Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

14.09.2018

На энергетические планы способны повлиять итоги выборов-2019.

"Независимая газета"

Отдельная компания-оператор по управлению украинской газотранспортной системой (ГТС) начнет работу не ранее 1 января 2020 года. В рамках подготовительной работы украинская власть обсуждает условия, в том числе финансовые, привлечения иностранного партнера по управлению ГТС.

На днях агентство "Украинские новости" сообщило, что "Нафтогаз Украины" обратился к правительству с предложением продать 49% акций компании — оператора ГТС иностранному партнеру. "Стоимость ГТС… составляет около 14 млрд долл. Украинское законодательство позволяет квалифицированному международному партнеру приобрести до 49% в уставном капитале оператора ГТС Украины.

Если международный партнер заплатит 7 млрд долл. за 49% акций оператора ГТС, то такая инвестиция может рассматриваться как определенная гарантия сохранения доходов от транзита на текущем уровне", — процитировало агентство текст соответствующего письма. Согласно документу, национальная компания предложила, чтобы правительство инициировало рассмотрение этого вопроса на заседании Совета нацбезопасности и обороны (СНБО).

Некоторые эксперты успели заявить, что украинская власть собирается продать половину газотранспортной инфраструктуры, имеющей стратегическое значение для государства. И что "Нафтогаз" стремится снять с себя ответственность за такое решение, переложив его на СНБО, главой которого по должности является президент Украины, а секретарем работает Александр Турчинов.

Не успел разразиться скандал, как появились поводы для нового. Главный коммерческий директор "Нафтогаза" Юрий Витренко, по сообщению агентства "Укринформ", назвал "отвратительной манипуляцией" слухи о том, что национальная компания якобы пытается продать часть ГТС. "Нафтогаз" пока не просит правительство продавать украинскую ГТС. Вопросом привлечения международного партнера уже в течение почти года занимается правительство. "Нафтогаз" может предоставлять правительству информацию для принятия решения в интересах украинского народа", — пояснил он. Витренко предположил, что за искажением информации с целью бросить тень на компанию "стоят как интересы внешнего агрессора, так и коррупционеров внутри страны". Он не конкретизировал, какие силы имеет в виду.

Украинская власть ранее приняла решение привлечь иностранного партнера к управлению ГТС. Отдельно указывалось, что российские компании не имеют права принимать участие в конкурсе. Для реализации задуманного требовалось вывести газо-транспортную инфраструктуру из системы "Нафтогаза". Началось создание публичного акционерного общества "Магистральные газопроводы Украины" (МГУ), а параллельно — переговоры с иностранными компаниями об их участии в будущем в управлении деятельностью МГУ.

В прошлом году эксперты допускали начало работы компании-оператора сразу после решения Стокгольмского арбитража по спору между "Нафтогазом" и "Газпромом". Но, как выяснилось, суд не одобрил предложенную украинской стороной идею передачи действующих контрактных обязательств новой компании. Речь идет о подписанном в 2009 году сроком на 10 лет контракте между "Нафтогазом" и "Газпромом" о транспортировке российского газа в Европу.

На днях, по сообщению агентства "Интерфакс-Украина", этот вопрос обсудили наблюдательные советы НАК "Нафтогаз Украины" и ПАО "Магистральные газопроводы Украины". Они пришли к выводу, что до конца 2019 года рискованно передавать контроль над активами. Поэтому управлять украинской ГТС пока будет, как и ранее, дочерняя структура "Нафтогаза" — "Укртрансгаз". При этом наблюдательные советы договорились о сотрудничестве в переходный период. "Подтвердили, что оператор ГТС до конца 2019 года будет входить в состав "Нафтогаза", который несет ответственность за все внутренние подготовительные работы для последующего выделения оператора и передачи его активов с 1 января 2020-го. ПАО "Магистральные газопроводы Украины" до этого времени не будет вести активную операционную деятельность оператора ГТС, но займется подготовкой к процессу сертификации", — сообщило агентство.

Стороны подписали меморандум о сотрудничестве, предполагающий тесное взаимодействие при подготовке решений между "Нафтогазом" и МГУ. В частности, национальная компания будет консультироваться с будущим оператором по поводу переговоров и решений, "которые могут иметь последствия после 2020 года. В том числе речь идет о возможных будущих контрактах с ПАО "Газпром" и другими поставщиками…"

Говоря о привлечении иностранного партнера к управлению украинской ГТС, эксперты отмечают, что важно урегулировать вопрос транзита после завершения действующего контракта. Руководитель Центра политических исследований "Пента" Владимир Фесенко сказал "24 каналу", что строительство "Северного потока — 2" может уменьшить объем прокачки газа по украинской ГТС. Интересы Украины в данном вопросе отстаивает, в частности, канцлер Германии Ангела Меркель. В ходе недавних переговоров с президентом РФ она заявила о необходимости сохранить определенные объемы транзита российского газа по территории Украины. Политолог Владимир Фесенко считает, что важно говорить не только об объемах транзита (позволяющих сохранить рентабельность работы украинской ГТС), но также об условиях. Обсуждать эти вопросы нужно уже сейчас. "Транзитное соглашение между "Нафтогазом" и "Газпромом" завершается в год украинских выборов. У нынешнего руководства компаний сложные отношения. Новое руководство "Нафтогаза" если и появится, то только после парламентских выборов в Украине осенью 2019 года. Хотя никто не знает, что будет весной 2019-го, после президентских выборов…" — сказал он телеканалу.

Переговоры по вопросу о транзите газа запланированы на октябрь. В них, как ожидается, примут участие делегации Минэнерго Украины и РФ во главе с министрами, а также представитель Еврокомиссии по энергетическим вопросам Марош Шефчович. На этой неделе состоялась подготовительная встреча экспертов высокого уровня. Она должна была завершиться вчера. К моменту сдачи номера в печать еще не было информации об итогах разговора. Эксперты в Киеве говорят о том, что без договоренностей о транзите газа по украинскому маршруту в будущем невозможно обсуждать планы по привлечению западного партнера к управлению ГТС.

Татьяна Ивженко

 

 

Нефть может подняться выше $80 за баррель из-за проблем в Иране и Венесуэле.

"Ведомости"

В августе 2018 г. производство нефти в мире превысило 100 млн барр. в сутки, говорится в отчете Международного энергетического агентства (МЭА). МЭА считает, что уже в IV квартале 2018 г. отметку 100 млн барр. в сутки перешагнет и потребление нефти. К концу 2019 г. потребление и производство нефти могут превысить 101 млн барр. в сутки. Но нефть Brent может подняться выше $80 за 1 барр., считают в МЭА.

"Сейчас очень сложный момент для рынка нефти", — отмечает агентство. Ситуация в Венесуэле может ухудшаться быстрее, чем ожидалось. МЭА прогнозирует, что если ничего в стране не изменится, то до конца года добыча там может снизиться до 1 млн барр. в сутки, еще в начале года была 1,6 млн барр. в сутки. Кроме того, конфликты в Ливии могут возобновиться, пишет МЭА. Рост цен до максимумов с ноября 2014 г. агентство объясняет еще и тем, что игроки нефтяного рынка ожидают вступления в силу (4 ноября) санкций США, "осталось всего 54 дня до того момента, когда покупатели иранской нефти должны решить, продолжать им закупать иранскую нефть или нет".

"Через какое-то время, не исключаю, мы сможем говорить о санкционном сырьевом "суперцикле" и уже в близкой перспективе увидим новые ценовые рекорды", — описывал ситуацию главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин. В мае один из крупных нефтетрейдеров оценивал санкционную премию к цене нефти в 15%. Остается ждать, смогут ли другие производители заместить эти объемы, заключают эксперты МЭА. Члены ОПЕК, главным образом Саудовская Аравия, готовы увеличить добычу, если на рынке будет наблюдаться системный дефицит, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Добычу могут увеличить США, добавляет он. Россия тоже будет готова немного добавить к мировой добыче, считает Полищук. "Пик роста спроса традиционно приходится на III квартал", — отмечает аналитик БКС Кирилл Таченников. Причина роста мирового производства — увеличение в США добычи до исторического максимума (10,9 млн барр. в сутки в августе, по данным EIA) и рост добычи в странах, входящих в ОПЕК (до рекордных за девять месяцев 32,6 млн барр. в сутки, по данным ОПЕК). Кроме того, страны, подписавшие в 2016 г. сделку об ограничении добычи нефти (ОПЕК+) на 1,8 млн барр. в сутки, в июне смягчили ее условия и некоторые из них увеличили добычу. Нефть подорожала за последние дни: Brent торгуется около $80 за 1 барр. Этому способствовали данные об уменьшении запасов нефти в США (до средних за пять лет) и приближающийся к юго-восточному побережью страны ураган "Флоренс", пишут эксперты МЭА.

Августовское падение добычи в Венесуэле и Ираке компенсировала Саудовская Аравия, увеличив добычу на 38 000 барр. в сутки, а также Нигерия (74 000 барр. в сутки) и Ливия (256 000 барр. в сутки). Россия увеличила производство почти на 300 000 барр. в сутки до 11,2 млн барр. в сутки, рассказывал в конце августа министр энергетики России Александр Новак. Суммарный рост добычи, по данным МЭА, у стран ОПЕК в августе составил 420 000 барр. в сутки. Из-за этого цена на нефть Brent в четверг снизилась на 1,64% до $78,43 за 1 барр.

Рост потребления обусловлен развитием азиатских стран, а также ростом спроса в США и Европе, отмечает МЭА. Но есть и риски: стагнирующий из-за высоких цен спрос на бензин в США, в Японии на спрос на нефть влияют высокие температуры и стихийные бедствия, говорится в отчете. МЭА видит два главных риска для роста потребления нефти: девальвацию валют стран — импортеров нефти и замедление развития Китая и Индии из-за обострившихся торговых войн. Кроме того, подешевели национальные валюты Турции, Индонезии, Аргентины, Филиппин, Малайзии, национальные банки этих и других стран — импортеров нефти подняли с начала 2018 г. ключевые ставки, это привело к росту стоимости нефти в национальных валютах этих стран, что может сказаться в ближайшее время на спросе.

Рост потребления нефти продолжится как минимум до 2030 г., считает Полищук. Таченников предупреждает, что к 2020 г. из-за растущего спроса потребуются новые мощности по добыче нефти. Сланцевая добыча не сможет компенсировать растущий спрос, уверен он.

Виталий Петлевой

Министры энергетики России и США попробовали выйти из переговорного тупика.

"Российская газета"

США все еще выступают против строительства газопровода "Северный поток-2", который вдвое увеличит объем поставок из России в Европу через Балтийское море. Более того, если строительство не остановится, США введут санкции против участников проекта, а также разработают новые. Россия в связи с этим призвала не забывать, что у конечного потребителя в лице Евросоюза есть право выбирать поставщика, что она уже сделала.

Проект "Северный поток-2" стал одной из главных тем на встрече министра энергетики России Александра Новака и его американского коллеги Рика Перри в Москве. Оба заверили, что хотят работать сообща во благо мирового рынка энергоресурсов, но камнем преткновения для Вашингтона остается балтийский газопровод.

Рик Перри заявил, что "Северный поток-2" создаст "уязвимое место" в энергетической безопасности Европы, так как доля российских поставок газа в европейском импорте рискует вырасти до 2/3. При этом Перри считает, что стороны могут найти "точки соприкосновения" в этом вопросе. Отвечая на вопросы, введут ли США санкции против России, если "Северный поток-2" будет и далее строиться, а также готовятся ли новые санкции против российского энергетического сектора, Перри ответил утвердительно.

Введение санкций против отдельных экспортеров ресурсов — в данном случае речь о России — привело бы к нарушению глобальной энергетической безопасности, ответил на это Александр Новак. Он выразил озабоченность в связи с подготовкой новых санкций. При этом Россия остается конкурентоспособным поставщиков газа в Европу и не предпринимает никаких мер, например, против поставок сжиженного газа из США, сказал Новак. "В целом российская сторона остается открыта к тому, чтобы искать пути вывода двусторонних связей из искусственного тупика на основе принципов равноправия и баланса интересов", — заявил он.

В частности, Новак предложил Перри восстановить рабочую группу по энергетике в рамках двусторонней российско-американской президентской комиссии (фактически прекратила работу в 2014 году, когда против России были введены санкции со стороны США). "Российско-американские отношения в настоящее время, как известно, переживают не лучшие времена. Вместе с тем наши страны являются ведущими энергетическими державами. И только совместными усилиями мы сможем удовлетворить спрос на энергию в мире", — обратил внимание министр.

Кроме того, Россия предложила США создать совместный инвестиционный фонд для проектов в области энергетической эффективности с участием Российского фонда прямых инвестиций, который, в свою очередь, уже положительно оценил это предложение (его глава Кирилл Дмитриев принимал участие в переговорах министров). Поддержал ли идею Рик Перри, неизвестно.

Стороны среди прочего обсуждали трехсторонние переговоры между Россией, Еврокомиссией и Украиной по транзиту российского газа в Европу после 2019 года, рассказал Новак. В тот же день завершился первый раунд технических консультаций в этом формате, сообщил, в свою очередь, представитель Минэнерго России. На нем эксперты из России, ЕК и Украины обсудили ключевые элементы европейских контрактов на транспортировку газа, тарифы, а также реформу управления украинской газотранспортной системой, сообщил МИД Украины. Следующий раунд переговоров состоится 26 сентября.

Александра Воздвиженская

 

 

Европейский суд признал обоснованным наказание "Роснефти" за украинский кризис.

"Газета РБК"

Европейский суд отказался отменить санкции против "Роснефти", "Газпром нефти" и нескольких российских госбанков, введенные после присоединения Крыма. Судебная система ЕС не прошла тест на независимость, заявили в "Роснефти".

Санкции признали обоснованными

Европейский суд общей юрисдикции отказался удовлетворить иск "Роснефти", которая требовала отменить экономические санкции Евросоюза в отношении России в целом или в отношении компании в частности, введенные после присоединения Крыма в марте 2014 года.

Причины для санкций являются достаточными и обоснованными, решил суд. Цель оспариваемых санкций — увеличить издержки России от дестабилизации ситуации на Украине (подрыва территориальной целостности, суверенитета и независимости страны), чтобы содействовать мирному урегулированию кризиса, говорится в пресс-релизе суда. Из-за этих санкций "Роснефти", в частности, ограничен доступ к кредитным ресурсам в ЕС.

Решение Европейского суда является незаконным, необоснованным и политизированным, говорится в заявлении "Роснефти", поступившем в РБК. Это решение может быть обжаловано в Европейском суде справедливости, являющемся высшей инстанцией судебной системы ЕС, в течение двух месяцев. Но представитель нефтяной компании не сказал, будет ли она подавать такую жалобу.

Помимо "Роснефти" под санкции попали также "Газпром нефть", "Алмаз-Антей", Сбербанк, ВТБ и ВЭБ. Всем им суд в четверг, 13 сентября, также отказал в аннулировании санкций ЕС.

Это уже второе решение международных судов о законности санкций в отношении "Роснефти". Первый иск она подала в Европейский суд справедливости 9 октября 2014 года. Заявителями выступили сама компания и ее "дочки" — "РН-Шельф-Арктика", "РН-Шельф-Дальний Восток", "РН-Разведка и добыча" и "Тагульское", а ответчиком был Совет Евросоюза. Компании указывали, что санкции нарушают международно-правовые обязательства ЕС в рамках соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Россией и/или Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), и просили аннулировать статьи санкционных постановлений, прямо или косвенно затрагивающие их, а именно ограничения на поставку товаров и услуг для всей отрасли и адресный запрет на доступ к европейским кредитам.

В рамках этого дела "Роснефть" требовала от Совета ЕС опубликовать "все документы, имеющиеся у совета, в которых содержатся или упоминаются любые факты и обстоятельства, послужившие опорой для принятия решения [2014/512/CFSP] или постановления [833/2014]" (решение о введении секторальных санкций от 31 июля 2014 года, которое было дополнено 8 сентября). Брюссельский секретариат обнародовал лишь часть документов. Например, ЕС отказал в доступе к сериям черновиков заявлений совета по итогам встреч, посвященных Украине и ситуации вокруг Крыма, обосновывая это тем, что публикация "даст возможность третьим сторонам — включая стороны конфликта в Восточной Украине — получить представление о том, как менялось отношение совета к конфликту".

28 марта 2017 года "Роснефть" проиграла этот спор.

Тест на независимость

Оба решения — и Суда справедливости ЕС от 28 марта 2017 года, и Суда ЕС общей юрисдикции по текущему делу — являются незаконными, говорится в заявлении "Роснефти". Разъяснения, которые дал первый суд, не являлись обязывающими для второго процесса, подчеркивает компания. В рамках рассмотрения спора суд общей юрисдикции был обязан провести собственную оценку фактов по делу и аргументов "Роснефти" и вынести независимое решение, что не было сделано, отмечает ее представитель. Однако суд признал законность санкций, несмотря на то что участники процесса ни в том, ни в текущем процессе не смогли представить каких-либо доказательств или оснований для их введения. "Судебная система ЕС не прошла тест на независимость", — заключает "Роснефть".

Представитель "Газпром нефти" назвал решение суда "необоснованным и несправедливым". Компания будет принимать решение о последующих действиях после детального анализа судебного акта, добавил он.

Юристы ВТБ объясняли суду, что он является международным коммерческим банком и не имеет никакого отношения к конфликтным событиям на Украине. Наложенные ограничения причиняют существенный ущерб банку и его дочерним организациям, в том числе на Украине, подчеркивали они. Как следует из решения суда, юристы даже предъявили суду документ, подтверждающий масштабы потерь. Санкции, введенные в отношении российских госбанков в июле 2014 года, в частности, запретили гражданам и компаниям ЕС покупать или продавать выпущенные ими новые акции, облигации или "подобные финансовые инструменты" со сроком обращения более 90 дней. Представитель ВТБ отказался от комментариев.

Представитель Сбербанка сказал, что банк разочарован решением суда, сейчас его "внимательно изучает" и вскоре определится с ответными действиями. ВЭБ в своей деятельности на территории иностранных государств соблюдает нормы действующего законодательства, передал РБК старший вице-президент ВЭБа Игорь Краснов. Банк также оставляет за собой право обжаловать решение европейского суда в апелляционном порядке, добавил он.

Представитель "Алмаз-Антея" отказался от комментариев.

Маргарита Девяткина, Алина Фадеева

 

 

<< Сентябрь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ