Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

15.05.2019

Владимир Путин утвердил Доктрину энергетической безопасности.

"Российская газета"

Президент России Владимир Путин утвердил новую Доктрину энергетической безопасности РФ. Это документ стратегического планирования. Одна из целей — создание системы управления рисками в этой сфере.

"Энергетическая безопасность — состояние защищенности экономики и населения страны от угроз национальной безопасности в сфере энергетики", — говорится в доктрине. При этом должно обеспечиваться выполнение законодательных требований к топливо- и энергоснабжению потребителей, выполнение экспортных контрактов и международных обязательств.

Россия входит в число мировых лидеров по запасам углеводородного сырья, объемам производства и экспорта энергоресурсов, по развитию, использованию и экспорту технологий атомной энергетики. Российская энергетическая инфраструктура — одна из самых протяженных в мире.

Наша страна вносит большой вклад в обеспечение международной энергетической безопасности. Но полномасштабному участию в этом препятствуют меры ограничительного характера, введенные рядом иностранных государств, отмечается в документе. А также — противодействие проектам в сфере энергетики.

Названы внешнеэкономические вызовы энергобезопасности. Это перемещение центра мирового роста в Азиатско-Тихоокеанский регион; замедление роста мирового спроса на энергоресурсы и изменение его структуры; увеличение мировой ресурсной базы углеводородного сырья, усиление конкуренции экспортеров; изменение международного регулирования в сфере энергетики, усиление позиций потребителей; рост производства СПГ, формирование глобального рынка природного газа; увеличение доли возобновляемых источников энергии. А также внешнеполитический вызов — наращивание международных усилий по реализации климатической политики и ускоренному переходу к "зеленой экономике".

Россия поддерживает усилия по противодействию изменению климата, но считает недопустимым рассмотрение этих вопросов "с предвзятой точки зрения, ущемление интересов государств-производителей энергоресурсов и намеренное игнорирование таких аспектов устойчивого развития, как обеспечение всеобщего доступа к энергии и развитие чистых углеводородных энергетических технологий", говорится в доктрине.

Перечислены и внешние угрозы энергобезопасности, среди них — сокращение традиционных для России внешних энергетических рынков и трудности, связанные с выходом на новые рынки; использование иностранными государствами механизмов для нанесения ущерба экономике РФ; дискриминация российских организаций ТЭК на мировых рынках; незаконный отбор экспортируемых Россией энергоресурсов при их транспортировке по территориям иностранных государств.

Есть и внутренние вызовы энергетической безопасности — это переход к новой модели социально-экономического развития и демографическая ситуация. Внутренние угрозы — например, несоответствие возможностей ТЭК потребностям социально-экономического развития, снижение качества минерально-сырьевой базы, недостаточная обеспеченность кадрами, рост количества преступлений и правонарушений. Среди внутренних рисков — низкая эффективность мер по поддержанию финансовой устойчивости организаций ТЭК при неблагоприятных условиях, чрезмерная финансовая нагрузка на них в результате увеличения размеров налоговых и иных платежей, избыточность требований обеспечения экологической безопасности, необоснованная монополизация, высокий уровень износа, нерациональное потребление энергоресурсов.

Описаны также трансграничные вызовы, угрозы и риски.

Среди задач по совершенствованию госуправления в этой сфере — создание системы управления рисками, обеспечение стабильности налоговой политики, долгосрочное и сбалансированное регулирование цен (тарифов), развитие конкуренции на внутреннем рынке, профилактика и пресечение преступных действий, внедрение новой модели госрегулирования в области промышленной безопасности, стимулирование энергосбережения.

Кира Латухина

 

 

Компания увеличит их вдвое по сравнению с прошлым годом, а правительство может отказаться от повышения НДПИ.

"Ведомости"

Правление "Газпрома" пересмотрело рекомендацию по размеру дивидендов за 2018 г. Если 11 апреля менеджмент предложил выплатить 10,43 руб. на акцию, или 246,9 млрд руб., то теперь эти показатели выросли в 1,5 раза до 16,61 руб. на акцию (393,2 млрд руб.). Это более чем в 2 раза выше, чем по итогам 2017 г., сообщил 14 мая "Газпром". Рекомендацию еще должен рассмотреть совет директоров, после чего она будет вынесена на утверждение собранием акционеров 28 июня.

Старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко и аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук не припомнят, чтобы менеджмент крупных компаний менял свою же рекомендацию по размеру дивидендов. "Это необычно", — соглашается собеседник "Ведомостей" в крупном инвестбанке. Представитель "Газпрома" не стал отвечать, почему так произошло.

Это компромисс с Минфином, говорит близкий к "Газпрому" человек. Министерство настаивает, чтобы все госкомпании направляли на дивиденды не менее 50% чистой прибыли по МСФО. Но "Газпром" ни разу не выполнял это требование. Но и новая рекомендация по выплатам составляет лишь 27% от чистой прибыли по МСФО, тогда как прежняя — 17%. Отказ платить требуемые дивиденды Минфин уже дважды — в 2017 и 2018 гг. — компенсировал повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для компании. Представитель министерства не ответил на запрос "Ведомостей".

При увеличении дивидендов НДПИ для "Газпрома" может быть повышен частично или не повышен вовсе, говорит федеральный чиновник. Другой его коллега утверждает, что налог повышаться не будет. Прежде повышенный НДПИ "Газпром" платил уже после утверждения дивидендов акционерами: с 1 сентября по 31 декабря 2017 г. и с 1 октября по 31 декабря 2018 г.

Минфин может повысить НДПИ для "Газпрома" на меньшую сумму, чем планировалось, тогда она будет эквивалентна величине дополнительных доходов государства от дивидендов, считает аналитик АКРА Василий Танурков. Выплаты акционерам после пересмотра рекомендации увеличились примерно на 200 млрд руб. относительно прошлого года, из них государство напрямую получит лишь 40%, напоминает эксперт.

Рост дивидендов в обмен на более низкий НДПИ — это в некотором роде восстановление справедливости, считает Маринченко: "Ситуация, при которой излишки прибыли выводятся из компании в обход миноритариев за счет более высокого НДПИ, была не очень красивой с точки зрения практики корпоративного управления".

Новость о дивидендах обрадовала инвесторов: стоимость компании к закрытию торгов подскочила на 16,36% до 4,49 трлн руб. Это позволило ей выйти на 2-е место по капитализации, опередив сначала "Лукойл", а потом и "Роснефть". На первом остается Сбербанк.

"Никто не верил и не ожидал, что "Газпром" может выплатить в этом году повышенные дивиденды", — говорит собеседник "Ведомостей" в крупном инвестбанке. Именно с этим он связывает такой интерес к бумагам госкомпании.

"Газпром" считается одной из самых недооцененных компаний, он долго не платил высокие дивиденды из-за своей гигантской инвестпрограммы, объясняет Танурков: "Все привыкли к мысли о том, что компания не очень заботится о своих миноритариях. Теперь же у последних появилась надежда на то, что в перспективе "Газпром" повысит норму выплат".

Основной вопрос — будет ли этот уровень дивидендов новой планкой, ниже которой "Газпром" попытается не опускаться, или это единоразовая история, продолжает Маринченко. "2018 год был для "Газпрома" со всех позиций рекордным, в этом году, а возможно, и в следующем, все будет не так радужно — из-за конкуренции с СПГ, вероятно, упадут и объемы, и средние цены реализации. В этих условиях возможность платить устойчиво высокие дивиденды будет во многом зависеть от интенсивности инвестпрограммы", — заключает он.

Галина Старинская, Виталий Петлевой, Филипп Стеркин

 

 

Это может стоить "Юнипро" более 14 млрд рублей и системно изменить отрасль.

"Ведомости"

Во вторник Арбитражный суд Москвы поддержал иск Саяногорского алюминиевого завода ("дочка" UC Rusal — "Русал Саяногорск") к "Юнипро" (входит в немецкую Uniper), Системному оператору, "Совету рынка" и принадлежащему ему Администратору торговой системы о расторжении договора о предоставлении мощности (ДПМ) и выплате 91 млн руб. неосновательного обогащения, сообщил представитель "Юнипро" и подтвердили еще три участника процесса.

Претензии Саяногорского завода связаны с аварией на третьем энергоблоке Березовской ГРЭС, принадлежащей "Юнипро". Его мощность — 800 МВт, он построен по ДПМ (гарантирует возврат инвестиций через повышенные платежи) и введен в эксплуатацию в конце 2015 г. В феврале 2016 г. на станции возник пожар, и энергоблок вышел из строя.

"Юнипро" поставила оборудование на аварийный ремонт, и с февраля по ноябрь 2016 г. стала получать уменьшенные платежи за мощность — всего вышло около 1 млрд руб. Это вызвало недовольство крупных промышленных потребителей энергии и Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В январе 2018 г. ФАС признала "Юнипро" и диспетчера единой энергосистемы — Системного оператора — виновными в затягивании аттестации сгоревшего оборудования и нарушении закона о конкуренции. На компанию наложен штраф в 650 000 руб.

"Юнипро" и Системный оператор оспорили решение ФАС в суде, а в декабре 2018 г. было заключено мировое соглашение. Стороны пришли к выводу, что пожар не привел к утрате основного оборудования и изменению мощности третьего энергоблока, "Юнипро" имела право собирать с потребителей плату за мощность сгоревшего оборудования, а нарушение компанией антимонопольного законодательства не повлияло на условия ДПМ.

С этим решением не согласились "дочки" UC Rusal. Помимо "Русал Саяногорск" о претензиях заявили входящие в группу Братский и Новокузнецкий алюминиевые заводы и "Русал энерго". В общей сложности они потребовали почти 386 млн руб.

В апреле московский арбитраж отклонил иск Братского алюминиевого завода — однако теперь, спустя месяц, поддержал аналогичные требования "Русал Саяногорск". В исках Братского и Саяногорского заводов ("Ведомости" ознакомились с документами) говорилось, что авария привела к утрате основного энергетического оборудования. По данным из исков, в пожаре было утрачено 60% котельного оборудования. Общая стоимость восстановления — 39 млрд руб. — сопоставима с затратами на строительство (42,5 млрд руб.).

В "Юнипро" возражают: в аварии котел пострадал на 15,98% и он поддается восстановлению. Суд принял сторону истца, решение пока не опубликовано.

"Юнипро" будет обжаловать постановление суда, сказал представитель компании: оно создает системные риски для российской электроэнергетики и может крайне неблагоприятно сказаться на инвестиционном климате в отрасли.

Системный оператор и "Совет рынка" также не согласны с решением суда и планируют оспаривать его после того, как ознакомятся с полным текстом решения, обещали представители организаций.

ДПМ и отраслевые нормы не предусматривают возможности расторгнуть договор потребителем в одностороннем порядке, но решение суда могло быть основано на общих нормах гражданского права, сказал директор Фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов. Он считает, что решение суда первой инстанции рано считать прецедентом — оно еще должно быть признано вышестоящими инстанциями.

Если договор будет расторгнут, станция не получит от энергорынка 14 млрд руб. платежей, подсчитал аналитик "ВТБ капитала" Владимир Скляр.

Длительное отсутствие поставки мощности должно автоматически приводить к штрафным санкциям и расторжению любых договоров с поставщиками без судебных процедур, считает заместитель директора "Сообщества потребителей энергии" Валерий Дзюбенко. Представители Минэнерго и UC Rusal отказались от комментариев.

Елена Вавина

 

 

Allseas и Saipem продолжат строительство газопровода, а инициатива сенаторов может так и не дойти до конгресса.

"Известия"

Возможное введение США санкций против швейцарской компании Allseas и итальянской Saipem, участвующих в прокладке российских морских трубопроводов, не скажется на реализации "Северного потока — 2", считают аналитики. Американские сенаторы подготовили законопроект, предполагающий ограничительные меры против лиц, задействованных в строительстве газопровода. Но в Allseas "Известиям" заявили, что все их работы в Штатах завершены, а участие в "Северном потоке — 2" является для компании крупнейшим за всю ее историю. Проект идет по плану, заверили и в пресс-службе компании — оператора Nord Stream 2. А источник "Известий" в одной из американских финансовых структур уверен, что законопроект сенаторов так и не дойдет до голосования в конгрессе.

Нечего терять

Угрозы в адрес всех, кто тем или иным образом причастен к проекту "Северный поток — 2", раздавались со стороны США так часто, что, казалось, к ним уже давно привыкли. Сначала основной удар американцы грозились нанести по таким компаниям, как немецкие Wintershall и Uniper, австрийская OMV, нидерландско-британская Royal DutchShell и французская Engie. Они участвуют в реализации "Северного потока — 2" финансово. Но на приверженности европейских партнеров совместному с "Газпромом" проекту это никак не сказалось. Против политического давления американцев выступают и заинтересованные в российском газе правительства, прежде всего немецкое.

Тогда США решили взяться за тех, кто помогает реализации трубопровода не деньгами, а услугами, — швейцарскую компанию-трубоукладчика Allseas и итальянскую Saipem. Еще в начале января немецкая Handesblatt сообщала, что двум компаниям был выдвинут ультиматум: если они продолжат работу над "Северным потоком — 2", их ждут санкции и невозможность участвовать в тендерах на американские проекты.

К нынешней неделе неофициальная угроза оформилась в законопроект. Как сообщило авторитетное американское издание Foreign Policy, уже на будущей неделе в сенат может быть внесен документ, предполагающий санкции против компаний и лиц, которые продают или сдают в аренду суда, участвующие в строительстве "Северного потока — 2". Бизнесменам грозят отказом в выдаче американской визы и заморозкой активов, а самим компаниям — запретом на участие в выгодных проектах в США. Кроме того, ограничения могут быть введены против тех, кто занимается страхованием занятых в строительстве морских судов.

Комментировать последствия вероятных санкций обе компании, в пресс-службы которых обратились "Известия", не стали. Однако официальный представитель Allseas Йерун Хагельштейн отметил: работы по укладке труб в рамках проекта газопровода из США в Мексику Sur de Texas и установке глубоководной платформы Appomattox в Мексиканском заливе компания уже завершила.

— На данный момент у нас нет никаких крупных проектов, — заметил Йерун Хагельштейн. — Кроме "Северного потока — 2" — крупнейшего для нашей компании за всю историю ее существования (общее число проектов, в которых участвовала Allseas, превышает 300. — "Известия").

Что касается итальянской компании Saipem, то на рынке США скорее представлена не столько она сама, сколько ее главный акционер — нефтегазовая компания ENI. Непосредственно Saipem — поставщик оборудования и услуг для проектов на шельфе и глубоководных разработок — работает более чем в 60 странах мира и тесно сотрудничает с российскими компаниями. К слову, именно она возводила первый "Северный поток" и должна была строить морской участок первой нитки "Южного потока". Из-за остановки последнего проекта "Газпром" расторг контракт с итальянской компанией, и Saipem долго судилась из-за этого. Но в прошлом месяце итальянцы отказались от части исковых требований к "Газпрому". Кроме того, в конце 2018 года Saipem подписала крупный контракт с "Новатэком" по проекту "Арктик СПГ-2".

Много шума и ничего

В компании — операторе "Северного потока — 2" "Известиям" заметили, что строительство газопровода идет полным ходом, уже проложено более 1200 км труб.

— На настоящий момент практически весь бюджет капитальных затрат проекта в размере €8 млрд уже инвестирован. Это создало тысячи рабочих мест и придало стимул экономическому росту в Европе: более 670 компаний из 25 стран мира вовлечены в проект, — отметили в пресс-службе оператора.

Как считают опрошенные "Известиями" эксперты, кардинальным образом на реализации "Северного потока — 2" обещанные санкции сказаться не могут.

— Когда идет строительство, маловероятно, что получится серьезно повлиять на его ход — для этого санкции надо было вводить намного раньше. Так что сейчас, если меры будут объявлены, эти компании спокойно продолжат прокладку труб, — сказал "Известиям" аналитик нефтегазового рынка Аналитического кредитного рейтингового агентства Василий Танурков.

Ранее схожую точку зрения "Известиям" высказывал и директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По его словам, отстранение от контрактов в США Allseas, которая выполняет уникальные по сложности работы, испортит жизнь прежде всего американскому бизнесу.

Источник "Известий" в одной из американских финансовых структур и вовсе уверен: законом нынешний проект не станет. По его мнению, несмотря на многочисленные угрозы президента Дональда Трампа относительно "Северного потока — 2", угрозы так и не перешли из риторической плоскости в реальную. Но главное, в США внешняя политика — прерогатива администрации, и "любая попытка конгресса узурпировать эти полномочия президенту и его администрации не понравятся". Именно так было в случае с печально известным санкционным законом CAATSA. Трамп назвал его "дефектным" и обвинил конгресс в покушении на конституционные полномочия президента США в части его исключительной компетенции в области внешней политики.

Наталия Портякова

<< Май, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ