conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

16.05.2014

Путин: Переход на предоплату по газу для Украины — вынужденное решение.

"Российская газета"

Владимир Путин направил послание лидерам ряда иностранных государств, в котором объяснил позицию России по поставкам газа на Украину.

В начале апреля, напоминает российский президент, "мы обратились с предложением о незамедлительном проведении консультаций с целью выработки согласованных действий по стабилизации экономики Украины и обеспечению устойчивых поставок и транзита российского газа в соответствии с контрактными условиями".

С тех пор в Москве состоялись консультации с представителями ряда стран, не входящих в ЕС, в рамках которых партнеры по переговорам полностью разделили озабоченность ситуацией с оплатой украинской стороной за поставляемый из Российской Федерации газ и рисками недостаточного уровня закачки газа в подземные хранилища Украины. Что же касается собственно Евросоюза, то здесь ситуация с переговорами сложнее. Встреча была лишь одна — в Варшаве, с участием комиссара Еврокомиссии по энергетике Гюнтера Эттингера и с участием представителя украинской стороны Юрия Продана. "К сожалению, вынуждены констатировать, что конкретных предложений по стабилизации ситуации с выполнением украинским покупателем контрактных обязательств и обеспечением надежного транзита от наших партнеров получено не было", — отмечает в своем письме Владимир Путин.

Более того, за это время ситуация с оплатой российского газа только ухудшилась. В адрес ОАО "Газпром" так и не поступило ни одного платежа за поставленный на Украину газ. Общий долг украинской стороны возрос с 2,237 млрд. долларов США до 3,508 млрд.  В таких условиях российская сторона в строгом соответствии с контрактом выставила счет на предоплату поставок газа на Украину и, начиная с 1 июня, будет осуществлять поставки газа в объемах, заранее оплаченных украинской стороной.

"Хотел бы еще раз подчеркнуть — это вынужденное решение, — подчеркивает президент Владимир Путин. — Российская Федерация остается открытой к продолжению консультаций и к совместным с европейскими странами действиям по нормализации ситуации. Со своей стороны, мы надеемся на более активное ведение диалога со стороны Европейской Комиссии с целью выработки конкретных справедливых решений по стабилизации экономики Украины."

Юрий Политов

 

 

Правительство рассматривает возможность продать 19,5% акций "Роснефти". Время для приватизации крупнейшего актива не лучшее, уверены эксперты.

"Ведомости"

По утвержденному прошлым летом плану приватизации до 2014-2016 гг. правительство собирается сократить долю в "Роснефти" до 50% плюс 1 акция с нынешних 69,5%. Первый зампред правительства Игорь Шувалов говорил, что сделка запланирована на 2016 г. Минфин учел в проекте бюджета на 2016 г. 423,5 млрд руб. доходов от продажи акций "Роснефти" в виде дивидендов от "Роснефтегаза" (на 100% принадлежит Росимуществу, владеет 69,5% акций "Роснефти").

Но в правительстве обсуждается возможность приватизировать часть госпакета "Роснефти" раньше 2016 г., а именно осенью 2014 г. или в течение 2015 г., рассказывают сотрудники Росимущества, Минэкономразвития, администрации президента и аппарата правительства. Может быть продано до 19,5% (без 1 акции) компании, говорят два из них, однако оптимальный размер пакета и способ продажи (публичное или частное размещение) определит инвестиционный банк, а он пока не отобран.

По словам одного из собеседников "Ведомостей", чтобы отобрать банк-консультант, Росимуществу нужно политическое решение правительства и администрации президента готовить сделку, а такого решения пока нет.

Вчера 19,5% "Роснефти" стоили на Московской бирже 469,1 млрд руб.

19,5% готовы к продаже, "Роснефть" — публичная компания, Росимущество говорит об этом правительству с 2012 г., но решения о сроках продажи и размерах продаваемого пакета нет, сетует сотрудник Росимущества.

Сейчас не лучший момент для продажи активов из прогнозного плана приватизации, но если будет решение президента и правительства, то продажа, в том числе "Роснефти", будет проработана Минэкономразвития с предложением конкретных сроков и способа, сказал представитель министерства.

Пресс-служба Росимущества на письмо "Ведомостей" не ответила.

Президент "Роснефти" Игорь Сечин не раз давал понять, что скептически относится к планам приватизации не только "Роснефти", но и других госкомпаний топливно-энергетического комплекса. В 2011 г. правительство планировало до 2014 г. полностью выйти из капитала "Роснефти". Сечин, будучи вице-премьером и куратором ТЭКа в правительстве, написал письмо Владимиру Путину, работавшему тогда председателем правительства, в котором предупредил, что негосударственная "Роснефть" не сможет работать на шельфе и будет платить меньше налогов. В 2013 г. Сечин говорил, что с приватизацией не нужно торопиться — разумнее не продавать госпакет, а обменять его на акции иностранных энергокомпаний. В 2013 г. "Роснефть" выкупила у BP долю в ТНК-BP за $16,7 млрд и 12,84% своих бумаг; по условиям сделки BP приобрела у "Роснефтегаза" за $4,87 млрд еще 5,66% акций "Роснефти". Британская компания стала крупнейшим частным акционером "Роснефти" с долей 19,75% (1,25% акций "Роснефти" у ВР уже было).

Пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев на вопрос "Ведомостей" об отношении Сечина к инициативе правительства вчера не ответил. Отказался от комментариев и представитель BP.

В текущей ситуации планы приватизации крупнейшей компании выглядят не очень своевременно, считает аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров: западные инвесторы из-за напряженной политической ситуации вряд ли захотят покупать долю в российской компании. Возможно, есть предварительные договоренности со стратегическим инвестором из Азии, не исключает Нестеров, но продать дорого "Роснефть" вряд ли получится.

"Роснефть" начала стабильно платить высокие дивиденды, а цены на нефть, по всем прогнозам, еще 5-10 лет останутся на высоком уровне, отмечает управляющий портфелем "Альянс Росно" Олег Попов. Спрос на бумаги "Роснефти" будет, но продавать их правительству придется с дисконтом, согласен он с Нестеровым. По мнению Попова, найти якорных портфельных инвесторов в Азии и на Ближнем Востоке не проблема.

Для бюджета поступления от приватизации не будут критически важными, отмечает экономист АФК "Система" Евгений Надоршин, даже в 2016 г., если намеченная приватизация "Роснефти" не состоится, выпадающие доходы можно будет спокойно заместить внутренними займами.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на звонки вчера не отвечал. Представители председателя правительства, Шувалова и вице-премьера Аркадия Дворковича, куратора ТЭКа, от комментариев отказались.

Максим Товкайло

 

 

В Третий энергопакет, препятствующий запуску трубопровода, Россия подготовила поправки.

"Известия"

Россия предложила новый вариант возможности эффективного запуска трубопровода "Южный поток" в обход Украины. Его строительству и вводу в строй сегодня препятствуют нормы Третьего европейского энергопакета, обязывающие владельца газа делиться дефицитными мощностями труб со сторонними компаниями. По словам советника "Газпром экспорта", профессора РГУ имени Губкина Андрея Конопляника, в рамках европейских экспертных групп разрабатываются изменения и дополнения в нормы Третьего энергопакета, в случае одобрения которых можно будет соблюсти правила антимонопольного законодательства ЕС и интересы инвесторов "Южного потока" одновременно.

Инициативу Конопляник озвучил на международной конференции "Энергетический диалог: Россия — ЕС. Газовый аспект" в Брюсселе. Он предложил создать в рамках Третьего энергопакета отдельную статью, предусматривающую возможность еще на стадии проектирования трансграничных крупных трубопроводных проектов открывать "подписку" на их мощности со стороны основных потребителей газа, резервируя их на долгосрочную перспективу по контрактам, предусматривающим штрафы за недобор газа. И в соответствии с этим резервом каждый, кто финансово и документально обосновал свою потребность в прокачке газа по таким трубопроводам, получит определенный процент места в нем и гарантированные объемы газа для своей страны или компании. А компания-оператор, обеспечивающая строительство трубопровода и транспорт топлива по нему (а в случае "Газпрома" еще и ресурс газа), сможет защитить свои инвестиции, не строя избыточных мощностей и формируя долгосрочный и экономически обоснованный тариф на прокачку газа для своих клиентов.

При этом можно будет обойтись без привычных сегодня "исключений из правил" Третьего энергопакета — так называемых изъятий, которые нужно бесконечно согласовывать с многочисленными чиновниками Еврокомиссии и стран — ее членов. Одновременно эта норма поможет соблюсти так защищаемые европейцами нормы конкуренции из Третьего энергопакета, поскольку сторонние компании, в том числе потребители газа, смогут гарантировать себе доступ к транспортным мощностям добывающих компаний.

В первую очередь норму планируется распространить на будущие газопроводные проекты, в том числе из Ирана и Ирака в Европу, но и "Газпром" в случае одобрения инициативы получит свои бонусы в виде гарантий возмещения долгосрочных инвестиций в строительство труб и сможет соблюсти интересы в том числе европейских акционеров "Южного потока".

Как пояснил "Известиям" Андрей Конопляник, пока европейские регуляторы выступают против этой нормы, однако представители Еврокомиссии и "Газпрома" в кулуарных разговорах идею одобряют. Он уточнил, что действующий сегодня принцип распределения мощностей на аукционах среди конкурирующих компаний связывает руки основному строителю труб.

— Аукционы проводятся, уже когда в строительство труб вложены средства, это не дает гарантий возврата инвестиций в такие крупные проекты. Часть мощностей может оказаться невостребованной сторонними участниками рынка, а сам оператор проекта не имеет права их использовать из-за антимонопольных ограничений. А без гарантий возврата вложенных средств в перспективе никто не готов вкладывать миллиарды долларов в такие проекты. "Газпром" спроектировал "Южный поток" еще до их ввода, — замечает Андрей Конопляник.

Трубопровод "Южный поток" мощностью свыше 60 млрд куб. м газа в год позволяет решить проблему безопасных поставок газа в обход Украины. Трубопровод может быть построен с участием России и ряда европейских стран, но всё еще нет гарантий его запуска в 2016 году, так как основное требование Евросоюза, которое не устраивает "Газпром", — необходимость допустить других поставщиков к финансируемой "Газпромом" и его европейскими партнерами трубе. Если же данная норма будет принята, проблему можно будет решить. Кроме того, 14 мая спикер спикер Госдумы Сергей Нарышкин заявил о риске политического давления на европейские страны, участвующие в реализации "Южного потока" (сейчас в числе участников Италия, Австрия, Болгария, Венгрия, Греция, Сербия, Словения, Хорватия). Впрочем, он отметил, что работа по проекту идет по плану: с Сербией "все решения согласованы, документация согласована, и возможности начать прокладку трубы есть уже в 2014 году", а в 2016 году должны начаться первые поставки газа.

Заместитель начальника управления правового обеспечения внешнеэкономической деятельности "Газпром экспорта" Дмитрий Хандога считает, что цели европейских политиков расходятся с результатами их реформ.

— Евросоюз предоставляет 27 исключений из правил Третьего энергопакета, которые, как правило, неэффективны. Таким образом, исключения становятся инструментами бюрократии, а не способом облегчить жизнь участникам рынка. Получается, что, даже несмотря на рост спроса на газ в Европе, нельзя гарантировать окупаемость инвестиций долгосрочных трубопроводных проектов, потому что невозможно предусмотреть возможность всех изъятий уже после принятия инвестрешения. В результате Россия вкладывает в европейские трубопроводные проекты как минимум вдвое больше, чем сама Европа, но не получает гарантии возврата этих инвестиций, хотя в первую очередь делает это для обеспечения безопасности поставок топлива в Евросоюз, как в случае с "Южным потоком", — отметил Хандога.

Он также дал понять, что решение о возможности стопроцентной загрузки трубопровода Opal мощностью 36 млрд кубометров, соединяющего трансбалтийский трубопровод "Северный поток" с существующими газотранспортными сетями, Еврокомиссия и немецкие регуляторы отложили до 15 июля.

Председатель Европейского союза газовой промышленности (Eurogas), вице-президент франко-бельгийской энергокомпании GDF Suez Жан-Франсуа Сирелли считает, что в Третьем энергопакете существуют правила и исключения из них, и в плане реализации текущих трубопроводных проектов они проблемой не являются. Однако он заметил, что, если будет принято решение строить новую инфраструктуру, в долгосрочной перспективе это может стать проблемой.

А строительство новых трубопроводов Европе необходимо. По словам начальника управления структурирования контрактов и ценообразования "Газпром экспорта" Сергея Комлева, даже в среднесрочной перспективе сланцевый газ США в сжиженном виде будет стоить сильно дороже трубопроводного: в среднем $450 за 1 тыс. куб. м при себестоимости добычи $200. А в условиях падения собственной добычи газа в Европе более дешевой альтернативы российскому газу всё еще не найдено. В условиях снижения поставок газа в Европу со стороны конкурентов газового российского монополиста и аномально теплой зимы, приведшей к сокращению потребления газа Европой в I квартале 2014 года на 38 млрд куб. м, "Газпром" нарастил экспорт голубого топлива на 2,6%, до 42,7 млрд куб. м. Согласно данным Комлева, в I квартале Алжир снизил поставки на 2,8%, до 9,1 млрд куб. м, Ливия — на 0,2%, до 1,4 млрд куб. м, Катар — на 6,2%, до 4,9 млрд куб. м, Нигерия — на 6,5%, до 0,8 млрд куб. м. Таким образом, провозглашаемое снижение энергозависимости от России в Европе пока происходит только на словах.

Людмила Подобедова

 

 

Минфин отказал бизнесу в смягчении антиофшорного закона.

"РБК daily"

Минфин не пойдет на уступку бизнесу, который просил смягчить антиофшорный законопроект о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Бизнес-организации хотели, чтобы контроль распространялся только на активы, в которых у собственников есть 50%. Как сообщил РБК замминистра финансов Сергей Шаталов, Минфин на это не пойдет: порог останется на уровне 10%.

В течение последних нескольких недель Минфин проводил общественные обсуждения по проекту закона о КИК, который был написан после того, как в декабре прошлого года президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию заявил о необходимости бороться за деофшоризацию экономики. Свои предложения в Минфин направили Торгово-промышленная палата, "Деловая Россия" и РСПП.

Ключевой вопрос для бизнеса — какую компанию считать контролируемой из России. Минфин предлагает обязать юридические лица и граждан заплатить налоги с нераспределенной прибыли иностранных компаний из офшорных юрисдикций, в которых они имеют от 10% уставного капитала. Деловые организации настаивают, что если сохранить порог контроля на уровне 10%, у компаний возникнут проблемы: собственникам, владеющим миноритарными долями в иностранных активах, могут отказать в получении первичной отчетности.

"Менее 50% — это не контроль, — соглашается партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. — Могут возникнуть проблемы не только с получением отчетности, такой размер владения может не позволить повлиять на распределение прибыли".

Но Минфин повышать порог контроля не будет. "Нет, мы этого не допускаем", — рассказал вчера РБК замглавы министерства Сергей Шаталов.

Деловые организации, впрочем, надеются продолжить дискуссию, рассказали РБК представители РСПП и "Деловой России". Тем более что у них для этого появилось время. Общественные слушания по проекту заканчиваются 26 мая, после чего документ должен поступить в правительство. В среду РСПП попросил Минфин отложить внесение проекта до сентября. "Мы считаем очень важным, чтобы вопрос был обсужден досконально, мы допускаем это", — не исключил Сергей Шаталов.

"Формулировки должны быть максимально четкими и устраивать как власть, так и бизнес, чтобы избежать рисков для государства и бизнеса", — говорит эксперт РСПП, участвующий в обсуждении с Минфином. Перенос на сентябрь позволит избежать принятия поспешных мер, которые вызывают сопротивление бизнеса, соглашается сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. "Мы будем продолжать дискутировать по всем вопросам", — заявил он РБК. Таким образом, Минфин признает, что ряд положений законопроекта нуждается в доработке для более эффективного применения, считает партнер E&Y Алексей Рябов.

Самыми острыми моментами, кроме порога владения, остаются обязанность уведомлять налоговиков о любом самом минимальном участии в КИК и новый черный список офшоров, говорит Александр Захаров. Кроме того, необходима отсрочка вступления закона в силу, добавляет эксперт РСПП.

Законопроект обязывает россиян, которые владеют хотя бы 1% в КИК, сообщать об этом государству. ТПП предлагает вообще отказаться от этих уведомлений, "Деловая Россия" — поднять порог до 25%. Среди предложений бизнеса — исключить из-под действий КИК доходы от активных зарубежных операций, включая нефтегазовые проекты, и отделить реально работающие компании от "пассивных" кошельков. Разграничение активных и пассивных доходов стало бы более точечным инструментом регулирования, чем новый черный список офшоров, в который автоматически попали бы все компании из этих стран, считает Алексей Рябов.

Однако пока Минфин от идеи с черным списком не отказывается. 23 апреля Серей Шаталов на конференции Ассоциации европейского бизнеса заявил, что Минфин разрабатывает новый список офшоров, в который войдет более 60 стран, рассказал РБК участник конференции. По его словам, к тому моменту он еще не был окончательно сформирован.

В качестве примера Минфин может взять Казахстан, говорит старший юрист "Гольцблат БЛП" Артем Торопов. "В аналогичный список в Казахстане входят более 60 стран, он распространил правила КИК на Кипр и Люксембург, но исключил из него Сингапур, Швейцарию и Нидерланды. Существенное увеличение списка (сейчас в списке офшоров для дивидендов и трансфертного ценообразования 41 страна) означает, что многие страны, с помощью которых бизнес надеется снизить негативный эффект от новых правил, в итоге под них все-таки подпадут", — заключает Торопов.

Алиса Штыкина

<< Май, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ