media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

15.05.2015

"Новатэк" просит президента Владимира Путина разрешить Внешэкономбанку вместо кредита на $1 млрд предоставить на проект "Ямал СПГ" гарантии на $3 млрд.

"Ведомости"

Председатель правления "Новатэка" Леонид Михельсон в конце апреля написал письмо президенту Владимиру Путину (копия есть у "Ведомостей"). В нем Михельсон сообщил, что акционеры "Ямал СПГ" (60% у "Новатэка", по 20% у Total и CNPC) заканчивают переговоры с международными экспортно-кредитными агентствами, китайскими и российскими банками о привлечении проектного финансирования более чем на $20 млрд, из них $1 млрд собирается предоставить Внешэкономбанк. О том, что Внешэкономбанк готов выделить $1 млрд, в марте заявлял и председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев.

Михельсон в письме информирует, что акционеры "Ямал СПГ" должны предоставить кредиторам обязательства по обслуживанию долга пропорционально долям. Таким образом, гарантии "Новатэка" должны составить более $12 млрд. Поэтому компания ищет возможности повышения кредитного качества гарантий, продолжает Михельсон. В связи с этим он просит Путина разрешить Внешэкономбанку вместо обещанного кредита на $1 млрд предоставить гарантии другим кредиторам проекта — но на $3 млрд. Это позволит снизить финансирование проекта со стороны государства, а Внешэкономбанку — высвободить реальные средства, описывает выгоду своего предложения Михельсон и сообщает, что Дмитриев это предложение в целом поддерживает.

Человек, близкий к Внешэкономбанку и знакомый с содержанием письма, это подтвердил. Представитель Внешэкономбанка отказался от комментариев.

Путин наложил на письмо Михельсона резолюцию — поручил правительству рассмотреть этот вопрос и предложить решение, обеспечивающее интересы государства и поддержку проекту. Резолюция адресована председателю правительства Дмитрию Медведеву (он одновременно и председатель наблюдательного совета Внешэкономбанка), а также экономическому помощнику президента Андрею Белоусову. Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова не ответила на запрос. Связаться с Белоусовым не удалось.

Большую часть проектного финансирования для "Ямал СПГ" (цена проекта — $27 млрд) "Новатэк" рассчитывает привлечь в Китае. Открыть финансирование планируется до конца первого полугодия. Китайские банки готовы предоставить $13,5 млрд, рассказывал в конце апреля финансовый директор Total Патрик де Шевардье (его цитировал "Интерфакс"). Еще $5 млрд могут выделить экспортно-кредитные агентства, говорил Михельсон.

Кроме того, 150 млрд руб. из фонда национального благосостояния на проект выделяет государство. Половину из них "Новатэк" уже получил, вторая ожидается до середины года.

Из российских банков помимо Внешэкономбанка проектное финансирование для "Ямал СПГ" собирались предоставить Газпромбанк и Сбербанк, говорил Дмитриев. Но сколько именно завод СПГ может получить от них, не сообщается. Представитель Газпромбанка отказался от комментариев, представитель Сбербанка не ответил на запрос. Представитель "Новатэка" отказался сообщить, обсуждается ли и с этими банками замена кредитов на гарантии, не предоставил он также и других комментариев.

Скорее всего акционеры "Ямал СПГ" уже нашли необходимое проектное финансирование, а от госбанков им теперь нужны только гарантии, отмечает портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев.

Российские банки сейчас стеснены в средствах, у китайских — больше денег, их кредиты доступнее и потому дешевле, говорит аналитик UBS Константин Черепанов.

Гарантии российских банков позволят "Новатэку" разделить риски с государством, которые лягут на него, в случае если проект не окупится, объясняет предложение Михельсона директор Small Letters Виталий Крюков.

До открытия проектного финансирования "Новатэк" также планирует продать 9% "Ямал СПГ", сократив свою долю до 51%, говорил Михельсон. Но претендентов на этот пакет он не называл. В начале мая вице-премьер Аркадий Дворкович сказал Financial Times, что CNPC рассматривает возможность увеличить долю в проекте. Первые 20% "Ямал СПГ" обошлись китайской компании примерно в $1 млрд, т. е. еще 9% могут стоить менее $500 млн.

Много компания за этот пакет не выручит, уверен Крюков. Но такая сделка позволит "Новатэку" дополнительно уменьшить обязательства по финансированию (собственному и заемному) "Ямал СПГ" и размеру гарантий.

Михаил Серов, Галина Старинская

 

 

Ведомство Игоря Артемьева не учло рекомендаций правительства к антимонопольному пакету.

"РБК daily"

ФАС не хочет ждать сентября для радикальной реформы системы запретов на недобросовестную конкуренцию. Вопреки предложению Игоря Шувалова повременить с новеллами они остались в поправках в четвертый антимонопольный пакет.

Четвертая попытка

Ведомство Игоря Артемьева предлагает расширить ст.14 ("Запрет на недобросовестную конкуренцию") закона "О защите конкуренции" шестью новыми составами и сделать этот список открытым. Статья 14.7 проекта поправок (запрет на иные формы недобросовестной конкуренции) говорит о недопустимости "иных форм недобросовестной конкуренции помимо предусмотренных" статьями закона. Появляются новые штрафы за нарушение процедуры торгов при реализации государственного и муниципального имущества.

ФАС впервые внесла не согласованный с бизнесом проект поправок в конце 2013 года, против тогда выступили Минэкономразвития, Федеральная служба по тарифам и Минюст. Проект был доработан к лету 2014 года, но и этот вариант не устроил крупный бизнес. В марте 2015 года Артемьев предпринял третью попытку. Тогда поправки обсуждались на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, службе указали не торопиться и оформить предложения отдельным документом к сентябрю 2015 года, а не вносить ко второму чтению так называемого четвертого антимонопольного пакета, следует из протокола заседания (копия есть у РБК).

Однако в итоге ФАС решила все же оставить эти предложения в поправках к четвертому антимонопольному пакету, который сейчас рассматривается в Госдуме. Новый вариант поправок ФАС поступил в правительство в конце апреля (копия есть у РБК). Эти поправки обсуждаются уже больше двух лет, они прошли все процедуры, концептуально направлены на повышение противодействия недобросовестной конкуренции и полностью соответствуют концепции законопроекта, пояснил РБК начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский.

Министерства не одобрили

Тем не менее документ внесен с отрицательными отзывами от Мин­экономразвития и Минюста (копии документов, датированные концом апреля, есть у РБК). Суть претензий сводится к тому, что изменения положений о недобросовестной конкуренции должны быть проведены отдельным законопроектом, как было решено на совещании у Шувалова.

"Минэкономразвития указывало, что данный вопрос [о недобросовестной конкуренции] должен прорабатываться в рамках отдельного законопроекта с учетом необходимости дополнительного обсуждения с экспертным и предпринимательским сообществами. [Министерство] не согласовывало подобный подход ФАС и давало замечание по этому поводу", — сообщил РБК представитель Минэкономразвития.

Поправки ФАС вносят "существенные изменения" в четвертый антимонопольный пакет, что "является нарушением требований к законодательной процедуре и может привести к искажению изначального волеизъявления субъекта законодательной инициативы", говорится в отзыве замглавы Минюста Юрия Любимова. "Кроме того, подготовка концептуальных изменений в рамках поправок к законопроектам не позволяет обеспечить процедуры общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы проекта, предусмотренные законодательством", — отмечает он. По его словам, проект поправок "нуж­дается в существенной лингвистической доработке".

Поправки развивают основные положения законопроекта и в целом соответствуют его концепции, они все в духе законопроекта, принятого в первом чтении, и направлены на снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты, повышение эффективности антимонопольного законодательства и пресечения нарушений со стороны чиновников, спорит Сергей Пузыревский из ФАС.

Правительство решит

Таблица разногласий по итогам обсуждения с ФАС будет рассматриваться на совещании в правительстве 15 мая, говорит представитель Минэкономразвития. "Если разногласия будут урегулированы, то в ФАС России будет дано поручение доработать проект поправок с учетом принятых решений, если замечания и предложения не будут урегулированы, то проект поправок будет рассматриваться на уровне руководства правительства", — отмечает он.

"Окончательное решение будет принимать правительство. Мы провели ряд консультаций с Минэкономразвития и постарались устранить замечания. Большинство разногласий сняты", — настаивает Пузыревский. По определению недобросовестной конкуренции, предложенному ФАС в марте, были зафиксированы разногласия с Мин­экономразвития, если они сохранятся, предложения будут возвращены на доработку, категоричен источник РБК в правительстве.

Зато по другим вопросам есть прогресс: в новой редакции поправок ФАС во многом пошла навстречу бизнесу, говорит антимонопольный эксперт "Деловой России" Алексей Ульянов. ФАС отказалась от введения дополнительного оборотного штрафа за недобросовестную конкуренцию и убрала такие спорные определения недобросовестной конкуренции, как "дезорганизация" конкурента (вплоть до перехода сотрудников на более высокооплачиваемую работу; сейчас этот термин используется только в уголовном праве и не относится к хозяйственной практике), вывод на рынок нового бренда, если это "снижает коммерческую ценность" других брендов (это уничтожило бы межбрендовую конкуренцию), размер оборотного штрафа по нарушениям на торгах ограничен 4% оборота компании, перечисляет Ульянов.

ФАС также отказалась от идеи получить доступ к налоговой тайне (эту новацию одобрили в первом чтении, но ФАС решила исключить ее из четвертого антимонопольного пакета) и использовать материалы оперативно-разыскной деятельности при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства. Против последнего активно выступал президент РСПП Александр Шохин. Использование материалов ОРД могло привести к "серьезным нарушениям законных прав и интересов предпринимателей", указывал он в письме на имя главы ФАС Игоря Артемьева.

Алиса Штыкина, Петр Нетреба

 

 

Делить с Западом богатства Арктики России можно, но очень осторожно.

"Российская газета"

США разрешили нидерландско-британской нефтяной компании глубоководное бурение в морях Арктики, несмотря на то, что опыт предыдущих лет был провальным.

Они все еще уповают и на проекты, которые открыли в Польше и Великобритании, чтобы выкачать из шельфа сланцевые газ и нефть и пошатнуть позиции России как энергодержавы. Но, по мнению их же экспертов, попытки тщетны, так как РФ обладает самой "плодородной" частью шельфа и самыми успешными разработками в области добычи.

"Мы прекрасно знаем, что западные нефтяники выбиваются из сил, чтобы получить возможность добывать в Северном Ледовитом океане нефть и газ, причем последнее — в приоритете", — заявил координатор Международной сети против оружия и ядерной энергетики в космосе Брюс Ганьон. При этом, чтобы подобраться к крупным недрам, США начинают с малого, будто обступая российскую сухопутную границу с разных сторон: с Востока — в Чукотском море, с Запада — в Балтийском и Северном морях.

Арктический шельф пока остается одним из самых неисследованных, но известно, что он богат нефтью, газом, минералами и рыбой. России делиться своим ресурсным потенциалом с западными нефтяниками нужно очень осторожно и только в том случае, когда это оправданно.

По оценкам Союза нефтегазопромышленников РФ, поднять такой пласт работ можно и в одиночку, но это будет опасно, не так эффективно и долго. Для сравнения ведущий эксперт организации Рустам Танкаев приводит орбитальную станцию МИР и МКС. "Арктический шельф по уровню технологических задач, объемам финансирования и количеству вовлеченных в работу людей соответствует сумме всех космических проектов. Это задача стоит не перед конкретным государством, а перед всем человечеством", — подчеркивает эксперт.

Выходит, пока Россия не располагает лучшими технологиями в Арктике, но не потому, что отстает, а из-за того, что подобными наработками не обладает никто в мире. Среди наших безусловных заслуг — уже освоенная технология добычи на шельфе Сахалина, по примеру которой будут работать нидерландско-британские нефтяники в Чукотском море. Среди других серьезных достижений — поисковые работы, благодаря которым в Карском море открыто месторождение "Победа". Рустам Танкаев уверяет, что после доразведки оно имеет все шансы на звание уникального.

При этом все открытые месторождения в Северном море и на участке шельфа, прилегающего к Северной Европе, — очень маленькие, а те, из которых нефть качают уже не один десяток лет, иссякают. С 2005 года недра там дают на 111 миллионов тонн в год меньше. Там серьезных залежей нет, констатирует собеседник "РГ", поэтому Европу такие разработки не освободят от энергозависимости.

Во многом неудачи США с разведкой на шельфе связаны с тем, что компании не подготовлены к работе в экстремальных условиях, о чем говорят и экологи. Вице-президент одной из неправительственных организаций США Сьюзан Мюррей сетует, что правительство одобрило плохо продуманную разведку в одном из самых важных регионов Земли. По мнению зарубежных аналитиков, грядет борьба за ресурсы как на американской части шельфа, так и на российской. Канада, Норвегия и Дания пока в раздумьях, а РФ тем временем постепенно продолжает разработки.

Техника, благодаря которой отечественные компании проводят экспедиционные исследования в Арктике, на голову выше западной, к тому же у нас за счет удачного географического расположения и мощных ледоколов есть возможность очищать канал для танкеров шириной до 50 метров. Причем это не советские технологии, а современные, которых нет нигде в мире.

Единственное, чего не хватает России и западным нефтяникам, — это спецнавигация, которая есть у Норвегии. Еще полтора года назад их специалисты сопровождали российских при работе на шельфе, но из-за антироссийских санкций они вынуждены были выйти из проектов, из-за чего сильно огорчились, вспоминает Рустам Танкаев: "Теперь каждому государству придется самостоятельно разрабатывать технологию, в том числе и РФ".

Александра Воздвиженская

 

 

Стратегический партнер "Роснефти" взял на работу бывшего начальника MI6.

"РБК daily"

Стратегический партнер "Роснефти", британская BP, взяла в совет директоров бывшего главу легендарной разведслужбы MI6 Джона Сауэрса. Не далее как в феврале он назвал Россию опасностью для Великобритании.

Опыт в геополитике

Британская BP, вторая крупнейшая нефтяная компания Европы и стратегический партнер "Роснефти", наняла в совет директоров бывшего руководителя легендарной службы внешней разведки Великобритании (MI6) сэра Джона Сауэрса. Он приступает к работе директором без исполнительных полномочий (non-executive director) немедленно, сообщила компания в четверг.

"Джон приносит с собой огромный опыт в международных делах и геополитике", — прокомментировал председатель совета директоров BP Карл-Хенрик Сванберг.

59-летний Сауэрс возглавлял MI6 с 2009 года по ноябрь 2014-го, а до этого был постоянным представителем Великобритании в ООН. Уже после ухода из разведки он неоднократно высказывался на тему украинского кризиса и российско-британских отношений. В середине февраля Сауэрс в лекции в Королевском колледже Лондона предостерег Запад от излишнего давления на президента России Владимира Путина, поскольку это может спровоцировать его только на еще более жесткую реакцию. А в конце февраля в интервью Би-би-си экс-глава MI6 заявил, что Россия представляет "межгосударственную угрозу" и Британия должна быть готова к оборонительным действиям.

С разрешения властей

Как бывший дипломат и сотрудник разведки, Джон Сауэрс запрашивал у британского правительства одобрения на принятие должности в BP. Министр иностранных дел предоставил такое разрешение с условием, что Сауэрс на новой работе не должен использовать служебную информацию, полученную за время секретной службы у Ее Величества, и до ноября 2016 года не будет лично лоббировать перед правительством интересы BP и ее клиентов (согласно письму, опубликованному на сайте правительства).

Раскрытие информации, связанной с деятельностью разведки, обороной и международными отношениями, регулируется в Великобритании Законом о государственных секретах (Official Secrets Act) от 1989 года. Он распространяется как на действующих сотрудников органов безопасности, разведки и госорганов, так и на вышедших в отставку. Наказанием за неавторизованное раскрытие служебной информации может служить тюремное заключение на срок до двух лет и/или штраф, размер которого не ограничен.

Пресс-секретарь группы BP Дэвид Николас заявил РБК, что компания не будет комментировать трудовые договоренности с Сауэрсом и условия, связанные с его назначением в BP и прежней работой в правительстве.

BP с 2013 года владеет 19,75% акций государственной "Роснефти", они были получены в рамках сделки по продаже "Роснефти" англо-российского совместного предприятия ТНК-BP. Исполнительный директор BP Роберт Дадли входит в совет директоров "Роснефти". Британский концерн рассчитывает на долгосрочный рост стоимости своей доли в "Роснефти" и стабильные дивиденды, а также на возможные совместные проекты. В прошлом году эту стратегию поставили под сомнение западные санкции против России и падение котировок "Роснефти".

Иван Ткачев, Алена Сухаревская

<< Май, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ