Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

16.04.2019

Валентина Матвиенко заверила, что Россия никогда не уйдет из Арктики.

"Российская газета"

Россия никогда не уйдет из Арктики, уверена председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Регион с суровым климатом и огромными природными богатствами, по ее словам, должен стать "территорией прорыва". Какие именно меры поддержки необходимы, обсуждалось на выездном заседании верхней палаты в вахтовом поселке Сабетта.

Небольшой, но стратегически важный населенный пункт расположился на крупном газовом месторождении, которое геологи обнаружили еще в 70-ые годы прошлого столетия. Однако активная добыча сниженного газа началась лишь несколько лет назад со строительством предприятия "Ямал-СПГ".

Сотрудники предприятия работают вахтовым методом — обычно по схеме "месяц в поселке — месяц дома".
"Раз в два года нас отправляют в лучшие пансионаты, да и здесь медобслуживание на высоте", — рассказали вахтовики Валентине Матвиенко. Также они доложили, что "зарплата достойная".

Cпикера Совфеда, по ее собственному признанию, поразил масштаб, а главное, эффективность организованной компанией "Новатэк" работы по добыче газа в вечной мерзлоте. "Здесь убеждаешься — будущее наступило!" — поделилась она в ходе посещения предприятия.

За СПГ действительно будущее — эта тема недавно обсуждалась на международном форуме "Арктика — территория диалога" с участием главы государства. Запланированные проекты в сфере сжиженного природного газа, по словам Матвиенко, дадут дополнительные 1,5% к валовому внутреннему продукту России. "А нам крайне важно стать экономически мощной державой, найти новые точки роста инновационной экономики", — заявила сенатор на последовавшем совещании. Проекты, связанные с СПГ, по ее словам, дадут кумулятивный эффект для всей страны.

Пока доля России на рынке СПГ небольшая — по оценкам экспертов, речь о шести-восьми процентах. А ведь спрос в мире на этот ресурс растет. К 2030 году стоит задача достичь доли на мировом рынке этого ресурса в размере 20%.

В связи с поставленной целью спикер Совфеда отметила такие перспективные проекты как "строительство газовозов на национальных верфях" и подготовку дорожной карты по производству оборудования для портов СПГ. "Это даст большую загрузку промышленным предприятиям, создаст новые рабочие места, задействует большой научный потенциал, который есть в стране", — констатировала она. При формировании нового бюджета парламентарии уделят арктической зоне особое внимание, заверила сенатор.

До конца года должна быть утверждена новая стратегическая программа развития региона. Ключевым шагом на пути к поставленной цели должно стать также принятие базового закона, касающегося освоения и развития Арктической зоны. Речь о необходимости его принятия идет уже много лет. Матвиенко выразила уверенность, что с появлением министерства, курирующего развитие Арктики, данный вопрос, наконец, будет решен.

Спикер в связи с этим напомнила о поручении президента РФ разработать систему преференций при реализации арктических проектов. Соответствующий закон должен быть принят в предстоящую осеннюю сессию. "Арктика должна стать регионом, куда выгодно инвестировать, для этого надо переходить к полноценной системе преференций", — отметила Валентина Матвиенко. Согласно предложению президента, на этой территории необходимо использовать инструменты поддержки инвестиций, апробированные в дальневосточных регионах, напомнила парламентарий.

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов рассказал, какие механизмы обсуждаются для поддержки "арктических" инвесторов. Вариантов два — инвесторов могут освободить от уплаты налогов на 10-15 лет (речь о налогах на прибыль, имущество, землю, НДПИ), а затем вернуться к стандартным платежам. В другом варианте налоги платить все же предстоит, но по сниженным ставкам и на период всей реализации того или иного проекта.

Проекты, впрочем, не самоцель, главное — благополучие жителей региона, не раз подчеркивали участники заседания.

Татьяна Замахина

 

 

Дания настояла на подаче новой заявки на маршрут "Северного потока-2".

"Газета РБК"

Подконтрольная "Газпрому" Nord Stream 2 подала третью заявку на строительство газопровода "Северный поток-2" в экономической зоне Дании. Эта страна намеренно пытается задержать завершение проекта, считают в компании.

Третья попытка

Компания Nord Stream 2 AG, дочерняя структура "Газпрома", подала третью заявку на строительство газопровода "Северный поток-2" в исключительной экономической зоне Дании южнее острова Борнхольм. "Сегодня, спустя более чем два года после подачи первой заявки на получение разрешения на строительство в водах Дании, компания Nord Stream 2 AG подает заявку по третьему варианту маршрута газопровода", — говорится в сообщении, поступившем в РБК 15 апреля.

"Северный поток-2" — это проект строительства газопровода мощностью 55 млрд куб. м газа в год из России в Германию по дну Балтийского моря. Его планируется завершить до конца 2019 года, аналогичный проект "Северный поток-1" введен в эксплуатацию в 2012 году. Дания — единственная страна, с которой оператору "Северного потока-2" пока не удалось окончательно согласовать проект прокладки трубы. Разрешения уже выдали Россия, Германия, Финляндия и Швеция, через территории которых также будет идти газопровод.

Nord Stream 2 оформила новую заявку в соответствии с решением Датского энергетического агентства, которое 26 марта 2019 года поручило включить в экологическую оценку маршрут прокладки южнее Борнхольма. Эта территория находится в исключительной экономической зоне Дании, однако ранее она была предметом спора между Данией и Польшей, что делало строительство невозможным. Договоренность между странами о принадлежности вод сейчас достигнута, но еще не ратифицирована Польшей, указывает пресс-служба Nord Stream 2.

"Требование подачи заявки по третьему варианту маршрута, несмотря на наличие уже двух действующих заявок, прошедших процесс рассмотрения и удовлетворяющих условиям выдачи разрешения, можно рассматривать исключительно как намеренную попытку задержать завершение проекта", — говорится в заявлении оператора "Северного потока-2". Изменение маршрута означает проведение новых процедур, связанных с изыскательными работами и различного рода экспертизами — довольно вероятно, что все это приведет к задержке проекта на несколько месяцев, сказал РБК старший директор отдела корпораций рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко.

Nord Stream 2 напоминает, что в строительство трубопровода инвестировали пять крупнейших компаний из Австрии, Германии, Нидерландов и Франции: OMV, Wintershall, Uniper, Shell и Engie. Общий бюджет проекта составляет €9,5 млрд, каждый из европейских партнеров согласился предоставить в качестве кредита 10% этой суммы, или €4,75 млрд в общей сложности.

В Nord Stream 2 также указывают, что задержка пуска приведет к росту цен на газ по всей Европе, компания ссылается на проведенное по ее заказу исследование. "Европейские семьи и промышленные предприятия будут вынуждены платить €20 млн за каждый день задержки", — говорится в заявлении компании. "На фоне падения добычи на внутреннем рынке <...> Европа нуждается в этой инфраструктуре как можно быстрей. Дальнейшая задержка [запуска "Северного потока-2"] ослабит энергетическую безопасность и конкурентоспособность Европы и, соответственно, будущее Европы", — передал РБК через пресс-службу гендиректор Wintershall Марио Мерен.

"Датское энергетическое агентство должно обеспечить выдачу разрешения на наиболее оптимальный маршрут с точки зрения окружающей среды и безопасности. Быстрая оценка такова, что юго-восточный маршрут является более подходящим", — заявил РБК представитель агентства Мортен Кристенсен, отвечая на вопрос о затягивании рассмотрения заявок Nord Stream. Этот вывод основан на нескольких параметрах по экологии и безопасности, таких как воздействие на судоходство, добавил он.

В сообщении датского агентства говорится, что оно получило третью заявку Nord Stream 2, но не может спрогнозировать, сколько уйдет времени на ее изучение. Рассмотрение первых двух находится в продвинутой стадии, но в итоге для этого проекта может быть выдано только одно разрешение, указывает ведомство.

Почему Дания медлит

"Все те заявления, которые делались последнее время, не соответствуют действительности. В общем и целом нет каких-то фатальных юридических препятствий, которые бы позволили нам говорить сейчас о том, что мы можем не завершить строительство "Северного потока-2" до конца 2019 года", — заявил предправления "Газпрома" Алексей Миллер в интервью программе "Москва. Кремль. Путин" 31 марта — уже после того, как стало известно о новых требованиях Дании.

Но в самой Nord Stream 2 уже не так уверенно говорят, что удастся уложиться в срок. "Я не подтверждаю задержку реализации проекта. Но политический подход к принятию решений увеличивает риск такой задержки", — заявил РБК представитель Nord Stream 2 Йенс Мюллер.

"Nord Stream 2 AG сложно понять, по какой причине по прошествии 16 месяцев с момента вступления в силу поправки к закону о континентальном шельфе до сих пор отсутствует какое-либо решение по базовому маршруту в территориальных водах Дании, и почему нет решения по маршруту к северо-западу от Борнхольма, при отсутствии каких-либо возражений с точки зрения экологии и безопасности", — говоритcя в сообщении Nord Stream 2, в котором упоминаются первые две заявки компании, поданные в апреле 2017 года и августе 2018 года соответственно. "Очевидно, на Данию осуществляется давление со стороны США и других стран, которые хотят поставлять свой газ в Европу", — добавляет близкий к Nord Stream 2 источник.

Против строительства "Северного потока-2" активно выступали не только США, но и Польша, Украина и еще несколько стран. Противники газопровода опасаются, что он увеличит энергетическое влияние России и снизит роль транзита российского газа через Украину.

Если верно предположение, что за плечами Дании стоят США, то ситуация становится патовой, замечает заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев: обойти датские воды невозможно. Если идти путем судебных разбирательств, то этот процесс затянется на годы и Россия в одиночку проблему не решит, рассуждает он. Основная загадка — почему Дания игнорирует позицию Германии, главного сторонника "Северного потока-2", указывает эксперт. В любом случае в декабре 2019 года запуска в эксплуатацию не будет, но выйти на проектную мощность к 2022 году, как планировалось, все еще возможно, заключает Белогорьев.

Задержка запуска "Северного потока-2" даже на несколько месяцев означает, что с высокой степенью вероятности он не будет запущен до конца этого года, что сильно ухудшит позицию Москвы в переговорах по поводу продления контракта на транзит газа между "Газпромом" и "Нафтогазом", действующий контракт истекает в конце 2019 года, напоминает Маринченко. Сложно сказать, является ли позиция Дании результатом договоренности с третьими странами, но то, что любые задержки с проектом играют на руку Киеву, — очевидно, уверен он.

Тимофей Дзядко, Людмила Подобедова

Лицензии на недра будут аннулированы при срыве сроков ввода месторождений.

"Российская газета"

Минприроды будет аннулировать лицензии на недра при срыве сроков ввода месторождений. Об этом министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин заявил на итоговой коллегии ведомства.

"Контроль и надзор призваны обеспечить соблюдение недропользователями лицензионных обязательств. Считаем, что при необоснованном затягивании ввода месторождений в разработку целесообразно применение меры ответственности в виде досрочного прекращения права пользования недрами", — отметил глава Минприроды.

Сегодня на государственном балансе числятся запасы около 200 видов полезных ископаемых. 43 из них — наиболее важные (нефть, природный газ, уран, медь, никель, золото и др). С точки зрения обеспеченности они разделены на три группы: первая обеспечена запасами на длительную перспективу, вторая — с запасами до 15 лет, третья включает дефицитные виды.

Кроме того, на коллегии стало известно, что инвестиции в геологоразведку в России в 2018 году выросли на 18,6 процента — до 452,2 миллиарда рублей (в 2017 году было 381,3 миллиарда). "За счет внебюджетных средств объем геологоразведочных работ вырос на 20 процентов, — заявил министр. — Инвестиции в прошлом году составили 400 миллиардов рублей (в 2017-м — 311,8). За счет компаний-недропользователей на баланс поставлено 55 месторождений углеводородного сырья. Впервые учтены данные 120 месторождений твердых полезных ископаемых (золота, алмазов, угля, полиметаллов и неметаллов)".

В этом году Минприроды ожидает, что общий объем инвестиций в геологоразведку вырастет до 454,5 миллиарда рублей. "Для дальнейшего наращивания внебюджетных инвестиций в геологоразведку мы предлагаем ряд мер: от вычета на геологоразведочные работы из налогооблагаемой базы до возможности выдачи лицензии единственному участнику аукциона. Подготовлены законопроекты, направленные на стимулирование развития технологий добычи трудноизвлекаемых запасов нефти. Рассчитываем, что все эти законодательные инициативы будут рассмотрены Государственной думой в весеннюю сессию", — сообщил Дмитрий Кобылкин.

Усилия по регулированию отрасли Минприроды планирует сконцентрировать на снижении административных барьеров, ускорении согласования и предоставления в пользование участков недр.

Елена Березина

 

 

Предприниматели просят конкретизировать законодательство, прежде чем взносы перенесут в НК.

"Известия"

Бизнес пожаловался в Минфин на переплату сборов за ущерб экологии, следует из письма РСПП в ведомство (есть у "Известий"). Влияние организаций на природу зачастую несоизмеримо с начисляемыми суммами штрафов и платежей за вред и негативное воздействие на окружающую среду, уверяют в объединении. Главная проблема в том, что показатели, измеряющие степень ущерба, слишком расплывчаты, из-за чего нередки интерпретации нарушений не в пользу предпринимателей. Впрочем, эксперты, опрошенные "Известиями", склонны полагать, что бизнес, напротив, не доплачивает государству за вред, нанесенный экологии, или и вовсе скрывает его.

Ущерб "в натуре"

Главный недостаток действующего законодательства об охране окружающей среды — это непрозрачность расчетов платежей за ущерб природе, следует из письма главы РСПП Александра Шохина замминистра финансов Владимиру Колычеву. В документе подчеркивается, что, исходя из нынешней практики, у предпринимателей нет стимулов вкладывать в экологию: эффективные механизмы зачета компаниям их инвестиций в устранение вреда не предусмотрены. При определении суммы платежей необходимо учитывать вариант, когда предприниматель сам устранил все негативные последствия, нанесенные экологии, предлагают в РСПП. Например, ликвидировал ущерб в натуральном выражении, то есть высадил заново все вырубленные деревья, очистил загрязненную воду и т.д.

Кроме этого, есть и другие существенные минусы методики расчетов платежей за ущерб природе. Например, если произошло химическое загрязнение почвы на большой территории, то сбор рассчитывается исходя из площади участка между крайними точками загрязнения. Тогда как зачастую урон сильно фрагментирован и наносится далеко не всей области.

Еще один пример несовершенства действующих расчетных методик — это отсутствие критериев того, как сильно пострадал конкретный природный объект. Это приводит к тому, что в судах бизнесу сложно доказать свою правоту, так как, например, степень загрязнения почвы в принципе не рассчитывается, говорится в письме Владимиру Колычеву.

Результатом несовершенств становится тот факт, что предприниматели часто платят суммы, не совпадающие с реально нанесенным окружающей среде ущербом. В РСПП предлагают конкретизировать методики — учитывать степень ущерба с помощью независимых экспертов и засчитывать компаниям их инвестиции в устранение вреда.

Четкая грань

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) взимается за вредные выбросы в атмосферу и в водные объекты, хранение, захоронение отходов производства и потребления — в допустимых пределах, передала пресс-служба Минфина пояснения директора департамента доходов ведомства Елена Лебединской. Соответственно, чем экологичнее оборудование, тем меньше компания платит.

Если ее действия приводят к тому, что норма загрязнений превышается и экология деградирует, она платит штрафы за вред. Предполагается, что предприниматель возмещает урон природе в полном объеме в соответствии с действующими методиками подсчета. В сущности, бизнес хочет, чтобы грань между негативным воздействием и вредом была определена более четко, а также получать скидки за такой вред с учетом уже уплаченных ими платежей за "допустимое" НВОС.

В прошлом году бизнес перечислил в казну более 13 млрд рублей платы за НВОС и еще почти 2 млрд по искам о возмещении вреда экологии.

На вопрос об отношении к критике и предложениям бизнеса в пресс-службе министерства сообщили, что письмо РСПП в профильный департамент не поступало. В Минприроды не ответили на аналогичные вопросы "Известий".

Точки над i

Как сказал "Известиям" Александр Шохин, проблема неэффективности системы компенсаций за ущерб окружающей среде должна быть решена при переносе обязательных сборов в Налоговый кодекс. Максимальная четкость критериев в данном случае сможет защитить предприятия от необоснованного роста фискальной нагрузки.

Впрочем, по мнению экспертов, вряд ли предприниматели вправе опасаться увеличения платы за вред окружающей среде. По словам эксперта из Балтийского государственного технического университета Петра Матвеева, ответственный подход к экологии в российских деловых кругах пока не распространен. Об этом свидетельствуют регулярные скандалы с незаконными сбросами отходов в водные объекты, а также появлением токсичных и радиоактивных продуктов на мусорных полигонах.

— Например, тихо и без лишнего внимания вывозить строительный мусор и сгружать на какой-нибудь полулегальной свалке намного дешевле, чем заниматься этим официально, — отметил эксперт.

Источник "Известий" в Минфине предположил, что бизнес беспокоит скорее тот факт, что в случае переноса платежей в НК скрывать ущерб природе и недоплачивать соответствующие сборы будет намного сложнее.

— ФНС администрирует и контролирует платежи намного жестче. Ответственность за нарушения, предусмотренная в НК, также гораздо существеннее. Бизнесу лучше расставить все точки над i сейчас, чтобы рост объема платежей был хотя бы контролируемым, можно было апеллировать к конкретным показателям, — заявил собеседник "Известий".

В том, что компании станут платить больше, он не сомневается. Сейчас, в зависимости от отрасли и организации, недоплата за реально нанесенный окружающей среде вред может достигать 90%.

Впрочем, у многих компаний сумма начисленного им штрафа или сбора действительно может вызывать недовольство, добавил директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин. По его мнению, размытые формулировки дают большую свободу для маневра, поэтому зачастую одна компания может платить за вред в несколько раз больше, чем другая за аналогичное нарушение, считает он.

Оптимальный вариант регулирования — это не взимать плату, а добиваться от бизнеса восстановления пострадавших объектов, добавил глава центра экологических экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. По его словам, сейчас существенная часть "природных" платежей либо используется не по назначению, либо расходуется крайне неэффективно — например, если региональное правительство не в полной мере компенсирует вырубленные в результате застройки деревья. Если бы задача восстановить ущерб была целиком возложена на бизнес при соответствующем контроле государства, то проблем с теми же зелеными территориями в городах было бы существенно меньше, уверен Александр Карпов.

Схожей точки зрения придерживаются в Минэкономразвития. Ранее "Известиям" там заявляли, что средства, полученные с "природных" сборов, не всегда расходуются по адресу. Для того чтобы решить проблему, целесообразно было бы создать специальный экологический фонд, который бы наполнялся из "природных" платежей и расходовался только на защиту окружающей среды.

Дмитрий Гринкевич

 

 

<< Апрель, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ