Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

15.10.2013

Президент Путин предлагает вернуть силовикам право самостоятельно возбуждать налоговые дела. Бизнес напуган.

"Ведомости"

Президент Владимир Путин внес в Госдуму проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, которым возвращает следователям утраченное в 2011 г. право начинать расследование налоговых дел на основании материалов оперативно-розыскной деятельности. Поправки стали неожиданностью для экономических министерств — Минфин и Минэкономразвития даже не спросили, удивляются их сотрудники. Новостью внесение документа стало даже для людей, близких к Кремлю. Это резкий откат назад, удар по инвестиционному климату, по стабильности бизнеса в стране, сетует один из собеседников "Ведомостей".

Сейчас следователи не могут сами возбудить налоговое дело — инициатором обязательно выступает налоговая инспекция: она должна провести проверку и установить факт нарушения. Поправки, введшие такой порядок, были приняты при президенте Дмитрии Медведеве: они должны были снизить давление на бизнес и пресечь практику заказных дел. Но изменение процедуры стало одной из основных причин низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений, говорится в пояснительной записке к президентскому законопроекту.

Были и организационные проблемы: расследование налоговых дел было передано из МВД в Следственный комитет России (СКР), но многие сотрудники МВД отказались от перевода и направление оголилось, рассказывает сотрудник полиции. Упала и эффективность следствия, продолжает он: оперативники не горели желанием участвовать в расследованиях СКР. По статистике МВД в 2012 г. СКР выявил всего 26 налоговых преступлений, а МВД — 5610, на 34% меньше, чем годом ранее. СКР нашел выход — дела возбуждались по другим статьям, например "мошенничество", говорит чиновник правительства.

Именно СКР настаивал на восстановлении прежнего порядка и даже подготовил проект, меняющий процедуру возбуждения уголовных дел. К нему отнеслись скептически, говорят чиновники, почему он все-таки внесен, не ясно. Одним из аргументов правоохранителей было существенное увеличение сроков расследования, говорит чиновник, знакомый с ходом дискуссии о поправках: пока-де налоговики вынесут решение, преступники скроются. Представители ФНС и МВД от комментариев отказались, получить комментарии СКР не удалось.

Рассмотрение материалов инспекции занимает до полугода, говорит Вадим Зарипов из "Пепеляев групп". Налогоплательщик успевает ознакомиться с результатами проверки, с доказательствами, отмечает Наталья Абрамова из "МЭФ-аудита", это позволяет и лучше подготовиться к защите, и уничтожить следы преступления.

Бизнес расстроен решением президента. Реформа Медведева лишила рейдеров важного инструмента для атаки, говорил вице-президент "Деловой России" Николай Остарков.

Уголовные дела нередко использовались для отъема бизнеса, вспоминает вице-президент "Опоры России" Владислав Корочкин. Большинство дел заканчивалось вымогательством, согласен сотрудник нефтяной компании, а основанием чаще всего были доносы, сами оперативники ничего не выявляли.

Возбуждение уголовного дела не страшно, говорит партнер KPMG Михаил Орлов, плохо, что правоохранители смогут вести следственные действия в организации и предъявлять обвинения ее руководителю или арестовать его. Бывали случаи, когда дела возбуждались, хотя налоговая нарушений не обнаруживала, вспоминает он.

"Кошмарить бизнес" не получится, настаивает сотрудник силового ведомства: чтобы начать прослушку налогового уклониста, надо получить разрешение суда — т. е. суду надо еще доказать, что есть веские основания для подозрений. За обоснованностью обвинений следят три инстанции — МВД, СКР и прокуратура, подчеркивает он.

Это исключительно коммерческий вопрос, говорит корпоративный юрист. Порядок такой, описывает он: "Оперативник приходит, возбуждает дело на основании любой информации — раскрывать ее он не обязан — и проводит следственные действия, т. е. изымает документы и обыскивает, берет под стражу руководителя". Тут и начинается торг — от $100 000 до $1 млн в зависимости от обеспеченности человека, вздыхает юрист.

Главным аргументом для властей стали большие выпадающие доходы бюджета, полагает сотрудник силового ведомства. Никаких содержательных оснований для возврата нет, спорит сотрудник экономического ведомства: ФНС доказала свою эффективность. Значит, превалирует точка зрения силовиков, беспокоится он, они такие инициативы понимают четко — как сигнал к усилению давления и укреплению своей власти.

Сергей Титов, Алексей Никольский, Маргарита Папченкова

 

 

Новый статус возвысит частный бизнес до государственного.

"Известия"

Попытки отечественных законотворцев "национализировать" российский бизнес продолжаются. Заместитель председателя комитета Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Василенко подготовил проект закона "О национальных компаниях РФ", который предусматривает право крупных компаний на добровольное принятие статуса "национальная". Определение "национальная" позволит частному бизнесу работать на территории РФ без законодательных ограничений, на равных с госкомпаниями, но обяжет его соответствовать целому списку критериев.

Закон, предлагаемый Василенко, будет содержать в себе новый термин "национальная компания", а также критерии и схемы взаимодействия частных компаний с государством.

В соответствии с законом, на статус "национальная компания" сможет претендовать только зарегистрированная в РФ компания, бухгалтерия которой прозрачна для государства, акции торгуются на российских биржах и образовывают их индексы, поднимая тем самым экономику страны на внутреннем рынке. И последний критерий, указанный в законе, — это социальная ответственность компании. Расходы на социально важные проекты компании должны иметь существенный масштаб. Взамен частные компании получат преференции (льготно-таможенные пошлины, устанавливаемые в индивидуальном порядке), аналогичные тем, на которые сейчас имеют право госкомпании уровня "Газпрома" и "Роснефти".

К примеру, специализирующиеся на разработке недр частные компании смогут получать лицензии на проведение геологической разведки без конкурса, но если они обнаружат крупное месторождение, им дадут право на разработку тех мест континентального шельфа, от которых отказались госкомпании. Также частный бизнес сможет рассчитывать на ряд субсидий со стороны государства. Полный список льгот будет утвержден после обсуждения законопроекта в профильном комитете.

— Данный законопроект — взаимная связка, которая укрепит и государство, и крупный бизнес, пожелавший принять статус "национального", — рассказывает депутат. — Это даст толчок в развитии экономики, в отрасли ресурсодобычи, откроет новые рабочие места, в несколько раз увеличит налоговые доходы государства, что позволит ослабить налоговое бремя граждан, позволит государству лучше контролировать ситуацию, так как обяжет компании подробной отчетностью.

Проект Александра Василенко во многом повторяет законопроект депутата Евгения Федорова "О статусе национальных компаний". Но документ Василенко ориентирован исключительно на крупный бизнес, поскольку только гиганты-частники способны составить конкуренцию госкорпорациям.

— Если мы хотим оживить экономику быстро и масштабно, то необходимо делать ставку именно на крупный бизнес, так как налоги, оплачиваемые компаниями этого сегмента экономики, составляют внушительную долю всего налогового бремени отечественного бизнеса. Кроме того, им невыгодно замораживать производства и тянуть со сроками. Они будут работать, — добавляет автор проекта.

Неоднозначную оценку получил законопроект у автора аналогичного документа члена комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова. В предложенном им варианте значатся только два критерия: отсутствие иностранного инвестирования и регистрация компании в РФ.

— Наши проекты различны, так как мой направлен на концентрацию бизнес-ресурсов внутри страны, а множественность критериев в этом проекте скорее говорит о борьбе с монополиями госкорпораций и целевом наращивании налоговых взносов в казну РФ, — предположил Евгений Федоров.

Вместе с тем депутат положительно отнесся к интересу коллег к идее национализации бизнеса.

— Это хорошо, что данная идея получила различные вариации в проектах моих коллег по Госдуме. Это доказывает ее нужность, — отметил он.

Заместитель директора института "Центр развития" ВШЭ Валерий Миронов полагает, что вреда от такого законопроекта не будет, но и процент пользы государству — незначителен. Это выгодно единицам, а большинство компаний такое новшество не коснется или будет не нужно им.

— Частные компании будут также мало инвестировать, как это происходит сейчас с государственными. А остальным будет невыгодно отказываться от офшоров, где есть еще и расширенный пакет услуг, с которым они привыкли работать, — отмечает эксперт.

Обоснованность мотивов возникновения такой идеи признал директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Однако он заметил, что это не решит проблемы специфичности бизнес-конкуренции в РФ.

— Будет несправедливо, если преференции госкорпораций достанутся крупным частникам, ведь разрыв со средним и малым бизнесом только увеличится, — рассуждает экономист. — Для того чтобы все стали одинаково заинтересованы в прибыли, а менее крупные не оказались в проигрыше, нужно лишить преференций и госкомпании.

Законопроект будет внесен в Госдуму в ближайшее время и рассмотрен до конца осенней сессии.

Елена Малай

 

 

Социальная норма энергопотребления позволит властям значительно увеличить тарифы на свет.

"Новые известия"

По данным Федеральной службы по тарифам (ФСТ), во втором полугодии 2014 года стоимость электроэнергии для населения на всей территории страны не может увеличиться больше чем на 4,2%. Однако потолок установлен только для социальной нормы, то есть для того минимального объема потребления электроэнергии, который каждый регион должен определить самостоятельно. Киловатты сверх социальной нормы будут оплачиваться уже по более высокому тарифу. Как полагают эксперты, рост может составить в среднем около 30%. И это при том, что правительство обещало полную заморозку тарифов в 2014 году. По факту же ограничения коснутся только промышленных потребителей, а население ждет очередной виток цен.

В следующем году тарифы на газ, электроэнергию и тепло вырастут на 4,2%, что составит 70% от инфляции 2013 года. Такую благостную статистику правительство обнародовало еще в июле текущего года. Однако сейчас выясняется, что лукавые цифры опять ввели нас в заблуждение. По словам вице-премьера РФ Дмитрия Козака, данное решение является лишь рамочным ориентиром, а в каждом конкретном регионе будет приниматься отдельное решение, исходя из экономической обоснованности тарифов и потребностей в инвестициях. По мнению чиновника, полная заморозка тарифов на ЖКХ для населения в принципе невозможна из-за сильной изношенности коммунальной инфраструктуры, на восстановление которой требуются триллионы рублей. Естественно, что взять их неоткуда, кроме как из карманов населения.

Собственно, для этого и вводится механизм социальной нормы потребления электроэнергии. По словам заместителя руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ Ирины Булгаковой, правительство рассчитывает, что переход на социальные нормы не только сократит объемы перекрестного субсидирования, но и повысит интерес сбытовых компаний к населению. Сейчас, по ее мнению, население никому не интересно, так как хлопот с ним много, а прибыли никакой.

Для установления социальной нормы с 1 июля 2014 года каждый регион должен определить объем киловатт, в рамках которого население платит за свет по минимальной цене. К примеру, семья из трех человек потребляет в среднем 300-400 киловатт в месяц, из них 150 кВт будут считаться по текущему тарифу плюс 4,2%, а остальной объем потребленной электроэнергии — по текущему тарифу плюс 25-40%.

Напомним, что в семи "пилотных" регионах соцнорма уже действует. Так, в Орловской области она составляет 190 кВт ч, в Ростовской области — 96 кВт ч, во Владимирской и Нижегородской областях — 50 кВт ч, в Забайкальском крае — 65 кВт ч, в Красноярском крае — 70 кВт ч в летний период и 400 кВт ч в зимний период.

Стоит отметить, что жители регионов недовольны новшеством. К примеру, во Владимирской области за "нормативный" 1 кВт ч жители платят 3,34 рубля, за перерасход — 3,99 рубля. В Забайкальском крае — 2,28 и 3,78 рубля. В Ростовской области — 3,5 и 3,9 рубля. Жители Ростова-на-Дону, получив квитанции об оплате за сентябрь, уже вышли на митинги протеста.

По словам муниципального депутата района Зюзино Константина Янкаускаса, применение соцнормы в пилотных регионах показало, что объем "дешевых" киловатт позволяет только кушать при включенном свете и справлять естественные нужды. "Все остальное — посмотреть телевизор или за компьютером поработать — уже нельзя. Это пойдет в оплату сверхнормы. Фактически, мы имеем скрытое повышение тарифов на электроэнергию, причем более существенное, чем сейчас", — рассказал он "НИ".

Новый тариф на электроэнергию россияне уже метко прозвали "лучиной", так как люди, решившие не переплачивать за свет, должны будут купить много свечей, ведь зима в России — длинная, а световой день — короткий. Напомним, что в этом году тарифы на электроэнергию в среднем по стране выросли на 15% к уровню прошлого года.

Эля Григорьева

 

 

Бишкек вступает в зиму, не решив вопросы газоснабжения.

"Независимая газета"

Процесс продажи "Газпрому" "Кыргызгаза" подошел к самому сложному и скандальному этапу. Правительство Киргизии передало необходимые документы на ратификацию в парламент. Есть все признаки того, что вокруг судьбы киргизского газового монополиста между депутатами могут разгореться оживленные баталии.

Если соглашение будет ратифицировано, "Газпром" за 32 руб. получит все принадлежащие "Кыргызгазу" газопроводы, газораспределительные станции, подземные хранилища газа, земельные участки и иное имущество, а также права и интересы, оговоренные в проекте cоглашения.

Почему киргизская сторона пошла на продажу стратегически важного госпредприятия? Основная причина в том, что за 21 год независимости состояние "Кыргызгаза" постоянно ухудшалось. Вместо того чтобы приносить прибыль, "Кыргызгаз" нес убытки, которые покрывались из госбюджета. Украденные средства материализовались в особняки, машины и счета в зарубежных банках.

Регулярные задержки с оплатой поставщикам, хищения средств на всех уровнях организации привели к закономерным последствиям — перебоям с газоснабжением населения, долгам организации, ветшающей инфраструктуре и растущему количеству аварий. Наиболее крупное ЧП случилось прошлой зимой, когда, требуя возврата долгов, поставщики значительно урезали поставки голубого топлива в страну. В результате десятки тысяч жителей Бишкека в течение нескольких суток оставались без газа, а следом и без отопления, электричества и воды в 30-градусные морозы. Сразу после ЧП президент Киргизии Алмазбек Атамбаев отправился в Москву, где на встрече с председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером договорился о продаже акций "Кыргызгаза". Нынешнее состояние "Кыргызгаза" таково, что его легче продать, чем навести порядок. К тому же сделка закроет тему многолетних махинаций.

Несмотря на символическую цену в 1 долл. (именно во столько в 2012 году оценил компанию московский офис независимой оценочной компании Deloitte&Touche), особо удачной покупкой сделку по "Кыргызгазу" назвать нельзя. Помимо изношенной газотранспортной сети и абонентов, часть из которых не привыкла оплачивать счета, "Газпрому" достанется долг "Кыргызгаза" в 40 млн. долл., а также обязанность потратить значительные средства на модернизацию местной газотранспортной инфраструктуры и поиск новых месторождений.

Даже если менеджерам "Газпрома" удастся перекрыть все схемы по выводу средств из компании, снизить уровень воровства до допустимого уровня и наладить сбор средств с потребителей, финансовые дивиденды от владения активами "Кыргызгаза" российский монополист получит не скоро.

Основной мотив данной сделки лежит не в финансовой, а в геополитической плоскости. Купив часть киргизской инфраструктуры, Россия усилит влияние в регионе в целом и в Киргизии в частности. Это поможет также хотя бы отчасти сдержать набирающую темпы китайскую экономическую экспансию в Центральную Азию. При этом 100% гарантии того, что сделка осуществится, нет. Переговоры о продаже длятся несколько лет и могут продлиться еще столько же. Например, процесс ратификации может быть сорван в киргизском парламенте. Тема "Кыргызгаза" настолько удобна для саморекламы депутатов, что следует ожидать многочисленных выступлений в ура-патриотическом духе, последующих создании комиссий и откладывании ратификации в долгий ящик.

Власти Киргизии это прекрасно понимают, поэтому вступили в переговоры с Казахстаном по вопросам импорта природного газа до конца 2013 года. Ранее киргизские чиновники успокаивали население, уверяя, что ближайшую зиму Киргизия переживет уже с помощью "Газпрома".

Григорий Михайлов

<< Октябрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ