Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

15.05.2018

ФАС намерена ввести новые правила игры для всех отраслей экономики.

"Известия"

С 2020 года может начаться переход на новую систему госрегулирования тарифов для естественных монополий, рассказал "Известиям" заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский. Служба разработала законопроект, который призван полностью изменить подходы к формированию цен во всех отраслях экономики и ввести долгосрочные тарифы. Такой же срок — через два года — указан в проекте доклада президенту, подготовленного Минэкономразвития после заседаний рабочей группы по разработке законопроекта (документ есть в распоряжении "Известий"). При этом в Минстрое считают, что коммунальная отрасль не должна подпадать под общее регулирование.

Как рассказал замруководителя ФАС Сергей Пузыревский, законопроект "Об основах государственного регулирования цен (тарифов)" будет доработан и направлен в правительство с учетом поступивших предложений от органов исполнительной власти.

— Надеемся, что законопроект будет принят и к 2020 году заработает новая система тарифного регулирования, — отметил он.

В антимонопольной службе считают, что зафиксированные на несколько лет ставки станут экономическим стимулом для формирования эффективных бизнес-стратегий и увеличат поступления в бюджет. Как следует из текста документа, с которым ознакомились "Известия", долгосрочный период ценового регулирования — в первый раз на три года, потом — на пять лет.

Как ранее пояснял "Известиям" замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, долгосрочные тарифы нужны только для тех компаний и сфер, где отсутствует конкуренция. Например, для "Газпрома", который занимается перекачкой как своего газа, так и газа независимых компаний. Долгосрочного тарифа на передачу энергии пока не имеют "Россети" и "Росатом". Представитель "Россетей" отмечал, что компания знает о готовящихся изменениях и поддерживает инициативу перехода на долгосрочные тарифы — это позволит более эффективно планировать свою деятельность и строить современную сетевую инфраструктуру.

В проекте доклада президенту, который подготовило Минэкономразвития (есть у "Известий"), также указано, что в случае принятия этого законопроекта в 2018 году переход на новую систему государственного регулирования цен "в полной мере может быть осуществлен с 2020 года".

Предлагается ввести долгосрочное тарифообразование с привязкой индексации к темпам инфляции (сегодня ФАС устанавливает тарифы раз в год), а также механизм долгосрочных контрактов между поставщиками и потребителями.

Документ предусматривает гарантии по сохранению экономии компаний от сокращения издержек для дальнейшего инвестирования в их проекты. Кроме того, планируется привлечь население к вопросам ценообразования — описать права советов потребителей для анализа деятельности госмонополий и компаний с госучастием при принятии решений по тарифам и утверждении инвестпрограмм.

В пресс-службе Минэкономразвития "Известиям" пояснили, что этот документ содержит систематизированные предложения, основанные на результатах деятельности рабочей группы по проблемам госрегулирования тарифов в инфраструктурном секторе. Правительство дало поручения ФАС и профильным министерствам проработать все предложения, указанные в проекте этого доклада.

Законопроект касается госмонополий в различных сферах — это и железнодорожные перевозки, и ЖКХ (тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение, электричество, обращение с твердыми коммунальными отходами). Также он направлен на естественные монополии, которые занимаются услугами в портах и аэропортах, почтовой доставкой, телефонной, радио- и телевизионной связью, транспортировкой газа, нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, продукцией ядерно-топливного цикла и радиоактивными отходами.

Замглавы Министерства строительства и ЖКХ Андрей Чибис рассказал "Известиям", что за последние несколько лет в жилищно-коммунальной сфере уже выстроена система отраслевого законодательства. В том числе появились свои долгосрочные тарифы, утверждены тарифные формулы на весь срок концессии, что позволило обеспечить стабильность регулирования и приток частных инвестиций в отрасль. Принятие инициатив, которые объединят все сферы под одним регулированием, может оттолкнуть инвесторов от желания работать в ЖКХ — "и без того непростой и политизированной сфере", отметили в Минстрое.
— При этом мы считаем необходимым детально проработать точечные поправки, позволяющие устранить изъяны. Но мы также не согласны с необходимостью принятия отдельного закона о тарифном регулировании, — сказал Андрей Чибис.

Генеральный директор ассоциации "ЖКХ и городская среда" Алексей Макрушин также сомневается, что регулирование тарифов на столь разных рынках должно быть унифицированным. Он напоминает, что в ЖКХ, например, уже существовал федеральный закон "Об основах государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Этот закон прекратил свое существование 1 января 2018 года, так как из него постепенно исключались газоснабжение, потом электроснабжение, позже — тепло и вода, а в конце концов и твердые бытовые отходы. Причина была в том, что всё регулирование уже прописано в отраслевых законах.

Светлана Волохина

 

 

Немецкий министр приехал из Киева в Москву распределять российские транзитные деньги.

"Независимая газета"

РФ и Украина должны создать общую концепцию в области энергетической политики, заявил министр экономики ФРГ Петер Альтмайер накануне поездки в Киев и Москву. Берлин надеется стать посредником между Украиной и РФ в вопросе сохранения транзита российского газа через Незалежную после завершения строительства газопровода "Северный поток — 2 (СП-2)". В Москве ранее грозились вообще отказаться от украинского транзита после 2019 года. Сохранить украинский транзит требовал Берлин, поскольку это условие помогало Германии защищать от критики СП-2.

Вечером в понедельник в российскую столицу должен был приехать министр экономики Германии Петер Альтмайер для обсуждения проблем "Северного потока -2".

"Цель этого визита — прояснить вопросы, касающиеся развития энергетики и экономики", — говорил Альтмайер перед вылетом. С кем конкретно из членов российского правительства намерен встретиться Альтмайер, пока неизвестно. Сам министр, по данным германских СМИ, хотел бы во вторник, 15 мая, встретиться с главой Минэнерго Александром Новаком и главой Минэкономразвития Максимом Орешкиным.

Визит министра происходит в преддверии встречи в Сочи канцлера ФРГ Ангелы Меркель с президентом РФ Владимиром Путиным на которой политики также коснутся проблемы СП-2.

За день до этого, в понедельник, Альтмайер встретился с премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом. В ходе встречи министр экономики ФРГ подтвердил требование сохранения транзита российского газа через Незалежную. "Мы должны уважать и интересы Украины, в том числе финансовые, выработать гарантии с тем, чтобы продолжить транзит газа через Украину и добиться положительных результатов", — сообщил он. Однако в каком объеме и с какими тарифами должен сохраниться транзит, Альтмайер не уточнил. Гройсман, со своей стороны, сообщил, что Киев ценит поддержку Берлина. В то же время он отметил, что российский проект строительства газопровода "Северный поток — 2" нельзя рассматривать как коммерческий проект. "Северный поток — 2" — это геополитическая конструкция, которая призвана оказывать политическое давление на Украину и Европу", — подчеркнул украинский премьер. По мнению чиновника, для РФ этот проект выгоден, так как в долгосрочной перспективе позволит обеспечить зависимость всей Европы от России.  Гройсман подчеркивает: украинская газотранспортная система (ГТС) и в будущем останется надежным транзитером газа до европейских потребителей.

Берлин не впервые обещает Киеву содействие в переговорах по транзиту. Так, ранее управляющий директор Восточного комитета германской экономики Михаэль Хармс в интервью агентству DPA говорил, что Германия готова стать посредником в переговорах Москвы и Киева по строительству газопровода. "Вопрос только в том, о каком количестве газа, который будет поступать транзитом, смогут договориться обе стороны", — отмечал он.

Однако именно здесь между РФ и Незалежной обнаруживаются серьезные разногласия. В апреле глава "Газпрома" Алексей Миллер сообщал, что после завершения действующего контракта на транзит в 2019 году поставки голубого топлива через Украину могут составить 10-15 млрд куб. м газа в год, если Украина "докажет экономическую целесообразность нового контракта".

Подобный объем совершенно не устраивает украинскую сторону. "Наша страна не пойдет на такие объемы. Для Украины это невыгодно! При таких обстоятельствах нам нужно будет еще вкладывать свои средства, чтобы прокачивать этот объем газа", — замечал министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик, подчеркивая, что Киев устроил бы минимум в 40 млрд куб. м газа в год.

При этом по итогам 2017 года через Незалежную было прокачано свыше 93 млрд куб. м газа. Доход Украины от транзита российского газа власти страны оценивали в 3 млрд долл. И, очевидно, Киев вряд ли согласится получать сумму, в разы меньшую.

Один лишь газопровод СП-2 также не сможет полностью закрыть необходимость транзита через Незалежную. Так, СП-2 предполагает сооружение двух ниток общей мощностью в 55 млрд куб. м газа в год. Трубы проложат от побережья России через Балтийское море до Германии, рядом с уже действующим "Северным потоком". В конце марта разрешение на строительство газопровода выдала Германия, в апреле — Финляндия. Аналогичные документы должны выдать власти России, Швеции и Дании, в чьих территориальных водах будет проложена труба.

"Для Украины реализация СП-2 означает потерю прямых доходов от транзита российского газа и потерю точки влияния на Россию из-за ненужности большей части ГТС Украины, которую придется как-то содержать", — рассуждает валютный стратег TeleTrade Александр Егоров. По мнению эксперта, сегодняшний визит немецкого министра — это скорее шаг для снятия напряжения.

Ольга Соловьева

 

 

Инвесторы захватывают ее нефтяные активы, не за горами возможные санкции.

"Ведомости"

Из-за увеличения спроса на нефть в результате роста мировой экономики и возможного сокращения ее поставок некоторые аналитики не исключают, что ее цена может вновь достичь $100 за баррель. Но пока основное внимание приковано к выходу США из соглашения по ядерной программе Ирана и возможному сокращению иранского экспорта в результате новых санкций Вашингтона, более серьезную угрозу для баланса спроса и предложения на нефтяном рынке может представлять Венесуэла. Из-за нее он в худшем случае может лишиться до 1 млн баррелей в день.

Экспорт нефти из Ирана, добывающего 3,8 млн баррелей в день, может сократиться примерно на 540 000 баррелей в день в IV квартале и на 690 000 баррелей к середине 2019 г., по оценкам Energy Intelligence. Другие аналитики дают более скромные прогнозы (например, Пол Шелдон из S&P Global Platts — лишь на 200 000 баррелей к концу года), поскольку Китай, один из главных импортеров иранской нефти, может отказаться соблюдать односторонние санкции США.

Между тем, по оценкам S&P Global Platts, нефтедобыча в Венесуэле в апреле составляла 1,41 млн баррелей в день, что на 0,5 млн баррелей меньше, чем годом ранее. Это самый низкий уровень за последние 30 лет, за исключением общенациональной забастовки в 2002-2003 гг. При этом у Венесуэлы гораздо больше внутренних и внешних рисков, чем у Ирана, и в случае их реализации ее добыча может сократиться сильнее, чем у него, пишет The Wall Street Journal (WSJ).

Активы в опасности

Первый риск связан с притязаниями иностранных инвесторов. Он уже начал реализовываться на карибском острове Кюрасао, автономной территории Нидерландов.

Местный суд в начале мая вынес решение в пользу американской ConocoPhillips, которая требует от Венесуэлы $2 млрд компенсации за принудительную национализацию ее активов в 2007 г. Суд Кюрасао разрешил Conoco конфисковать местные активы госкомпании PDVSA на $636 млн, и она уже получила контроль над некоторыми из них. PDVSA в последние дни пришлось развернуть минимум 10 танкеров, которые должны были отгрузить нефть в Кюрасао, чтобы избежать конфискации нефти, пишет Reuters.

Конфликт на Кюрасао окажет непосредственное влияние на экспорт Венесуэлы, которая использует находящуюся там инфраструктуру, чтобы смешивать свою тяжелую нефть с более легкими сортами для продажи за границу. Кроме того, Каракас хранит на острове значительную часть нефти, экспортируемой в Китай, США и Индию. По оценке экономиста и аналитика по энергетике Филипа Ферлегера, из-за ситуации на Кюрасао экспорт Венесуэлы может сократиться на 500 000 баррелей в день.

Другие пострадавшие от национализации компании тоже пытаются арестовать активы PDVSA, отмечает WSJ. Этого добивается подконтрольная российским бизнесменам канадская золотодобывающая компания Rusoro. Она хочет арестовать акции американской нефтеперерабатывающей компании Citgo, принадлежащей PDVSA. С ноября 2016 г. 49,9% акций Citgo находятся в залоге у "Роснефти" в качестве обеспечения по выданному PDVSA кредиту на $1,5 млрд.

Кроме того, у PDVSA есть крупный кредитор в лице Китая, которому она должна около $50 млрд. По некоторым кредитам Пекин предоставил ей льготный период в 2016 г., когда нефть была примерно вдвое дешевле, чем сейчас. Если Китай потребует возобновить выплаты, Венесуэле придется отправлять ему около четверти добываемой нефти и выручка от ее экспорта сократится еще сильнее.

Часть нефти Венесуэла поставляет "Роснефти" в счет оплаты выданных ранее кредитов.

Наконец, в апреле первый иск против PDVSA подал в Нью-Йорке держатель ее облигаций, пишет Financial Times (FT). Правительство и компании с осени не платят по многим облигациям, совокупная номинальная стоимость которых составляет около $70 млрд.

Алексей Невельский

<< Май, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ