Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

15.08.2019

Промышленный кластер в Усть-Луге предлагается профинансировать через взнос в капитал ВЭБа.

"Ведомости"

Предправления "Газпрома" Алексей Миллер попросил правительство поддержать проекты гигантского комплекса по переработке и сжижению газа и крупнейшего в стране газохимического комплекса, которые предполагается построить на Балтийском море рядом с Усть-Лугой. Обоим проектам предлагается присвоить статус "имеющих общегосударственное значение для экономики", следует из письма Миллера премьер-министру России Дмитрию Медведеву. Оно было отправлено в конце июня. "Ведомости" ознакомились с письмом, его подлинность подтвердил человек, близкий к одной из сторон переписки.

Кроме того, Миллер просит поручить ВЭБу вынести на обсуждение наблюдательного совета госкорпорации вопрос о финансировании начального этапа обоих проектов, а Минфину — проработать вопрос о предоставлении субсидии в виде взноса в капитал ВЭБа. "Прошу подготовить предложения", — говорится в резолюции премьер-министра, адресованной первому вице-премьеру — министру финансов Антону Силуанову и председателю ВЭБа Игорю Шувалову.

Представители "Газпрома" и ВЭБа от комментариев отказались. Пресс-секретарь премьер-министра Олег Осипов традиционно не комментирует внутреннюю переписку. Никакого решения о форме поддержки проекта пока нет, говорит он.

Газохимический кластер "Газпром" будет строить вместе с АО "Русгаздобыча". Совместно партнеры построят комплекс, способный переработать 45 млрд куб. м газа в год и произвести более 19 млрд куб. м метана, 13 млн т СПГ, более 2,2 млн т сжиженных углеводородных газов и около 4 млн т этана. Последний будет поступать на переработку на расположенный рядом газохимический комбинат (ГХК). Это предприятие "Русгаздобыча" должна построить сама. Завод будет производить 3 млн т этилена и 3 млн т базовых полимеров, следует из письма Миллера.

По данным на июнь 2017 г., единственный акционер "Русгаздобычи" — ООО "Национальная газовая группа" (НГГ). Ранее она контролировалась Аркадием Ротенбергом. По данным на май 2019 г., 51% НГГ принадлежит председателю совета директоров "СМП банка" (контролируется Ротенбергом и его братом Борисом) Артему Оболенскому, остальные 49% — у двух ЗПИФов Газпромбанка.

Оба завода должны быть поэтапно введены в эксплуатацию в 2023-2024 гг., но во сколько может обойтись их строительство, равно как и о каком размере желаемой субсидии идет речь, в письме Миллера не указывается. Ранее предправления "Газпрома" оценивал стоимость комплекса по переработке и сжижению в 700-750 млрд руб., но не исключал "корректировки" этой суммы. Стоимость строительства ГХК никогда не раскрывалась. Для сравнения: в качестве предварительной оценки стоимости строительства Амурского ГХК (возможно, будет построен "Сибуром" в связке с Амурским ГПЗ "Газпрома") даже при вдвое меньшей мощности по полимерам называлась сумма в $7-9 млрд.

Суммарные инвестиции в Усть-Лугу превышают 2 трлн руб., знает федеральный чиновник. При этом, вероятно, "Газпром" будет в состоянии профинансировать свою часть проекта, но есть вопросы по второй его части, говорит собеседник "Ведомостей".

Где взять средства для ВЭБа, Миллер не пишет. Но в июне замминистра финансов Андрей Иванов говорил, что для финансирования комплекса в Усть-Луге могут быть задействованы средства фонда национального благосостояния (ФНБ), тогда же это допускал и Силуанов. Но сначала, оговаривался он, правительство должно до конца 2019 г. определить критерии проектов, в которые можно вкладывать средства ФНБ. Кроме того, правительство сможет тратить деньги фонда, только когда его ликвидная часть достигнет 7% ВВП. Минфин ожидает, что это случится к концу 2019 г.

Речь действительно идет о выделении субсидии из средств ФНБ, сообщило издание The Bell со ссылкой на свои источники. Бюджетные средства — почти 150 млрд руб., необходимых для начального этапа инвестиций в Усть-Луге, — через ВЭБ будут в виде пятилетних бридж-кредитов предоставлены операторам обоих проектов: 74 млрд — на строительство ГХК и 75 млрд — на газоперерабатывающий завод. На второй проект столько же предоставит сам "Газпром", уточняет издание.

Фактически это означает, что средства бюджета будут направлены на покрытие доли "Русгаздобычи" в обоих проектах. "Масштаб деятельности "Русгаздобычи" вряд ли позволит ей привлечь значительные средства для реализации проекта на рыночных условиях", — говорит старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.

"Бридж-кредиты нужны сейчас, чтобы начать работу, — цитирует The Bell неназванного собеседника. — Гасить компании их будут за счет долгосрочных кредитов ВЭБа, условия которых сейчас прорабатываются".

Статус проекта "имеющий общегосударственное значение" подразумевает, что его стоимость составляет не менее 5 млрд руб., а реализация должна способствовать росту ВВП страны или решать важную социальную проблему, объясняет директор инвестиционной компании Bengala Investment Алексей Буянов. Возможно, экономика или размер этих проектов не выдерживают требования банков по коммерческом финансированию. И если "Газпром" докажет важность проектов для страны, то сможет претендовать на субсидии и иные преференции, объясняет Буянов.

Артур Топорков, Елизавета Базанова, Филипп Стеркин

 

 

Правительство может легко снизить цены на бензин, но не стремится к этому.

"Независимая газета"

Эксперты полагают, что стоимость бензина в России достигнет 50 руб. за литр. Правда, дату называют разную. Но сомнений в однозначном росте цен на топливо ни у кого из экспертов, да и у граждан, похоже, нет. Проблема при этом, по мнению наблюдателей, в странной, мягко говоря, политике экономического блока правительства в нефтегазовой отрасли. Последний и более чем наглядный пример — ситуация вокруг Антипинского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ).

Как сообщил "Коммерсантъ", Минэнерго и Минфин отклонили просьбу главы Сбербанка Германа Грефа о льготах для Антипинского НПЗ. В июле, по данным издания, Герман Греф написал письмо президенту РФ Владимиру Путину, в котором просил увеличить для НПЗ выплачиваемый из бюджета обратный акциз на нефть, нарастив до 1,5 логистический коэффициент (дается заводам, удаленным от границы РФ, которым сложнее экспортировать продукцию. Сейчас у Антипинского НПЗ коэффициент 1,1). Но чиновники упомянутых ведомств сочли преференции излишними, так как они якобы могут привести к выпадающим доходам бюджета в 24 млрд руб. в год к 2024 году (в это время должен завершиться пресловутый налоговый маневр).

Как известно, Антипинский НПЗ и находящиеся у него на балансе Могутовское, части Гремячевского и Воронцовского месторождений принадлежат "Сокар энергоресурсу" — совместному предприятию Сбербанка и неназванных инвесторов. Банк был основным кредитором предприятия. А так как завод задолжал Сбербанку около 3 млрд долл. и в мае подал на банкротство, 80% акций НПЗ перешли банку в счет долга. При этом суммарный объем долгов Антипинского НПЗ перед кредиторами — около 5 млрд долл. И, как писал Герман Греф в письме президенту, "изменившиеся налоговые условия и текущая конъюнктура не позволяют обслуживать задолженность".

Но в Минфине и Минэнерго, судя по всему, помогать Антипинскому НПЗ выжить не особенно торопятся. И это в ситуации, когда профицит бюджета РФ исчисляется триллионами. Как известно, в федеральном бюджете лежат без движения (на 1 октября 2018 года) 9,4 трлн руб. На этом фоне упомянутые выпадающие доходы в 24 млрд руб. кажутся буквально символическими.

Впрочем, удивляться позиции чиновников не приходится. Просто ситуация с Антипинским НПЗ — лишь подтверждение того факта, что тот же Минфин проводит политику "финансового фанатизма", не заботясь о развитии реального сектора экономики. Главное — пополнить бюджет, причем любой ценой.

Принятое правительством решение о повышении налога на добычу полезных ископаемых ("налог у скважины") и снижение экспортных цен на нефть и нефтепродукты привели к тому, что стоимость нефти в стране реально растет, а цены на бензин визуально стабильны. В результате интегрированные нефтяные холдинги, у которых есть и добыча, и переработка, получали сверхприбыль за счет добычи, а мелкие НПЗ, "бодяжившие" нефть в мазут, погибали, что в том числе и было целью решений экономического блока правительства.

Но в итоге реформа дала и побочный эффект, зацепив также и такие системообразующие предприятия, как Антипинский НПЗ. Этот завод, как известно, не имеет права собственности ни на нефть, ни на нефтепродукты, зарабатывая только на стоимости процессинга. Подобным НПЗ в рамках налогового маневра оставалось только кредитоваться в надежде на мировой рост котировок.

В итоге был допущен коллапс в индустрии. И решать проблему необходимо. Тем более что нормы правового регулирования отрасли, корректируемые правительством, способны устранить этот перекос и оздоровить ситуацию. Почему правительство не занимается данной проблемой — совершенно непонятно.

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев считает, что если не отменить акцизы и не повысить НДПИ, то цена на бензин марки АИ-95 до нового года может вырасти на девять рублей. "Если правительство все же отменит акциз на бензин, то цены упадут на два рубля",   — убежден Танкаев. По его словам, вся нефтеперерабатывающая промышленность страны с начала года стала убыточной на 100%: "Все заводы разоряются. Я хочу напомнить о ситуации на том же Антипинском НПЗ".

"Вся эта ситуация, — сказал "НГ" эксперт, — с одной стороны, создана вице-премьером Дмитрием Козаком. Я говорю о фиксации цен на бензин и дизельное топливо. Да, схема закончилась 1 июля, но все равно административное давление сохраняется. С другой стороны, эту ситуацию создали и министры экономического блока правительства во главе с другим вице-премьером — Антоном Силуановым. Эта несогласованность действий и некоторая хаотичность принятия решений приводит к тому, к чему мы пришли с 1 января этого года. Тогда благодаря резкому повышению налогов при одновременной фиксации цен на бензин и дизтопливо все нефтеперерабатывающие заводы России без исключения стали убыточными. Чтобы ситуация на рынке вернулась к равновесию, то есть хотя бы к минимальному получению прибыли, необходимо либо полностью отменить акциз на бензин и дизтопливо, либо повысить на них цены".

По мнению Танкаева, тот факт, что нефтепереработка несет огромные убытки, плохо сказывается на развитии всего нефтегазового комплекса. Остановлены все проекты реконструкции нефтеперерабатывающих заводов, за исключением тех, которые были заранее оплачены. Абсолютно заморожены все проекты строительства новых мощностей.

Понятно, что создавшаяся ситуация отразилась на заводах по-разному. "Те заводы, которые входят в вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), так или иначе получают дотации от своих ВИНКов за счет нефтедобычи и как-то живут, хотя и плохо, — отмечает собеседник "НГ". — Те же, кто не имеет такой возможности, как, к примеру, Антипинский НПЗ (а всего таких заводов в России восемь), так или иначе разоряются. Антипинский завод топливного профиля разорился первым. И он еще очень удачно попал на момент завершения строительства, когда весь расчет был на увеличение потока наличности, а вместо этого увеличился поток долгов и убытков".

"Сегодня суммарный объем долгов Антипинского НПЗ перед кредиторами составляет около 5 млрд долл. — сказал "НГ" руководитель PR ИАЦ "Альпари" Андрей Лобода. — Это очень значимая сумма. В непростое экономическое время Сбербанк, по сути, протянул руку помощи крупному региональному предприятию Тюменской области. В условиях профицита государственного бюджета и на фоне, мягко говоря, не совсем успешного сдерживания цен на бензин в разгар летнего сезона логично, чтобы федеральное правительство выделило финансовую помощь предприятию. Ведь в данной ситуации государство не только проспонсирует производственное развитие, но и повысит операционную эффективность отдельно взятого системно значимого предприятия. Без федеральной поддержки вряд ли получится избежать роста цен на бензин, а это уже весомый федеральный фактор, который может аукнуться простым потребителям во многих российских регионах. Ведь при росте социальной напряженности крайним у россиян обычно становится государство, а не та или иная компания или кредитная организация".

Сергей Никаноров

 

 

Потребителям электроэнергии они позволят снизить платежи и сформировать экологичный имидж.

"Ведомости"

"Совет рынка" (регулятор рынка электроэнергии) разработал механизм действия в России зеленых сертификатов, которые подтверждают, что их владелец купил определенное количество электроэнергии, произведенной от возобновляемых источников (ВИЭ). "Ведомости" ознакомились с проектами изменений в закон "Об электроэнергетике" и правилами обращения сертификатов, разработанными "Советом рынка". Их достоверность подтвердил представитель организации.

Согласно материалам, правила функционирования сертификатов могут принять в апреле 2020 г. Сертификаты будут выдавать собственникам зеленой генерации на каждый произведенный мегаватт-час. Далее сертификаты сможет купить любое физическое или юридическое лицо — как вместе с электроэнергией, в отношении которой они выданы, так и отдельно. Сертификаты будут действовать три года, в это время владелец может их свободно продавать либо погасить. Это даст ему право распространять информацию о потреблении зеленой энергии, в том числе в публичных выступлениях и рекламе, для формирования "экологичного" имиджа и маркировки товаров. Также сертификаты смогут использовать организации, которые обязались повысить долю ВИЭ в своем энергопотреблении.

Сейчас солнечные и ветряные электростанции в России строят по договорам предоставления мощности (ДПМ). Программа подразумевает строительство до 2024 г. 5,5 ГВт зеленой генерации, правительство обсуждает ее продление до 2035 г. По разным оценкам, это будет стоить потребителям от 400 млрд до 1,8 трлн руб. Предложенный механизм должен уменьшить эту нагрузку. Производители электроэнергии, которые пользуются ДПМ, должны будут снижать платежи потребителей соразмерно доходам от продажи сертификатов, причем их нереализованные остатки дважды в год будут продавать на торгах.

"Совет рынка" разрабатывает этот механизм по просьбе Минэнерго, рассказал представитель министерства. По его словам, текущая версия не конечна и будет обсуждаться с заинтересованными сторонами. "Ожидается, что консолидированная позиция будет сформирована в результате серии обсуждений", — сказал представитель регулятора.

Сертификаты — это скромный по стоимости, но все же шаг в направлении к добровольному спросу на зеленую энергию, помогающий сокращать принудительные платежи потребителей по ДПМ, считает заместитель директора "Сообщества потребителей энергии" Валерий Дзюбенко.

Цены на зеленые сертификаты в Европе не превышают 20 коп. за 1 кВт ч и имеют тенденцию к снижению, рассказал представитель Ассоциации развития возобновляемой энергетики: "Это вряд ли будет рассматриваться инвесторами в зеленую генерацию в качестве основного источника возврата инвестиций. Схему обращения сертификатов нельзя делать обязательной, нововведение должно рассматриваться как возможность, а не дополнительное обременение".

В 2018 г. в энергосистеме России работало 1017 МВт ВИЭ-мощностей, которые могут быть учтены в зеленых сертификатах, за пять лет эта цифра должна вырасти более чем в 3 раза, рассказал аналитик "ВТБ капитала" Владимир Скляр. Спрос на сертификаты оценить затруднительно, отмечает эксперт: "Такие сертификаты могут стать действенным механизмом привлечения новых инвесторов и повышения капитализации. Но тут будет дилемма — при их слишком высокой цене покупка сертификатов будет делать компанию "зеленой", но менее прибыльной. И найти эту золотую середину будет сложно, учитывая высокую энергозатратность российской экономики".

Елена Вавина

<< Август, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ