Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

15.11.2018

Иностранным фирмам снизят ставку налога при ликвидации российских "дочек" и упростят уплату налога при сложной схеме владения.

"Ведомости"

В пятницу Госдума рассмотрит в третьем чтении законопроект, который может облегчить жизнь компаниям, чьи материнские структуры находятся за рубежом. Ключевые предложения — возможность иностранной организации отказаться от статуса "фактического получателя дохода", расширение применения так называемого сквозного подхода и снижение налоговых расходов у инвесторов при выходе из компаний.

Правила фактического получателя дохода действуют в России с 2015 г. и не позволяют применять пониженные ставки, предусмотренные налоговыми соглашениями между странами, если получатель дохода — промежуточная компания. Основной вопрос — оценка деловой цели и правильной квалификации совершенных сделок, указано в апрельском письме Федеральной налоговой службы (ФНС). Если главная цель операций — вывод дохода из-под налогообложения, то применение льгот неправомерно, пишет ФНС: сделки могут быть переквалифицированы, а ставки налога — увеличены. При этом ФНС оценивает обстоятельства создания компании, анализирует материальные и трудовые ресурсы, денежные потоки и саму работу компании: ведет ли она деятельность, не связанную с уплатой дивидендов, какие операционные расходы несет и др.

Сейчас, если, например, первым получателем дохода является офшор, применить налоговую ставку по фактическому получателю дохода невозможно, сетует старший юрист Taxadvisor Виктор Андреев: "В результате и раскрывать конечного бенефициара не имело смысла". Некоторые критерии были практически невыполнимы — например, холдинговым компаниям, по сути, отказывалось в статусе по определению, подтверждает партнер Taxology Алексей Артюх: "Поправки эти вопросы не решают полностью, но дают ясность по многим другим". Например, отказ от фактического права на доход уже предусмотрен законом, но лишь в отношении дивидендов: по остальным видам дохода регулирования не было. Но в целом налоговики уже применяют сквозной подход и к иным доходам (например, к процентам или к роялти) — поправки это закрепляют, замечает Артюх.

Возможности применения сквозного подхода расширяются не только по видам доходов, но и по субъектам. Например, его можно будет применять всем, а не только лицам с регистрацией в стране, имеющей с Россией договор о налогообложении. Кроме того, фактическое право на доход будет определяться по отдельным выплатам. Это позволит снизить риск оспаривания права, считает партнер PwC Екатерина Лазорина.

Проект устанавливает порядок применения сквозного подхода в случаях, когда акции российской компании переданы в репо или заем между иностранными компаниями. Без этого применить пониженные ставки по таким договорам сейчас невозможно.

Решается и проблема с применением сквозного подхода к выплатам физлицам — резидентам России. Технически это возможно и сегодня, но порядок не был установлен.

Проект упрощает применение права в случае, если получателем дохода является человек, суверенный фонд или организация, чьи акции или депозитарные расписки допущены к обращению на биржах стран ОЭСР и их доля превышает 25% уставного капитала, — им достаточно предоставить ФНС письмо с подтверждением наличия фактического права на доход.

Изменения стимулируют раскрытие фактического получателя дохода, стоящего за офшором, предоставляя взамен возможность применить пониженную налоговую ставку, говорит Андреев: это будет интересно налогоплательщикам.

Кроме того, законопроект снижает налоговые расходы инвесторов при ликвидации компаний или выходе из них — доходы, которые при этом получает бизнес, будут признаны дивидендами. С дохода компании должны платить 20% налога на прибыль, а с дивидендов — от 0 до 15% в зависимости от условий владения бизнесом; если же они выплачиваются в страны, у которых с Россией есть налоговые соглашения, ставка также может быть снижена.

До сих пор налоговики и бизнес спорили, чем считать доходы, полученные при выходе из компании или ее ликвидации, указывали эксперты PwC, не было и единой судебной практики. Мера же привлечет инвесторов, а также поможет бизнесу под санкциями — им будет выгоднее выйти из бизнеса, чтобы вывести его из-под санкций, рассказывал федеральный чиновник. Смена владельца могла бы стать способом ухода от санкций, подтверждает сотрудник юридической фирмы, консультирующей несколько компаний из санкционного списка, хотя процесс пересмотра списка слишком сложен и не факт, что, если владельцы оставят бизнес, он будет выведен из-под санкций.

На инвестиционном климате норма скажется положительно, говорит Андреев: компании, в том числе иностранные, смогут вернуть инвестиции с минимальными налоговыми потерями.

Для холдинговых компаний законопроект однозначно положительный, считает руководитель налоговой практики по работе с компаниями нефтегазового сектора KPMG в России и СНГ Виктория Тургенева: "Сейчас большинство крупнейших налогоплательщиков так или иначе работают над деофшоризацией и оптимизацией структур — и этот законопроект решает многие вопросы и разночтения в этом законодательстве".

Поправки устраняют некоторые пробелы законодательства в этой области, говорит представитель Минфина. Его коллега из ФНС не ответил на запрос.

Анна Холявко, Елизавета Базанова

 

 

Страны — участницы сделки ОПЕК+ могут снизить добычу в следующем году на 1,4 млн баррелей в сутки.

"Ведомости"

Три ключевых производителя нефти — США, Россия и Саудовская Аравия — качают рекордное количество сырья, поддерживают общемировое производство свыше 100 млн барр. в сутки, пишут аналитики Международного энергетического агентства (МЭА) в обзоре за октябрь. Это, а также смягчение санкций США в отношении иранской нефти (штаты позволили экспортировать ее восьми странам) привело к падению за минувшие две недели стоимости сырья на 13,4% до $65,36 за 1 барр.

Но страны, заключившие в ноябре 2016 г. так называемую сделку ОПЕК+ (предполагала сокращение производства на 1,8 млн барр. в сутки), уже отреагировали: они обсуждают возможность сокращения добычи нефти примерно на 1,4 млн барр. в сутки в 2019 г., рассказали три источника Reuters и один собеседник "Ведомостей", близкий к одной из стран — участниц сделки ОПЕК+. Сократить добычу нужно, чтобы предотвратить избыток нефти на рынке, который может привести к снижению цен. По информации Reuters, возможность снизить добычу в 2019 г. может обсуждаться на встрече картеля в декабре этого года. К соблюдению нового соглашения необходимо привлечь входящий в ОПЕК Иран, а также Россию, добавили источники Reuters. От каких уровней можно будет снизить добычу на 1,4 млн барр., собеседник "Ведомостей" не уточнил. Представитель Минэнерго не ответил на вопросы "Ведомостей".

Добыча нефти в октябре была около 100 млн барр. в сутки, потребление — 100,1 млн барр., пишет МЭА. Прогноз агентства — потребление к концу 2019 г. составит 101,4 млн барр., ОПЕК прогнозирует, что спрос в будущем году будет меньше на 1,3 млн барр. прогноза МЭА — 100,08 млн барр. в сутки.

Новость о возможном сокращении производства уже повлияла на цену Brent: в среду нефть подорожала на 2,2% до $66,88 за 1 барр. (к 20.00 по мск).

"Сейчас два главных игрока на рынке нефти — Саудовская Аравия, которая может быстро нарастить или сократить добычу, и администрация Трампа, которая не в силах прямо влиять на добычу сланцевой нефти, но, по сути, может оказывать влияние на предложение нефти через увеличение или уменьшение лимитов для продаж иранской нефти", — говорит директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.

Цены на нефть, вероятно, будут колебаться в диапазоне $65-75 за 1 барр., считает Маринченко. Цены ниже $65 за 1 барр. не комфортны для Саудовской Аравии, поэтому сейчас они используют вербальные интервенции, обещая снизить добычу. Если будет необходимо, они ее действительно снизят, хотя и попытаются сделать это сообща с Россией и другими странами — участницами сделки ОПЕК+, считает он.

Волатильность цен на нефть может привести к дальнейшему их снижению в краткосрочной перспективе, но в среднесрочном и долгосрочном периоде ситуация с ценами видится более устойчивой, заявил "Интерфаксу" министр экономического развития Максим Орешкин. "Дефицит на рынке нефти, который был в начале года, ушел, и формируется определенный профицит", — заявил министр. Но он подчеркнул, что "средне- и долгосрочные форварды [форвардные контракты] чувствуют себя устойчиво и находятся выше, чем они были полгода назад".

ОПЕК с августа увеличила добычу на 263 000 барр. в сутки, Россия — почти на 200 000 барр., следует из данных ОПЕК и заявлений министра энергетики России Александра Новака. В ОПЕК больше всех увеличили добычу ОАЭ (на 191 000 барр. в сутки) и Саудовская Аравия (на 226 000 барр. в сутки). Добыча выросла в России с 10,9 млн барр. в сутки в июле до 11,2 млн барр. в сутки в августе, говорил Новак. Средняя добыча в России в октябре была уже 11,397 млн барр. в сутки, уточнял он.

Российские нефтяники в июне — сентябре существенно увеличили производство нефти: c мая 2018 г. начала увеличивать добычу "Роснефть", пишет ОПЕК, и к октябрю компания смогла добиться роста на 200 000 барр. в сутки до 4,78 млн барр. В 2019 г. компания рассчитывает добывать около 4,8-4,9 млн барр. в сутки, сообщает картель. На 16 000 барр. увеличил производство "Сургутнефтегаз", "Татнефть" — на 7000 барр. в сутки, отмечают аналитики ОПЕК. "Газпром нефть" к началу октября уже увеличила добычу нефти до уровня октября 2016 г. "И у нас есть возможности нарастить добычу еще", — говорил гендиректор компании Александр Дюков.

Саудовская Аравия физически может снизить производство нефти, считает аналитик БКС Кирилл Таченников. У королевства есть заинтересованность в более высокой цене на нефть, считает он. В январе 2017 г., когда сделка ОПЕК+ только начинала работать, Саудовская Аравия за месяц смогла сократить добычу на 700 000 барр. в сутки, свидетельствую данные ОПЕК. России понадобилось четыре месяца, чтобы снизить добычу на 300 000 барр.

Саудовская Аравия практически до максимума увеличила производство, считает аналитик "Атона" Александр Корнилов: "Насколько ОПЕК+ сможет снизить производство — вопрос договоренностей, очевидно, никто не захочет брать только на себя такие обязательства, придется долго договариваться".

Виталий Петлевой

 

 

"Взгляд"

Министр энергетики США Перри выступил с рядом жестких заявлений в адрес энергетического сектора экономики России, призывая европейцев отказаться от выгодного для них сотрудничества c нашей страной. Сделал он это, что примечательно, в Венгрии, которая активно развивает взаимодействие с РФ в этой сфере. Стоит ли России опасаться того, что ее партнеры не выдержат и поддадутся давлению американцев?

Ник Перри утверждает, что "Россия использует проект трубопровода "Северный поток — 2" (Nord Stream 2) и многониточный трубопровод "Турецкий поток" (Turkish Stream), чтобы попытаться укрепить свой контроль над Центральной и Восточной Европой. "Соединенные Штаты выступают решительно против этих проектов, и мы призываем Венгрию присоединиться к нам в том, чтобы отвергнуть их", — заявил американский министр.

Венгры вежливо промолчали, так как они рассчитывают не только получать газ из "Турецкого потока", но и строят атомную электростанцию по российскому проекту.

"Мы не должны больше позволять Кремлю использовать энергию как оружие", — призвал Перри. Это навязчивая тема американского дискурса в Европе: энергия как оружие. Но американцы пока что не привели ни одного примера того, как Москва хоть раз в истории использовала энергетические контракты в политических целях.

В прошлом году помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл ссылался на какое-то шведское исследование, которое описало 55 примеров использования Россией "прекращения поставок в политических целях в течение 14 лет", но ни одного конкретного случая почему-то не описал.

Точнее, понятно почему: их не существует. Насчитывающая уже почти 27 лет история российско-украинских газовых взаимоотношений, безусловно, очень политизирована. Но ни разу не было такого, чтобы кто-то из российских руководителей высшего уровня заявлял Киеву: "Не будете делать то-то и то-то — отключим газ!"

Почему Россия не делает этого, очевидно. Потому что на следующий день после того, как Москва скажет что-то подобное хоть кому-то, все страны — покупатели российского газа начнут строить терминалы для приема американского или катарского сжиженного природного газа (СПГ) или тянуть к себе газопроводы из Норвегии.

Россия именно потому и стала ведущим поставщиком газа на европейский рынок, что ни разу, даже если ее к тому очень вынуждали и провоцировали, не сорвала поставки — ни по политическим, ни по каким-либо еще причинам.

В имевших место проблемах расположенных за Украиной стран в 2009 году был виноват исключительно Киев, пытавшийся шантажом добиться неприемлемых для Москвы условий транзита и поставок газа непосредственно на Украину.

Собственно, именно по итогам того противостояния европейским странам стало кристально ясно, что нужно строить прямые газопроводы из России, минуя Украину.

Вообще, если ненадолго забыть о геополитике и непростых отношениях России и Украины, то становится совершенно непонятно, почему Москва обязана продавать газ Европе так, как хочется Вашингтону и Киеву, а не так, как хочется продавцу и покупателю.

Образно говоря, приходит немец на ярмарку, где русский продает воздушные шарики. Отсчитывает деньги, протягивает руку. И тут с двух сторон подскакивают украинец и американец, хватают немца за руку и орут, что напрямую взять шарики он не может — нужно, чтобы сперва их взял украинец, отсосал немного газа, спел песенку и только потом передал оплаченный товар немцу.

Энергетику в качестве оружия использует вовсе не Россия, а Украина, и вполне откровенно об этом говорит. "Голос Америки" публикует мнение украинского эксперта Тараса Загороднего, который говорит, что в случае прекращения украинского транзита "Россия получает возможности для создания дополнительных рисков для развязывания войны. Мотивация здесь следующая: нет газа в украинской газотранспортной системе — нет рисков сорвать транзитную поставку в Евросоюз. Если газ будет идти через "Северный поток — 2", воевать против Украины будет значительно проще. И сегодня мы видим достаточно безответственную позицию Германии, которая, несмотря ни на что, продолжает реализовывать этот проект", жалуется Загородний.

Получается, украинская газотранспортная система — это не трубопровод, а самое мощное оборонительное оружие Украины (по крайней мере так считают в Киеве). Мол, в Кремле сидят и думают, как бы побыстрее вторгнуться на Украину, а пока российский газ идет в Европу по украинскому газопроводу, не вторгаются, чтобы не испортить отношения с Европой.

Простая, даже примитивная мысль о том, что в случае военного вторжения на Украину отношения России с Европой катастрофически испортятся, им в голову почему-то не приходит.

Такая политика — это даже не использование энергетики как оружия. Это использование трубопровода как средства шантажа или настоящего (на Украине очень любят всуе использовать это слово) терроризма на государственном уровне.

Украина, если вернуться к ярмарочной аналогии, не просто перепродает шарики, отсасывая часть газа, но и держит в каждой руке по опасной бритве, приставленной к рукам русского и немца. Если вдруг ей что-то не понравится, то может полоснуть. Не смертельно, но неприятно.

Если бы заложником украинского транзита была бы только Россия, то и Германия, и южноевропейские страны, вероятно, поддались бы американскому давлению, как сделала это Болгария, самоубийственно отказавшаяся от "Южного потока" и теперь очень об этом сожалеющая.

Но Германия не готова быть заложником сама — как не готовы Венгрия, Греция и другие находящиеся в зависимости от украинского транзита страны.

Россия — это надежный партнер. Украина — очень ненадежный. Это общеизвестно, и только прямая военная угроза или очень серьезный экономический ультиматум на уровне иранских санкций может вынудить Берлин отказаться от "Северного потока — 2" и отвратить южноевропейские страны от "Турецкого потока". Оба эти варианта маловероятны.

Причем США с удовольствием отправляли бы свои танкеры с СПГ на Украину и в этом случае не настаивали бы так жестко на сохранении украинского транзита. Но проблема в том, что Турция наотрез отказалась их пропускать: последствия в случае аварии могут быть уровня национальной катастрофы — слишком густо населены берега Босфора.

Поэтому сценарий Вашингтона, с которым полностью согласен Киев, выглядит следующим образом: Россия сохраняет украинский транзит, платит за него столько, сколько скажут, дополнительно оплачивает ремонт стремительно ветшающего трубопровода и при этих непомерных затратах пытается конкурировать с американским СПГ на европейском рынке.

Разумеется, нам это неинтересно, когда можно торговать напрямую. Москва, продавая газ, зарабатывает деньги — так было при СССР и так будет и дальше. Если страна-транзитер проявляет себя ненадежным, а уж тем более недоговороспособным партнером, то этого транзитера следует исключить из сделки.

Могут ли Вашингтон и Киев совместно сорвать строительство "Северного потока — 2" и не дать реализовать потенциал "Турецкого потока"? Украина не может, США — разумеется, могут, например если нанесут ракетный удар по газотранспортной инфраструктуре России.

Вот только ответ в данном случае будет неприемлемым для Вашингтона — собственно, на этом и строится доктрина ядерного сдерживания.

Германия — не Болгария, поэтому ни министр Перри, ни десант сенаторов, ни даже лично Дональд Трамп никак не могут запретить Берлину обеспечивать свою энергетическую безопасность и покупать газ напрямую у России, тем более что практически все формальности на пути строительства "Северного потока — 2" уже пройдены.

Поэтому в полном соответствии с известной поговоркой про брехливую собаку, чем громче заявления американских политиков по поводу "энергетики как оружия" и чем визгливее подтявкивания из Киева, тем меньше у них шансов предотвратить отказ России от украинского транзита. Полного отказа, скорее всего, и не будет — рано или поздно Украине надоест покупать российский газ реверсом у европейцев, плюс расположенным сразу за Украиной Венгрии и Словакии, наверное, все-таки выгоднее получать свой газ напрямую, а не в обход через моря.

Но, безусловно, пора кончать с этой странной экономической моделью, когда русский и немец почему-то не могут торговать друг с другом без участия украинца и разрешения американца.

Антон Крылов

<< Ноябрь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ