"Роснефть" пожаловалась в правительство на тариф "Транснефти" в направлении Казахстана, рассказал в пятницу президент монополии Николай Токарев. По его словам, "Роснефть" "в шоколаде" и ей не стоит жаловаться, так как на восточном направлении, которым компания активно пользуется (70% нефти по ВСТО — сырье "Роснефти"), тарифы дотируются, поэтому "Транснефть" считает недовольство необоснованным.
Представитель "Роснефти" отказался от комментариев. ФАС знает об обращении "Роснефти", готовит свою позицию, сказал начальник управления ФАС Дмитрий Махонин.
С 2011 г. "Роснефть" экспортирует нефть китайской China National Petroleum Corporation (CNPC) по долгосрочным контрактам. Сырье поставляется по трем маршрутам: через порт Козьмино (конечная точка ВСТО), по отводу от ВСТО — Сковородино — Мохэ и через Казахстан. В последнем случае часть российской нефти идет на Павлодарский НПЗ (Казахстан взамен поставляет свою нефть в Китай), остальная — транзитом в Китай.
В 2016 г. "Роснефть" продала СNPC 27 млн т нефти, план 2017 г. — 29,5 млн т. В 2016 г. через Казахстан российская компания поставила 7 млн т, в 2017 г. планирует дополнительно прокачать еще 3 млн т. Ее добыча составила 189,7 млн т, "Башнефти" (в октябре 2016 г. 60,16% ее обыкновенных акций купила "Роснефть") — 21,4 млн (данные ЦДУ ТЭК, их приводит "Интерфакс").
Дополнительную нефть с этого года в Казахстан "Роснефть" поставляет за счет нефти "Башнефти". Это высокосернистая нефть (содержание серы — 3,5%). Но по контракту о поставках в Китай уровень серы не должен превышать 1,6%. К тому же "Транснефть" должна выполнять поручение Минэнерго об уменьшении серы в поставках в западном направлении, напоминает представитель монополии. Поэтому башкирская нефть смешивается с западносибирской (содержание серы — 1,6%) и на выходе получает нефть с 1,45% серы для поставки в Китай. "Чтобы провести компаундирование (технология смешения нефти. — "Ведомости"), нам нужно прокачать нефть на большее расстояние. В итоге стоимость прокачки увеличилась примерно на 280 руб. на тонну", — объяснил представитель "Транснефти". Именно этим ростом и недовольна "Роснефть". Получается, что, прокачав в 2017 г. 10 млн т нефти через Казахстан, "Роснефть" дополнительно заплатит около 2,8 млрд руб. Собственные потери из-за транспортировки дополнительных 3 млн т нефти через Казахстан (транспортное плечо в этом случае короче) "Транснефть" оценивает в 1,5 млрд руб., сказал Токарев.
"Роснефти" в прошлом году было дешевле прокачивать нефть в Китай через Казахстан, чем по другим направлениям. Так, тариф за транспортировку тонны нефти с месторождений "Уватнефтегаза" (Тюменская обл.) в Китай через Казахстан составлял около 2080 руб., "Ванкорнефти" (Красноярский край) по отводу Сковородино — Мохэ — около 2470 руб., "Верхнечонскнефтегаза" (Иркутская обл.) до порта Козьмино — около 2370 руб. за 1 т, следует из материалов "Роснефти".
"Роснефть" не впервые недовольна тарифами "Транснефти", напоминает старший аналитик "Атона" Александр Корнилов. Она попросила правительство снизить тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке на 50%, рассказывали осенью прошлого года "Ведомостям" два федеральных чиновника. Все транспортные расходы ложатся на грузоотправителя, т. е. "Роснефть", на стоимость продаваемой нефти в Китай это не повлияет, говорит Корнилов.
Галина Старинская