conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

16.05.2016

Новая налоговая система, предложенная Минфином, не стимулирует добычу нефти, нужно сделать ее более гибкой, настаивает Минэнерго.

"Ведомости"

"Ведомостям" стали известны предложения Минэнерго по изменению налогообложения нефтяной отрасли. Единую позицию по новому налогу на добавленный доход (НДД) Мин­энерго и Минфин должны были выработать к 1 мая — таково поручение президентской комиссии по ТЭКу. Но спор продолжается.

При НДД налоговая нагрузка в отличие от действующей системы должна зависеть не от добычи и экспорта, а от финансовых результатов. Но Минэнерго считает подготовленный Минфином проект слишком невыгодным для нефтяников (см. врез). В направленных в Минфин предложениях оно пытается смягчить параметры реформы для действующих месторождений.

Ключевых предложений два, рассказывают два федеральных чиновника и подтверждает представитель Минэнерго. Первое — увеличить с 6953 руб./т до 9520 руб./т предельные затраты, на которые можно уменьшать доход при расчете НДД. Это необходимо, чтобы стимулировать применение дорогостоящих методов добычи, объясняет представитель Минэнерго, иначе компании не станут ее наращивать.

Второе предложение — ставка НДПИ в новой системе должна меняться вместе с ценой на нефть (в проекте Минфина зависит от выхода на окупаемость), рассказывают чиновники. Это позволит сглаживать налоговую нагрузку при снижении цен, подтверждает представитель Минэнерго. Должно быть три уровня ставок: минимальная при цене до $15/барр. повышается при цене $15-50 и более $50, пересказывает предложения Минэнерго сотрудник нефтяной компании.

Вводить НДД Минэнерго хочет сначала на пилотных месторождениях. Компании предлагают для эксперимента те же месторождения, что и в прошлом году при обсуждении альтернативного НДД налога на финансовый результат, говорит представитель Минэнерго. Это проекты "Роснефти", "Газпром нефти", "Лукойла" и "Сургутнефтегаза". Месторождения находятся на разных стадиях разработки, так что при переходе на НДД рентабельность (сейчас у всех меньше 10%) будет отличаться, отмечает федеральный чиновник: у кого-то вырастет до 20-25%, у кого-то — до 12-14%.

Минэнерго хочет, чтобы реформа коснулась только старых месторождений, а по новым дать компаниям право выбора между НДД и действующей системой с льготами. Минфин категорически против и ждет от Минэнерго комплексных предложений и по старым, и по новым месторождениям, подчеркивает чиновник министерства: "Эти эксперименты на пилотах просто квазильгота". Повышение размера предельных затрат приведет к потерям бюджета, описывает он возражения Минфина, а вот ставки налогов в новой системе можно обсуждать.

Представитель Минфина в выходные не ответил на вопросы "Ведомостей". Представитель "Лукойла" отказался от комментариев, его коллеги из "Роснефти", "Сургутнефтегаза" и "Газпром нефти" не ответили на запросы.

В мире ограничения по затратам считаются в относительном выражении — как процент от выручки, рассказывает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов, если вводить ограничение в абсолютном выражении, то необходимо делать его разным для отдельных регионов и, возможно, учитывать условия разработки. Кроме того, это дестимулирует применять дорогие инновационные технологии, заключает он.

Все варианты нужно испытывать на пилотных проектах и только потом распространять на всю отрасль, говорит заместитель главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. Нефтяникам нужен ясный сигнал, какой будет налоговая система после 2020 г., считает он: в ближайшие три года при ценах хотя бы $50/барр. добыча не будет падать, а вот дальнейшие инвестиции будут зависеть от того, решит государство переходить на налогообложение финансового результата или нет. Если нет, добыча может упасть уже в 2020 г., считает Белогорьев.

Алина Фадеева, Маргарита Папченкова

 

 

Чиновники придумали способ увеличить добычу на шельфе.

"Газета РБК"

Минприроды и Минэнерго предлагают правительству принять налоговые льготы, чтобы стимулировать компании искать нефть и газ на шельфе. Размер экономии для нефтяников оценивается в 40 млрд руб. в год.

Умножение на три

Минприроды и Минэнерго подготовили предложения о стимулировании геологоразведки на континентальном шельфе. 28 апреля министр природных ресурсов Сергей Донской направил их вице-премьеру Александру Хлопонину (копия письма есть у РБК). Вице-премьер поручил Минприроды подготовить эти предложения осенью 2015 года после письма гендиректора "Газпром нефти" Александра Дюкова, который жаловался, что проекты на шельфе капиталоемкие и с низкой инвестиционной привлекательностью, а бурить в Арктике, где работает "Газпром нефть", сложно из-за короткого ледового периода.

Министерства предлагают правительству разрешить компаниям списывать с коэффициентом 3,5 расходы на геологоразведку из консолидированного налога на прибыль группы компаний. Как следует из письма Донского, эта льгота коснется только тех, у кого есть право разрабатывать шельф. Именно об этом и просил Дюков в письме Хлопонину, но коэффициент не указывал. В октябре прошлого года Сергей Донской рассказывал президенту Владимиру Путину, что из-за снижения государственных и частных инвестиций в геологоразведку на 50% уменьшились объемы разведочных работ на шельфе.

Официальный представитель Минприроды Николай Гудков подтвердил факт письма и позицию Минприроды. Он объяснил, что для компаний важна поддержка государства для стимулирования инвестиций в геологоразведку. В Норвегии, где также идет добыча на шельфе, такая поддержка предусмотрена, сказал Гудков. В Минприроды уточнили, что меры поддержки будут касаться вычетов на разведку новых морских месторождений. Представитель Минэнерго подтверждает, что ведомство поддерживает Минприроды.

Опасения Минфина

Донской в письме Хлопонину просит правительство поручить Минфину начать подготовку законопроекта с коэффициентом 3,5 и с возможностью списать расходы с консолидированной прибыли.

Однако, как выяснил РБК, Минфин не поддерживает предложение Минприроды и Минэнерго из-за рисков снижения доходов бюджета. В конце апреля замминистра финансов Илья Трунин написал письмо Хлопонину (также есть у РБК), что министерство согласно только на коэффициент 1,5 и не поддерживает идею списания расходов при уплате налога с консолидированной прибыли компании. По мнению замминистра, это затруднит администрирование налога. Близкий к Минфину источник РБК поясняет, что ведомство выступает за вычет расходов только на поисковое бурение без учета сейсморазведки.

Представитель Хлопонина сообщил, что вице-премьер получил позиции всех ведомств и до конца мая проведет совещание.

Экономия компаний

По данным Минприроды, российским недропользователям выдано 122 лицензии на шельфе с запасами 1,7 млрд т нефти и 13 трлн куб. м газа. Более 100 лицензий принадлежат "Газпрому" и "Роснефти". До 2025 года, по данным источника РБК в "Роснедрах", компании должны пробурить 142 скважины.

Экономия компаний при коэффициенте 3,5 составит от 40 до 80 млрд руб. в год в зависимости от объемов работ, если вычеты будут касаться всей геологоразведки и консолидированной прибыли, оценивает декан геологического факультета РГУ им. Губкина Сергей Лобусев. По его словам, компаниям дороже всего обходится бурение скважин, на сейсморазведку приходится 10% расходов. Если же коэффициент будет 1,5, то экономия составит всего 10%.

Если же вычет будет касаться только прибыли профильных "дочек", то экономия может быть нулевой, отмечает Лобусев. Пример шельфовой "дочки" "Газпром нефти" показывает, что такие компании работают в убыток. По данным "СПАРК-Интерфакса", в 2014 году, когда цены на нефть превышали $100 за баррель, убыток шельфовой ООО "Газпром нефть шельф" составил 3,3 млрд руб., данных за 2015 год пока нет. По словам источника в "Газпром нефти", в текущем году компания запланировала только сейсморазведку, бурение на шельфе стоит слишком дорого.

Представители "Роснефти", "Газпрома" и "Газпром нефти" на запрос РБК не ответили.

По данным Минэнерго, в 2015 году в России было добыто 534 млн т, в 2014 году — 527 млн т. Без добычи на шельфе и трудноизвлекаемых ресурсов невозможно сохранить текущие объемы добычи нефти, сказано в проекте Генеральной схемы развития нефтяной отрасли России до 2035 года. Чтобы добыча осталась на уровне 2014 года, необходимо к 2035 году добывать на шельфе 54 млн т против 14 млн т в 2014 году.

Людмила Подобедова

 

 

Приказ об обязательных объемах торгов в Минэнерго пока не подписан.

"Известия"

Поиск компромисса в вопросе объемов торгов нефтью и газом на бирже, вероятно, будет продолжен несмотря на то, что в антимонопольном ведомстве считают, что они пришли с Минэнерго к единой позиции и компании обяжут поставлять на биржу 5% от добычи нефти и 10% от производства газа. По информации "Известий", соответствующий совместный приказ уже две неделе находится в Минэнерго, но до сих пор не подписан.

На прошлой неделе замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин заявил, что компании должны будут продавать 5% от добычи нефти на бирже, а газа — 10%.

— Была долгая дискуссия с коллегами из Минэнерго, затем уже на совещании с министром мы окончательно определились, и эти параметры также зафиксировали — это 5% от объема добытой нефти, — сказал он, комментируя совместное решение Минэнерго и ФАС об обязательных объемах продаж нефти на бирже.

Анатолий Голомолзин отметил, что обязательный объем продажи газа на бирже для независимых компаний составит 10%, для экспортеров газа — 6%.

"Для организаций, которые занимаются экспортом газа, этот объем составляет 6% от объема добытого и сданного в систему. Для компаний, которые не занимаются экспортом газа, то есть все остальные независимые участники рынка, — это будет 10%", — цитировало его слова ТАСС.

Напомним, что Минэнерго и ФАС вели дискуссию об обязательном уровне продажи природного газа на бирже не один год. В феврале 2015 года Голомолзин заявлял, что включение нефти и природного газа в совместный приказ ФАС и Минэнерго об обязательном объеме продажи нефти и газа на биржевых торгах снова было отложено из-за разногласий между ведомствами. Минэнерго предлагало нефтяным компаниям продавать на бирже 1% от добычи нефти, ФАС — 5% от добычи или 10% от поставки на внутренний рынок. Антимонопольное ведомство еще в начале апреля прошлого года ожидало "со дня на день" согласования Минюстом совместного приказа ФАС и Минэнерго РФ о биржевых торгах нефтью и природным газом.

— Две недели назад мы направили проект совместного приказа в Минэнерго. По моей информации, документ находится в ведомстве. Его должен завизировать профильный заместитель и отправить на подпись главе Минэнерго. Внутренняя согласованность по этому вопросу есть. Однако почему документ до сих пор не завизирован, нам непонятно, — рассказал "Известиям" начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин.

По его словам, под приказ в рамках газового вопроса попадают доминирующие компании — "Газпром" и "НОВАТЭК".

— Если "Роснефть" выполнит все свои планы по наращиванию добычи газа, то тоже попадет под эти требования, — добавил он.

Напомним, по данным ЦДУ ТЭК, в 2015 году добыча нефти в России составила 534,081 млн т, что на 1,4% выше аналогичного показателя за 2014 год. Лидером по добыче нефти по-прежнему является НК "Роснефть", которая за 2015 год добыла 189,202 млн т нефти. Второе место занимает "ЛУКОЙЛ", добывший в 2015 году 85,654 млн т. "Сургутнефтегаз" добыл 61,622 млн т."Газпром нефть" произвела 34,326 млн т, "Татнефть" — 27,248 млн т, "Башнефть" — 19,919 млн т.

Общий объем добычи газа составил 635,35 млрд куб. На долю "Газпрома" пришлось 418,47 млрд куб., на долю "НОВАТЭКа" — 67,91 млрд куб., "Роснефть" произвела 62,5 млрд куб. В планах компании увеличение добычи газа до 2020 года до 100 млрд куб.
Официальный комментарий Минэнерго не предоставило "Известиям".

По словам вице-президента Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Михаила Темниченко, нефтяные объемы в принципе цифра "подъемная" для всех компаний, кроме дефицитных. В первую очередь это "Башнефть" и "Газпром нефть".

— По газу обсуждали 5%, 10% — всё-таки много, — отметил собеседник.

По данным биржи, в 2015 году объем продаж газа на бирже составил 7,65 млрд куб., в то время как в 2014-м всего 0,534 млрд куб. Нефти было продано на торгах 2,051 млн т и 0,728 млн т соответственно.

Источник "Известий" в отрасли рассказал, что в нефтяных компаниях недоумевают — "учитывая, что добываемый газ продается по прямым контрактам, не совсем понятно, где его технически хранить, если отправлять объемы на торги.

В "НОВАТЭК" предлагают изменить систему допуска покупателей на биржу и сформировать нормативно-правовую базу для перехода к развитию рынка мощностей.

— Газовая биржа является институтом рыночного ценообразования. Мы поддерживаем появление и развитие такого института. Между тем административное регулирование в форме установления объемов газа, продаваемого на бирже, по своей сути противоречит рыночным принципам работы биржи, предполагающим формирование баланса спроса и предложения, — заявили "Известиям" в "НОВАТЭКе".

По словам собеседника, сегодня биржа работает в условиях монополизированного рынка. "Газпром" не только обеспечивает 70% потребления газа в России и является естественной монополией на транспортировку газа, концерн еще и оказывает определяющее влияние на работу биржи через процедуру допуска участников к торгам (как поставщиков, так и потребителей).

— В рамках данной процедуры взаимодействие участников происходит не с биржей, а с организатором транспортировки — ООО "Газпром межрегионгаз поставка" — 100-процентным дочерним обществом ООО "Газпром межрегионгаз". Таким образом, допуск потребителей до торгов осуществляется в закрытом режиме, — напоминают в "НОВАТЭКе".

В компании считают, что развивать биржевую торговлю нужно путем создания мотивации у потребителей для участия в торгах газом, а не методом создания обязательств у производителей продать на ней определенный объем газа. Давление на участников рынка в условиях монополии не решит стоящих задач, но может дискредитировать идею биржевых торгов.

— По нашему мнению, биржа должна сама собирать заявки от участников торгов, получать и раскрывать информацию о свободных мощностях в ЕСГ. Наши предложения состоят в следующем — нужно изменить систему допуска покупателей на биржу, повысить ее прозрачность, в том числе за счет обеспечения прямого взаимодействия поставщика и потребителя с организатором торгов, а также сформировать нормативно-правовую базу, необходимую для дальнейшего перехода к развитию рынка мощностей, гарантирующую оперативную поставку и хранение газа по экономически обоснованным тарифам, — заключили в компании.

В "ЛУКОЙЛе", "Газпром нефти", "Газпроме", "Роснефти", "Башнефти", "Сургутнефтегазе" "Известиям" комментариев не предоставили.

Ирина Кезик

 

 

Нефть подорожает до 252 долларов.

"Российская газета"

Пока нефть штурмует уровень в 50 долларов за баррель, аналитики минэнерго США предсказали, как может измениться цена на "черное золото" через 25 лет. Варианты, надо сказать, разные — от 75 до 252 долларов за баррель. Но тренд один — нефть подорожает. Однако масштабы предсказанного роста цен вызвали закономерные вопросы, на которые "РГ" попросила ответить отраслевых аналитиков.

Нет сомнений, что США выгодны высокие цены на нефть, сегодня рентабельность производства сланцевого "черного золота" колеблется вокруг отметки в 50 долларов. При этом дорогая нефть, которая еще несколько лет назад занимала до 10 процентов мировой добычи, уже наполовину ушла с рынка. А при существующих ценах на сырье может пройти совсем немного времени и она исчезнет полностью.

Так или иначе, но эксперты в Новом Свете предполагают, что при сочетании только позитивных для рынка факторов, влияющих на рост цен, стоимость мерной бочки "черного золота" к 2040 году может достичь 252 долларов.

Правда, для этого мировым экономикам придется сильно постараться. Для того, чтобы такие цифры стали реальностью, нужно обеспечить среднегодовой темп роста ВВП в тех странах, которые не входят в ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, в которую входит большинство стран Евросоюза, США, Австралия, Новая Зеландия, Мексика, Южная Корея, Япония) в 4,5 процента. Пока же эти темпы далеки от желаемого, по итогам 2015 года всего 2 процента.

Однако это ближе к области фантастики, считают эксперты. Поэтому в реалистичном сценарии предлагают согласиться с цифрой 141 доллар за баррель, а негативный сценарий предполагает, что "черное золото" поднимется всего до 75 долларов за мерную бочку.

Очень серьезно к цифрам, которые даются на перспективу 25 лет, относиться нельзя, уверен директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. "Цифры 140 и 250 номинальные, без учета инфляции, реальные будут зависеть от ее параметров и будут раза в два меньше, — предполагает он. — Есть и второй момент, вызывающий вопросы, это прогноз спроса. Они считают, что он будет расти постоянно. В ближайшее время — соглашусь, но в более отдаленной перспективе нефть вполне может быть заменена другими энергоносителями", — резюмирует эксперт.

Тарас Фомченков

<< Май, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ