Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

15.02.2016

"Интер РАО" и "Газпром" обсуждают поставки газа, несмотря на то что у энергокомпании есть действующий контракт с "Роснефтью".

"Ведомости"

Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер в пятницу в центральном офисе компании встретился с председателем правления "Интер РАО" Борисом Ковальчуком, сообщила газовая компания. Стороны обсудили вопросы сотрудничества в электроэнергетической сфере, говорится в сообщении. Была рабочая встреча, обсуждались поставки газа для электростанций "Интер РАО", добавил представитель генерирующей компании, отказавшись от дополнительных пояснений. Представитель "Газпрома" от дополнительных комментариев отказался.

В 2014 г. основными поставщиками газа для "Интер РАО" были "Роснефть", "Газпром" и "Новатэк". В структуре поставок топлива на электростанции компании газ занимал 79,7%. Всего "Интер РАО" в 2014 г. потребила 33,2 млрд куб. м газа. Данные за 2015 г. еще не публиковались. В прошедшем году у "Интер РАО" истек контракт на закупку 14-15 млрд куб. м газа в год у "Новатэка". Компания весь свой газ законтрактовала, говорил в январе предправления "Новатэка" Леонид Михельсон. А с 2016 г. основным поставщиком газа для "Интер РАО" стала "Роснефть". С ней энергокомпания заключила 25-летний контракт на поставку до 35 млрд куб. м газа в год. Контракт был заключен на условиях take-or-pay и предусматривает поставки газа на все станции "Интер РАО", кроме Калининградской ТЭЦ — 2 и Сочинской ТЭС.

Возможно, обсуждалась схема, когда "Газпром" будет поставлять газ для электростанций "Интер РАО", а "Роснефть" в сопоставимых объемах — для проектов "Газпрома", допускает директор Small Letters Виталий Крюков: "Роснефть" законтрактовала большое такое количество газа, который она пока даже не добывает. С 2016 г. весь объем газа на электростанции "Интер РАО" должна поставлять "Роснефть", но, видимо, возникли проблемы и начались переговоры с другими производителями газа, говорит руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Представитель "Роснефти" на вопросы не ответил. В январе "Роснефть" заявляла, что выполняет свои контракты и полностью обеспечивает своих потребителей газом, в том числе "Интер РАО". Для оптимизации портфеля и балансировки неравномерности потребления "Роснефть" в том числе приобретает и продает газ у третьих сторон и на бирже, говорилось в сообщении компании. В 2016 г. "Роснефть" собиралась закупить 14 млрд куб. м газа у "Газпрома", но сделка не состоялась, писал "Интерфакс" со ссылкой на свои источники. Две недели назад к Миллеру приезжал президент "Роснефти" Игорь Сечин, который также занимает пост председателя совета директоров "Интер РАО". Стороны обсуждали вопросы взаимодействия в нефтегазовой сфере, говорилось в сообщении "Газпрома".

Стороны могли обсуждать поставки газа на труднодоступные для "Роснефти" объекты вроде Костромской ГРЭС, предполагает аналитик Renaissance Capital Владимир Скляр. И возможно, гарантии по замещающим поставкам на случай нехватки газа у "Роснефти", думает аналитик. Вероятнее всего, обсуждался вопрос поставок газа в Калининградскую область, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Обеспечение энергией калининградской системы в случае ее отключения от связи с Литвой — это стратегический вопрос, как раз уровня Миллера, говорит эксперт. "Газпром" отказался строить "Балтийский СПГ", и теперь "Интер РАО" надо понимать, откуда брать газ в случае чего", — объясняет Пикин. Энергосистема Калининградской области является частью энергетического кольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва) и соединена с энергосистемой Литвы. Почти весь объем производства электроэнергии в области покрывает Калининградская ТЭЦ — 2 (до 98%). В 2013 г. для решения проблемы энергозависимости региона было запущено строительство газовых электростанций в Гусеве, Советске, Калининграде и угольной — в Советске общей мощность около 1000 МВт. Проект реализует совместное предприятие "Интер РАО" и "Роснефтегаза".

Иван Песчинский

 

 

"Газпром" тем не менее закупает трубы для очередного проекта.

"Независимая газета"

Во вторник Еврокомиссия представит новую стратегию энергетической безопасности. В частности, будет "пересмотрен регламент по безопасности газоснабжения с целью улучшить выносливость ЕС при прекращениях газоснабжения". В рамках новой стратегии еврочиновники решат и судьбу газопровода "Северный поток-2" (СП-2), который уже вызвал громкие протесты в Восточной Европе.

Сегодня ЕС импортирует 53% потребляемой им энергии. И некоторые страны союза зависят от единственного основного поставщика своего импорта газа. "Диверсификация источников и поставщиков является главным средством улучшить нашу энергетическую безопасность. Разведка новых регионов добычи и снабжения топливом, изучение новых технологий, развитие местных ресурсов и улучшение инфраструктур, дающих доступ к новым источникам снабжения, — все это элементы, которые послужат диверсификации и более надежному европейскому энергетическому обеспечению", — заявляют в Брюсселе. Новая стратегия Энергетического союза должна обеспечить переход к низкоуглеродной, надежной и конкурентоспособной экономике.

В рамках новой стратегии ЕК планируют пересмотреть порядок решений, относящихся к двусторонним межправительственным соглашениям, что, по замыслу европейских чиновников, должно усилить транспарентность и гарантировать соответствие заключаемых соглашений в области энергетики законодательству и политике Евросоюза.

Вполне возможно, что тогда же, во вторник, будет озвучено и решение ЕК относительно судьбы проекта "Северный поток-2".

В конце прошлой недели вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович пообещал, что ЕК в ближайшие дни примет решение по "Северному потоку-2". "В ближайшие дни, в очень-очень близком будущем, будет решение по этому вопросу", — подчеркнул он.

Как известно, проект СП-2 предусматривает строительство двух ниток морского газопровода совокупной мощностью 55 млрд куб. м газа в год из России в Германию по дну Балтийского моря. "Газпрому" при этом будет принадлежать 50% в специально созданной компании Nord Stream-2 AG, а европейским компаниям BASF, E.On, Engie, OMV, Shell — по 10% в проекте.

Отметим, ранее Шефчович призывал начать новую дискуссию о строительстве газопровода "Северный поток-2". "Все стороны должны совместно оценить, сколько газа потребуется ЕС в ближайшие годы, рассмотреть уже существующие маршруты поставок и найти как можно более разумное и оптимальное решение", — указал он в интервью немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung. При этом, по его словам, таким оптимальным решением может быть как строительство СП-2, так и лучшее использование уже имеющихся мощностей и осваивание новых источников — например, сжиженного природного газа (СПГ).  Вице-президент ЕК тогда же подчеркнул, что строительство газопровода кардинально изменит систему газоснабжения в Европе. "80% российского газа ЕС будет получать через один маршрут вопреки требованиям энергобезопасности", — напомнил европейский чиновник.

Фактически ЕК сейчас выступает против проекта, в то время как Берлин и Вена его поддерживают. "Расширение СП и прекращение транзита через политически нестабильную Украину позволило бы Германии обезопасить поставки из России", — пишет немецкий журнал Spiegel. Интересен проект и немецкому бизнесу. "Мы делаем ставки на проекты-маяки, к примеру, СП-2. И здесь мы, пользуясь поддержкой федерального правительства, пытаемся убедить скептиков ЕС", — подчеркивал председатель Восточного комитета германской экономики Вольфганг Бюхеле. Об интересе к реализации СП-2 со стороны Австрии говорил ранее и вице-канцлер Австрии Райнхольд Миттерленер.

Против проекта, как известно, активно выступает Украина, которая в случае его реализации потеряет свою роль как транзитер российского газа в Европу. Кроме того, Литва, Латвия, Эстония, Польша, Венгрия, Румыния и Словакия в конце прошлого года направили в Брюссель письмо с критикой проекта, заявив, что он может усилить зависимость Европы от газа из РФ, ослабить энергобезопасность стран Центральной Европы и ЕС, привести к дальнейшей дестабилизации ситуации в Украине. И проблема СП-2 уже сказывается на отношениях внутри ЕС. По словам президента Польши Анджея Дуды, проект строительства газопровода становится проблемой в отношениях между ФРГ и Польши.

И этих споров вокруг проекта как будто не замечают в "Газпроме". "Мы сейчас готовимся к проведению тендеров на закупку труб, в сентябре будет проведен конкурс на укладку трубы, и в начале 2017 года уже начнутся трубоукладочные работы... У нас нет никаких сомнений, что проект СП-2 будет реализован строго по графику до конца 2019 года", — цитирует Reuters главу "Газпрома" Алексея Миллера. Правда, похожие слова он говорил и по поводу сроков реализации "Турецкого потока".

Споры вокруг СП-2 идут не только внутри ЕС, но и внутри самой Еврокомиссии. Так, в ЕК нет единства относительно того, подпадает ли проект под действие Третьего энергопакета, по которому поставщикам газа запрещено владеть распределительными сетями. В частности, в начале февраля агентство Bloomberg со ссылкой на заключение генерального директората по энергетике ЕК сообщило, что в ведомстве пришли к выводу, что этот проект, в том числе его морская часть, подпадает под требования Третьего энергопакета. "Реализация проекта строительства газопровода "Северный поток-2" может столкнуться с трудностями, если не будет соответствовать требованиям законодательства Европейского союза и нормам Третьего энергопакета", — делают вывод в ЕК.

К прямо противоположному заключению позднее пришли в юридической службе ЕК. Согласно данным американской газеты Politico, юридическая служба ведомства считает, что нормы регулирования внутреннего энергорынка ЕС неприменим к газопроводу, не проходящему по территории сообщества. "Согласно выводам юридической службы Еврокомиссии, упомянутым во внутренней служебной записке, нормы энергорынка ЕС не распространяются на проект газопровода СП-2", — сообщило в начале прошлой недели СМИ. И хотя выводы юристов не являются обязывающими для Брюсселя, они демонстрируют острые внутренние разногласия между чиновниками ЕК в отношении газопроводного проекта, сочли в издании. Politico при этом признает, что юридическая служба ЕК фактически разделила аргументы российской стороны о том, что инфраструктурные газовые проекты, не находящиеся на территории государств ЕС, не могут подпадать под действие норм регулирования внутреннего европейского энергорынка — в частности, Третьего энергопакета.

Однако вряд ли стоит надеться, что противоречия по проекту быстро разрешатся, указывают эксперты "НГ". "По строительству газопровода "Северный поток" также в свое время были большие противоречия — против выступали, например, Финляндия, балтийские страны", — напоминает аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров. С тех пор ситуация к лучшему почти не изменилась. "С одной стороны, в ЕС за это время шла выработка новой энергетической стратегии, были сформулированы цели и задачи по созданию единого энергорынка, а также был ужесточен контроль за действием поставщиков", — говорит аналитик. Украинский кризис увеличил влияние на газовом рынке политических соображений. "Очевидно, что западные санкции не будут сняты в ближайшее время, и это будет тормозить такие проекты, как СП-2. В результате судьба СП-2 сегодня представляется куда менее определенной, чем судьба СП", — отмечает Нестеров.

Тем не менее экономические интересы Германии к этому проекту сохраняются, говорят аналитики. "СП-2 сегодня — это в большей степени коммерческий проект со множеством заинтересованных лиц. Это и сам "Газпром", и его "дочка" Nord Stream-2 AG, и международный энергетический консорциум, который будет получать от проекта прибыль вне зависимости от загруженности газопровода", — говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. Заинтересованы в нем, по словам эксперта, и некоторые трейдеры, например, из Германии. "Они рассчитывают на новые газовые цены от "Газпрома", сформированные уже по новым формулам", — объясняет он.

Перетягивание каната продолжится, считает Нестеров. "Однако в этот раз оппозиция проекту выглядит куда более серьезно. А сам проект попадает в сферу интересов европейских политиков, которые могут использовать его для достижения своих интересов", — резюмирует эксперт.

Ольга Соловьева

Правительство решает, какую долю компании приватизировать.

"РБК daily"

ЛУКОЙЛ сообщил российскому правительству, что заинтересован в приватизации компании "Башнефть", сообщило агентство Reuters со ссылкой на свои источники, не указывая их.

Сейчас правительство думает приватизировать более 50% "Башнефти" или ограничить продажу 25% через размещение на бирже, сообщили Reuters несколько источников в правительстве и отрасли. Министр экономического развития Алексей Улюкаев ранее говорил, что "Башнефть" наряду с "Роснефтью" и компанией АЛРОСА наиболее готовы к приватизации, но размер пакета акций "Башнефти", который может быть предложен инвесторам, не называл.

ЛУКОЙЛ действительно интересуется покупкой доли в "Башнефти", подтвердил РБК источник в компании Вагита Алекперова, но о какой доле идет речь, не уточнил. Федеральный чиновник сказал РБК, что пока речь идет о продаже 25% акций "Башнефти". Представитель ЛУКОЙЛа от комментариев отказался.
"Надо делать приватизацию. Ничего нового с 1990-х годов еще не придумали. Приватизация тогда дала толчок росту добычи нефти и привлечению инвестиций", — говорил в январе в интервью РБК президент и совладелец ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов: "Зачем столько компаний государству? Государство через недра и так регулирует отрасль". На вопрос о том, будет ли ЛУКОЙЛ претендовать на покупку акций "Башнефти" в случае ее приватизации, Алекперов отвечал, что решение будет зависеть от условий, предложенных государством. При этом с финансированием возможной сделки даже в текущих условиях проблем не возникнет, уверял он: "Под реальные активы проще занимать. И потом у ЛУКОЙЛа все-таки рейтинг инвестиционный сегодня. Под нашу компанию, под наши активы все-таки, думаю, деньги будут".

Условия приватизации "Башнефти" и других госкомпаний будут обсуждаться во вторник, 16 февраля, на совещании у премьера Дмитрия Медведева, рассказали РБК два источника в правительстве. А третий источник в правительстве добавил, что на этом совещании будет рассматриваться возможность приобретения "Башнефти" ЛУКОЙЛом.

В декабре 2014 года АФК "Система" по решению суда вернула контрольный пакет "Башнефти" государству. Теперь в госсобственности находится 75% нефтяной компании (50% плюс одна акция у Росимущества, 25% плюс одна акция у Башкирии).

На новостях о возможной продаже ЛУКОЙЛу стоимость обыкновенных акций "Башнефти" на Московской бирже выросла на 4,5%, капитализация превысила 375,7 млрд руб.

Если правительство выставит на продажу контрольный пакет "Башнефти", то, конечно, это будет интересно ЛУКОЙЛу, рассуждает аналитик "Уралсиб Кэпитал" Алексей Кокин. Такая покупка позволила бы компании увеличить долю на рынке нефтепродуктов — за счет перерабатывающего узла в Уфе ("Башнефти" принадлежит четыре НПЗ в Башкирии), а также нарастить добычу. "Башнефть" — давний партнер ЛУКОЙЛа по месторождениям им. Требса и Титова в Ненецком автономном округе (запасы превышают 140 млн т нефти; в СП "Башнефть-Полюс", разрабатывающем месторождения, у ЛУКОЙЛа 25,1%, у "Башнефти" — 74,9%). Наконец, месторождения госкомпании соседствуют с добычными активами ЛУКОЙЛа в Перми, напоминает эксперт.

По итогам 2015 года "Башнефть" оказалась среди лидеров по росту добычи в России, увеличив производство на 11,9% (до 19,9 млн т), добыча ЛУКОЙЛа, наоборот, сократилась на 1,1% (до 85,65 млн т).

Сейчас оптимальный момент вхождения в проекты "Башнефти", которые находятся на стадии бурного роста добычи, добавляет Кокин. По его мнению, среди других потенциальных претендентов на покупку акций компании могут быть "Роснефть" и "Сургутнефтегаз". Представители "Башнефти", "Роснефти" отказались от комментариев, с пресс-службой "Сургутнефтегаза" связаться не удалось. Представитель Минэкономразвития пока не ответил на запрос РБК.

Тимофей Дзядко, Людмила Подобедова, Петр Нетреба

 

 

Федеральная антимонопольная служба попросила правительство продлить оборот бензина "Евро-4" до конца этого года.

"Известия"

Федеральная антимонопольная служба направила в правительство предложение сохранить оборот бензина экологического класса "Евро-4" как минимум до конца 2016 года. Об этом говорится в ответном письме замруководителя ФАС Анатолия Голомолзина депутатам Госдумы Валерию Рашкину и Сергею Обухову, ранее возмутившимся бездействием ФАС из-за высоких цен на бензин. Переход на "Евро-5" по всей России сейчас предусмотрен с 1 июля 2016 года.

"Инициировано и направлено письмо в правительство РФ с предложением ФАС России по внесению изменений в Технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину..." в части продления срока выпуска в обращение и обращения автомобильных бензинов экологического класса К-4 ["Евро-4"] на территории РФ до 31 декабря 2016 года, в том числе в целях недопущения дефицита нефтепродуктов на территории РФ", — говорится в письме Анатолия Голомолзина.

Согласно срокам, установленным Техническим регламентом Таможенного союза, переход российских НПЗ на "Евро-5" должен был состояться с начала 2016 года. Но весной 2015-го против перехода выступили нефтяники, опасавшиеся не успеть провести модернизацию своих заводов, а затем и сама ФАС. По мнению ведомства, это было невозможно и чисто технически.

— С учетом экономических событий нефтяные компании не успеют модернизировать производства. В этих обстоятельствах переход на "Евро-5" возможен только благодаря использованию присадок. Однако, как известно, большинство из них — иностранного производства, — заявлял в июле начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин.

По данным ФАС, в прошлом году цены на бензин в России выросли более чем на 5%, на что повлиял ряд факторов: "налоговый маневр" (экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты снижены, повышен НДПИ на нефть и газовый конденсат), инфляция, традиционный весенний ремонт всех российских нефтеперерабатывающих заводов, рост экспорта бензина, снижение производства бензинов внутри страны и импорта топлива из Белоруссии. Чтобы не допустить повторения ситуации, ФАС предприняла ряд профилактических мер, вплоть до наложения штрафов на крупные нефтекомпании. В числе этих мер Анатолий Голомолзин в письме депутатам назвал и письмо в правительство о продлении оборота "Евро-4".

Минэнерго тоже поддержало ранее перенос запрета "Евро-4": по оценкам министра Александра Новака, дефицит мог составить 2-4 млн т. Сначала правительство было не против переноса на год (курирующий ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович не возражал), но премьер Дмитрий Медведев настоял на полугодовой отсрочке, это октябрьское решение правительства утвердила Евразийская экономическая комиссия. Всего компании должны были провести реконструкцию 34 установок и построить 99 новых, в конце прошлого года о досрочном переводе всех НПЗ на "Евро-5" объявляла "Роснефть".

Интересно, что автобизнесу тоже дали отсрочку, но частичную. С 1 января 2016 года двигатели всех легковых автомобилей категории М1 (помимо места водителя не более восьми мест для пассажиров), импортируемых в Россию и производящихся здесь, должны соответствовать экологическому классу "Евро-5". Это правило не касается грузовой и коммерческой техники, а также автомобилей повышенной проходимости (внедорожников). Они по-прежнему могут быть реализованы с двигателями "Евро-4", переход на "Евро-5" запланирован с 2017 года.

Отсрочка отодвинула опасения по дефициту топлива — в январе 2016 года его запасы были выше, чем в январе 2015-го, сообщал Анатолий Голомолзин. Но в феврале картина уже иная: если на начало февраля прошлого года запасы составляли 1,75 млн т, то в этом году — уже 1,54 млн т, говорит директор по развитию бизнеса агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов. Пик спроса традиционно приходится как раз на III квартал, когда все НПЗ должны будут перейти на "Евро-5", и, вероятно, ФАС пытается застраховаться от возможной нехватки товара на внутреннем рынке и скачка цен, считает аналитик.

Своим письмом ФАС может лоббировать и интересы нефтяников — к июлю у компаний останутся большие запасы топлива "Евро-4", считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

— Все крупнейшие вертикально интегрированные компании уже закрыли программы модернизации и перешли на выпуск стандарта "Евро-5". Но остается проблема реализации запасов "Евро-4", и дополнительные полгода могли бы ее решить, — полагает он.

Арсений Погосян, Анна Ивушкина

 

 

<< Февраль, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ