Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

14.08.2020

Среди них — отмена запрета на импорт топлива в РФ и уменьшение НДС для предприятий округа.

"Известия"

В России предложили решение проблемы дефицита и высоких цен на бензин и дизель на Дальнем Востоке. Независимый топливный союз (НТС) направил письма в Минфин, Минэнерго, Минвостокразвития и ФАС, а также региональным органам власти ("Известия" ознакомились с ними). В частности, он заявил о необходимости увеличить льготы для поставок топлива в регионы ДФО, отменить запрет на его импорт в Россию и понизить ставку НДС для дальневосточных предприятий на 10 п.п. В НТС считают, что эти меры помогут стабилизировать ситуацию.

Дорого, дефицитно

НТС 13 августа направил 49 писем в федеральные и региональные органы власти. Среди адресатов — Минэнерго, Минвостокразвития, Минфин, ФАС, полпредство ДФО, а также главы и сенаторы 11 регионов федерального округа. Документы содержат меры, реализация которых, по мнению НТС, позволит поддержать топливную инфраструктуру, снизить вероятность потенциального ущерба и создать предпосылки для ее посткризисного восстановления. Они также обеспечат экономические условия для стабилизации цен на бензин и дизель в регионах ДФО. Подлинность писем подтвердил председатель правления НТС Григорий Баженов.

Как указано в обращении, проблема растущих цен на эту продукцию для регионов Дальнего Востока вызывает пристальное внимание общественности и требует принятия срочных мер. В отличие от рынков других федеральных округов в ДФО наблюдается регулярный дефицит моторных топлив в оптовом сегменте. На 11 субъектов округа приходится лишь два НПЗ (комсомольский "Роснефти" и хабаровский Независимой нефтегазовой компании (ННК)). При этом топливо, производимое в западной части России, невыгодно поставлять сюда из-за логистики.

"В итоге складывается ситуация, в рамках которой в оптовом сегменте практически отсутствует конкуренция, что уже в свою очередь приводит к реализации топлива по ценам, значительно превышающим среднероссийские. Высокая цена в оптовом сегменте подталкивает вверх и розничные цены, что неблагоприятно сказывается на потреблении", — говорится в письме НТС.

По данным службы госстатистики, средняя цена бензина АИ-92 в России в начале августа составляла 43,08 рубля за 1 л, при этом в ДФО — 45,82 рубля. АИ-95 — 46,83 рубля за 1 л в среднем по стране и 48,81 рубля на Дальнем Востоке, а дизель — 48,05 и 52,22 рубля за 1 л соответственно.

Наибольшие отклонения в розничных ценах на топливо от среднероссийских среди регионов ДФО наблюдаются на Камчатке и Сахалине, рассказал "Известиям" аналитик ГК "Финам" Алексей Калачев. По его словам, здесь они выше примерно на 15%. Также большие отклонения в Республике Саха, Магаданской области и Чукотском автономном округе, там они выше на 20–30%.

По словам начальника отдела маркетинговых исследований "ОМТ-Консалт" Татьяны Цыбиной, средние розничные цены в Приморском крае на АИ-95 в августе по сравнению с январем 2020 года выросли на 2,1%, на бензин АИ-92 — на 2,2%, дизельного топлива — на 2%. Стоимость 1 л бензина АИ-95 на АЗС в Хабаровском крае увеличилась сильнее — рост к январю составил 2,4%, на АИ-92 — 2,3%.

Меры регулирования

НТС предложил поднять коэффициент КДФО — в рамках действующего демпфирующего механизма на его размер снижается ставка акциза при поставке топлива в регионы округа. Сегодня КДФО равен 2,1 тыc. рублей за 1 т бензина или дизеля, союз считает целесообразным увеличить его до 5 тыc. рублей. Эта мера, как считают в НТС, повысит привлекательность поставок в субъекты ДФО, создаст предпосылки для усиления конкуренции в оптовом сегменте и снизит закупочные цены для розничных игроков.

Еще одно предложение — отменить запрет на импорт нефтепродуктов. Он вступил в силу со 2 июня и действует до 1 октября 2020 года. Ограничение вводилось, чтобы защитить внутренний рынок от ввоза дешевого топлива из-за границы, после того как с падением мировых цен на нефть рухнули и мировые цены на бензин.

Помимо прочего проект мер включает и снижение ставки НДС на 10 п.п. на автомобильный бензин и дизельное топливо 5-го экологического класса в регионах федерального округа.

В НТС подчеркнули, что ранее уже представляли депутатам Госдумы меры по решению проблем топливного рынка Дальнего Востока. Было направлено письмо и врио губернатора Хабаровского края Михаилу Дегтяреву. Он ответил, что предложения изучены, приняты к сведению и направлены членам экспертного совета ГД. Однако с тех пор, как подчеркнул Григорий Баженов, никаких мер предпринято не было, а ситуация продолжает ухудшаться.

29 июля Михаил Дегтярев в ходе встречи с рабочими Амурского судостроительного завода дал поручение разобраться с картельным сговором компаний при образовании цен на бензин в регионе. Но, как пояснил Григорий Баженов, в действительности у сложившейся ситуации преимущественно экономические причины. Проблема Дальнего Востока — это проблема регулирования.

По словам главы НТС, "Роснефть" и ННК продают топливо по тем ценам, по которым могут с учетом высоких издержек логистики, налоговой нагрузки и регуляторных правил. Дефицит топлива случается, когда меняются внешние экономические условия, но из-за этих самых регуляторных правил рынок не может адаптироваться под ситуацию. Поэтому проблему следует решать путем повышения привлекательности поставок сюда нефтепродуктов, а не искать виновных в "картельном сговоре".

В своем письме глава объединения попросил Михаила Дегтярева включить в повестку парламента региона вопрос о внесении соответствующих законопроектов в Федеральное собрание РФ. В аппарате врио губернатора Хабаровского "Известиям" оперативно не прокомментировали ситуацию. "Известия" также направили запросы в Минэнерго, Минвостокразвития и ФАС.

В Минфине рассмотрят обращение союза, заявили там "Известиям". Однако добавили, что вопросы, касающиеся цен на топливо и общей ситуации на этом рынке, относятся к компетенции Минэнерго и ФАС.

Себе в убыток

Из-за высоких оптовых цен многие заправки в ДФО работают в убыток, рассказала "Известиям" Анна Моисеенко, коммерческий директор сети Benzo, представленной в регионе. Следуя директивам ФАС о том, что цены на бензин не должны опережать инфляцию, АЗС сталкиваются с ситуацией, когда оптовые цены выше розничных. В итоге заправки не имеют возможности покрыть расходы на обслуживание инфраструктуры и оплату работы персонала.

Председатель профсоюза "Транспортных перевозчиков Приморского края" Петр Куприянов посетовал в беседе с "Известиями", что цены на бензин в регионе стали настоящей проблемой для бизнеса.

— Они растут каждую неделю, автоперевозчики возмущены, им все сложнее работать, — сообщил он.

Аналитики НТС, ссылаясь на данные Росстата за 2019 год, отметили, что в литре АИ-92 НДС составляет 5,91 рубля (13,73% от стоимости литра), акциз — 9 рублей (20,92%). В итоге совокупная налоговая нагрузка составляет 34,65% цены.

И этот расчет еще не учитывает налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на дополнительный доход (НДД), которые скрываются в стоимости сырья. В итоге, как отмечают в союзе, фискальная нагрузка составляет не менее 55% от конечной стоимости каждого литра топлива.

По словам гендиректора "ИнфоТЭК-Терминал" Рустама Танкаева, главная проблема всего рынка нефтепродуктов России, в том числе и ДФО, — именно налоговое бремя, которое превосходит возможности топливного сектора и не позволяет вкладывать средства в его развитие.

— Любые налоговые льготы, включая понижение ставки НДС, могут быть полезны, — отметил он. — Это помогло бы стабилизировать ситуацию.

Однако эксперт выразил сомнение в том, что правительство пойдет на снижение НДС.

По мнению гендиректора независимого аналитического агентства нефтегазового сектора "НААНС-МЕДИА" Тамары Сафоновой, повышение КДФО может оказать положительное влияние на рынок моторного топлива в Дальневосточном регионе. При этом эксперт отметила, что запрет на импорт бензина и дизеля не оказывает значимого влияния на обороты нефтепродуктов внутри России.

Приморский топливный союз (ПТС) совместно с Российским топливным союзом (РТС) также предлагают варианты решения проблемы, сказал "Известиям" президент ПТС Владимир Чирсков. Он считает, что в первую очередь следует увеличить нормативы продаж на биржевых торгах, потому как отмена акцизов и изменение НДС маловероятны.

В середине июля власти отказались от радикального роста продаж топлива на бирже. ФАС и Минэнерго согласовали их увеличение для бензина лишь с 10 до 11% от производства, а для дизеля — с 6 до 7,5%.

Валерий Воронов

<< Август, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ