Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

15.12.2014

Кабмин решит проблему заниженных тарифов в энергетике СКФО.

"Российская газета"

Премьер-министр Дмитрий Медведев провел заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, посвященное ситуации в топливно-энергетическом комплексе региона, где, как было констатировано, по-прежнему существуют серьезные проблемы.

"Во-первых, это фактическое отсутствие качественной переработки нефти, — напомнил председатель правительства. — Число мини-НПЗ, которые проводят первичную переработку, до мазута, постепенно снижается, а для выпуска моторного топлива у них нет оборудования". К тому же многие такие НПЗ находятся на нелегальном положении, работают на несанкционированных врезках в трубопроводы. Необходимо лицензирование таких перерабатывающих заводов. "Не только на территории Северного Кавказа, а в целом по России", — сказал вице-премьер Александр Хлопонин. Проработать такой порядок поручено министерству энергетики.

Во-вторых, из-за изношенных сетей фиксируются значительные потери энергоресурсов. Инвестпрограмма Межрегиональной распределительной сетевой компании Северного Кавказа на 2015-2019 годы предусматривает вложение 12,5 из 14 млрд рублей именно в модернизацию сетей. "Это особенно важно, учитывая планы по развитию генерирующих мощностей в округе, — считает глава кабмина. — И, конечно, надежное электроснабжение необходимо для развития туристической инфраструктуры, для нормальной работы гостиниц, санаториев, ресторанов и других объектов отдыха на территории округа".

Хроническая проблема — задолженность по оплате за газ и электроэнергию. "Пора навести порядок с платежами самих бюджетных учреждений, не только коммерческих организаций, — сказал премьер. — Федеральные дотации на их содержание предусматривают оплату газа, но фактически до поставщиков топлива деньги не доходят".

Вице-премьер Александр Хлопонин пояснил, что проблемы во многом связаны с тарифообразованием. "У нас на сегодняшний день тарифы реально не обоснованы, то есть занижены, и в связи с тем, что длительный период региональные энергетические компании не приводили эти тарифы к реально обоснованным, этот разрыв только нарастает", — рассказал он. По некоторым оценкам, тарифы в СКФО занижены на 40 процентов.

– У регионов нет денег для того, чтобы компенсировать выпадающие доходы у наших компаний, — заявил Хлопонин. — Соответственно, здесь надо принимать волевое решение: либо давать поручение минфину совместно с другими министерствами проработать этот вопрос, либо дополнительно выделять субсидии регионам на компенсацию этих выпадающих доходов, либо субъектам привести эти тарифы в соответствие с реально обоснованными.

При этом рост тарифов никак не скажется на населении. "Для населения тариф, конечно, не будет расти. Мы не пойдем на резкое повышение тарифа", — заверил вице-премьер.

Особые условия тарифообразования для энергетических компаний Северного Кавказа должны были действовать до 2015 года. В сентябре министерство энергетики выступало с предложением продлить их до 2020 года. В правительстве согласились дать отсрочку, но на меньший срок. "Принято решение о том, чтобы сохранить пока что этот порядок до 2018 года", — сообщил зампред правительства.

Владимир Кузьмин

 

 

Киев надеется снизить зависимость от поставок Москвы.

"Независимая газета"

Польша готова помочь Украине снизить зависимость от российского газа. Польская компания Polenergia хочет снабжать Украину газом из Германии и планирует построить для этого новый газопровод. Впрочем, по мнению экспертов, даже в случае успеха польского проекта до полной независимости от "Газпрома" Киеву пока далеко.

Компания Polenergia планирует построить новые газовые перемычки близ города Свиноуйсьце на польско-немецкой границе, благодаря которым газотранспортная система Польши сможет поставлять газ в Украину с западного направления. Об этом сообщило в субботу Польское агентство печати. Для реализации проекта необходимо также строительство газопровода на территории Украины. Украинский "Нафтогаз", по данным агентства, уже выразил свою заинтересованность в новой газовой трубе.

Ожидается, что мощности немецко-польского газопровода составят 5 млрд куб. м, украинского — 8 млрд куб. м с возможностью расширения до 10 млрд куб. м. Весь проект оценивается в 440–460 млн евро.

По словам президента Polenergia Збигнева Прокоповича, если необходимые решения будут приняты в ближайшие недели, есть шанс запустить проект в 2018–2019 годах. "В реализации коридора запад–восток заинтересован наш украинский партнер "Нафтогаз", который хочет, чтобы газопровод на их стороне появился как можно скорее. Мы надеемся, что это будет один из приоритетных проектов нового украинского правительства. С польской стороны мы ждем решения оператора, компании Gaz-System", — сказал он.

Впрочем, по словам главы Gaz-System Яна Хадама, руководство компании пока только взвешивает необходимость такой системы. "У нас нет окончательного решения. Мы анализируем, нужна ли эта газовая связь в контексте приоритетов польской энергетической политики", — отметил Хадам. Сейчас, по его словам, компания ориентирована на инвестиции, связанные с формированием коридора север–юг. В рамках этого проекта будет построено более 2 тыс. км газопроводов в 2014–2023 годы, что позволит полностью интегрировать польскую систему с европейской. Предполагается, что к 2018 году Польша сможет увеличить импорт более чем в два раза — с 16 до 38 млрд куб. м.

Западно-восточный коридор интересен Польше в том числе и потому, что открывает дополнительные возможности для терминала сжиженного природного газа (СПГ) в Свиноуйсьце, строительство которого должно завершиться в этом году. Предполагается, что регазификационный терминал подключат к трубопроводной системе Центральной и Южной Европы. И Украина в случае реализации проекта с газопроводом тоже сможет этим воспользоваться.

Между тем киевские власти сейчас рассматривают возможность увеличения тарифов на газ. "Обсуждается справедливая цена. Я думаю, что мы говорим о повышении цен в разы: от трех до пяти раз", — сообщил в пятницу глава "Нафтогаза" Андрей Коболев, пишет УНИАН. Он добавил, что, если определенные группы населения не смогут платить полностью, разница может быть компенсирована субсидией.

Глава "Нафтогаза" посетовал, что украинцы потребляют газ неэкономно и тем самым ставят под угрозу планы правительства по достижению топливной независимости от России. "Посмотрите, какое наше потребление и отношение к экономии энергоресурсов. Мы в среднем на одного потребителя используем в три раза больше, чем европейский потребитель", — подчеркнул Коболев. При этом он отметил, что возможности импорта составляют более 60% всех потребностей в импортируемом газе и Украина использует европейский газ на полную мощность.

Напомним, что годовое потребление газа Украиной составляет порядка 50 млрд куб. м в год. При этом ориентир, заданный правительством на осенне-зимний сезон 2014/15 года составляет 30,2 млрд куб. м. По данным Forbes, максимально используя реверсные мощности, Украина сможет импортировать с августа 2014-го по март 2015 года около 1 млрд куб. м газа со стороны Польши, около 4 млрд — со стороны Венгрии, около 4–5 млрд куб. м — со стороны Словакии.

В этих условиях расширение поставок из Польши выглядит весьма ощутимо.

"Это будет очень весомая добавка к газовому балансу Украины, — говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. — От 5 до 8 млрд куб. м действительно запланировано получать из Чехии и Германии через территорию Польши. Причем газ может поставляться не обязательно Чехией, а просто торговыми компаниями, которые закупают его по всей Европе". Правда, как отмечает Крутихин, полной независимости от "Газпрома" этот проект не даст — "необходимо получить подобные возможности покупки газа и в других государствах". Но, по мнению эксперта, стоимость проекта не так велика и для Украины это будет не слишком дорого.

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, в свою очередь, полагает, что эта схема не оправдает себя и фактически не даст Украине энергетической независимости. "Польша занимается реверсными поставками в Украину, но это все равно российский газ. Так что никакого отношения к независимости это не имеет. Гипотетически можно надеяться на польский СПГ-терминал в Свиноуйсьце, откуда страна начнет продавать альтернативный газ. Но на самом деле Польша для этого терминала нашла очень мало сжиженного газа по фантастически высокой цене. Так что, возможно, эти контракты будут отложены. Никакой экономический модели там нет, — считает эксперт. — Польша также с пафосом заявляла, что этот терминал избавит ее от российских поставок, но сейчас можно сказать, что эта история заканчивается провалом. Российская доля на европейском рынке стабильна, в ближайшее время она уменьшаться не будет, реверсные поставки в любом случае окажутся российскими. Так что разговоры о снижении зависимости — это просто громкие слова".

Алина Терехова

Приватизация "Башнефти", которая недавно перешла государству, в ближайшие три года маловероятна, утверждают в Росимуществе.

"Ведомости"

Приватизация "Башнефти" пока не обсуждается, сообщила в пятницу руководитель Росимущества Ольга Дергунова: "Существующие рыночные реалии говорят о том, что на горизонте планирования трех лет, даже объявив о возможной приватизации компании, вероятность совершения сделки крайне низка".

Вопрос о смене генерального директора компании станет решать профильное министерство — Минэнерго, при этом Росимущество и Минэкономразвития на смене не настаивают. "К финансово-хозяйственной деятельности компании во время судебного процесса вопросов не было", — подчеркнула Дергунова. В пятницу замминистра энергетики Кирилл Молодцов заявил, что сейчас обсуждается ввод представителя государства в совет директоров "Башнефти" (его слова передал "Интерфакс"). Представитель Минэнерго не ответил на запрос.

После того как 9 декабря АФК "Система" и ее "дочка" "Система-инвест" по решению суда передали Росимуществу 71,6% акций "Башнефти", совет директоров компании назначил на 11 марта 2015 г. внеочередное собрание акционеров. На нем предстоит избрать новый совет директоров. Сейчас в него входят 10 человек, в том числе президент компании Александр Корсик, три независимых директора и представители "Системы". По словам Дергуновой, кандидаты в новый совет будут обсуждаться в январе, список будет готов 9 февраля, его состав определит специальная комиссия из представителей Росимущества, Минэкономразвития, Минэнерго, аппарата правительства и администрации президента. Также "спросим независимых директоров, миноритариев компании", заверила Дергунова. Действующим независимым директорам предложено остаться в совете, с ними идут переговоры. Среди независимых директоров компании — Дидье Боран, Томас Винклер, Чарльз Ватсон. Связаться с их представителями не удалось. Представители конкурирующих компаний, "работающих в том же сегменте рынка", войти в совет директоров "Башнефти" не смогут, заверила Дергунова. Она также сообщила, что "Башнефть", как госкомпания, должна платить в виде дивидендов не менее 25% от чистой прибыли, в то время как сейчас "ее дивидендная политика, по сути, 50% ежегодно". Но государство не против, если компания станет платить выше нормативов, хотя это вопрос отдельной дискуссии.

В пятницу капитализация "Башнефти" на Московской бирже выросла на 19% до 244 млрд руб. Индекс ММВБ — на 0,3%. Правда, за последние полгода капитализация "Башнефти" снизилась в 1,8 раза.

Директор Small Letters Виталий Крюков считает, что государство не станет затягивать с приватизацией "Башнефти" и это может произойти уже во II квартале 2015 г. Продажу отложат, только если цена на нефть упадет ниже $40/барр., что маловероятно, говорит старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов.

Дергунова утверждает, что пока ни о каких претендентах на покупку "Башнефти" "мы не знаем, обсуждения не ведутся". Но источник "Ведомостей", близкий к Минэнерго, утверждает, что претендентов на компанию много. Но при выборе надо смотреть, что за инвестор, какое у него соотношение добычи и нефтепереработки, целесообразно ли продавать ему этот актив, говорит он. Возможна продажа и нескольким инвесторам.

При этом руководители крупнейших нефтегазовых компаний России — "Роснефти", "Газпром нефти", "Лукойла", "Сургутнефтегаза", а также акционер "Новатэка" Геннадий Тимченко уже заявляли, что не интересуются покупкой "Башнефти". С представителем ННК Эдуарда Худайнатова в пятницу связаться не удалось.

Галина Старинская, Маргарита Папченкова

 

 

"РБК daily"

РБК нашел подтверждение того, что "Роснефть", обжалуя санкции в Европейском суде, добивается от Евросоюза раскрытия большого числа документов по санкциям против России. ЕС отказывает нефтяной компании в доступе к наиболее чувствительным с политической точки зрения файлам.

По закону 2001 года

Месяц назад РБК писал, что некая российская компания хочет получить доступ к огромному массиву конфиденциальных документов, для того чтобы иметь возможность защищаться в суде ЕС. Предположительно, это была "Рос­нефть", которой эти материалы были нужны, чтобы поставить в суде вопрос об обоснованности и правомерности санкций.

Новый документ Совета ЕС (датирован 28 ноября, есть у РБК) подтверждает, что речь идет о "Роснефти". Ее юридические представители с 20 августа ведут переписку с секретариа​том Совета ЕС, требуя опубликовать "все документы, имеющиеся у совета, в которых содержатся или упоминаются любые факты и обстоятельства, послужившие опорой для принятия решения [2014/512/CFSP] или постановления [833/2014]". Речь идет о решении ЕС о введении секторальных санкций от 31 июля, которое было дополнено 8 сентября.

Защита "Роснефти" ссылается на закон ЕС 2001 года о публичном доступе к документам Европарламента, Совета ЕС и Еврокомиссии. Одновременно адвокаты запросили привилегированный доступ к санкционным файлам для целей обжалования санкций в суде (в этом случае документы могут быть переданы заявителю, но не опубликованы на сервере совета).

Пресс-служба "Роснефти" отказалась от комментариев, сославшись на то, что не обсуждает судеб­ные дела.

Адвокат Бизли

"Роснефть" подала заявление в суд ЕС 9 октября, раньше остальных российских компаний. 1 декабря в Официальном журнале ЕС было опубликовано содержание иска "Роснефти", из которого следует, что она и ее "дочки" — ООО "РН-Шельф-Арктика", ЗАО "РН-Шельф-Дальний Восток", ООО "РН-Эксплорейшн" и ООО "Тагульское" — оспаривают правомерность секторальных санкций. Компания просит аннулировать статьи санкционных постановлений, прямо или косвенно затрагивающие ее, а именно ограничения на поставку товаров и услуг для всей отрасли и адресный запрет на доступ к европейским кредитам.

В суде "Роснефть" будет представлять британский адвокат Том Бизли, он же представляет в Европейском суде бывшего президента Украины Виктора Януковича и двух его сыновей в аналогичных процессах по отмене санкций. Бизли не впервые работает "на Россию": в 2012 году он представлял интересы бизнесмена Олега Дерипаски в Высоком суде Лондона в процессе против Михаила Черного.

"Роснефть" просила суд рассматривать ее дело по ускоренной процедуре (expedited procedure) — в этом случае судьи принимают к рассмотрению лишь ограниченное число документов, а у Совета ЕС был бы только месяц, чтобы ответить нефтяной компании. Но 13 ноября суд ЕС отказал адвокатам "Роснефти" в этой привилегии, следует из постановления административного суда Лондона, где компания пыталась приостановить введение уголовной ответственности за нарушение секторальных санкций в Великобритании.

Девять доводов

Защитники "Роснефти" приводят девять доводов о неправомерности санкций. Один из них — о размытости ключевых санкционных определений — уже утратил актуальность: 5 декабря Евросоюз уточнил понятия арктических, глубоководных и сланцевых проектов.
В сентябре секретариат ЕС ответил юридическим представителям "Рос­нефти", что их запрос настолько обширен, что потенциально охватывает "почти все документы, касающиеся отношений Евросоюза с Российской Федерацией, подготовленные с лета". В начале октября 2014 года брюссельский секретариат после уточнений "Роснефти" идентифицировал 139 документов, которые посчитал соответствующими запросу. 81 документ Евросоюз обнародовал полностью, семь — частично. Но в доступе к 51 было отказано со ссылкой на различные, по большей части политико-дипломатические основания.

В частности, ЕС отказал в доступе к сериям черновиков заявлений совета по итогам встреч, посвященных Украине и ситуации вокруг Крыма, обосновывая это тем, что публикация "даст возможность третьим сторонам — включая стороны конфликта в Восточной Украине — получить представление о том, как менялось отношение совета к конфликту".

Адвокаты "Роснефти" также включили в свой запрос документ (и его пересмотренные версии), излагающий детали политики ЕС в отношении непризнания незаконной аннексии Крыма. Совет ЕС поясняет, что речь идет о внутреннем руководстве Евросоюза, опубликование которого "позволит властям Российской Федерации предвидеть преднамеренные действия ЕС, что снизит их эффективность". Кроме того, поскольку документ представлен в нескольких версиях, "российские власти смогли бы оценить, насколько далеко ЕС готов зайти в будущем в своей политике непризнания".

Евросоюз также отказывает "Роснефти" в доступе к черновым версиям ограничительных мер (санкций), принимавшихся по отношению к России на различных стадиях кризиса на востоке Украины. "Эти меры были призваны побудить Россию изменить свое поведение в этом конфликте. Для того чтобы эта стратегия работала, важно, чтобы третьи стороны не знали, как далеко готов зайти Евросоюз в принятии санкций в отношении России", — отмечает Совет ЕС.

Иван Ткачeв, Алена Сухаревская

 

 

<< Декабрь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ