Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

15.07.2019

Взамен он вложит до 8,5 трлн рублей в Арктический регион.

"Ведомости"

В освоение Арктики нефтяные компании готовы вложить от 5 трлн до 8,5 трлн руб., но для этого им нужны беспрецедентные налоговые льготы ценой 2,6 трлн руб. План нового проекта изложен в письме главного исполнительного директора "Роснефти" Игоря Сечина, которое он 26 июня написал президенту Владимиру Путину, и в прилагающихся к нему расчетах KPMG.

"Ведомости" ознакомились с документами, подлинность письма подтвердили семь человек, из них четыре чиновника, два человека, близких к работающим в регионе нефтегазовым компаниям, а также один из возможных участников проекта.

Чтобы получить льготы, Сечин просит Путина поддержать проект федерального закона о развитии Арктики — этот документ, разработанный Минвостокразвития, предусматривает особый режим для инвесторов. На письме Путин написал поручение премьеру Дмитрию Медведеву: "Проработать предложение и доложить", его резолюцию подтверждают два собеседника "Ведомостей".

Сечинский треугольник

В письме Сечин рассказывает Путину о новом нефтегазовом проекте "Восток ойл", который объединит месторождения "Нефтегазхолдинга" Эдуарда Худайнатова (Пайяхское) и "Роснефти" — в частности, Лодочное, Тагульское и уже работающее Ванкорское. В презентации KPMG перспективные ресурсы проекта оцениваются в 2,6 млрд т углеводородного сырья (доказанные запасы немногим превышают 870 млн т нефти), там же говорится о включении в кластер месторождений совместного предприятия с ВР "Ермак нефтегаз" и восточнотаймырских месторождений, где сейчас "Роснефть" ведет геолого-разведочные работы. В проект входят "первоклассные международные инвесторы", пишет Сечин Путину, не называя их, с некоторыми идут переговоры, уточняет он.

Инвестиции, по расчетам Сечина, превысят 5 трлн руб.: будет построено 5500 км трубопроводов, морские терминалы с перевалкой до 100 млн т в год, аэропорты, линии электропередачи и т. д. В презентации KPMG сумма инвестиций еще больше — 8,5 трлн руб. Это по 300 млрд руб. в год, для сравнения: вся инвестпрограмма "Роснефти" в этом году — немногим более 900 млрд, замечает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Инвестиции зависят от запасов в регионе, если они приблизятся к перспективным ресурсам, то капитальные затраты превысят и 8,5 трлн руб., поясняет один из возможных участников проекта. Вклад проекта в ВВП эксперты KPMG оценивают до 2% в год до 2050 г., а выигрыш для бюджета — в 4,4 трлн руб. от налоговых поступлений, увеличения дивидендов и эффекта от смежных отраслей.

Проект был бы работоспособным и без налоговых послаблений, но для этого потребовалось бы финансирование под 4-5%, что сейчас невозможно, говорит человек, близкий к одному из участников проекта. Сечин в письме оценивает стоимость проектного финансирования в России более чем в 11-12%, поэтому нужны иностранные партнеры, а для них важны долгосрочные фискальные условия.

Холодный налоговый рай

Долгосрочные фискальные условия подразумевают налоговые льготы, следует из письма Сечина. Законопроект, разработанный Минвостокразвития, предполагает полное освобождение от НДПИ новых нефтегазовых месторождений, а для уже работающих — налоговый вычет из НДПИ на сумму инвестиций. А также нулевые ставки налога на имущество, земельного налога, снижение налога на прибыль до 7% (сейчас — 20%) и страховых взносов до 7,6% (сейчас базовая ставка — 30%). И все это на 30 лет.

Сечин предлагает и свою версию законопроекта, одна из ключевых поправок — льготы по НДПИ для Ванкорского месторождения и возможность без налогов передавать сэкономленные средства проектам в Арктике. В прошлом году на ванкорские месторождения пришлось почти 9% добычи "Роснефти" — 21,4 млн т нефти, ежегодно "Роснефть" тратит на них 30-70 млрд руб. Проект уже получал льготы — по НДПИ и экспортной пошлине, но после повышения отдачи от проекта они были отменены.

Для участников "Восток ойла" льготы составят 2,6 трлн руб., подсчитали эксперты KPMG, благодаря преференциям проект должен выйти на положительный денежный поток в 25 млрд руб. уже к 2027 г. Только льготы по НДПИ обернутся для бюджета потерями в 250 млрд руб. в год (с учетом уже действующей льготной ставки НДПИ для недр в Красноярском крае), говорит представитель Минфина. Льготы по налогу на имущество и земельному ударят по бюджетам регионов и муниципалитетов, продолжает он и напоминает, что указом президента предусмотрено поэтапное упразднение льгот по региональным и местным налогам.

"У нас, по всем оценкам, объем добычи [в России] к 2035 г. уменьшится в 2 раза, уже начиная с 2022 г. должен падать <...> Поэтому нам нужно срочно принимать соответствующие меры", — говорил вице-премьер Дмитрий Козак в декабре 2018 г. Но Минфин предлагает не спешить с раздачей новых преференций. Дополнительные льготы для стимулирования разработки месторождений Арктики нужно рассматривать как часть плана по освоению нефтяных месторождений и увеличению добычи нефти — правительство его утвердило в этом году, отмечает представитель Минфина, также необходимо определить источники компенсации выпадающих доходов бюджета.

Минфин предлагает до окончания работы по инвентаризации месторождений не предоставлять льготы сырьевым проектам, знают два чиновника. Сначала нужно провести инвентаризацию месторождений, оценить эффективность проектов, которые претендуют на льготы, а уже потом решать, предоставлять ли их, соглашается Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков утверждает, что никаких решений президент пока не принимал, а рабочую переписку он традиционно не комментирует. Представитель премьер-министра Олег Осипов не ответил на вопросы "Ведомостей". Представители "Роснефти", "Нефтегазхолдинга", Минэнерго, KPMG, Минвостокразвития и Козака от комментариев отказались.

Проект внес серьезный раскол среди чиновников. "Если мы хотим что-то развивать, то нужно создать условия для компаний, а не считать выпадающие доходы бюджета от проектов, которых не будет при нынешнем фискальном режиме", — говорит один из опрошенных "Ведомостями" чиновников. Но увеличение расходов бюджета, в том числе в виде льгот, всегда приводит к повышению налогов, замечает другой чиновник, и в конечном итоге всегда за все платят граждане. Принимая решение о бюджетной поддержке, нужно оценивать эффективность использования этих средств, считает он: выбрать, реализовать проект в ущерб доходам населения или компаний (смотря, на кого в итоге налоги повышаются) или отказаться от него. Бюджетная поддержка — прямое финансирование или субсидирование кредитной ставки — более прозрачная форма помощи, чем налоговые льготы, полагает бывший замминистра финансов Сергей Шаталов, курировавший налоговую систему: есть отчетность, можно проверить, как поддержка работает, какой она дает эффект.

Льготы за чужой счет

"Налоговые льготы легко давать, но очень трудно забрать — временные льготы могут стать вечными", — рассуждает Шаталов, и зачастую они достаются не тем, кто в них действительно нуждается, а тем, у кого есть административные ресурсы. "Лоббисты пользуются тем, что конкретный проект сравнивается с неорганизованной массой проектов, а между получением ими ресурсов и их оплатой через повышение налогов проходит много времени", — замечает один из чиновников.

Для бюджета проект создает риски — недополученные сейчас налоги могут так и не вернуться в будущем, признает Маринченко: нефть может подешеветь, спрос на нее может снизиться из-за роста зеленой энергетики. Oxford Institute for Energy Studies предсказывал, что после 2040 г. потребление нефти в мире выйдет на пик, затем начнет драматически снижаться и остановить эту тенденцию будет невозможно. "Мы сдерживаем добычу нефти по соглашению ОПЕК+, но у нас много льгот, стимулирующих ее повышение. У нас нормальные запасы, а компании спорят, нужно ли продлевать соглашение с ОПЕК. Есть ли необходимость в таких условиях тратить колоссальные ресурсы на добычу в Арктике в сложных условиях и с большими издержками?" — замечает Шаталов. "В условиях сделки с ОПЕК и странами не-ОПЕК льготы должны получать только наиболее эффективные проекты", — говорит высокопоставленный чиновник. Условия добычи в Арктике тяжелые, эффект для экономики от ее освоения неочевиден, зато нагрузка на бюджет при таких льготах будет серьезной, рассуждает профессор Российской школы экономики Олег Шибанов.

"Льготы не бывают бесплатными, они всегда за чей-то счет — мы или повышаем налоговую нагрузку, или лишаемся возможности снизить ее, — предупреждает Шаталов. — Россия очень сильно зависит от сырьевых ресурсов и внешних шоков, поэтому есть риск, что при снижении доходов бюджета придется потом повышать налоги, и вероятнее всего — на население". Вряд ли новые льготы приведут к очередному повышению налогов, скорее придется настраивать бюджетное правило, чтобы увеличить использование нефтегазовых доходов, говорит Шибанов. А Суслина считает, что Минфин предпочтет пойти по пути сокращения других расходов, но давать такие большие льготы "Роснефти" категорически несправедливо: объективных причин для такого льготного режима нет.

Виталий Петлевой, Филипп Стеркин

 

 

Два сценария исхода российско-украинского спора о газовом транзите.

"Газета РБК"

Зачем Москва ведет переговоры с украинской оппозицией о прямом контракте на поставку газа и чем Европа и Украина заменят российский газ, если "Газпром" и "Нафтогаз" не договорятся о продлении транзита в 2020 году, разбирался РБК.

"Прямая" закупка газа Украиной

В среду, 10 июля, руководители украинской партии "Оппозиционная платформа — За жизнь" Виктор Медведчук и Юрий Бойко провели в Москве переговоры с премьер-министром Дмитрием Медведевым, на которых обсуждались проблемы поставок газа на Украину и его транзита в Европу.

"Ситуация странная, абсурдная, дурацкая, когда потребители газа на территории вашего не очень богатого государства платят на 25% больше, чем могли бы платить", — сказал Медведев. Один вариант решения проблемы поставок газа, "может быть, самый простой, — сохранить действия тех контрактов, которые существуют, на некоторое время, чтобы договориться более серьезно, второй — вариант консорциума", отметил он.

Украина не покупает у России газ напрямую с конца ноября 2015 года, но занимается его транзитом в ЕС, а также перекупает сырье у европейских трейдеров и компаний по так называемому реверсу: газ возвращается на Украину по тем же трубам, что и поставляется в Европу, но формальным продавцом является не российская компания, а европейцы. Европейские газовые операторы зарабатывают от $42 до $100 за "реверс" 1 тыс. куб. м газа на Украину, говорил Медведчук накануне встречи с Медведевым в интервью телеканалу "Россия".

Срок действия двух контрактов на поставки и транзит газа, подписанных в 2009 году между "Газпромом" и "Нафтогазом", истекает в конце 2019 года. На встрече в Москве Бойко сообщил о возможности к началу августа подписать контракт с "Газпромом" на прямую поставку газа на Украину. "Мы уже готовы на начало августа к подписанию прямого контракта между потребителями Украины и "Газпромом", который даст существенное снижение стоимости газа для нашей экономики", — сказал он.

Украинские власти и "Нафтогаз" не спешат принять предложение, ссылаясь на дороговизну российского газа. По данным представителя "Нафтогаза", покупка 1 тыс. куб. м газа у "Газпрома" напрямую обошлась бы компании во втором квартале 2019 года в $221, а по "реверсу" с поставкой из Европы — в $212.

Прекращение транзита в Европу

Если Украина говорит "нет" прямым поставкам газа, то со стороны России на границе с Украиной не будет обязательств держать соответствующие газотранспортные мощности для подачи этих объемов, заявил предправления "Газпрома" Алексей Миллер в конце июня. Речь идет о мощностях для прокачки 52 млрд куб. м газа в год, уточнил он. "Украина в первую очередь должна подумать не о транзите, а о своем собственном газоснабжении. Ответ на вопрос по поставкам газа — это на самом деле ответ на вопрос, какие возможности так называемого реверса", — подчеркивал глава "Газпрома". Он дал понять, что, если сторонам не удастся договориться, "реверс" с территории Европы на Украину может значительно уменьшиться или вообще прекратиться.

Вывести мощности "Газпрома" на границе с Украиной можно двумя путями, сказал РБК источник, близкий к "Газпрому": вывод из эксплуатации цехов нескольких компрессорных станций или утилизация самих трубопроводов, обслуживание которых стоит денег. Труба без газа за год превращается в непригодную для эксплуатации, добавил он.

По данным "Укртрансгаза", транзит российского газа через Украину в 2018 году снизился на 7,2%, до 86,8 млрд куб. м. Потребности в импортном газе у Украины составляют 12-13 млрд куб. м в год, подсчитал гендиректор украинской "Нефтегазстройинформатики" Леонид Униговский. Он отмечает, что на "реверс" из Европы может повлиять прекращение транзита через территорию Украины, а не выведение из эксплуатации мощностей, рассчитанных на поставку газа. "Нам не нужно 40-50 млрд куб. м импортного газа. У России можно было бы закупать 5-6 млрд куб. м газа в год напрямую по конкурентной цене. Это бы помогло сэкономить и соблюсти диверсификацию поставок", — считает эксперт.

Миллер отмечал, что "Газпром" готов продлить действующий контракт на транзит газа через Украину, но при условии старта переговоров с чистого листа, имея в виду мировое урегулирование споров в Стокгольмском арбитраже, по решению которого в феврале 2018 года российская компания должна выплатить "Нафтогазу" $2,6 млрд. Но пока "Нафтогаз" не соглашался на такие условия.

"Только накопив в хранилищах около 20 млрд куб. м к 15 октября, мы гарантируем стабильное прохождение отопительного сезона даже при прерывании Россией транзита с 1 января", — написал глава "Нафтогаза" Андрей Коболев на своей странице в Facebook 5 июля. Сейчас в украинских хранилищах 13,8 млрд куб. м. Таким образом, за три месяца Украине нужно закачать около 6 млрд куб. м. "Ежедневно мы должны закачивать в хранилища около 60 млн куб. м газа. Останавливаться нельзя, задержка на день-два сорвет выполнение графика, и наверстать отставание уже будет невозможно", — признавал Коболев.

Альтернативы транзиту через Украину для ЕС

"Газпром" может закачать в свои подземные хранилища газа (ПХГ) в Европе больше рекордных 11,4 млрд куб. м, сообщил Миллер в конце июня, и это в два раза выше прошлогоднего уровня. "Если будет возможность закачать еще, закачаем еще — столько, сколько сможем", — сказал он. Этого может оказаться достаточно, чтобы в первом квартале 2020 года компания смогла снабжать потребителей в Европе без использования украинского транзита.

По расчетам директора East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, затраты на закачку "Газпромом" дополнительного газа в ПХГ могут составить $400 млн, дополнительные затраты на украинский транзит с этой целью — около $200 млн.

Европейские потребители также закачивают российский газ в собственные хранилища на случай прекращения транзита через Украину. Но глава авcтрийской OMV (мощность ее ПХГ — 8 млрд куб. м) Райнер Зеле заявил в интервью РБК, что газ из ПХГ можно рассматривать как краткосрочную меру для решения проблемы. "ПХГ, разумеется, поможет смягчить этот взрыв на рынке, прорыв стен через потолок", — сказал он. Но тем не менее, по его мнению, прекращение поставок через Украину, а также задержка с запуском трубопровода по дну Балтийского моря "Северный поток-2", который планировалось достроить до конца 2019 года, приведут к существенному увеличению цен. "Европа будет больше платить за газ", — уверен Зеле.

Миллер в конце июня сказал, что "Газпром" исходит из того, что пока строительство "Северного потока-2" мощностью 55 млрд куб. м реализуется строго по графику, несмотря на то что проект до сих пор не получил разрешения на прокладку трубы в экономической зоне Дании.

В 2018 году "Газпром" установил исторический рекорд по поставкам в страны Европы и в Турцию — 201,9 млрд куб. м газа, заняв 37% рынка. Это чуть меньше, чем добыча в трех основных странах — производителях газа в Европе вместе взятых — Норвегии, Великобритании и Нидерландах — 210,1 млрд куб. м, обеспечивших 38,3% спроса.

Сейчас на транзит через Украину приходится почти половина поставок из России, остальные объемы доставляются через Белоруссию и Польшу по газопроводу "Ямал — Европа" мощностью 32,9 млрд куб. м в год, по "Северному потоку-1" (55 млрд куб. м) по дну Балтийского моря и "Голубому потоку" (16 млрд куб. м) через Черное море в Турцию. В качестве альтернативы российскому трубопроводному газу на случай прекращения транзита через Украину Зеле рассматривает импорт сжиженного природного газа (СПГ). "Европе придется в любом случае импортировать СПГ, поскольку емкости [хранения этого вида топлива] заполнены только на 25%", — подчеркнул он. OMV уже законтрактовала у "Газпрома" 1 млн т СПГ в 2020 году.

Крупнейший в России производитель СПГ НОВАТЭК готов помочь "Газпрому" выполнить обязательства по поставкам газа в Европу за счет продажи топлива с "Ямал СПГ", говорил 2 июля глава компании Леонид Михельсон. "Если от "Газпрома" будут обращения, мы будем рассматривать. Для страны сверхважно не прервать те контракты, которые подписаны "Газпромом" по европейским рынкам", — отмечал он.

Людмила Подобедова, Александр Атасунцев

 

 

Промышленные потребители требуют изменить программу усовершенствования ТЭС.

"Независимая газета"

Сильнейший пожар, произошедший на ТЭЦ-27 рядом с Москвой 11 июля, стал трагичным символическим фоном расширенного заседания комитета Госдумы по энергетике, на котором примерно в то же время обсуждалась программа модернизации теплоэнергетики. Стартовавшая в этом году программа предусматривает, как и ранее для строительства новых энергомощностей, оплату потребителями по договорам предоставления мощности (ДПМ). Энергопотребители указывают на опасность бесконтрольного расширения подобных надбавок и требуют тщательнее отслеживать выполнение президентского указания о том, что рост цены на электричество не должен превышать уровня инфляции.

ТЭЦ-27 — сравнительно новая станция: последние платежи ДПМ по ней завершились в прошлом году, сообщил "НГ" источник на рынке. По последним данным, причиной ЧП стала утечка газа из ведущей к ТЭЦ трубы из-за проводившихся земельных работ. Мощнейшее факельное горение, перекинувшееся на соседние здания и сооружения, не могли погасить несколько часов. Пострадали 12 человек, один погиб. В домах на близлежащих территориях произошло отключение электричества, возникли сбои в подаче воды. Следственный комитет возбудил уголовное дело, оценив ущерб примерно в 150 млн руб.

Станция, как уже отмечалось выше, является относительно новой, не нуждающейся в модернизации, и ее оборудование вроде бы не пострадало — хотя такой мощный пожар мог бы запросто лишить столичный регион 1 ГВт выработки. Тем не менее сложно удержаться от того, чтобы не увидеть в этом ЧП очередное предупреждение о необходимости принятия более выверенных и ответственных решений в энергетике. Несколько лет назад пожар уничтожил только что построенный на средства от ДПМ энергоблок на Березовской ГРЭС (тогда, к счастью, обошлось без жертв), и влияние на отношения между генераторами и потребителями он до сих пор оказывает значительное: последним удалось недавно опротестовать в судах первой инстанции платежи за мощность, которые они вынуждены были осуществлять по договорам ДПМ даже после того, как из-за ЧП самой мощности на рынке не оказалось.

Аналогичный механизм ДПМ начал реализовываться в энергетике в этом году в рамках программы модернизации ТЭС. Уже проведен первый "залповый" отбор проектов на 2022-2024 годы, через несколько месяцев предстоит еще один, после чего они будут проводиться ежегодно.

"НГ" удалось ознакомиться с материалами проходившего одновременно с пожаром на ТЭЦ-27 заседания комитета Госдумы по энергетике 11 июля, на котором рассматривалась информация об итогах отбора проектов на модернизацию ТЭС и вырабатывались предложения по возможности корректировки этой процедуры. Так, в основном докладе констатировалось, что доплату к рынку (через ДПМ) главным образом получили мощности, вывод которых из эксплуатации с высокой степенью вероятности не сказался бы на надежности работы энергосистемы, а часть из них могла быть модернизирована в рамках обычной хозяйственной деятельности. Нужно поддерживать проекты с переходом на парогазовый цикл с теплофикацией и положительным влиянием на экологию, отмечается в тезисах выступления.

В презентациях докладчиков подчеркивается, что темп роста цен на электроэнергию на оптовом рынке может превысить заданное президентом ограничение — не выше инфляции. Кроме того, отмечается серьезное отклонение от выполнения поставленных президентом и правительством задач по объему инвестиций в основной капитал и удельному расходу условного топлива. А принципы отбора проектов основаны на подмене понятий: вместо самых эффективных для потребителей отбираются самые дешевые для производителей. Необходимо установить в качестве критерия отбора проектов модернизации учет влияния проекта на конечную стоимость электроэнергии для потребителей и ввести обязательство поставщика по будущей загрузке модернизируемого объекта, позволяющее исключить оплату мощности простаивающего оборудования, говорится в презентации региональной энергокомпании.

С комплексом предложений выступили крупные энергопотребители. Они предлагают ввести ценовой аудит и аудит перечня работ по модернизации в ходе отбора в правительственной комиссии (сверхдорогие проекты в рамках 15-процентной квоты) во избежание завышенной стоимости проекта. Кроме того, Минэкономразвития предлагается поручить контроль за превышением уровня инфляции по совокупности всех принимаемых решений по дополнительной нагрузке на потребителей — а это не только модернизация ТЭС, но и цифровизация электросетевого комплекса, поддержка ВИЭ, увеличение тарифов магистральных сетей (компания ФСК), введение оплаты сетевого резерва. Это актуально в силу того, что российская энергоемкая промышленность неконкурентна по стоимости электроэнергии по сравнению с ведущими производителями, подчеркивают энергопотребители.

Один из обсуждавшихся, по данным "НГ", вариантов решения проблемы модернизации ТЭС — отбирать больше проектов в рамках уже существующего механизма конкурентного отбора мощности (КОМ): в программу модернизации должны попадать только нуждающиеся станции — те, кто не прошел отбор КОМ. Поскольку цена КОМ уже увеличена для того, чтобы покрывать издержки станции, оборудование которой находится в приемлемом состоянии, — это простой, реализуемый и очень продуктивный способ повышения эффективности модернизации, считают потребители. Таким образом, по их мнению, отборы по программе модернизации должны проводиться не перед КОМ, а после. И допускать до участия в конкурентном отборе на модернизацию нужно только те генерирующие объекты, которые не пошли в КОМ и подали заявление на вывод из эксплуатации.

Кроме того, необходимо на государственном уровне ввести комплексное ограничение долгосрочного роста тарифа на электроэнергию, предлагают энергопотребители: сделать ежегодной актуализацию прогноза цен и снижать объемы отборов на очередной год в случае риска превышения темпов роста цен над инфляцией. Если такой риск сохраняется, необходимо предусмотреть возможность отказа правительственной комиссии рассматривать сверхдорогие проекты по модернизации ТЭС по утвержденной 15-процентной квоте. А также следует обязать в рамках оценки всех проектов определять риск превышения тарифов электроэнергии над прогнозной инфляцией с формированием соответствующего заключения.

Среди других предложений потребителей — введение пороговых значений для КПД заявляемой технологии для того, чтобы повысить эффективность генерирующего оборудования и снизить удельный расход топлива, установление обязательства поставщика по будущей загрузке модернизируемого оборудования (для исключения оплаты простоя), снижение базовой величины доходности инвестора по ДПМ с 14 до 10%.

Наконец, энергопотребители подчеркивают, что поддержка проектов модернизации ТЭС для них обретает смысл в случае, если модернизация генерирующего объекта после его завершения приведет к снижению цены на одной из конкурентных площадок ценообразования на оптовом рынке электроэнергии — рынка на сутки вперед (РСВ). В этом случае дополнительная нагрузка для потребителя по оплате "модернизационных" ДПМ будет хотя бы частично компенсирована снижением цены РСВ и увеличением надежности энергоснабжения. Но уверенность в последнем сильно подорвана последними пожарами на Березовской ГРЭС и ТЭЦ-27.

Глеб Тукалин

<< Июль, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ