Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

15.11.2013

После очередного раунда переговоров между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины" возникла угроза поставкам газа на Запад.

"Известия"

Переговоры между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины" 14 ноября закончились тревожным для российской стороны итогом: позиция украинской стороны может поставить под вопрос поставки российского газа в Европу через территорию Украины.

Газовые долги Украины достигли неподъемных для Киева величин. "Нафтогаз Украины" в октябре получил 1,4 млрд кубометров газа из поставленных "Газпромом" на Украину 3,2 млрд кубометров. Именно такие объемы, по словам представителя "Газпрома" Сергея Куприянова, признало и согласилось оплатить руководство "Нафтогаза Украины". По словам украинской стороны, оставшиеся объемы в октябре закупила компания Ostchem Дмитрия Фирташа по $269 за 1 тыс. кубометров.

Как уточнил Куприянов, исходя из цены на газ в $400 за 1 тыс. кубометров, долг "Нафтогаза" за октябрьские объемы составил свыше $555 млн. Из этой суммы "Нафтогаз Украины" выплатил всего $14 млн. При этом у Украины осталась значительная сумма невыплаченного долга за газ, полученный в августе: из $882 млн "Нафтогаз Украины" погасил только $92 млн, и новых сроков реструктуризации долга пока нет.

Итого Украина должна России за поставки в августе и октябре примерно $1,4 млрд. Киев при этом постоянно просит перенести платеж — сейчас уже на следующий год. "Газпром", который платит украинцам за транзит газа, идет навстречу: транзит оплачен вплоть до января 2015 года. "Газпром", по уверениям его представителей, готов и дальше искать компромисс c  украинской стороной. Но сейчас делать это становится всё труднее. Дело уже не только в том, что Украина не может платить России за газ. Из-за своих неурядиц Киев ставит под угрозу экспорт российского газа в Европу.

Несколько дней назад в связи со своими  финансовыми проблемами Украина прекратила покупать российский газ и начала отбор газа из своих подземных хранилищ.  

Но дело в том, что одним из условий бесперебойной поставки российского газа в Европу является полное заполнение уже к осени подземных хранилищ газа (ПХГ), расположенных в Западной Украине, поскольку в зимнее время Украина отбирает необходимое для собственного обеспечения количество газа из трубы, а вот для обеспечения поставок в Европу газ в трубу добавляется как раз из ПХГ. Следует сказать, что эти ПХГ были построены еще в советское время как раз для транспортировки газа в Европу.

Для бесперебойного обеспечения Европы газом в ПХГ должно находиться 21,5 млрд кубометров газа. В прошлом году там находилось 20 млрд, но зима была теплая и проблем c газообеспечением не возникло. Теплые зимы, как правило, не повторяются. Сейчас в ПХГ находится 17 млрд кубометров, и в этих условиях вместо пополнения резервуаров украинская сторона уже начала выбирать газ из ПХГ для собственных нужд и в ближайшее время может отобрать оттуда еще 2-4 млрд кубометров.

Остаются 14 млрд кубометров. Как заявил в четверг зампред правления "Газпрома" Виталий Маркелов, это уже катастрофа. Зимой Украина не сможет обеспечивать транзит, залезет в экспортную трубу по полной программе, и в таком случае поставки российского газа в Европу попадают под угрозу, а крайним может оказаться "Газпром", который гарантировал европейцам поставки при любых обстоятельствах.

Cергей Куприянов в разговоре с "Известиями" подтвердил, что Украина не сможет в полном объеме выполнить обязательства по зимнему транзиту газа в Европу, так как газа в ее ПХГ может оказаться недостаточно. Он также уточнил, что решения о переводе "Нафтогаза Украины" на предоплату за поставки российского газа пока не принято.

По всему выходит, что руководители "Газпрома" не хотят обострять ситуацию. Они, как и российские официальные лица, делают всё возможное, чтобы энергетической катастрофы в Старом Свете не произошло. Но предупреждают: проблема транзита российского газа европейским потребителям через Украину не только сохраняется, но и обостряется. Исправить ситуацию еще можно. Слово за "Нафтогазом Украины" и официальным Киевом: сумеют ли они, преодолев амбиции, занять конструктивную позицию на переговорах с российской стороной.

Анастасия Кашеварова

Россиян обяжут платить за коммунальные услуги еще до получения всех благ ЖКХ.

"Новые известия"

С будущего года населению нашей станы придется платить за коммунальные услуги авансом: вместо срока до 10 числа следующего месяца платеж придется вносить до 10 числа текущего месяца. Подготовить соответствующее постановление поручил глава правительства Дмитрий Медведев. Кроме того, премьер велел усилить карательные меры для запаздывающих плательщиков. Эксперты считают, что такова плата населения за введенную правительством "социально-защитную" меру по заморозке тарифов монополий на два года.

В правительстве уверяют, что перенос сроков оплаты ЖКХ проводится "в рамках мер по укреплению платежной дисциплины". Для этого Минэнерго, Минрегион, Минэкономразвития и Федеральная служба по тарифам должны до 10 февраля разработать проект постановления об изменении сразу двух документов — "Правил поставки газа в РФ для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" и "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Изменения будут предусматривать в том числе и сокращение срока введения санкций по ограничению или отключению подачи газа абоненту после получения им уведомления с 30 до 20 суток.

Напомним, что покончить с "газовым коммунизмом" Медведев пообещал сразу после того, как была одобрена идея заморозить тарифы ЖКХ на предстоящие два года. В ответ на это электроэнергетики и "Газпром" пригрозили заморозить инвестиционные проекты и начать массовые увольнения. Вероятно, газовикам удалось добиться от властей компенсации.

Между тем, по словам экспертов, внесение предоплаты за ЖКХ противоречит статье 155 Жилищного кодекса РФ, которое предусматривает оплату коммунальных услуг после их получения, а не до этого. "Но возможности газовиков настолько преобладают над интересами пользователей жилья, что поправить закон не составит большого труда, — полагает преподаватель факультета экономики недвижимости РАНХиГС Сергей Белолипецкий. — Премьер предпочел построению рыночной и социально ориентированной экономики интересы "Газпрома". Мало того — на фоне участившихся случаев задержки зарплат, повышения налогообложения еще готовится и закон, усиливающий почти вдвое материальную ответственность за задержку оплаты ЖКУ".

Сергей Путилов

 

 

Металлурги просят правительство поправить закон "О недрах".

"РБК daily"

Компания "Норильский никель" отправила премьеру Дмитрию Медведеву письмо с просьбой изменить закон "О недрах" так, чтобы территории с неразведанными запасами цветных металлов не сразу считались участками недр федерального значения. Об этом РБК daily рассказал заместитель генерального директора "Норникеля" по взаимодей­ствию с органами власти и инвестиционным сообществом Андрей Бугров.

Сейчас в законе любой участок с "проявлениями" цветных металлов считается стратегическим. Соответственно, суммы, которые приходится платить компаниям за его разведку и освоение, могут быть значительными и не подкреплены реальными запасами. Таковы последствия изменений в законодательстве от 2008 года.

"Норникель" указывает правительству на то, что в нефтяной отрасли, к примеру, порядок распределения участков иной. Сначала проводится геологоразведка, потом разведанные запасы ставят на государственный баланс, а после осуществляют платеж. Федеральное значение нефтяные месторождения получают только после того, как подтверждены запасы в стоимостном выражении на 60 млрд долл. и более.

В компании Владимира Потанина считают, что развитие цветной металлургии по действующим правилам игры негативно сказывается на экономике освоения новых участков.

— Какой справедливый порог запасов для алюминиевой отрасли в стоимостном выражении, по вашему мнению, мог бы быть прописан в законопроекте?

— На уровне 2 млн т запасов никеля, 4 млн т запасов меди или более 1 тыс. т металлов платиновой группы. В стоимостном выражении это меньше, чем 50% порога, используемого в нефтяной отрасли.

— Какими должны быть стадии освоения месторождений, по вашему мнению?

— Первый этап — выполнение региональных полевых работ за счет собственных средств. Второй — оформление лицензии на геологоразведку этого участка для подтверждения запасов. И потом, в зависимости от объема запасов, оформление лицензии по праву первооткрывательства на небольшие участки. Либо аукцион на участки недр федерального значения в соответствии с установленными порогами.

Я объясню нашу позицию. Необходимо понимать, что горизонт планирования "Норильского никеля", который единственный инвестирует в ГРР в таких объемах, — 20-30 лет. Это, по сути, "длинные" деньги, которые вы "закапываете" в изученность территории. Если компания готова это делать, пусть она оформляет лицензию на геологоразведку. А если будет положительный результат после бурения, можно ставить запасы на государственный баланс. И тогда можно определить: причислять территорию к участкам недр федерального значения или нет. Во втором случае нужно просто согласовать методику, она на самом деле уже есть, чтобы заплатить государ­ству за эти запасы, нами же разведанные, — прозрачно, и получить лицензию на разработку этого проекта. Сейчас механизм экономически не рационален.

Статистика очень показательная в данном вопросе: прирост запасов никеля и платины в по­следние пять лет состоялся только по лицензиям, которые были выданы до 2008 года, то есть до изменения в законе "О недрах". В частности, прирост запасов никеля составил около 2,9 млн т и металлов платиновой группы в количестве около 1,9 тыс. т. По лицензиям после 2008-го — прирост почти нулевой.

Только в Норильском промышленном районе около 75% территорий остаются неизученными вообще. В наших общих интересах изученность повышать, делать новые проекты, платить с них налоги.

— По вашему мнению, внесение изменений в закон "О недрах" может как-то повлиять на улучшение ситуации в отрасли в целом в нашей стране?

— Очевидно, что во всей горнорудной и металлургической отрасли в мире сложнейшая ситуация. И это обусловлено целым рядом факторов, среди которых и падение индустриального спроса, завершение "суперцикла" роста стоимости сырьевых товаров и, конечно, ситуация в Китае. Промышленность этой страны занимается реинжинирингом, воссозданием с нуля целых отраслей: производства алюминия, стали, никеля. Производство никеля в Китае за последние десять лет выросло в десять раз. Но то, что происходит в Китае, это субсидируемый и — мы бы поспорили — не до конца рыночный рост. Тем не менее для всех металлургов и горняков сложности он создает.

 

 

Президент Владимир Путин запретил спорить с собой публично и твердо намерен вернуть силовикам право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям.

"Ведомости"

Президент Владимир Путин не будет отзывать законопроект, который возвращает правоохранительным органам право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без санкции налоговиков. Этого права их в 2011 г. лишил тогдашний президент и теперешний премьер Дмитрий Медведев.

Вчера на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ) президент ТПП Сергей Катырин напомнил Путину, что многие скептически оценивают его налоговую инициативу. Путин ответил, что был в Корее и во Вьетнаме и мог пропустить чьи-то заявления (цитата по "Интерфаксу"): "Я еще посмотрю, кто чего по этому поводу говорит. Мы с коллегами поговорим, разберемся. Но здесь вопрос очень просто решается: вынужден буду им напомнить, что есть определенная практика решения вопросов перед тем, как выходить в средства массовой информации. Известно, что если кто-то с чем-то не согласен, как [Алексей] Кудрин сделал в свое время, — он перешел в экспертное сообщество".

Во вторник Медведев раскритиковал инициативу Путина: "Я свою позицию формулировал еще в тот период, когда вносил соответствующий законопроект. Общее количество уголовных дел не может быть показателем эффективности деятельности правоохранительной системы: навозбуждать можно все, что угодно, особенно по заказу и за деньги, что очень часто, к сожалению, происходило, когда одна структура с другой борется".

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отказался комментировать, кого имел в виду президент, когда приводил в пример Кудрина. Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова на звонки не отвечала.

Сейчас возникла правовая коллизия, объяснил Путин: де-факто решение о возбуждении уголовного дела принимают налоговики, хотя они не часть правоохранительной системы. Из внесенной в Думу редакции законопроекта следует, что Следственный комитет (СКР) сможет возбуждать налоговые дела на основании материалов МВД и ФНС, у МВД права самостоятельно возбуждать дела не будет, заявил Путин. Другой вариант, который, по словам Путина, обсуждается, — обязать ФНС предоставлять СКР информацию, а СКР — решать, возбуждать дело или нет.

Путин готов обсуждать поправки к законопроекту, хотя очевидна проблема с собираемостью налогов, говорит Песков.

Если будет выбран вариант с ФНС — будет не самый худший сценарий, считает федеральный чиновник: "Это один из вариантов, предложенных правительством".

Во всем мире налоговые преступления считаются одними их самых тяжелых, а в России с ними борются недостаточно жестко, заявил Путин. Например, в Москве нарушители налогового законодательства должны возместить 1 млрд руб., однако возмещено лишь 4 млн. "Это значит, что эти статьи просто перестали работать, а из всех дел, которые были рассмотрены, только три человека осуждены, причем два — к условным срокам наказания"", — возмущался Путин.

Органы внутренних дел не смогут возбуждать уголовные дела по статье 157 Уголовно-процессуального кодекса (т. е. в случаях, не терпящих отлагательства), как это было ранее, подтверждает сотрудник силовых структур, им придется направлять материалы в СКР, куда также будет поступать информация и от налоговых органов.

Против законопроекта высказался Алексей Кудрин, уволенный Медведевым в 2012 г. за публичные заявление о нежелании работать в будущем правительстве.

Владелец "Онэксима" и лидер партии "Гражданская платформа" Михаил Прохоров вчера начал собирать подписи против законопроекта.

Альтернативная модель, которая предлагается сейчас, — это так же жестко для бизнеса, как и то, что было два года назад, категоричен вице-президент РСПП Игорь Юргенс: "СКР не имеет у бизнеса имиджа мягкого и интеллигентного органа". И возбуждать фиктивные дела при рейдерских захватах и использовать СКР во внутрикорпоративных разборках будет также легко, как и МВД, ожидает Юргенс: следователя СКР, закончившего заочно три курса юрфака, будет также легко подкупить, как и сотрудника МВД.

После ликвидации тандема (президент Медведев при премьере Путине) вернулась моноцентрическая система власти, в которой публично критиковать уже принятые президентом решения нельзя даже Медведеву, интерпретирует высказывание Путина политолог Дмитрий Орлов. Вероятно, последует разбор этой ситуации и жесткие выводы, хотя вряд ли — кадровые.

Максим Товкайло, Маргарита Папченкова,
Мария Железнова, Лилия Бирюкова

 

 

<< Ноябрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ