conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

15.04.2014

Правительство обсуждает отмену одноставочного тарифа для предприятий, которые подключены к электростанциям напрямую. Это может принести "Россетям" как минимум 3,7 млрд руб. в год, а вот автозаводам придется доплатить.

"Ведомости"

Правительство может запретить крупным потребителям, присоединенным напрямую к электростанциям, платить за передачу электроэнергии по одноставочному тарифу, эта идея сейчас обсуждается, рассказал "Ведомостям" участник обсуждения. О таком предложении на совещании ФСТ в пятницу говорил и начальник управления службы Максим Егоров (такой пункт содержится в его презентации, копия документа есть у "Ведомостей"). Представитель куратора ТЭКа Аркадия Дворковича вчера вечером комментировать эту инициативу не стал. Получить комментарии представителя правительства и Минэкономразвития не удалось. Их коллега из Минэнерго на вопросы не ответил.

Сейчас потребители, присоединенные напрямую к электростанциям имеют право выбора: платить одноставочный тариф (оплата по фактическому потреблению) или двуставочный (оплата ставки за содержание мощности и оплата потерь). В некоторых регионах они почти не отличаются, но иногда в двуставочный тариф местные регуляторы закладывают расходы промышленности на субсидирование населения и при смене тарифа стоимость передачи для предприятий может существенно возрасти, объясняет представитель НП "Сообщество потребителей энергии".

Проблема оплаты потребителями низкого одноставочного тарифа существует, подтверждает представитель "Россетей". Потребители, подключенные к электростанции и к сетям, фактически держат сети в резерве. Недополученная выручка в зависимости от регионов может составить от нескольких десятков миллионов до сотен миллионов рублей, некоторое время назад "Россети" направляли письмо об этой проблеме в Минэнерго, добавляет он. Массового роста тарифа на передачу для потребителей скорее всего не будет, так как подключенных напрямую к электростанциям предприятий не так много, говорит представитель партнерства. Существенный рост тарифов ждет предприятия автопрома: расходы вырастут в среднем на 25-30%. Например, "АвтоВАЗу" придется доплатить 380 млн руб. в год, группе ГАЗ — 340 млн руб., "Камазу" — 256 млн руб., говорит представитель партнерства со ссылкой на данные, представленные компаниями. "Такое повышение тарифов является критичным для экономики предприятия", — сказал "Ведомостям" представитель группы ГАЗ. Его коллеги из "АвтоВАЗа", "Камаза" и УАЗа не ответили на запросы. По данным предприятий, существенный рост расходов на передачу может произойти в Удмуртии, Татарстане, Башкирии, Челябинской, Свердловской, Самарской, Ульяновской, Ярославской, Тюменской и Нижегородской областях, говорит представитель партнерства. Автомобильная отрасль — не в лучшей ситуации: в прошлом году продажи существенно упали и снижение продолжается, говорит аналитик "ВТБ капитала" Владимир Беспалов. Повышение расходов на электроэнергию будет для автоконцернов неприятным сюрпризом, но к критическим последствиям не приведет: в себестоимости расходы на электроэнергию занимают всего 1-2%, объясняет он.

Зато отмена одноставочного тарифа позволит заработать "Россетям": в указанных регионах изменения принесут МРСК примерно 3,7 млрд руб. в год, подсчитала аналитик Газпромбанка Наталья Порохова. "В условиях ограничений тарифов сетевые компании ищут новые источники финансирования без существенного изменения качества услуг. Но мы просим ведомства следовать принципу "не навреди" и позволить потребителям самим выбирать тариф", — говорит директор НП "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев.

Алина Фадеева

 

 

Цена газа для Украины экономически обоснованна.

"Российская газета"

Украина готова отдать России долги за поставленный газ. Правда, наши соседи признают оплату только по цене 385,5 доллара за тысячу кубометров. По мнению экспертов "РГ", одностороннее решение платить за газ по "промежуточному" варианту лежит вне рамок правового поля.

О том, что Украина готова отдавать долг на своих условиях, агентству Reuters в кулуарах заседаний Международного валютного фонда и Всемирного банка в Вашингтоне рассказал глава Национального банка Украины Степан Кубив. "Все долги, которые у нас есть, мы оплатим, другого выбора нет", — цитирует чиновника агентство. Но платить по счетам украинская сторона хочет по цене, зафиксированной 1 апреля 2014 года. Напомним, она возникла после того, как Киев вопреки декабрьским договоренностям не оплачивал долг и текущие поставки. Далее, 3 апреля, была отменена скидка "по харьковским соглашениям" 2010 года, которая предоставлялась в обмен на продление пребывания Черноморского флота в Крыму, и цена выросла до 485 долларов.

При этом она экономически обоснованна, подчеркнул директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. И объяснил "РГ", откуда взялась эта сумма. "Есть базовая формула расчета цены, которая одинакова для всех экспортных газовых контрактов. Стоимость газа "привязали" к нефти, и от этой базовой цены она периодически регулируется и пересматривается", — напомнил эксперт. Затем к базовой цене добавляются договоры с конкретной страной.

"От страны к стране цены разные. Если, например, создается совместное предприятие, которое позволяет "Газпрому" работать не только на оптовом рынке, но и на розничном, это дает дополнительный бонус и возможность уменьшить цену. Нет такого предприятия — нет возможности снизить цену", — объяснил он. Наконец, объемы поставок. Чем их больше, тем цена может быть меньше, резюмировал эксперт.

Pависимость от "внутренних условий" действительно велика. Македония, например, получает из России газ по самой большой в Европе цене. Причина в том, что Россия для этой страны является единственным поставщиком. К тому же объемы поставки "голубого топлива" весьма небольшие. А Германия является самым крупным покупателем российского газа, что позволяет этой стране получать газ по самой низкой в Европе цене.

Тарас Фомченков

 

 

В Европе звучит идея отобрать у коммерческих компаний право закупать российский газ.

"Взгляд"

Польша предложила отдать Еврокомиссии право заниматься покупкой российского газа для всех стран ЕС. Это означает, по сути, предложение разорвать действующие коммерческие контракты Газпрома с европейскими покупателями. Впрочем, в реальности это предложение все равно нереализуемо, и не только потому, что Газпром будет категорически против.

Польский министр иностранных дел Радослав Сикорский выступил с удивительным предложением на встрече глав МИД 29 стран ЕС. Он предлагает возложить на Еврокомиссию полномочия вести газовые переговоры с Россией от имени всех государств Евросоюза.

"ЕС необходимо активизировать усилия по созданию энергетического союза. Нам следует уполномочить Еврокомиссию действовать от имени всего Евросоюза в области торговли (энергоносителями), в области газовых закупок. Нам нужен российский газ, а России нужны наши деньги. Поэтому нам нужны лучшие договоренности для наших потребителей", — цитирует его ИТАР-ТАСС.

Министры иностранных дел Евросоюза встретились в понедельник в Люксембурге для обсуждения возможности перехода к третьему, экономическому, этапу введения санкций против России в связи с ситуацией на Украине, сообщает Reuters со ссылкой на представителя правительства Германии.

А как же контракты?

Предложение Польши сделать ЕК консолидированным покупателем газа для всех европейских стран сложно назвать здравым и правовым. Впрочем, оно все равно нереализуемо.

"Они могут делать какие угодно заявления, но у Газпрома заключены долгосрочные контракты с компаниями из разных стран. Они заключены на 10-20 и более лет. Многие их продлили совсем недавно, в контракты была внесена спотовая составляющая, кому-то были даны скидки", — говорит газете ВЗГЛЯД аналитик ИК "Анкоринвест" Сергей Вахрамеев.

"В одностороннем порядке расторгнуть контракты никто не может. А если он не исполняется, то за это предусмотрены серьезные штрафы, и Газпром сможет отсудить их. По европейскому праву контракт — это самое незыблемое, что может быть", — отмечает Вахрамеев.

Предложение обнулить коммерческие газовые контракты невозможно в рамках правового поля. Это выглядит как политическое давление, потому что закупка газа осуществляется не странами, а коммерческими компаниями. В той же Польше контракт с Газпромом подписывала польская PGNiG, а не Республика Польша. А теперь эти функции предлагается отдать Еврокомиссии.

"ЕК занимается созданием правил игры на газовом рынке. Она имеет право юридически регулировать вопросы доступа к инфраструктуре в рамках Третьего энергопакета, регулировать правила ценообразования, пытаться развивать спотовый рынок. Но Еврокомиссия не может вести коммерческие переговоры и покупать газ. И это люди, которые нам рассказывали, что такое современный цивилизованный бизнес?" — отмечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Самостоятельно Газпром на такое предложение точно не согласится. Польша, конечно, исходит из того, что ЕК должна будет требовать заключить контракт с Газпромом для поставок газа на особых условиях и потребует более низкую цену на газ в обмен на серьезный объем закупок. "Если европейцы в таком виде сделают предложение, а взамен — ничего, конечно, Газпром на это не согласится. А зачем?" — соглашается Вахрамеев. Для Газпрома заключать консолидированный контракт будет просто невыгодно. Действующие соглашения подписывал не один Газпром, подписи ставили обе стороны.

Даже после окончания действий ныне работающих контрактов реализовать идею Сикорского нереально. Хотя бы потому, что контракты в разных странах заканчиваются в разные периоды — одни после 20-х годов, другие — после 30-х. Так, Сербия заключила 10-летний контракт с Газпромом в марте 2013 года, значит, он закончится весной 2023 года. А у Болгарии, которая тоже подписала 10-летний контракт, его действие заканчивается на год раньше — в 2022 году. Контракт с Австрией подразумевает поставку 7 млрд кубометров российского газа вплоть до 2027 года. Дания по контракту должна покупать российский газ (идущий по "Северному потоку") вообще до 2031 года (контракт на 20 лет с началом действия в 2011 году).

Объединить все 18 стран "против" Газпрома в один миг вряд ли получится. Каждый рынок члена ЕС индивидуален. У кого-то (Западная Европа) зависимость от российских энергоресурсов меньше или цена вполне устраивает, у кого-то — противоположная ситуация (Восточная и Южная Европа). Уговорить Западную Европу поссориться с Газпромом ради своих более бедных партнеров по союзу будет не так-то легко.

Политизируют газовые отношения

Впрочем, такое предложение не удивляет, потому что Европа активно политизирует газовые отношения с Россией. "В Европе все время уверяют, что Россия сделала газ инструментом политического давления. Но приведите пример, когда мы использовали газ как способ давления хотя бы на одну европейскую страну, хотя бы раз прибегали к отключению газа Европе. Я такого примера не знаю, даже в случае с прибалтийскими странами. Наоборот, мы всегда хотели канонизировать наши газовые отношения. Вместо этого наши европейские партнеры занимаются их политизацией", — считает Симонов.

"Как можно говорить, что политический институт — ЕК — будет покупать газ? Как можно политическому институту давать коммерческие функции? Это же абсурд. Это противоречит всем европейским нормам, правилам и ценностям. Вот это и есть способ придать экономическому вопросу исключительно политический характер. Это и есть — привнести политику в газовый диалог", — считает он.

Такое предложение прозвучало из уст именно польского министра иностранных дел не случайно. "Я думаю, что это связано с тем, что Польша занимает одну из наиболее антироссийских позиций в ЕС. Польша с удовольствием провоцирует и поддерживает антироссийскую истерию", — полагает Константин Симонов.

Варшава использует любую возможность, чтобы насолить Москве. "Польша первой из стран ЕС ввела ограничения на визы для россиян. Формально об этом не говорится, но посольство Польши в Москве уже несколько недель как прекратило выдавать визы российским гражданам", — знает Симонов.

Руководство Польши полностью окунулось в политические дрязги, совсем забыв об экономике. Между тем Польша входит в десятку самых крупных торговых партнеров России в мировом масштабе, а на европейском уровне занимает четвертое место. Россия для Польши — второй после Германии торговый партнер. "Если они хотят развалить этот бизнес, наверно, надо действовать в таком же ключе", — говорит Симонов.

Боятся морозов

Европа начала экстренные совещания по газовой проблеме вследствие послания президента Владимира Путина 18 лидерам европейских государств, которые закупают газ у России. Путин указал им на критическую ситуацию вокруг Украины, которая не платит за российский газ. В послании глава государства подробно изложил аспекты задолженности Киева за поставки российского газа и отметил, что пока Газпром не собирается предъявлять дополнительных условий по сравнению с теми, которые отражены в контракте 2009 года.

Речь идет о введении предоплаты за газ для Украины, а также о контрактной цене на газ, по которой Киев отказывается платить. Схема предоплаты: чтобы получить газ в мае, за него придется заплатить в апреле. На прошлой неделе Путин попридержал правительство РФ и Газпром, которые выступили за введение предоплаты. Для начала Россия, войдя в сложное экономическое положение братской страны, решила попробовать договориться с ЕС и Украиной.

"Однако Россия больше не должна и не может в одиночку нести бремя поддержки украинской экономики, предоставляя ей скидки на газ и прощая долги. Фактически — оплачивая своими субсидиями дефицит в торговле Украины и стран — членов ЕС", — подчеркнул Владимир Путин.

Таким образом, если не решить вопрос оплаты долгов и вопрос контрактной цены, будет введена предоплата. Ее исход прост: Украина не сможет заранее оплатить российский газ, если ЕС не даст денег. В итоге и Украина, и европейские страны не получат российский газ. Через Украину газ получает Польша, Словакия, Венгрия и балканские страны. Альтернативы российскому газу у них почти нет.

Технически поставки газа на Украину и транзит через страну в Европу неразделимы. Если прекращать поставки газа на Украину, то надо прекращать и транзит, иначе Украина будет просто отбирать транзитный газ себе (воровать).

Если Газпром сейчас закрывает вентиль, то до осени сама Украина продержится благодаря запасам газа в своих подземных хранилищах. Но Киев не сможет закачать 18-20 млрд кубометров газа в подземные хранилища, чтобы зимой обеспечивать бесперебойный транзит газа в Европу. Таким образом, все южные страны ЕС зимой просто замерзнут. Западная Европа защищена от такого катаклизма благодаря "Северному потоку".

Газпром, который занимает сейчас 30% европейского рынка, в 2013 году поставил в Европу 161,5 млрд кубометров газа. Через Украину газ поступает Польше, которая в прошлом году закупила более 10 млрд кубометров российского газа, Венгрии и Словакии — около 6 млрд кубометров, Сербии — 1 млрд кубометров газа. Также транзитом через Украину идет газ в балканские страны, в Румынию, Болгарию, частично и в другие страны.

Европа, с одной стороны, не хочет замерзнуть зимой. Но с другой — не хочет помогать новоявленной украинской власти с оплатой газовых долгов и закачкой газа. Брюссель до сих пор устраивала ситуация, при которой Россия субсидирует украинскую и европейские экономики. Но такое отношение не может длиться вечно.

Ольга Самофалова

<< Апрель, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ