media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

16.01.2019

Механизм прослеживаемости топлива от завода до АЗС покажет, кто и где разбавляет бензин.

"Российская газета"

Паленого бензина и дизтоплива на заправках за три года стало более чем в два раза меньше. Чтобы свести к минимуму поставки фальсификата, в правительстве склоняются к внедрению системы прослеживаемости топлива от нефтеперерабатывающего завода до бензобака.

Пилотный проект такой системы будет реализован в первой половине 2019 года на территории Северо-Западного федерального округа, рассказал "Российской газете" министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Решение об этом принято специальной межведомственной рабочей группой, созданной при Росстандарте в рамках госкомиссии по борьбе с контрафактом, которую возглавляет Мантуров. В эту группу вошли представители ведомств, нефтяных компаний и экспертного сообщества.

"В рамках рабочей группы прорабатываются вопросы архитектуры и внедрения системы прослеживаемости топлива от нефтеперерабатывающего завода до бензобака", — сообщил глава минпромторга.

Прослеживаться будут количественные и качественные характеристики топлива. Одно обычно прямо вытекает из другого: если с завода ушло 100 тонн топлива, то по бензобакам не может быть разлито 120 тонн.

Сейчас, однако, фальсификат именно так и появляется: к качественному бензину с НПЗ подмешивается продукт с мини-НПЗ.

Либо к Аи-95 добавляют прямогонный бензин или же к дизтопливу — судовое или печное топливо, у которого массовая доля серы зашкаливает. Потом эти гремучие смеси под легальными документами поступают на заправки. "Система прослеживаемости как раз и покажет, где произошло подмешивание — на нефтебазе, в ходе транспортировки или уже непосредственно в резервуарах АЗС. Это позволит понять, что мы заливаем в бензобак, а обнаружившаяся "неучтенка" топлива в одном из звеньев этой цепочки (за пределами метрологической погрешности) станет для контролеров ключевым индикатором риска, который укажет на необходимость внеплановой проверки", — пояснил "Российской газете" Денис Мантуров.

Участие в пилотном проекте для НПЗ, нефтебаз и АЗС будет добровольным — инициативу проявили сами участники рынка. Источниками данных станут информационные системы вертикально интегрированных компаний и участников Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, агрегировать их будет Росстандарт. По итогам эксперимента ведомство должно разработать механизм всероссийской системы прослеживаемости. Правительству предстоит определить требования к каналам и формату передачи данных, выбрать независимого оператора системы и подготовить проекты поправок, в том числе определиться с санкциями за отказ передавать данные и за заведомо ложные данные. В рабочей группе при госкомиссии по борьбе с контрафактом намечают развертывание системы прослеживаемости на 2020 год.

Ранее принятые меры по зачистке рынка от фальсификата и контрафакта дали свой эффект, но не решили всех проблем. После двух волн внеплановых проверок АЗС, проведенных Росстандартом по поручению президента (2015 год), а затем правительства (2018), и введения жестких оборотных штрафов доля не соответствующего требованиям техрегламента и фальсифицированного топлива упала с более чем 20% в 2015 году до 11,5% в 2017 году и менее 9% по итогам 11 месяцев 2018 года. Оштрафовано около сотни автозаправочных станций на сумму около 50 миллионов рублей.

Средний штраф превысил 560 тысяч рублей, что в 10 раз больше, чем до введения штрафов с оборота (50-60 тысяч, которые никого не останавливали), но не сильно больше минимального штрафа по этой статье (500 тысяч рублей).

Причина проста — по данным минпромторга и Росстандарта, основными нарушителями по-прежнему являются независимые компании, при этом контролеры отмечают тенденцию намеренного занижения ими выручки от реализации топлива. В судах при рассмотрении дел об административных правонарушениях владельцы АЗС зачастую отчитываются об откровенно неправдоподобной выручке — 5 миллионов рублей в год и даже менее, хотя эти АЗС находятся на федеральных трассах. Это уже связано с другой проблемой — ухода от налогов. Также имеют место случаи значительного снижения штрафа судебными органами.

В минпромторге считают, что решить проблему могли бы конкретные меры борьбы с недобросовестными торговцами топлива. К примеру, при риск-ориентированном подходе те, кто однажды попал в "красную зону", остаются в фокусе пристального внимания контролеров и дальше. Более суровые меры воздействия на тех, кто однажды нарушил закон, станут профилактической мерой для остальных.

Власти готовят и еще нескольких инициатив, которые должны смягчить проблему некачественного топлива еще до введения системы прослеживаемости.

Во-первых, контролеры Росстандарта получат право проводить контрольные закупки без предварительного уведомления владельца АЗС или нефтебазы. Сейчас, как это ни парадоксально, они обязаны за три дня до отбора проб уведомить бизнес — разумеется, за это время можно подготовиться к визиту проверяющих при любом масштабе нарушений. Поправки об этом в законы о техническом регулировании и о защите прав юрлиц уже вносились в правительство РФ, но вызвали замечания минэкономразвития. В ближайшее время доработанные поправки будут внесены минпромторгом повторно.

Во-вторых, контролеры получат право практически мгновенно приостанавливать продажу подозрительного топлива, не дожидаясь результатов его лабораторных испытаний. Речь идет о тестах с помощью экспресс-анализаторов (их уже начали применять), которые позволяют прямо на заправке оперативно проверять ключевые характеристики топлива (сера, октановое число, цетановое число, наличие металлов). Соответствующие поправки в закон о техническом регулировании уже были одобрены госкомиссией по борьбе с контрафактом и в декабре направлены Росстандартом в минпромторг.

Наконец, заправкам запретят продавать "газойли" — дешевое топливо, популярное в небогатых регионах с большим парком старых грузовиков. Сейчас оно фактически находится вне регулирования. В декабре Росстандарт направил в минпромторг доработанный проект изменений в Правила торговли отдельными видами товаров, которые запрещают реализацию через топливно-раздаточные колонки каких-либо иных видов топлива, кроме автомобильного бензина и дизельного топлива.

Игорь Зубков

 

 

Это может частично снизить оплату им электроэнергии за население.

"Ведомости"

Новый принцип формирования ставки перекрестного субсидирования будет заложен в методику расчета цен на сетевые услуги территориальных сетевых организаций (ТСО), разрабатываемую Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Соответствующее уведомление 14 января было размещено на regulation.gov.ru.

Сейчас тарифы на электроэнергию для населения ниже фактических затрат энергетиков. Разницу оплачивают промышленные потребители и бизнес. Так, сетевым организациям доплачивают компании, питающиеся от распределенных сетей ТСО.

Перекрестное субсидирование в субъектах России между потребителями распределяют региональные власти по собственному усмотрению в зависимости от уровня напряжения. При этом на сетях высокого напряжения обычно оказывается крупный бизнес, на который и ложится большая часть перекрестки.

Ранее в правительстве обсуждали возможность заложить перекрестное субсидирование в тарифы промышленных потребителей, напрямую подключенных к магистральным сетям. В результате тарифы для промышленности в течение семи лет должны вырасти в 1,5 раза. Эта инициатива была поддержана вице-премьером Дмитрием Козаком на совещании 19 сентября прошлого года. Однако она вызвала сопротивление крупных потребителей, которые называли ее возвращением к "последней миле", когда на промышленность возлагали расходы на содержание распределительных сетей, услугами которых она не пользуется. Механизм подразумевал повышенную нагрузку на самых крупных потребителей и был отменен в большинстве регионов в 2017 г.

Базовым принципом распределения перекрестного субсидирования по уровням напряжения должна быть равномерность, говорится в уведомлении ФАС. Ведомство предлагает установить единую ставку перекрестного субсидирования для потребителей всех уровней напряжения. Как именно будет определяться ставка, в материалах ФАС не уточняется. Представители ведомства и Некоммерческого партнерства ТСО от комментариев отказались. "Россети", Минэкономразвития не ответили на запросы "Ведомостей".

На распределительные сети приходится 80% перекрестного субсидирования в энергетике, при этом тариф на передачу для населения в 3 раза ниже тарифа для аналогичных потребителей, получающих электроэнергию на низком напряжении, рассказала аналитик АКРА Наталья Порохова: "По регионам тарифы на передачу для юридических лиц могут различаться в 4 раза, что объясняется по большей части именно разными ставками перекрестки". Ставка перекрестного субсидирования снижает цену для населения и увеличивает для промышленности и ее изменение может повлиять и на цены для тех и других, но все зависит от параметров этой унификации, пояснила эксперт.

Инициатива ФАС приблизит ставки тарифов на услуги по передаче к их обоснованным значениям, считает старший консультант Vygon Consulting Николай Посыпанко. Например, в Ленинградской области введение единой ставки может привести к снижению конечного тарифа для потребителей, подключенных на высоком и среднем уровне напряжения, до 30%. Прозрачное ценообразование позволит снять остроту таких системных проблем, как уход промышленных потребителей от региональных сетей к ФСК или на собственную генерацию, считает Посыпанко: "Но тарифы на низких уровнях напряжения, напротив, вырастут. Для смягчения нагрузки на малый бизнес при введении единой ставки может потребоваться переходный период в 3-5 лет".

Если появится прозрачный и понятный алгоритм расчета перекрестного субсидирования, это может стать достижением, считает директор ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев. "Введение единой ставки перекрестки для всех уровней напряжения могло бы частично снизить нагрузку с промышленных потребителей, которые, несмотря на отмену "последней мили", продолжают оплачивать две трети всей перекрестки в стране, потребляя при этом в распредсетях не более половины всей электроэнергии", — заключает он.

Елена Вавина

 

 

Сделка ОПЕК+ изменила траекторию роста добычи в России.

"Российская газета"

Участие России в глобальной сделке по регулированию мировой нефтедобычи (ОПЕК+) замедлило ввод в эксплуатацию некоторых месторождений. Из-за этого пик добычи в РФ сдвинулся с 2019-2020 годов на 2020-2021 годы, следует из подсчетов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), с которыми ознакомилась "Российская газета". Прогнозы экспертов АКРА оказались чуть оптимистичнее ожиданий минэнерго, однако наличие потенциальной проблемы падения с "полки" добычи это не решает.

Из-за соглашения ОПЕК+, которое действует с января 2017 года, был перенесен ввод в эксплуатацию Русского месторождения, Таас-Юрях, Куюмбинского и Тагульского месторождений. Если раньше АКРА предполагало, что ввод в разработку этих недр произойдет в срок и добыча нефти с газовым конденсатом достигнет пика в объеме 568,8 миллиона тонн в год в 2019-2020 годах, то теперь пик ожидается в объеме 575 миллионов тонн в 2021-2022 годах, а в 2023-м — снижением до 573 миллионов тонн.

"Несмотря на продление соглашения ОПЕК+ на первую половину 2019 года, квота России на уровне 11,18 миллиона баррелей в сутки (с учетом постепенного снижения среднесуточной добычи до установленного уровня в первые месяцы 2019 года) позволяет прогнозировать рост добычи нефти в РФ до 559,5 миллиона тонн в 2019 году против 555,8 миллиона тонн в 2018-м и 546,8 миллиона тонн в 2017-м, — говорится в исследовании АКРА. — Базовый прогноз предполагает продление соглашения на существующих условиях до конца 2019 года. Если соглашение не будет продлено, добыча нефти в РФ в 2019 году прогнозируется на уровне 565,2 миллиона тонн".

В конце прошлого года министр энергетики Александр Новак прогнозировал, что даже с учетом продления сделки ОПЕК+ до конца 2019-го добыто будет примерно столько же, сколько в 2018-м. Однако, чтобы остаться на "полке" добычи, нужны стимулирующие меры, иначе добыча может резко пойти вниз в 2021-2022 годах, предупреждал министр. Пакет стимулирующих мер, которые сейчас разрабатывают в правительстве, должен помочь удержать "полку" на уровне до 560 миллионов тонн. При наилучшем раскладе можно нарастить добычу до 570 миллионов тонн, но "не сразу, а в ближайшие два года", заключал Новак.

С начала этого года вступил в силу закон о налоге на дополнительный доход (НДД), который будет стимулировать разработку некоторых категорий месторождений, в том числе зрелых, обводненных, где себестоимость добычи барреля в несколько раз выше среднего показателя по стране. Однако одних мер налогового стимулирования недостаточно, признавал вице-премьер Дмитрий Козак, поэтому надо рассматривать стимулирование в комплексе — от подготовки кадров, цифровизации производства до создания нефтяных полигонов. Предложения профильным ведомств — минприроды, минэнерго, минфина, минобрнауки, минпромторга — кабмин пообещал собрать воедино к середине февраля, из чего сделают "дорожную карту".

Александра Воздвиженская

<< Январь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ