media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

15.09.2015

"Ведомости"

Само существование промышленного предприятия и оказываемое им воздействие на окружающую среду всегда находятся в фокусе внимания органов государственной власти, отвечающих за экологию, а также жителей прилегающей территории. Постепенное снижение негативного воздействия на окружающую среду предполагает соблюдение формальных экологических требований. Однако природоохранное законодательство представляет собой сложную совокупность документов, имеющих различную юридическую силу, зачастую содержащих неконкретные или противоречивые требования. Во многом это обусловлено предметом регулирования, но для предприятий это может создавать существенные проблемы: часто непонятно, что же конкретно нужно сделать, чтобы не стать нарушителем или получить разрешительную документацию.

Значительное количество требований связано с формальными моментами, непосредственное отношение к улучшению состояния окружающей среды вряд ли имеющими. Пример — лицензирование деятельности в области обращения с отходами. Изначально к лицензируемым относилось пять видов деятельности по обращению с отходами, лицензия выдавалась на пять лет. Затем лицензии стали бессрочными. Затем количество лицензируемых видов деятельности сократилось до двух (обезвреживание и захоронение). Большинство добросовестных предприятий переоформили лицензии и приготовились спокойно работать. Но с 1 января 2015 г. вступил в силу закон, предусматривающий шесть лицензируемых видов деятельности и устанавливающий, что имеющиеся лицензии утратят силу с 1 июля 2015 г. Это вызвало серьезный резонанс, поскольку получение новой лицензии — дело весьма непростое, этим пришлось бы одновременно заняться всем предприятиям, причем в соответствии с новым порядком лицензирования. Проблема была разрешена за два дня до установленного срока утраты силы лицензиями с помощью принятия нового закона, который отодвинул этот срок до 2019 г. Новый порядок лицензирования пока так и не утвержден.

Государство располагает широким ассортиментом мер воздействия, направленных на стимулирование правильного поведения и соблюдение экологических требований. Штрафы, административное приостановление деятельности, отказы в выдаче разрешительной документации, применение повышающих коэффициентов к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду, предъявление исков на значительные суммы. Последствия нарушения предприятиями экологических требований являются достаточно ощутимыми, прежде всего с финансовой точки зрения. Цена исков о возмещении вреда окружающей среде или внесении платы с применением пятикратного повышающего коэффициента, как правило, исчисляется в миллионах рублей, в единичных случаях — в миллиардах.

Дополнительные трудности создает перманентное реформирование природоохранного законодательства. В течение последних лет приняты принципиально важные федеральные законы:

1) изменивший систему взаимоотношений между водоканалами и их абонентами — промышленными предприятиями, осуществляющими сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения (416-ФЗ);
2) вносящий изменения в систему нормирования воздействия на окружающую среду и создающий основу для постепенного перехода на наилучшие доступные технологии (219-ФЗ);
3) предполагающий введение ответственности производителей/импортеров товаров за утилизацию отходов, образовавшихся в результате потребления произведенных/импортированных ими товаров (458-ФЗ).

В каждый из перечисленных законов уже были внесены изменения, как связанные с переносом дат вступления в силу отдельных норм, так и содержательного характера, в том числе в нормы, которые даже не успели вступить в силу. Это позволяет говорить о недостаточном качестве проработки законов на стадии проектов, установлении требований, соблюдение которых не может быть обеспечено.

Законы носят рамочный характер, а сроки подготовки и принятия подзаконных актов не всегда соблюдаются, что влечет либо невозможность реализации требований законов, либо появление документов, создающих коллизии при применении. Объективное объяснение: чрезвычайно сжатые сроки на подготовку документов, необходимость совместной работы различных органов власти на стадии разработки проектов актов, поскольку силами природоохранного блока все факторы учесть и урегулировать практически невозможно.

Нельзя не отметить возрастающую открытость органов государственной власти, попытки наладить диалог с представителями предприятий, расширяющих практику создания совместных рабочих групп в целях разработки нормативных правовых актов или определения путей развития. Представители бизнеса и экспертное сообщество, в свою очередь, стараются помочь сформулировать требования, которые были бы приемлемы с точки зрения государства и одновременно исполнимы, но не всегда предложения учитываются.

Недостатки законов в некоторых случаях приводят к правоприменению, закрепляемому письмами уполномоченных органов власти. Иногда это приводит к противостоянию, вплоть до обращений к генеральному прокурору. Один из последних случаев, снова связанный не с риском причинения вреда окружающей среде, а с соблюдением формальных требований, был спровоцирован письмом Минприроды в подведомственный ему Росприроднадзор. Служба в силу исполнительской дисциплины восприняла противоречащую нормативным правовым актам позицию министерства как стимул к действию и начала отказывать в оформлении разрешительной документации в области обращения с отходами из-за отсутствия некоторых видов отходов в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО). Ждем развития ситуации.

Таким образом, у предприятий много текущих проблем, связанных с необходимостью выполнения экологических требований, которые непосредственно с экологией не связаны. И их станет еще больше. В 2019 г. предприятиям, относящимся к объектам со значительным уровнем воздействия на окружающую среду (критерии для разграничения предприятий по категориям не утверждены до сих пор, хотя требование о постановке на учет, в процессе которого будет присваиваться категория, вступило в силу 1 января 2015 г., действующие предприятия должны встать на учет до 1 января 2017 г.), необходимо будет начать модернизацию для перехода на наилучшие доступные технологии (НДТ). Для этого нужны справочники НДТ, которые содержали бы указания на НДТ или на соответствующие им показатели, которых надо достичь в результате модернизации. На разработку справочников осталось совсем немного времени — до конца 2017 г., что в разы меньше, чем время, затраченное на аналогичный процесс в ЕС.

Процесс нормотворчества продолжается. В частности, ведется согласование проектов законов о прошлом экологическом ущербе, экологическом аудите. В пятилетней перспективе промышленность может столкнуться с одновременным предъявлением требований (переход на НДТ, устранение прошлого экологического ущерба, уплата экологического сбора за утилизацию отходов), влекущих существенные расходы, которые с учетом кризиса могут быть, мягко говоря, затруднительными.

Резюмируя вышесказанное, хотелось бы видеть сбалансированный подход в регулировании вопросов охраны окружающей среды, с учетом имеющихся возможностей предприятий, а также более тесную работу с экспертным сообществом в плане формулирования идей и их воплощения в тексты требований.

Дмитрий Мишуков, генеральный директор Юридического центра промышленной экологии

 

 

"Лукойл" пока не решил, что делать с квазиказначейскими акциями. Один из вариантов — продать, чтобы привлечь деньги для крупных проектов. Но необходимости в этом пока нет, считают эксперты.

"Ведомости"

Пакет квазиказначейских акций "Лукойла", который находится на балансе его 100%-ной "дочки" — Lukoil Investments Cyprus Ltd., является гарантией финансовой стабильности компании, сказал в интервью "России 24" президент и основой совладелец "Лукойла" Вагит Алекперов. Lukoil Investments Cyprus принадлежит 16,18%. На бирже этот пакет стоит около $5 млрд.

По словам Алекперова, есть два варианта, как им распорядиться, но окончательного решения нет. Первый — продать на фондовом рынке и привлечь средства для реализации крупномасштабных проектов. "Рынок не дает нам возможности эффективно разместить их <...> Под него [квазиказначейский пакет] всегда можно привлечь серьезные средства. Это так называемая финансовая подушка, это и гарантия в том числе для наших коллективов, что мы на взлете не остановим реализацию наших новых инновационных проектов", — сказал Алекперов.

"Лукойл" в прошлом году объявил о формировании финансового резерва. В июне 2014 г. вице-президент Леонид Федун в интервью Bloomberg говорил, что он будет создан в течение пяти лет в размере $30 млрд. Около $1 млрд он собирался привлечь на SPO в Гонконге, еще одним способом привлечения денег Федун называл продажу долей в некоторых зарубежных проектах. В августе компания завершила продажу 50% Caspian Investments Resources китайской Sinopec за $1,087 млрд. На конец июня денежные средства и их эквиваленты "Лукойла" составляли $2,7 млрд, чистый долг — $10,3 млрд.

Второй вариант, как распорядиться квазиказначейскими акциями, — это "раздать их [квазиказначейские акции] нашим акционерам", сказал Алекперов. Речь идет об их погашении, в результате чего доли нынешних акционеров "Лукойла" изменятся, пояснил источник, близкий к компании.

На прошлой неделе стало известно, что менеджмент "Лукойла" собрал контрольный пакет акций компании, после того как Lukoil Investments Cyprus увеличила долю с 11,25 до 16,18%. На конец 2014 г. у менеджмента было около 34% акций компании. Менеджеры компании несколько лет покупали акции на рынке, тратили на это дивиденды. С начала года они скупили еще 0,27% акций. Вместе с квазиказначейским пакетом получается 50,45%. Если будет принято решение о погашении квазиказначейских акций, менеджмент "Лукойла" потеряет контроль, а их доля составит 40,6%.

"Пакет [Lukoil Investments] был сформирован исторически. Компания ConocoPhillips (в 2011 г. продала свои 20%. — "Ведомости") выходила из акционерного капитала "Лукойла", и, чтобы не произошло обрушения фондового рынка при продаже их крупного пакета, менеджмент "Лукойла" делал все, чтобы его приобрести, — объяснил в понедельник Алекперов цель скупки акций. — Мы никогда (в том числе и я) не были сторонниками сделать из "Лукойла" частную компанию <...> Только публичный статус дал и дает возможность осваивать крупные проекты".

Тем не менее за последние два года неоднократно появлялась информация, что интерес к "Лукойлу" проявляет "Роснефть". Сами компании это опровергали. Алекперов в интервью "Ведомостям" в сентябре 2013 г. говорил, что "Лукойл" не продается: "Вы много лет меня знаете — разве я похож на человека, который что-то продает? Нет! <...> А акции "Лукойла" я только покупаю".

Вариант продажи прямому инвестору предполагает дисконт по сравнению с публичной продажей, отмечает аналитик Газпромбанка Александр Назаров. К тому же "Лукойлу" сейчас нет необходимости привлекать средства. "У компании нет таких проектов, которые она не могла бы профинансировать из операционного денежного потока при текущих ценах на нефть", — говорит он. Решение о судьбе квазиказначейских акций, вероятно, будет принято с появлением новых крупных проектов и ростом цен на нефть, добавил эксперт.

У "Лукойла" есть стратегические интересы за рубежом — это Иран и Мексика. "У нас есть соглашение с министерством нефти Ирана об изучении ряда нефтеносных провинций Ирана <...> И при снятии ограничений для инвестиций на территории Ирана, надеюсь, наша компания будет наиболее подготовлена с точки зрения геологической, технологической для активного инвестиционного цикла на территории Ирана <...> Мы наблюдаем за событиями в Мексике. Мы не планировали участвовать в первом раунде, так как он не очень интересный для крупных инвесторов. Надеюсь, что второй раунд до конца года будет", — рассказал Алекперов.

Компания уже вернула порядка $5 млрд из $6,5 млрд, вложенных в проект "Западная Курна — 2" в Ираке. В следующем году она приступит к новому циклу разработки двух пластов на этом проекте.

"Лукойл" завершает программу модернизации своих российских НПЗ, в следующем году готов ввести два крупных месторождения — им. Филановского в Каспийском море и Пякяхинское в ЯНАО. В России компания давно добивается выхода на шельф Арктики. Но вряд ли решение будет принято в ближайшее время, говорил в интервью "Ведомостям" в сентябре 2015 г. Алекперов.

Заявления Алекперова порадовали инвесторов: акции "Лукойла" на Московской бирже вчера подорожали на 1,48%, отраслевой индекс MICEX вырос на 0,8%.

Галина Старинская

 

 

ОПЕК скорректировала прогноз.

"РБК daily"

ОПЕК улучшила прогноз по мировому спросу на нефть в 2015 году. По новым данным, сейчас он будет расти быстрее, чем ожидалось, но уже в следующем году рост замедлится.

ОПЕК пересмотрела прогноз спроса на нефть в 2015 году — теперь картель ожидает, что суточное потребление в мире вырастет к 2014 году на 1,46 млн барр., что на 84 тыс. барр. больше прежнего прогноза. Общее потребление составит таким образом 92,79 млн барр. в день. Улучшение прогноза эксперты ОПЕК связывают с более высокими, чем ожидалось, экономическими показателями в Европе и США по итогам первого полугодия. В 2016 году спрос вырастет на 1,29 млн барр. в сутки (до 94,08 млн барр.), следует из материалов ОПЕК.

Даже с учетом повышения прогноза по потреблению нефти в мире разрыв между спросом и предложением на рынке пока сохраняется. В августе фактическое производство нефти, по предварительным оценкам ОПЕК, составило 94,62 млн барр. в день.

Кто снизит добычу

От дисбаланса спроса и предложения и низких цен пострадают в первую очередь страны, не входящие в ОПЕК, предсказывает Международное энергетическое агентство (МЭА). В сентябрьском отчете организация прогнозирует, что в следующем году страны, не имеющие отношения к картелю, снизят добычу почти на 0,5 млн барр. в день. И это будет рекордный спад с 1992 года. Снижение добычи коснется прежде всего США, России и месторождений северных морей, считают эксперты МЭА. ОПЕК в 2016 году предсказывает странам, не входящим в ОПЕК, рост добычи, близкий к статистической погрешности (на 0,16 млн барр. в сутки). Прогноз по росту добычи в этих странах на 2015 год также снижен (с 0,95 млн до 0,88 млн барр. в день).

В России эксперты ОПЕК в 2015 году ожидают рост производства нефти на 40 тыс. барр. в день (до 10,72 млн барр./сутки). Для сравнения: крупнейший производитель ОПЕК Саудовская Аравия в августе добыла 10,265 млн барр.

Игра в долгую

Несмотря на продолжающееся падение цен, лидеры ОПЕК по-прежнему не собираются снижать добычу. "Будет лучше, если рынок сам себя скорректирует", — сообщил Reuters со ссылкой на делегата одной из стран Персидского залива в ОПЕК, пожелавшего сохранить анонимность. По мнению собеседника агентства, до конца года цены будут держаться в районе $40-50/барр., возможно, достигнут $60. Текущие цены (не выше $50/барр.) выгодны для стратегии ОПЕК, направленной на то, чтобы "пересидеть" конкурирующих мировых производителей, прежде всего американских.

Отказываясь от снижения квот на добычу в 2014 году, участники картеля понимали, что эта стратегия потребует терпения. "Это всегда игра в  долгую — она измеряется годами, а не месяцами", — говорит руководитель исследований нефтяных рынков Societe Generale Майк Уиттнер.

У лидеров ОПЕК большой запас прочности. Затраты на добычу барреля нефти у лидеров ОПЕК, Саудовской Аравии, Ирака и Ирана не превышают $5-6 — по крайней мере так заявляют официальные представители этих стран. На их долю приходится около 55% нефти, добытой картелем в июле. Впрочем, для бездефицитного бюджета большинству стран картеля нужна нефть дороже $90 за баррель, подсчитали в мае эксперты МВФ.

Хуже всех в ОПЕК придется странам так называемой хрупкой пятерки, к которой относятся Алжир, Ливия, Ирак, Нигерия и Венесуэла. Алжиру для бездефицитного бюджета нужна нефть по $111/барр., и, в отличие от Саудовской Аравии, у этой страны нет подушки безопасности в размере около $600 млрд. Резервы Алжира на конец первого квартала 2015 года (последние официальные данные) составили $160 млрд — на 18% ниже, чем годом ранее, и это — до второй волны падения цен на нефть, которая началась летом 2014 года. В середине августа алжирский министр нефти Салах Кхебри написал письмо в секретариат ОПЕК с просьбой предпринять какие-либо действия, чтобы остановить падение цен.

Озабоченность Алжира разделяет и Венесуэла, представители которой, по данным The Wall Street Journal, в августе этого года встречались с некоторыми членами ОПЕК, пытаясь добиться проведения внепланового саммита картеля с участием России, чтобы повлиять на рыночную ситуацию. Венесуэле для сбалансированного бюджета в 2015 году нужна нефть дороже $117,5 за баррель. Хотя себестоимость добычи нефти в стране не превышает $12, говорил в конце прошлого года президент Венесуэлы Николас Мадуро.

Российские компании, как и страны ОПЕК, не будут искусственно снижать добычу для поддержания цен, заверил на недавней конференции во Владивостоке министр энергетики Александр Новак. Глава "Роснефти" Игорь Сечин в очередной раз напомнил, что себестоимость добычи его компании — одна из самых низких в мире (около $4 за баррель), поэтому она "готова к любым разворотам на рынке". Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов в понедельник сделал прогноз, что в ближайшие годы цена на нефть будет плавно расти и в конечном счете выйдет на уровень $65-90 за баррель.​

Тимофей Дзядко

<< Сентябрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ