Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

14.11.2019

"Газпром" отменил размещение еврооблигаций.

"Газета РБК"

"Газпром" отказался от размещения евробондов на сумму до €3 млрд из-за опасений, что привлеченные деньги будут арестованы по требованию "Нафтогаза". Украинская компания взыскивает с "Газпрома" $2,6 млрд.

Почему "Газпром" отменил размещение евробондов

"Газпром" отменил намеченное на эту неделю размещение облигаций в швейцарских франках из-за угрозы потерять привлеченные деньги, сообщил "Интерфакс" со ссылкой на источник и подтвердили РБК два собеседника, близких к "Газпрому". "Выпуска бондов не будет", — сказал один из них РБК. По его словам, "Газпром" опасается, что счета специально созданной компании (SPV), которая привлечет средства, будут арестованы по судебным претензиям "Нафтогаза".

Ранее совет директоров "Газпрома" согласовал размещение в 2019 году еврооблигационных займов на сумму до €3 млрд (или ее эквивалент в иной валюте), сообщала компания.

В настоящее время "Газпром" располагает достаточным запасом ликвидности и до конца текущего года не планирует привлекать дополнительное заемное финансирование, заявил РБК представитель "Газпрома".

В 2017-2018 годах Стокгольмский арбитраж вынес решения по двум встречным искам "Газпрома" и "Нафтогаза", обязав российскую компанию выплатить украинской $4,6 млрд за недопоставку газа по транзитному договору, а "Нафтогаз" — $2 млрд в счет погашения долга за поставки газа. В итоге "Газпром" оказался должен $2,6 млрд. Российская компания обжалует эти решения, но "Нафтогаз" регулярно делает попытки арестовать активы "Газпрома" в местных судах стран Евросоюза.

В начале 2019 года "Нафтогаз" уже добился ареста счетов двух SPV-компаний — эмитентов еврооблигаций "Газпрома" — GazAsia Capital S.A. (размещала евробонды в японских иенах) и Gaz Capital S.A. (эмитент старой базовой программы евробондов), которые зарегистрированы в Люксембурге. 8 июля Окружной суд Люксембурга отклонил жалобу "Газпрома" и подтвердил арест активов на территории страны.

После этого "Газпром" решил перерегистрировать компанию — эмитента бондов в юрисдикции Великобритании, чьи суды в отличие от люксембургского защитили его активы, рассказывал летом начальник финансово-экономического департамента "Газпрома" Александр Иванников в ходе телефонной конференции для инвесторов. Высокий суд Англии и Уэльса в марте 2019 года приостановил производство по делу о признании и приведении в исполнение на территории Англии и Уэльса решения Стокгольмского арбитража по иску "Нафтогаза" до окончания производства в апелляционной инстанции.

Как это отразится на "Газпроме"

"Газпрому" нужны деньги на инвестпрограмму, которая в последние годы традиционно превышает 1 трлн руб. в год. В этом году "Газпром" планирует потратить 1,3 трлн руб., в 2020-м — 1,065 трлн руб., а в 2021-м — 1,251 трлн руб., рассказывал в декабре 2018 года зампред "Газпрома" Андрей Круглов (покинул этот пост в начале 2019 года, перейдя в Минфин). В этом году монополия планировала занять почти 400 млрд руб.

Еврооблигации исторически являются одним из главных источников фондирования для "Газпрома", отметил РБК старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Прецедент с переносом выпуска евробондов является неприятным, но проблем с ликвидностью у компании не будет, поскольку она может привлекать банковское финансирование.

При привлечении новых кредитов в банках "Газпрому" не придется создавать специальную структуру, которая формально является заемщиком, зарегистрирована в Европе и является дополнительным фактором риска, объясняет аналитик.

При этом вряд ли стоимость заимствований для "Газпрома" возрастет, если он будет занимать в банках, а не размещать облигации: риск судебных разбирательств, которые могут повлиять на условия размещения, уже учтен в цене, пояснил аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Кроме того, инвесторы в основном смотрят на "Газпром" как на квазисуверенного заемщика и связывают риски для компании с рисками для страны в целом, согласился Маринченко.

Перспективы примирения

Инцидент с еврооблигациями — еще один аргумент в пользу того, чтобы оставить все разногласия с "Нафтогазом" в этом году и попытаться достичь договоренностей о транзите газа через Украину в Европу до начала 2020 года, сказал Маринченко.

Срок действия текущего контракта на поставку и транзит российского газа через Украину в Европу истекает 31 декабря. Прямые поставки газа "Газпрома" на Украину были прекращены в ноябре 2015 года — Киев покупает газ у европейских трейдеров, в том числе по реверсным схемам (поставляется по газопроводам, идущим в Европу, в обратном направлении).

Сейчас Россия, Евросоюз и Украина ведут переговоры о продлении контракта. Украина в сентябре 2019 года настаивала на новом транзитном контракте на десять лет при минимальном объеме поставок 60 млрд куб. м газа в год, Россия выступала за продление действующего контракта на год, но с актуализацией его условий.

Последние переговоры между Россией и Украиной при участии Еврокомиссии прошли 28 октября в Брюсселе. Российская сторона заявила, что ключевым условием для заключения нового контракта должно стать обнуление взаимных судебных претензий. "Мы считаем, что эти вопросы должны решаться пакетно, и в том числе вопросы поставок российского газа напрямую потребителям Украины, минуя реверс", — говорил российский министр энергетики Александр Новак. Киев готов к дискуссии о пакетном решении, включая прямые закупки российского газа и мировое соглашение по судебному спору, подтверждал еврокомиссар Марш Шефчович.

Однако в начале ноября "Нафтогаз" подал новый иск к "Газпрому" в Стокгольмский арбитраж на $12 млрд. "Россия просит "понять и простить" $22 млрд ($2,6 млрд по решению Стокгольмского арбитража, новый иск и штраф со стороны антимонопольного регулятора Украины. — РБК). Ищу и не нахожу в озвученных в СМИ предложениях встречных шагов России на сопоставимые суммы. Разве так выглядит обнуление взаимных претензий?" — прокомментировал его глава "Нафтогаза" Андрей Кобалев.

Алина Фадеева, Людмила Подобедова, Георгий Тадтаев

 

 

Ашхабад и Брюссель разрабатывают "дорожную карту" энергетического сотрудничества.

"Независимая газета"

Ашхабад и Брюссель готовятся к подписанию рамочного соглашения о поставках туркменского газа в Евросоюз, что подразумевает строительство трубопровода по дну Каспия. "Транскаспий" включен в список приоритетных проектов Евросоюза (ЕС), и вопрос о его реализации уже вышел за рамки простого обсуждения. Финансировать проект готовятся Всемирный банк и один из фондов ЕС — Фонд развития. Участие России в проекте не предполагается, но, как утверждают в туркменских дипломатических кругах, Москва препятствовать строительству трубы по дну Каспия не будет. Но российские эксперты с этим не согласны.

В ближайшие дни Генеральная Ассамблея ООН может принять решение по предложенной Туркменистаном резолюции: "Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества". Это станет еще одним шагом на пути намерений Ашхабада по реализации планов Туркменистана по поставкам газа в страны ЕС.

Энергодиалог Туркменистан — Европейский союз выходит на финишную прямую. Состоялось несколько раундов переговоров в формах рабочих групп на уровне руководителей профильных ведомств и глав государств. Представитель Генерального директората по энергетике Европейской комиссии Эрлендас Григорович на нефтегазовой конференции OGT 2019 сообщил, что Туркменистан и ЕС готовятся разработать "дорожную карту" сотрудничества. ЕС, по его словам, рассматривает список энергетических проектов, и сразу после утверждения они получат прямое финансирование европейских банков. "Для диверсификации энергетического потенциала ЕС уже включил Транскаспийский газопровод (ТКГ) в свой список перспективных проектов, и мы надеемся, что он останется в нем и в будущем", — подчеркнул европейский чиновник. Григорович позитивно оценил подписанную в 2018 году Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря и недавнюю ее ратификацию со стороны России. Он со стороны ЕС пообещал Ашхабаду консалтинговые услуги и мониторинг в сфере экологической безопасности строительства трубы. Однако, отметил Григорович, Туркменистан не сможет построить Транскаспийский газопровод самостоятельно, поэтому участвовать в реализации проекта должны крупные опытные компании.

Туркменская сторона уже проводила переговоры с такими гигантами, как British Petroleum, Shell и Total. Кроме этого, готовность реализовать проект ТКГ выражали Edison Technologies GmbH, MMEC Mannesmann GmbH, Air Liquide Global E&C Solutions совместно с китайской SINOPEC Engineering Group.

Напомним, что принятая конвенция по Каспию, с одной стороны, дает право на двусторонней основе договариваться по добыче и транспортировке энергоресурсов Каспия. С другой — этот вопрос требует экологического одобрения всей "каспийской пятерки". Однако, как сказал "НГ" эксперт Сердар Айтаков, "туркменские власти загодя готовятся к обходу требований каспийской конвенции и возможных претензий со стороны других прибрежных стран". "Уже определяются не только политические стороны соглашения — ЕС и Туркменистан, но и форма такой организации — консорциум нескольких частных коммерческих компаний", — сказал туркменский эксперт. Он напомнил, что Ашхабад не стал ограничиваться пассивным участием в проекте и ввел в игру Малайзию — в конце октября в Туркменистан приезжал премьер-министр Махатхир Мохамад. "Дело в том, что малайзийский PETRONAS — один из немногих реальных инвесторов в добычу нефти и газа в туркменском секторе Каспия, который владеет технологиями по строительству и использованию морской инфраструктуры (буровые и эксплуатационные платформы), включая и подводные трубопроводы. На переговорах Махатхир Мохамад и Гурбангулы Бердымухамедов договорились о продлении контакта с PETRONAS до 2038 года", — отметил эксперт.

По словам Айтакова, PETRONAS не знает, куда девать свой газ, добываемый в акватории Каспия, и уже неоднократно выходил с предложением к правительству Туркменистана о строительстве транскаспийских трубопроводов, чтобы перебрасывать добытый газ, принадлежащий PETRONAS, в рамках СРП (Соглашения о разделе продукции). А впоследствии предлагал строительство и более масштабного трубопровода для переброски всего добываемого "пионерного" газа на берегу и в акватории Каспия. Тогда власти Туркменистана не дали однозначного ответа, но попросили составить ТЭО и описать стадийность и мощности проектов, что и было сделано. Не исключено, что туркменские власти включили PETRONAS в список потенциальных подрядчиков и/или операторов по строительству и эксплуатации транскаспийской инфраструктуры.

Вполне вероятно, что наряду с PETRONAS к созданию подводной транспортирующей инфраструктуры будет привлечена итальянская ENI. Ранее на переговорах с Туркменистаном руководство этой компании заявляло о своем желании в долгосрочной перспективе оказать содействие в выводе туркменского газа на мировые рынки, в первую очередь на европейские. Этот вопрос обсуждался на переговорах Бердымухамедова с президентом Италии Серджио Маттареллой в начале ноября. "Дело в том, что магистральный трубопровод подразумевает прямую трубу от побережья до побережья, без попутных врезок в него с морских платформ. Поэтому газ с платформ требуется доставить к "точке сборки" на туркменском берегу, к насосной станции "Белек", откуда и будет происходить нагнетание давления в магистральном трубопроводе (первого порядка), а вот от платформ на берег трубопроводы (второго порядка), по всей вероятности, поручат строить PETRONAS и ENI, возможно, и Dragon Oil (Эмираты), которая также работает на шельфе Каспия", — пояснил Сердар Айтаков.

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский отметил, что строительство Транскаспийского трубопровода — давняя мечта европейцев и туркменского руководства. "Пусть поговорят. Россия не против. Европе газ нужен: откуда угодно, какой угодно, лишь бы не российский. Надо же отчитаться, в том числе перед американцами, что сделано все возможное для минимизации объема российского газа на европейском рынке. Однако заканчивается это тем, что газ в Европу по нарастающей может поставлять только Россия. Сегодня объемы поставок российского газа возрастают. Удивительная ситуация, при которой Дания, которая тормозит "Северный поток — 2", внезапно просит поставить ей российский газ. Или уж совсем удивительно: Великобритания начинает нуждаться в российском газе, это конечно, беспрецедентно", — сказал "НГ" Евгений Сатановский.

Эксперт напомнил, что туркменский газ законтрактован давно и надолго Китаем. Ашхабад будет еще долго выплачивать Китаю за строительство пяти трубопроводов. Туркменистан, не имея достаточных объемов газа для экспорта в Европу, тем не менее успешно на эту тему ведет переговоры. Однако, как отметил Сатановский, невозможно предсказать, будет ли построен ТКГ. "На сегодняшний момент очень трудно представить Транскаспийский газопровод. Но бумаги по нему пишутся, ведется бесконечное количество проработок. Идет строительство портов в Грузии для отгрузки газа. Существует тема Румынии, готовой принимать газ. Но тем не менее пока все это фантасмагория. Отмечу, однако, что по проекту Nabucco, который успешно приказал долго жить, европейцы продвинулись куда дальше. Но где тот Nabucco?" — отметил Евгений Сатановский.

Виктория Панфилова

 

 

Но только если страны снизят инвестиции в ископаемое топливо на 40%.

"Ведомости"

Прогноз мирового спроса на нефть представило в среду Международное энергетическое агентство (МЭА) в отчете World Energy Outlook 2019. По базовому сценарию (учитывает частичное исполнение заявленных экологических и энергетических целей), спрос вырастет с 96,9 млн (2018 г.) до 106,4 млн баррелей в сутки к 2040 г. Консервативный сценарий предполагал рост до 121 млн баррелей в сутки. Сценарий устойчивого развития, учитывающий достижение энергетических целей ООН и исполнение Парижского соглашения, предполагает, что к 2040 г. спрос уменьшится до 66,9 млн баррелей в сутки, а к 2050 г. сократится до 50 млн баррелей в сутки.

По базовому прогнозу, наибольший рост спроса даст Индия — с 4,7 млн (2018 г.) до 9 млн баррелей в сутки в 2040 г. На Ближнем Востоке спрос вырастет с 7,5 млн до 10,2 млн баррелей в сутки, в основном рост обеспечит нефтехимический сектор, считает МЭА: регион надеется получить максимум выгоды.

В Китае спрос к 2030-м гг. остановится на уровне 15,6 млн и к 2040 г. снизится до 15,5 млн баррелей в сутки. Сдерживающим фактором эксперты называют увеличение парка электромобилей до 150 млн к 2040 г.

В Европе спрос на нефть будет ежегодно снижаться в среднем на 0,2 млн баррелей в сутки и в 2040 г. составит 8,7 млн против 13,2 млн баррелей в сутки в 2018 г. Это произойдет из-за уменьшения спроса на топливо для легковых автомобилей и обогрева зданий.
Снижение спроса ожидается и в США: с 18,5 млн в 2018 г. до 15,1 млн баррелей в сутки в 2040 г.

В России спрос останется практически неизменным: к 2030 г. повысится до 3,4 млн баррелей в сутки, а к 2040 г. вернется к показателю 2018 г.: 3,2 млн.

Сценарий устойчивого развития предполагает, что спрос на нефть уменьшат все, кроме Индии и стран Африки, где рост составит около 30%. Для этого надо следовать Парижскому соглашению (Россия ратифицировала его в октябре) и сокращать выбросы углекислого газа. Новый подход требует на 40% сократить среднегодовые инвестиции в ископаемое топливо и на 25% увеличить вложения в низкоуглеродную энергетику. "Сценарий устойчивого развития весьма выгоден с точки зрения доступа к энергии, качества здоровья, воздуха и смягчения последствий изменения климата", — считают авторы отчета.

Реалистически выглядит только базовый сценарий, поскольку спрос на нефть, вероятно, будет расти чуть медленнее мировой экономики, считает руководитель международной практики КПМГ по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антон Усов: "Маловероятно, что за 20 лет как исполнение Парижского соглашения, так и электрификация транспорта приведут к значимому снижению потребления нефти, — ввиду роста населения планеты, роста мировой экономики и неспособности электромобилей серьезно потеснить двигатель внутреннего сгорания в потребительском, а тем более в промышленном сегментах транспортной отрасли". В случае резкого снижения спроса на нефть страны-производители столкнутся с экономическими трудностями, предупреждает он.

Прогноз МЭА отражает распространенное мнение, что к 2040 г. спрос на нефть может снизиться, говорит эксперт Центра энергетики Московской школы управления "Сколково" Екатерина Грушевенко: к 2040 г. спрос на нефть может составить от 75 млн до 95 млн баррелей в сутки. "Для традиционных производителей нефти снижение спроса будет серьезным испытанием. Конкуренцию будет усиливать рост предложения. Придется балансировать между желанием как можно быстрее монетизировать запасы и желанием сохранять приемлемые цены", — заключает она.

Елена Вавина

<< Ноябрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ