conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

15.09.2017

Низкий уровень воды в водохранилищах Сибири увеличит зимой нагрузку на тепловые электростанции, платежи потребителей вырастут на 8 млрд руб.

"Ведомости"

В энергосистеме Сибири нет воды, предупредил в четверг зампред правления "Системного оператора" Сергей Павлушко (цитата по "Интерфаксу"). Из-за этого прогнозная нагрузка на тепловые электростанции Сибири в осенне-зимний период вырастет на 12% и достигнет 67,5 кВт ч, пишет "Системный оператор". Это предупреждение генерирующим компаниям — им необходимо запасаться углем и мазутом, объяснил представитель "Системного оператора".

Запасы воды в Ангарском каскаде (Иркутская, Братская, Усть-Илимская и Богучанская ГЭС) снизились более чем на 40%, почти до минимально допустимых объемов снизился уровень воды в Богучанском водохранилище, он едва обеспечивает доставку грузов по рекам, описал ситуацию Павлушко.

Сильнее всего снизится выработка на Красноярской и Братской ГЭС — до 20% мощности. Прогнозная выработка других ГЭС (Иркутской, Братской, Усть-Илимской) будет на 30-40% ниже средней многолетней. Все они входят в "Евросибэнерго" Олега Дерипаски. Установленная мощность ее ГЭС — 15 ГВт. Представитель компании не ответил на запрос "Ведомостей".

Гидрологическая обстановка в Сибири в связи с маловодностью Байкала и водохранилищ Ангарского каскада действительно остается сложной и находится на особом контроле Минэнерго, сказал представитель министерства, но запас мощности тепловых станций позволяет повысить нагрузку на них в зависимости от обстановки. Пока, по данным "Системного оператора", запасы угля на ТЭС Сибири составляют 189% от норматива, а мазута — 210%.

Предложение электроэнергии ГЭС — один из основных факторов цены на рынке на сутки вперед (РСВ) в Сибири, говорит руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова и вспоминает, как в условиях малой водности зимой 2015 г. цены на электроэнергию превышали 1000 руб. за 1 МВт ч. В четверг средняя цена электроэнергии на РСВ в Сибири составляла 987,3 руб. за 1 МВт ч. Исходя из прогноза "Системного оператора" из-за роста цен потребители Сибири могут понести в октябре 2017 г. — марте 2018 г. около 8 млрд руб. дополнительных расходов (+2,5% к конечной цене), посчитала Порохова.

Во втором полугодии 2017 г. рост выработки сибирских ТЭС может составить 7% и существует вероятность роста цен на РСВ на 5-15%, оценивает директор по электроэнергетике Vygon Consulting Алексей Жихарев, так что выручка ТЭС может вырасти на 7-10% (5-7 млрд руб.). Выигрывает угольная генерация Сибири, соглашается Порохова: ГЭС смогут компенсировать падение выработки ростом цен на РСВ, но неполностью — процентов на 70.

По прогнозу "Системного оператора", потребление энергии в Сибири в осенне-зимний период 2017-2018 гг. вырастет на 0,7% до 114,4 млрд кВт ч. Чтобы удовлетворить этот спрос, понадобится от 30,2 ГВт (при средних температурах) до 31 ГВт (при низких температурах). Но "Системный оператор" не ожидает дефицита, сказал его представитель.

Все станции Сибирской генерирующей компании (СГК; 4 ГРЭС, одна газотурбинная станция и 12 ТЭЦ общей мощностью 7855 МВт) готовы к повышенной нагрузке в осенне-зимний период, сказал представитель компании: в период низкой водности 2015 г. электростанции СГК уже брали на себя существенную часть нагрузки.

В первом полугодии 2017 г. тепловая генерация Сибири, наоборот, отмечала снижение выработки. Станции "Юнипро" за этот период произвели энергии меньше на 12,5% (24,5 млрд кВт ч), что привело к снижению выручки на 4,6% до 37,8 млрд руб. Во многом это связано с простоем оборудования в холодном резерве из-за повышенной водности в Сибири, отмечала компания. Производство газовых и угольных станций "Евросибэнерго" снизилось на 6% до 6,56 млрд кВт ч, а выработка ГЭС компании увеличилась на 9% до 27,34 млрд кВт ч. Производство сибирских ГЭС "Русгидро" в первые шесть месяцев 2017 г. почти не изменилось. Приток воды в водохранилища в целом был в пределах нормы, отмечала компания.

Иван Песчинский

Как стало известно "Ведомостям", Еврокомиссия хотела бы отстранить "Газпром" от управления газопроводом "Северный поток — 2" или хотя бы подчинить его независимому регулятору.

"Ведомости"

Еврокомиссия хотела бы распространить на трансбалтийский газопровод "Северный поток — 2" действие норм Третьего энергопакета, который запрещает на территории Европы совмещать производство и поставку газа с владением газопроводами. Но юридических оснований для этого нет, не раз заявляли европейские чиновники. Поэтому Еврокомиссия хочет договориться с Россией о компромиссе.

Для начала переговоров ей требуется специальный мандат. Документ уже подготовлен Еврокомиссией и должен быть утвержден советом ЕС. "Ведомости" ознакомились с проектом мандата.

Одним из ключевых условий для Еврокомиссии является распространение на "Северный поток — 2" требований о разделении функций поставщика и транзитера газа. "Цель такого разделения состоит в том, чтобы избежать конфликта интересов и усилить конкуренцию, — сказано в документе. — В контексте настоящего соглашения ЕС должен стремиться обеспечить полное структурное разделение между деятельностью по добыче и поставке газа, с одной стороны, и деятельностью по передаче — с другой".

Это наиболее жесткое предложение, содержащееся в проекте мандата. Есть в нем также и два компромиссных. "Может быть рассмотрено применение альтернативных моделей разделения, таких как создание независимого системного оператора или независимого оператора транспортной системы", — говорится в документе.

Фактически первый вариант означает, что инфраструктура "Северного потока — 2" останется в собственности 100%-ной "дочки" "Газпрома" Nord Stream 2 AG, но операционное управление трубой должно быть передано независимой компании.

Второй вариант допускает, что и инфраструктура, и деятельность "Северного потока — 2" остаются за Nord Stream 2 AG, но надзирать за его работой будет независимый регулятор. Кроме того, в проект мандата включен пункт о необходимости обеспечения доступа к трубопроводу третьих лиц.

Предполагалось, что обсуждение проекта мандата начнется летом, говорит участвующий в обсуждении документа человек. Но из-за периода отпусков работа сдвинулась на осень. Уже состоялось несколько рабочих совещаний. Но дата голосования в Совете ЕС еще не назначена, продолжает собеседник "Ведомостей". Далеко не все страны — члены ЕС определились со своей позицией, говорит он.

Представители "Газпрома" и Минэнерго не стали комментировать предложения Еврокомиссии. Их коллега из Nord Stream 2 AG по существу не стал отвечать на вопросы "Ведомостей".

Летом зампред правления "Газпрома" Александр Медведев говорил, что его компания не видит повода обсуждать распространение Третьего энергопакета на "Северный поток — 2". Россия в подготовке проекта документа участия не принимала и пока с ним не знакома, также летом говорил министр энергетики Александр Новак. Он уточнял, что Россия будет настаивать на том, что проект трубопровода носит исключительно коммерческий характер, и просить время на изучение мандата Еврокомиссии. Двусторонняя встреча министра и еврокомиссара по энергетике Мароша Шефчовича может пройти в октябре, сообщал "Интерфакс" со ссылкой на представителя Минэнерго. Среди прочего на ней может обсуждаться и "Северный поток — 2".

"Учитывая крайнюю заинтересованность "Газпрома" в реализации проекта согласно графику, компания, вероятно, будет готова занять конструктивную позицию по этому вопросу и пойти на определенные уступки Еврокомиссии, чтобы как можно быстрее получить все необходимые согласования", — считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Возможность создания независимого оператора проекта или независимой компании по прокачке по нему газа — наиболее вероятный сценарий, который может понравиться "Газпрому", соглашается с ним сотрудник еще одного крупного рейтингового агентства. "Особенно сейчас, в контексте санкций, эта опция может быть интересной российской госмонополии. Но с великой долей вероятности "Газпром" будет вообще пытаться торпедировать весь меморандум и в дальнейшем играть в политический пинг-понг вплоть до завершения строительства "Северного потока — 2", — не исключает собеседник "Ведомостей".

Артур Топорков, Виталий Петлевой

 

В Госдуме назвали самую проблемную отрасль ТЭК.

"Российская газета"

Самая проблемная отрасль в ТЭК страны, которая требует реформ, -электроэнергетическая. До сих пор нельзя до конца назвать сформировавшимся оптовый рынок электроэнергии, а розничного фактически не существует. Пока не будут решены базовые проблемы в отрасли, двигаться к главной цели — повышению энергоэффективности — будет затруднительно.

Такое мнение вчера высказал журналистам председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. По его словам, половина законопроектов, поступающих в комитет, касаются изменений в электроэнергетике. Нефтегазовая отрасль "более организованная" и не требует существенных изменений в законодательстве для исправной работы.

Всего в комитете сейчас лежат 18 законопроектов, из которых 16 депутаты намерены рассмотреть до конца года (семь инициатив остались с весенней сессии). На повестке — справедливость стоимости поставок энергоресурсов в ЖКХ. До сих пор в домах "считают" объемы потребленных ресурсов по-разному -исходя из показаний счетчиков или по нормативу. Оснащение электросчетчиками в стране составляет около 90 процентов, теплосчетчиками — не более 60 процентов. Разная схема расчета "приводит к хаосу", считает Завальный, и единственный способ навести порядок — возложить обязанность по установке счетчиков на поставщика ресурсов или сетевую компанию, а заодно убрать из схемы оплаты коммунальных счетов управляющую компанию. Законопроект об этом депутаты будут рассматривать в эту сессию. Подобный опыт в Армении Завальный оценил как "хороший".

После того как повсеместно заработает система прямой оплаты за поставленные энергоресурсы и в каждом доме будет стоять счетчик, дистанционно передающий показания, станет ясно, где и в каком объеме идут потери, после чего можно будет двигаться к повышению энергоэффективности, считает глава комитета Госдумы.

В стартовавшую на этой неделе осеннюю сессию нижней палате парламента также предстоит принять законопроект, касающийся изменений в налогообложении нефтедобычи, споры вокруг которого минфин и минэнерго вели несколько лет. Его еще не внесли в Госдуму: он ждет отзыва правительства, после чего, желательно до 1 октября, документ должен попасть в нижнюю палату. Если срок будет соблюден, то Дума успеет принять законопроект до конца года, и он вступит в силу 1 января 2018-го в рамках пилотных проектов. Речь о налоге на дополнительный доход (НДД), основные параметры которого летом согласовали ведомства.

Два года назад в Думу также поступил другой законопроект — о налоге на финансовый результат (НФР), который поддержало минэнерго. Однако его судьба формально предрешена: Завальный напомнил, что параметры предложенных поправок нельзя применить к большинству месторождений, а раз нет универсального подхода, значит, это точечные изменения под разработку определенных недр. НДД же в основном будут применять на новых месторождениях, причем, по предварительной оценке, он может дать прирост нефтедобычи на определенных месторождениях на 30-60 процентов, полагают в комитете.

НДД не решит все проблемы с добычей. Разрабатывающим Самотлорское месторождение компаниям нужен стимул, так как обводненность недр там достигает 90 процентов и себестоимость добычи высока. Разработка Баженовской свиты на одном НДД тоже не пройдет, нужны дополнительные рычаги. Часть из них может обеспечить законопроект об обводненных месторождениях, разработанный минэнерго, но его Дума вряд ли успеет принять в осеннюю сессию. По словам Завального, инициатива может привести к выпадению доходов федерального и регионального бюджетов. Будут ли его дорабатывать, пока неясно.

Александра Воздвиженская

 

 

<< Сентябрь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ