПИ за добычу газа, который затем экспортировала на Украину. В результате эти средства выпадают из объема операционных и капитальных затрат компании. То есть ей придется отказываться от ряда больших строек, от покупки активов или оптимизировать расходы иным образом, — объясняет эксперт.

Людмила Подобедова

 

 

Президент "Роснефти" Игорь Сечин просит отдавать нефтяной компании участки на шельфе и суше в адресном порядке и расширить льготы для шельфа.

"Ведомости"

Президент "Роснефти" Игорь Сечин предложил правительству меры поддержки "Роснефти" в связи с введенными в июле против компании секторальными санкциями США. Среди них — предоставить "Роснефти" в адресном порядке участки на шельфе и суше "по списку", говорится в заключении статс-секретаря — заместителя министра экономического развития Олега Фомичева в адрес Минэнерго (копия есть у "Ведомостей"). Подлинность документа подтвердил федеральный чиновник. Получить комментарии вчера вечером в Минэнерго и Минприроды не удалось. Представитель Минэкономразвития от комментариев отказался. Представитель "Роснефти" не дал комментариев по существу.

Просит ли Сечин о каких-то конкретных участках, непонятно. Предоставление участков недр в пользование оформляется специальным госразрешением в виде лицензии на основе закона "О недрах". Участки на суше распределяются по конкурсу или на аукционе, а на шельфе — только между "Роснефтью" и "Газпромом" без тендера. Замминистра считает, что изменение этого порядка "нецелесообразно". В случае адресного предоставления участков "Роснефти" есть риск "монополизации рынка нефти", что может негативно отразиться на инвестиционном климате в нефтяной отрасли, говорится в заключении. "Роснефть" — крупнейшая нефтяная компания в России, на ее долю приходится почти половина годовой добычи нефти (207 млн т в 2013 г.).

Другое предложение Сечина — снять ограничения по сроку применения нулевой ставки экспортной пошлины для шельфовых проектов, отнесенных к 3-й (проекты высокого уровня сложности) и 4-й (арктические проекты) группам сложности. Сейчас льгота действует соответственно до 12 апреля 2037 г. и 31 марта 2042 г. В Минэкономразвития считают, что отмена предельного срока преждевременна. Но к этому вопросу можно вернуться после получения дополнительных геологоразведочных данных. На конец 2013 г. у "Роснефти" 25 участков арктического шельфа.

Президент "Роснефти" также просит поддержать строительство Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК). Фомичев напоминает, что Минэкономразвития поддержало реализацию проекта, но обратило внимание, что разработка механизма финансирования инфраструктуры к комплексу еще не завершена. "Одновременно с этим было предложено рассмотреть возможность не прямого финансирования проекта за счет бюджетных средств, а через предоставление льгот", — указано в письме. Уже подготовлен проект распоряжения правительства по проекту ВНХК. Он предполагает, что объекты внешней инфраструктуры 1-й и 2-й очереди ВНХК, а также объекты необщего пользования будут на 103,7 млрд руб. профинансированы по ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.".

Ранее источники "Ведомостей" рассказывали, что "Роснефть" для защиты от санкций, ограничивающих поставки в Россию оборудования для нефтедобычи, предложила ввести мораторий на применение закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и снизить или обнулить пошлины на импортное оборудование.

Аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров считает, что в связи с санкциями правительство должно будет изучать ситуацию и выявлять наиболее слабые места в ТЭКе, например в случае снижения добычи нефти. Но вот возможности господдержки бизнеса сейчас сильно ограничены, скорее наоборот, государство хочет получить больше от бизнеса, говорит он. По его словам, просить поддержки для нескорых проектов — разработки шельфа и строительства ВНХК — неактуально и, вероятно, сроки их реализации могут изменяться. "На шельфе это зависит от результатов геологоразведки, а запуск ВНХК — от конъюнктуры рынка. Поэтому, может быть, не стоит спешить с крупными проектами, чтобы не потратить деньги неэффективно", — добавляет Нестеров.

Галина Старинская, Алексей Рожков

 

 

<< Август, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ