conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

15.03.2016

Россия не смогла убедить Тегеран присоединиться к договору о заморозке.

"РБК daily"

Российскому министру энергетики Александру Новаку не удалось убедить иранского коллегу присоединиться к договоренности о заморозке добычи. Но она может действовать и без Ирана, утверждает Новак.

​Иран может наращивать добычу нефти в рамках договоренностей крупнейших производителей, направленных на стабилизацию рынка, заявил Новак по итогам переговоров с министром нефти Ирана Бижаном Намдаром Зангане в Тегеране, сообщает "Интерфакс", который ссылается на иранское агентство Shana.

"Крупнейшие производители нефти должны координироваться друг с другом. Однако, так как Иран сократил добычу во время санкций, мы полностью понимаем желание Ирана увеличить добычу и восстановить свою долю на мировом рынке", — сказал российский министр.

В середине февраля Россия и три страны — члена ОПЕК -​ Саудовская Аравия, Венесуэла и Катар — договорились заморозить добычу нефти на уровне января, если к соглашению присоединятся другие крупные экспортеры. Позднее Новак заявил, что к этому соглашению готовы присоединиться 15 стран — производителей нефти, на которых приходится около 73% экспорта нефти в мире. Выполнение этих договоренностей позволит сократить перепроизводство нефти в мире на 1,3 млн барр. в сутки (при перепроизводстве, которое, по оценке ОПЕК, составляет 1,8 млн барр. в сутки), говорил он.

Но Иран, один из крупнейших производителей среди стран ОПЕК, наотрез отказывался присоединиться к этому соглашению: международные санкции в отношении этой исламской республики были сняты только с начала 2016 года, и она намерена восстановить свои позиции на рынке. Сейчас Иран экспортирует более 1,4 млн барр. в сутки и в течение трех месяцев собирается довести этот показатель до 2 млн барр.

Более того, источники Reuters сообщали, что из-за жесткой позиции Ирана встреча, на которой должна быть закреплена договоренность о заморозке добычи, может вовсе не состояться, и сама договоренность под угрозой. Новак поехал в Тегеран в понедельник, как раз чтобы переубедить иранских коллег, рассказывал РБК источник в министерстве накануне его поездки.

"В рамках работы крупнейших производителей нефти (ОПЕК и не ОПЕК) Иран может иметь эксклюзивный путь по наращиванию добычи", — сказал Новак по итогам встречи. При этом он добавил, что соглашение о заморозке добычи может работать и без Ирана. "Позиция России о возвращении Ирана и восстановлении стабильности на рынке нефти была обнадеживающей и очень позитивной", — сказал Зангане в ответ на заявления российского коллеги, передает агентство Shana.

Цены на нефть никак не отреагировали на заявления российского министра, продолжив снижаться в понедельник. По данным на 17:40 мск, нефть марки Brent на ICE стоила $39,16 — на 3,14% меньше, чем в пятницу.

У Новака изначально не было шансов договориться с Ираном — позиция этой страны была понятна заранее, говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин: Иран хочет восстановить свои досанкционные объемы экспорта нефти. Добычу они замораживать не обещали и декларировали это везде. Повлиять на перспективу переговоров о заморозке добычи в марте или апреле это не может никак, потому что никаких договоренностей между крупными производителями нефти еще не достигнуто, добавляет он.

Впрочем, позже Новак официально заявил, что целью его визита не было убедить Иран в необходимости "заморозки" добычи нефти, передает ТАСС. "Мы обсуждали вопросы развития нашего сотрудничества в области нефти и газа, поставок оборудования, своповых поставок нефти и газа и целый спектр вопросов, и тот интерес, который есть у наших и иранских компаний", — добавил он.

После встречи с сопредседателем российско-иранской межправкомиссии Махмудом Ваэзи Новак (тоже сопредседатель этой комиссии) заявил, что Россия может предоставить Ирану кредит под инфраструктурные проекты на $2,5 млрд. Окончательное решение о сумме кредита и условиях еще согласовываются. "Профильные компании подтвердили, что в ближайшие дни могут подписать контракты на строительство теплоэлектростанции и на электрификацию железной дороги", — сказал министр. Еще осенью 2015 года Россия обсуждала возможность предоставления Ирану двух кредитов на $5 млрд и $2,2 млрд соответственно.

Тимофей Дзядко, Людмила Подобедова

 

 

Греция, Болгария, Сербия и Македония могут задерживать платежи за газ или оплачивать не все объемы, предупредил инвесторов "Газпром". Компания продает им сырье примерно на $1,5 млрд в год.

"Ведомости"

Большинство европейских потребителей "Газпрома" имеют высокие кредитные рейтинги, но в Южной Европе есть страны, которые могут задерживать платежи за газ, нефть и нефтепродукты или вовсе платить за поставки не в полном объеме, говорится в проспекте к евробондам "Газпрома" в разделе рисков (есть у "Ведомостей"). Речь идет о Болгарии, Сербии, Македонии и Греции, кредитные рейтинги этих стран были снижены, уточняется в документе. Представитель "Газпрома" отказался это комментировать.

В проспекте к евробондам от 2013 г. таких рисков нет. Задача любой компании — включить в проспект к бондам максимальное количество рисков, объясняет аналитик Газпромбанка Яков Яковлев. В 2015 г. "Газпром" поставил в Европу 158,56 млрд куб. м газа, в том числе в Грецию, Болгарию, Сербию и Македонию — 5,8 млрд куб. м. Средняя цена российского газа в Европе за девять месяцев 2015 г. составила $252,1 за 1000 куб. м. То есть выручка от реализации газа этим странам — около $1,5 млрд.

До сих пор о том, что Греция или Болгария задерживают платежи за газ, нефть или нефтепродукты, "Газпром" не сообщал. Но греческая DEPA хочет изменить формулу цены на российский газ, привязав ее к спотовым ценам европейских хабов, а не к цене на нефтепродукты, как сейчас, сообщало в декабре афинское издание Kathimerini. С учетом низких цен на нефть эта формула выгодна для Греции, но в долгосрочной перспективе цены "Газпрома" неконкурентоспособны по отношению к споту, указывало издание. Министр окружающей среды и энергетики Греции Панагиотис Скурлетис просил перенести часть годовых объемов 2015-2016 гг. на 2017-2018 гг. из-за рецессии и сокращения потребления газа. Он также предлагал обнулить или значительно сократить сумму выплат DEPA "Газпрому" за 2014 г. по обязательству "бери или плати". Уже в январе DEPA договорилась с "Газпром экспортом" о сокращении этих выплат с $84 млн до $36 млн. Эта сумма будет выплачиваться в два этапа: первые $20 млн — в январе 2016 г., а еще $16 млн — до конца марта. "Сербиягаз" должен был 200 млн евро компании NIS (контрольный пакет — у "Газпром нефти"), в конце года правительство Сербии приняло закон о переводе долга "Сербиягаза" перед NIS на себя, писал "Интерфакс" со ссылкой на представителя NIS.

Возможно, "Газпром" считает, что может поспорить о цене с указанными странами и придется решать спор в арбитраже, а значит, получит оплату не сразу, рассуждает аналитик Vygon Consulting Мария Белова. Оплата в неполном объеме может означать неоплату штрафов по условиям take-or-pay, объясняет она. Правда, в последнее время "Газпром" регулярно прощает долги по take-or-pay, говорит Белова. Возможно, "Газпром" выделяет южные страны в качестве возможных неплательщиков и потому, что они вместе с восточноевропейскими странами являются фигурантами антимонопольного расследования Еврокомиссии. Еврокомиссия может признать, что "Газпром" являлся на рынке монополистом и устанавливал цены выше рыночных, говорит аналитик.

Недавняя договоренность правительства Сербии по долгам перед NIS говорит о том, что с финансами в стране тяжело, Греция также вся в долгах, напоминает аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. Но даже в случае задержки платежей или неоплаты "Газпром" будет вести себя совсем не так жестко, как с Украиной, считает он. С одной стороны, "Газпром" заинтересован в Греции как потенциальном транзитере российского газа, а политические отношения с Болгарией и Сербией исторически хорошие, говорит Нестеров. С другой — "Газпром" надеется на существенный рост поставок в Европу на фоне снижения внутреннего производства газа в европейских странах и на этом фоне не будет скандалить с мелкими потребителями ради пары миллиардов кубометров газа, заключает он. Кроме того, за годы работы в Европе "Газпром" стал более дипломатичным, это уже не такая категоричная монополия, как 10 лет назад, резюмирует аналитик.

Алина Фадеева

 

 

Строительству Трансафганского газопровода мешают внутренние и региональные противоречия.

"Независимая газета"

Завтра президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов отбывает в Исламабад с двухдневным государственным визитом. В ходе переговоров с главой Пакистана Мамнуном Хусейном будут обсуждаться вопросы, связанные с транспортно-коммуникационным сектором и энергетическим сотрудничеством, в частности строительство Трансафганского газопровода (ТАПИ: Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия). Проект ТАПИ оставляет в стороне Россию, что не отвечает ее национальным интересам и полностью устраивает США. Но против строительства трубы выступает Катар.

Торжественная церемония начала строительства ТАПИ состоялась в декабре 2015 года в туркменском городе Мары, где главы четырех стран, участвующих в проекте, пообещали, что через три года туркменский газ, пройдя по территории Афганистана (Герата и Кандагара), Пакистана (Кветты и Мултана), достигнет конечной точки — индийского пункта Фазилки. Но пока только Туркменистан приступил к строительным работам. Как сообщил на одном из последних заседаний правительства директор Государственного агентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов при президенте Туркменистана Ягшыгельды Какаев, на месторождении "Галкыныш", которое стало сырьевой базой проекта, начались буровые работы. Пакистан лишь заключил контракт с американской международной нефтяной компанией International Oil Company (IOC) (МНК) на прокладку газопровода проекта ТАПИ. А власти Афганистана все еще размышляют, как обеспечить безопасность газопровода.

Одна из помех в реализации проекта ТАПИ — в напряженных отношениях между Кабулом и Исламабадом. "ТАПИ задумывался в середине 90-х годов прошлого века как двусторонний проект Туркменистана и Пакистана. И если 15 лет назад подобные планы воспринимались как фантастика, то сегодня это реальность. Через пару лет Ашхабад доведет собственными силами газопровод до границы с Афганистаном. А дальше все будет зависеть от отношений Исламабада с Кабулом", — сказал "НГ" ведущий научный сотрудник Центра изучения общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН Шохрат Кадыров. По словам эксперта, до сих пор у двух стран ни разу не было общего  экономического стержня для выстраивания взаимовыгодного сотрудничества. Но есть и прямые противоречия. Например, Пакистан предложил привлечь талибов к охране ТАПИ, но Афганистан ответил категорическим отказом. "Но тут важно, что скажут США. Для Вашингтона нужен не ТАПИ сам по себе, а реализация проекта  "Большая Центральная Азия" с участием Туркменистана и Узбекистана. Именно США склонили Пакистан к импорту туркменского газа на фоне наращивания поставок газа из Катара и реализации иранского проекта "Мир", — считает Кадыров. Не исключено, что ТАПИ является также и частью проекта США по созданию единой центральноазиатской энергосистемы. Инфраструктура трубопровода предусматривает строительство двух перерабатывающих заводов и четырех теплоэлектростанций мощностью 1000 МВт для транспортировки газа на другие азиатские рынки. Показательно, по словам эксперта, что в свое время проект ТАПИ продвигал первый президент Туркменбаши, трижды посетивший Пакистан в 1994, 1995 и 1997 годах. Бердымухамедов за девять лет своего правления в Пакистане не бывал. "Продвижением ТАПИ в Пакистане и самом Туркменистане занималась Линн Трейси — заместитель помощника госсекретаря США по Центральной Азии, ранее работавшая на высоких постах  в дипмиссии страны в Ашхабаде — в 2010-2011 годах, Пешеваре — в 2006-2009 годах и Кабуле — в 2002-2003 годах. Ныне она заместитель главы миссии США в Москве. Может, она как-то повлияла на то, что против ТАПИ не выступает Россия, хотя проект никак не отвечает ее национальным интересам", — отметил Кадыров.

Против строительства трубопровода ТАПИ выступает Катар. "Дохе не нужны конкуренты на газовых рынках Пакистана, Индии и Юго-Восточной Азии. Экспорт дешевого туркменского газа на те же рынки серьезно затронет интересы Катара, являющегося сейчас монополистом в тех краях. Идет большая игра вокруг туркменского газа", — сказал "НГ" эксперт по Центральной Азии и  Среднему Востоку Александр Князев. Он не исключил, что катарцы приложат максимум усилий для приостановки реализации проекта ТАПИ. Возможно, в ходе визита 7 марта в Ашхабад эмир Катара шейх Тамим Бин Хамад Аль-Тани обсуждал этот вопрос именно под этим углом, взамен предлагая некие преференции.

Впрочем, не только Катар — против поставок туркменского газа на рынки Южной и Юго-Восточной Азии. Китай не прочь получить весь туркменский газ и распоряжаться им в дальнейшем  по собственному усмотрению. К тому же строительство ТАПИ приведет к усилению влияния США в Афганистане и Пакистане, а Пекин традиционно против укрепления позиций нерегиональных игроков. По словам Князева, ТАПИ является прямым конкурентом ирано-пакистанского проекта газопровода "Мир", который от иранского месторождения "Южный Парс" должен дойти до пакистанского Белуджистана и оттуда в китайский Синьцзян. Соглашение сроком на 25 лет по поставке 1 млн куб м иранского газа было подписано между Тегераном и Исламабадом еще в 2010 году, что вызвало крайне негативную реакцию со стороны Вашингтона, одновременно подстегнув реализацию ТАПИ. Впрочем, США не смогли воспрепятствовать строительству трубопровода "Мир". Ожидается, что к 2017 году иранский газ достигнет Синьцзяна.

Виктория Панфилова

<< Март, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ