media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

15.07.2015

Конституционный суд разрешил России не исполнять решения ЕСПЧ.

"Новые известия"

Вчера Конституционный суд (КС) постановил, что власти страны могут не исполнять решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), если они идут вразрез с российской Конституцией. Правоведы оценивают решение КС как не совсем правовое, способное ущемить интересы огромного числа рядовых граждан.

На вчерашнем заседании судья КС Сергей Маврин заявил, что, если постановление ЕСПЧ, вынесенное по жалобе против Российской Федерации, противоречит Конституции нашей страны, оно может быть не исполнено. Россия, подчеркнул он, вправе в отдельных случаях не выполнять международные обязательства, "если толкование нормы международного договора нарушает нормы Конституции". Однако стоит напомнить, что приоритет международного права над национальным прописан в самой российской Конституции. Часть 4 статьи 15 Основного закона РФ гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

"Участие России в международном договоре не означает отказа от государственного суверенитета. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и основанные на ней правовые позиции ЕСПЧ не могут отменять приоритет Конституции", — говорится во вчерашнем постановлении Конституционного суда РФ.

Вместе с тем КС отметил, что большинство решений ЕСПЧ не противоречат Основному закону России, но если будет вынесено противоречащее решение, то допустимо отказать Евросуду в его исполнении. "Но это делается не для изоляции, а для того, чтобы найти конструктивный компромисс", — отметили судьи в постановлении КС.

Решение КС стало ответом на обращение 93 депутатов Госдумы, интересовавшихся, не противоречит ли подписанная в 1996 году Россией Европейская конвенция по правам человека Конституции РФ. Также парламентарии спрашивали, может ли Россия игнорировать решения ЕСПЧ. Поводом для обращения в КС стало решение Евросуда о присуждении бывшим акционерам ЮКОСа компенсации в размере 50 млрд. долларов за нарушение их прав. РФ отказалась выполнять это решение.

Ранее, в декабре 2014 года, министр юстиции РФ Александр Коновалов, комментируя решение ЕСПЧ о присуждении экс-акционерам ­ЮКОСа­ многомиллиардной компенсации, заявил, что "решения ЕСПЧ не могут быть принудительно исполнены, это, в общем, добрая воля страны — члена Совета Европы".

Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права НИУ Высшая школа экономики Елена Лукьянова сообщила "НИ", что Россия вправе игнорировать решения Европейского суда лишь в одном случае — если они противоречат какому-либо закону страны. "К примеру, если ЕСПЧ разрешит заключенным российских колоний голосовать, то Россия может не исполнять это решение. Законы РФ запрещают заключенным участвовать в этих процессах. Но решения, не противоречащие нашему законодательству, власти выполнять обязаны".

Со сказанным г-жой Лукьяновой согласен бывший федеральный судья, профессор кафедры правовых дисциплин МГУ Сергей Пашин. Однако он отмечает, что КС создал опасный прецедент — дал нашим властям возможность не исполнять и другие решения ЕСПЧ. "В частности, силовые структуры не будут выполнять решения, не угодные им. А ведь немалое число наших граждан жалуются в Евросуд на пытки и другие незаконные действия силовиков, — заявил ученый "НИ. — Это станет нарушением международных обязательств со стороны РФ. Наша страна ранее признала механизм ЕСПЧ, подписала Европейскую конвенцию по правам человека. Отказ от выполнения решений этого суда будет и отказом от этих обязательств. Россия фактически перестанет признавать юрисдикцию ЕСПЧ. В этом случае появится вероятность исключения нашей страны из ведущих международных организаций".

Но главной проблемой, отметил г-н Пашин, будет то, что рядовые россияне утратят последнюю надежду на торжество справедливости. "Российские суды часто выносят неправосудные решения, нарушающие права граждан. Пока россияне имеют возможность добиться объективного решения. Но власти в ближайшее время могут отнять у них эту возможность. И останутся наши люди, как раньше, один на один с равнодушной правоохранительной и судебной системами", — заключил профессор.

Артем Казанцев

 

 

Власти нашли новый способ сохранения капитала внутри страны.

"Независимая газета"

Офшорным компаниям запретили участвовать в госзакупках — соответствующий закон подписал в понедельник президент РФ Владимир Путин. Власти рассчитывают, что эта мера поможет избежать налоговых потерь и поддержит отечественных производителей. Эксперты отмечают, что большого эффекта запрет не произведет: он скорее призван продемонстрировать, что курс на деофшоризацию продолжается.

Юридическое лицо, зарегистрированное в офшоре, не может быть участником госзакупки — это следует из новых поправок к закону о контрактной системе. Проверять претендентов на победу в государственных тендерах будет комиссия по закупкам. И если она обнаружит принадлежность компании к офшору, заявка на участие в тендере будет отклонена. Ожидается, что эти новации будут способствовать деофшоризации экономики, а заодно поддержат отечественных производителей.

"Политика государства в этом вопросе начала меняться еще некоторое время назад. В июле прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому вводился запрет на государственные и муниципальные закупки различных видов техники иностранного производства. Исключение составила техника иностранного бренда, произведенная на территории РФ. Так что нынешний закон расширяет этот запрет, — пояснил "НГ" ведущий эксперт "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. — Смысл в данном случае заключается в двух вещах. Во-первых, это сделано с целью повышения прозрачности всей системы госзакупок, уменьшения риска коррупции, повышения эффективности использования бюджетных средств. Во-вторых, эта мера отвечает общим целям импортозамещения". В целом новый закон вряд ли существенно ухудшит ситуацию с закупками для госкомпаний, но если такая проблема возникнет, то в него могут быть внесены поправки, полагает эксперт.

"Думаю, что реализация этой инициативы позволит отечественным предпринимателям усилить свои позиции за счет вытеснения офшорных игроков. Но все же нужно внимательно оценивать правоприменительную практику в рамках нового закона, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны чиновников, принимающих решения о снятии  с торгов", — советует председатель коллегии адвокатов Старинский, Корчаго и партнеры Евгений Корчаго.

"Закон направлен на исключение из госзакупок компаний с непрозрачной структурой собственности, а также сохранение на территории РФ налогов, которые должны оплачиваться при проведении госзакупкок", — отмечал ранее директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов.

"Исторически так сложилось, что к госзакупкам у нас допускаются по большей части или крупные компании, или компании "со связями", так что данный законопроект действительно необходим для решения проблемы вывода госсредств в офшоры, — говорит управляющий партнер консалтинговой компании Heads Александр Базыкин. — Добросовестным компаниям в такой ситуации придется также работать с оглядкой на закон, но это нормальная практика ведения бизнеса: в любой развитой стране существует множество законодательных актов, которые не являются помехой тем, кто ведет свой бизнес честно".

Власти пытаются стимулировать крупный бизнес минимизировать использование офшорных схем и увеличить налогооблагаемую базу, соглашается директор по развитию бизнеса QB Finance Маргарита Горшенева. Однако, отмечает она, офшорные компании и так довольно редко участвуют в государственных тендерах. "Смысл нововведения заключается именно в том, чтобы продемонстрировать нацеленность на деофшоризацию всем участникам экономических взаимодействий с государственными и окологосударственными структурами. Глобальных рисков в новом законе нет, поскольку выполнить требование властей и обеспечить участие в тендерах компаний со стопроцентно российской пропиской — не проблема для бизнеса", — полагает она.

В то же время руководитель практики разрешения споров компании "Горизонт Капитал" Василий Ицков напоминает: Счетная палата, проанализировав крупные контракты общей стоимостью 1,3 трлн руб., выяснила, что около 21% этой суммы приходилось на офшорные компании. "В конечном счете запрет сыграет роль стабилизатора и стимула к росту экономики. Объем госзаказа составляет около 7 трлн руб., а это 10% ВВП", — напоминает эксперт.

Риск, что под запрет попадет слишком много игроков, в том числе и напрямую не связанных с офшорами, по мнению эксперта, невелик. Но в законе есть много нюансов, которые могут потребовать внесения изменений. Пока строго не прописаны ограничения на участие в госзакупках российских компаний, бенефициары которых находятся в офшорах. И это может стать своеобразной "форточкой". Кроме того, проблема вывода за рубеж активов в виде дивидендов от освоения госзаказа также остается, считает Ицков.

Алина Терехова

 

 

ФАС рекомендует "Газпрому" изменить лоты при закупке труб большого диаметра.

"Ведомости"

ФАС направила в "Газпром" письмо с предупреждением о неправомерном формировании лотов при закупке труб большого диаметра (ТБД), заявил во вторник заместитель руководителя службы Андрей Цариковский (его слова передал "Интерфакс"). По словам Цариковского, "сформированные "Газпромом" лоты не дают возможность отдельным производителям участвовать в тендерах". Представитель службы пояснил, что ФАС призывает "Газпром" сократить долю посреднических организаций при закупках ТБД.

Исходя из данных по тендерам "Газпрома", компания за последние полтора года провела шесть крупных тендеров. Общая сумма закупок ТБД составила около 220 млрд руб., треть тендеров выиграла компания "Трубные инновационные технологии" (ТИТ) Ивана Шабалова. Она получила заказы на 68 млрд руб. На долю ОМК пришлось 22% закупок, ТМК — 12,2% закупок, остальное было распределено между ЧТПЗ и трубными заводами "Северстали". Какая доля закупок ТБД должна приходиться на трейдера, а какая на компании-производители, представитель ФАС назвать затруднился. Представитель "Газпрома" на вопросы не ответил.
20 июня Цариковский говорил, что ФАС решила возбудить дело и остается только подготовить нужные документы. Но этого не произошло. Источники "Ведомостей" в трубных компаниях отмечали, что ФАС уже запрашивала информацию по тендерам "Газпрома", но никаких действий не предприняла.

До 2013 г. "Газпром" закупал трубы в основном через трейдеров, но прекратил эту практику после того, как ФАС возбудила против "Газпрома" дело и рекомендовала компании покупать ТБД напрямую у производителей. Единственным трейдером, который до сих пор получает заказы "Газпрома", стала ТИТ. "Трейдер необходим", — утверждает топ-менеджер одного из производителей труб. "Газпром" под свои проекты должен закупать разные трубы, если он будет разбивать лоты по подвидам ТБД, ему придется увеличить штат сотрудников, говорит источник "Ведомостей". По его оценке, "Газпром" в этом случае проиграет в цене: если компания закупает под проект много труб, то может просить скидку (так было в конце 2014 г., когда "Газпром" получил скидку в обмен на аванс). "Для ФАС было бы идеально на каждую трубу объявлять отдельный тендер, но такое невозможно, это приведет к срыву плана закупок и выполнения инфраструктурных проектов", — иронизирует источник "Ведомостей" в другом производителе труб.

Представители ТИТ, ОМК, ТМК, "Северстали" и ЧТПЗ отказались от комментариев.

Виталий Петлевой

 

 

"РБК daily"

Конфликт из-за НПЗ ЛУКОЙЛа в Румынии дошел до президента страны: Вагит Алекперов попросил его о встрече. Одновременно ЛУКОЙЛ, за год уже продавший несколько активов в Восточной Европе, получил предложение о продаже НПЗ.

Письмо Алекперова

Скан двухстраничного письма на русском языке президенту Румынии Клаусу Йоханнису от 9 июля, подписанного президентом ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым, опубликовал на своем сайте местный телеканал Digi24. Представитель ЛУКОЙЛа отказался комментировать письмо, но не стал опровергать его содержание. Во вторник днем вице-президент ЛУКОЙЛа Томас Мюллер рассказал, что компания сделала несколько запросов о встрече с представителями правительства Румынии, которые пока не удовлетворены. Представитель президентской администрации Румынии не ответил на звонок РБК.

В письме Вагит Алекперов просит о личной встрече с Йоханнисом из-за ситуации вокруг НПЗ Petrotel Lukoil в городе Плоешти (ЛУКОЙЛ владеет 97% акций предприятия). На прошлой неделе стало известно, что прокуратура Румынии наложила арест на активы "дочки" ЛУКОЙЛа Lukoil Europe Holdings B. V., которая контролирует НПЗ, на сумму в €2 млрд. Компания обвиняется в отмывании средств и уклонении от уплаты налогов на сумму в €230 млн в 2012-2013 годах.

Конфликт ЛУКОЙЛа с румынскими властями начался в октябре 2014 года. Тогда прокуроры, полицейские и таможенники провели 23 обыска в несколько румынских офисах НК "ЛУКОЙЛ", в том числе в офисе на нефтеперерабатывающем заводе Petrotel. Тогда ЛУКОЙЛ добился снятия ареста через суд, в начале этой недели компания снова оспорила действия румынских властей, рассказал Мюллер. Прокуратура расширила круг подозреваемых — помимо гендиректора завода Андрея Богданова следственные действия ведутся в отношении еще пяти сотрудников компании.

"Вынужден вновь обратиться к вам с просьбой о проведении нашей личной встречи для обсуждения острых вопросов текущей деятельности и долгосрочных планов ПАО "ЛУКОЙЛ" в Румынии", — говорится в письме Алекперова. Он отмечает, что новые обвинения румынской прокуратуры "вновь поставили НПЗ на грань закрытия". По словам Алекперова, ​ситуация вокруг НПЗ "сильно тревожит работников предприятия, почти все из которых — румынские граждане". Президент ЛУКОЙЛа также сообщает президенту Румынии, что уже направил аналогичное обращение руководству ЕС ​"с целью проведения наиболее открытого расследования, поскольку стабильная работа предприятия влияет на обеспечение нефтепродуктами всего Евросоюза".

Томас Мюллер во вторник добавил, что, если арест, наложенный на счета Lukoil Europe B.V., будет подтвержден судом, это также может негативно отразиться на бизнесе компании в Голландии, Италии и Венгрии, не уточнив подробностей. Представитель ЕС не ответил на запрос РБК.

Восточноевропейская распродажа

В разгар конфликта из-за НПЗ ЛУКОЙЛ получил предложение о его продаже, рассказал во вторник Мюллер. "Очень странно, что нам поступило такое предложение, когда в Европе никто не покупает НПЗ — сейчас этот бизнес невыгодный. Мы не собираемся закрывать завод, не думаем, что этом есть необходимость", — сказал Мюллер. Отвечая на вопрос РБК, он пояснил, что предложение продать завод поступило от частной румынской компании. "Поскольку мы не собираемся продавать завод, мы его не рассматриваем", — добавил вице-президент. Других деталей он не уточнил.

Топ-менеджер ЛУКОЙЛа предположил, что причина проблем НПЗ в Плоешти в том, что власти Румынии хотят получить от ЛУКОЙЛа больше налогов, напомнив при этом, что компания, которая 15 лет работает в стране, выплатила за это время около $6 млрд в виде налогов и акцизов. Но ЛУКОЙЛ готов пойти на компромисс с румынскими властями: "Мы хотели бы сделать все возможное, чтобы ситуация разрешилась. Может быть, вопрос в непонимании, поэтому мы готовы к диалогу".

В интервью агентству Reuters в июле прошлого года Вагит Алекперов говорил, что ЛУКОЙЛ может продать часть активов в Восточной Европе, чтобы сфокусироваться на проектах в России. За последний год ЛУКОЙЛ продал несколько активов, но это были в основном сети АЗС — в Эстонии, Чехии, Словакии и Венгрии, а также на Украине (там у компании остался завод "Карпатнефтехим"), говорит представитель российской компании. Во всех случаях решения о продаже принимались в рамках оптимизации бизнеса по сбыту нефтепродуктов, указывает он. Источник, близкий к ЛУКОЙЛу, добавляет, что существенной причиной этих сделок было снижение маржинальности продаж нефтепродуктов. При наличии серьезных транспортных расходов ЛУКОЙЛу очень сложно конкурировать с местными компаниями. Например, поставки с НПЗ в Бургасе или Плоешти в Венгрию обходились компании намного дороже, чем венгерской MOL с местных заводов.

Из всех этих сделок лишь уход из Украины был в основном связан с политическими причинами, замечает представитель компании. Тогда президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов признавал, что решение о продаже украинских АЗС было фактически вынужденным. "У нас резко упали продажи, и я думаю, что все-таки это такая реакция на те события, которые происходят на Восточной Украине", — говорил тогда он.

ЛУКОЙЛ отказался продавать НПЗ в Плоешти, потому что рассчитывает получить за него сумму не ниже той, которую вложил в модернизацию предприятия, то есть $400-500 млн, предполагает директор Small Letters Виталий Крюков. А предложение от неизвестной частной компании, учитывая налоговые претензии и конфликт с властями, вероятно, было ниже, добавляет он.

Тимофей Дзядко

<< Июль, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ