Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

15.10.2015

"Ведомости"

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против Минприроды из-за внесенных весной изменений в порядок получения участков недр для геологоразведки (ГРР), сообщила служба. Дело возбуждено по обращению "Роснефти". Компания считает, что внесенные Минприроды изменения дают исключительные права государственной "Росгеологии", сообщил через пресс-службу начальник управления ФАС Вадим Соловьев.

"Роснефть" и "Росгеология" привлечены к делу в качестве заинтересованных лиц. Рассмотрение назначено на 26 октября.

Оспариваемый приказ Минприроды позволяет геологоразведочным компаниям, на 100% принадлежащим государству, без аукционов и конкурсов получать под ГРР участки, где не выявлено запасов. Участки могут быть на суше и шельфе, они выделяются по заявке компании.

ФАС согласилась, что принятые изменения противоречат закону о конкуренции и дают преимущества компаниям, которые на 100% принадлежат государству. "Мы считаем, что необходимо обеспечить допуск к ГРР для всех заинтересованных лиц вне зависимости от форм их собственности", — сказал Соловьев.

В "Росгеологии" пока никаких документов от ФАС не получали. "Как только получим, предоставим всю запрашиваемую информацию", — сообщил через представителя замгендиректора компании Антон Сергеев.

Представители Минприроды и "Роснефти" на запросы не ответили.

Претензии "Роснефти" обоснованны, считает директор Small Letters Виталий Крюков. С точки зрения рынка концентрировать у "Росгеологии" все права на геологоразведку неправильно, считает он. Есть много игроков, которые справятся с этим не хуже, у "Росгеологии" здесь нет преимуществ, говорит эксперт. Решение Минприроды может привести к росту цен на геологоразведку, при отсутствии конкуренции не будет смысла их сдерживать. Похожая история была в бурении, напоминает Крюков. "Роснефть" долго спорила с Eurasia Drilling Company (EDC). В итоге нефтяная компания отказалась о услуг EDC и провела ряд сделок по покупке активов, занимающихся бурением. Это решение позволило "Роснефти" сдержать рост цен на бурение.

По всей видимости, ФАС вынесет решение против Минприроды, так как претензии "Роснефти" выглядят обоснованными, говорит ведущий юрист ФД "Солид" Олег Землянских.

Минприроды не вышло за пределы своих полномочий, издавая такой приказ, оно имеет на это право, считает юрист "Юков и партнеры" Марк Каретин. Но подобный приказ издан впервые, а "Росгеология" — недавно созданная госкомпания. Поэтому дело будет рассматриваться в контексте других правовых актов, регулирующих деятельность "Росгеологии", отмечает он. Конечно, приказ ограничивает конкуренцию, однако если "Росгеология" будет признана естественной монополией, то он устоит, считает Каретин.

Иван Песчинский

 

 

Правительство ищет компромисс по налогам.

"Новые Известия"

Вопрос о налогах на нефтяную отрасль стал одним из ключевых при формировании федерального бюджета на 2016 год. Минфин полагает, что нефтяной сектор получает чрезмерную поддержку от государства, на что нефтяники отвечают: рост налоговой нагрузки на их отрасль негативно скажется и на бюджете, и на развитии отечественной экономики в целом. Острота дискуссии свидетельствует о том, что, несмотря на все разговоры о необходимости диверсификации российской экономики, она по-прежнему критически зависит от "нефтянки".

Спор о том, насколько власти могут "доить" главную кормилицу бюджета — нефтяную отрасль, — выплеснулся в публичное пространство накануне, на экономическом форуме "Россия зовет!". Как писали во вчерашнем номере "НИ", выступая там, глава Минфина Антон Силуанов назвал спорным тезис о необходимости поддержки нефтяной отрасли за счет государственных средств. Министр указал, что в прошедший период высоких цен на черное золото льготы со стороны государства предоставлялись в основном именно нефтяному бизнесу, который и в кризис чувствует себя неплохо, тогда как поддерживать нужно было другие сектора.

Главе Минфина оппонировал с высокой трибуны министр экономического развития Алексей Улюкаев, который считает, что рост налоговой нагрузки на нефтяную отрасль будет иметь негативные последствия в будущем. Поддерживает МЭР и Министерство природных ресурсов. "Естественно, я на стороне отрасли, — сказал его руководитель Сергей Донской. — Если резко будет увеличено налогообложение, сократятся инвестиции, что ударит по геологоразведке. Соответственно перспективы отрасли ухудшатся. Нам нужно адекватное налогообложение".

Дискуссия идет вокруг новой инициативы Минфина, который для наполнения бюджета сначала предложил повысить в 2016 году налог на добычу нефти, но нефтяники и представители ряда других ведомств выступили против единым фронтом. Тогда финансовое ведомство согласилось на более мягкую меру — замораживание экспортной пошлины на нефть, которая должна была постепенно снижаться в рамках налогового маневра.

Заморозка пошлины на экспорт нефти в следующем году на восемь месяцев — до 1 сентября — даст бюджету 133 млрд. руб. дополнительных доходов, а у нефтяников в будущем из-за снижения инвестиций "заберет" 5–6 млн. тонн добычи нефти в год, сообщил вчера министр энергетики РФ Александр Новак.

Член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев отмечает, что в традиционном противостоянии Минфина и нефтяников нельзя говорить о преимуществе какой-то одной стороны, хотя "раскулачить зажиточных нефтяников при помощи роста НДПИ у Минфина не получилось". Эксперт согласен с тезисом Силуанова о том, что нефтяная отрасль на протяжении многих лет получала весомую государственную поддержку, но считает это вполне обоснованным, поскольку именно нефтедоллары цементируют бреши в российском бюджете.

В разговоре с "НИ" г-н Касаев пояснил, что инвестиционный цикл развития многих нефтяных проектов весьма длительный — 20 лет и более. Поэтому, пытаясь мгновенно подстроиться под очередное налоговое требование чиновников, бизнесмены теряют существенный процент прибыли от проектов, а госбюджет в результате недосчитывается доходов.

С этим мнением не согласна Александра Суслина из Экономической экспертной группы. По ее словам, в кризисный период нефтяные компании оказались в выигрыше от девальвации рубля, которая компенсировала снижение нефтяных цен. Экспортные контракты заключаются в долларах, а отчитываются российские нефтяники в рублях. "Нефтянка на данный момент — единственная отрасль, которая относительно безболезненно перенесет дополнительные изъятия. Любую другую отрасль это просто убьет", — утверждает эксперт.

Дмитрий Докучаев

 

 

Михаил Фридман купил месторождения в Северном море за $1,6 млрд.

"РБК daily"

Компания Михаила Фридмана L1 Energy купила у германской E. ON месторождения нефти и газа в норвежской части Северного моря за $1,6 млрд. L1 Energy использует снижение цен на нефть для скупки привлекательных активов.

Немецкая нефтегазовая компания DEA Deutsche Erdoel AG, подконтрольная L1 Energy cобственников "Альфа-Групп" во главе с Михаилом Фридманом, заключила соглашение о покупке у крупнейшего германского энергетического концерна E. ON месторождений нефти и газа в норвежской части Северного моря, объявила в среду E. ON в пресс-релизе. Сумма сделки составит $1,6 млрд с учетом $100 млн на балансе норвежских активов, которые перейдут DEA. Транзакция подлежит одобрению надзорных органов Норвегии и Евросоюза.

В результате транзакции DEA получает права на 43 добывающие лицензии и становится владельцем долей в нефтегазоконденсатном месторождении Skarv (28,1%), месторождении Njord (30%) и месторождении Hyme (17,5%). Сделка позволит DEA более чем вдвое нарастить добычу в норвежской части Северного моря — на 45 тыс. барр. нефтяного эквивалента (БНЭ), до 75 тыс. БНЭ в сутки. Это портфолио сбалансировано с точки соотношения залежей нефти и газа, а также наличия инфраструктуры для полного цикла добычи, отмечается в пресс-релизе DEA.

Фридман собирает портфолио

"Данная покупка — первый шаг новой стратегии роста DEA. DEA располагает доступом к значительным финансовым ресурсам, и я ожидаю, что компания продолжит инвестировать в норвежский континентальный шельф", — приводит FT комментарий исполнительного председателя L1 Energy лорда Джона Брауна. DEA также планирует приобрести доли в других месторождениях, в том числе Snilehorn, Snadd и Fogelberg, а также большое число лицензий на разведку на норвежском континентальном шельфе.

Ранее эксперты отмечали, что E. ON продает свои активы в рамках широкой реструктуризации, а L1 Energy использует снижение цен на нефть для скупки привлекательных активов для превращения в глобальную нефтегазовую компанию.

В августе LetterOne сообщила, что планирует выйти на нефтегазовый рынок Мексики. "Мы намерены долгосрочно инвестировать в Мексику, в энергетической отрасли которой начинается новый важный этап", — заявил тогда лорд Джон Браун. Президент L1 Energy в Мексике и Южной Америке Хуан Мануэль Дельгадо, ранее занимавший аналогичную должность в Schlumberger, добавлял, что у L1 Energy "инновационные планы по созданию чего‑то нового", "глобальным инвестициям" и "привлечению лучшей экспертизы по всему миру".

Борьба за шельф

Покупка норвежских месторождений не первая попытка LetterOne (L1 Energy — ее нефтегазовое подразделение) расширить свое портфолио в Северном море. В марте этого года группа Фридмана купила у немецкой группы RWE ее британское подразделение DEA UK, но в феврале, еще до закрытия транзакции, власти Великобритании заявили о своих возражениях. Британское Минэнерго отвело Фридману шесть месяцев на то, чтобы избавиться от нефтяных и газовых месторождений LetterOne, купленных у немецкой RWE. Свое решение министерство объяснило опасениями, связанными с потенциальным расширением санкций против России, которое может поставить под угрозу добычу углеводородов в Северном море.

Министр энергетики Великобритании Эд Дэйви 20 апреля направил DEA UK и LetterOne уведомление, в котором предупредил компании о возможном отзыве лицензий на разработку месторождений, если группа Фридмана не продаст свои североморские активы.

В итоге 11 сентября стало известно о том, что LetterOne продала доли в своих месторождениях в Северном море швейцарской химической компании Ineos. По данным источников Reuters, компания рассчитывала выручить за эти активы $1,2 млрд, однако максимальная сумма, которую предложили за месторождения, — $750 млн.

"Ограничительные меры применяются в отношении деятельности России. Когда международные компании пытаются делать ставку на норвежский континентальный шельф — это хорошо", — прокомментировал сделку норвежскому изданию Е24 министр нефти и энергетики королевства Торд Льен. Самого Фридмана издание называет не имеющим непосредственного отношения к западным санкциям в отношении России.

"Стратегия скупки нефтяных активов оправданна с точки зрения инвестиционной логики, если она будет носить долгосрочный характер. Сейчас цены на нефть, а соответственно, и цены на нефтяные активы находятся на очень низком уровне, и ресурсы можно купить дешевле, чем два года назад", — рассказал РБК аналитик Газпромбанка Александр Назаров.

Олег Макаров

<< Октябрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ