media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

16.06.2014

Президент "Роснефти" Игорь Сечин отказался публиковать декларацию о доходах. Не раскрыли пока эту информацию и несколько других руководителей госкомпаний, в том числе "Газпрома" и РЖД.

"Ведомости"

К 1 мая руководители госкомпаний впервые представили в аппарат Белого дома сведения о своих доходах и имуществе, сообщала в мае пресс-служба правительства. Семь компаний — "Транснефть", "Россети", ФСК, "Зарубежнефть", "Совкомфлот", ОАК, "Ростелеком", — как того требует указ президента от 8 июля 2013 г. "Вопросы противодействия коррупции", опубликовали на своих сайтах декларации топ-менеджеров. В них содержатся не только сведения о собственных доходах и имуществе председателя правления, членов правления и главного бухгалтера, но и супругов и несовершеннолетних детей.

"Газпром", "Роснефть", "Роснефтегаз", РЖД, "Аэрофлот", "Русгидро", "Интер РАО" данные о доходах и имуществе руководства до сих пор не опубликовали. Не нашли их "Ведомости" и на сайте "Шереметьево", хотя представитель аэропорта сказал, что они были опубликованы, но не смог пояснить, где именно.

При этом "Роснефть" публиковать декларации топ-менеджеров не собирается, говорится в ответе компании на запрос "Ведомостей". Ведь указ президента распространяется только "на государственные компании (корпорации) и иные организации, созданные федеральными законами". Получается, что речь идет о госкомпании "Автодор" и шести госкорпорациях: ВЭБе, "Ростехе", Фонде ЖКХ, "Олимпстрое", "Росатоме" и Агентстве по страхованию вкладов. "Роснефть" не подпадает под указанные критерии, говорится в ответе компании. При этом все сведения о доходах и имуществе топ-менеджеров и членов их семей госкомпания представила "в компетентные органы" "в сроке и объеме", установленных правительством. Кроме того, "Роснефть" указывает, что декларации о доходах и имуществе подают не только топ-менеджеры компании, но и руководители "среднего звена". Со всеми ими заключены "дополнительные соглашения к трудовым договорам, содержащие обязательства по предоставлению информации <...> механизмы контроля за исполнением/соблюдением обязательств, требований, запретов и ограничений; механизмы урегулирования конфликта интересов; последствия несоблюдения обязательств, требований, запретов и ограничений".

Аналогичные запросы "Ведомостей" в "Газпром" и РЖД остались без ответа.

Представители "Русгидро" и "Интер РАО" от комментариев отказались. Их коллега из "Аэрофлота" пообещал, что декларации будут опубликованы в ближайшее время.

"Ведомости" внимательно изучили указ президента "Вопросы противодействия коррупции". Из него следует, что правительство должно обеспечить публикацию сведений о доходах и имуществе руководителей госкомпаний, созданных правительством для реализации своих задач. В течение какого срока это должно произойти и каким способом — на сайте правительства, сайтах компаний или как-нибудь еще, — указ не оговаривает. 22 мая госкомпании получили от вице-премьера — руководителя аппарата правительства Сергея Приходько письмо о необходимости публикации деклараций. Теперь госкомпании должны опубликовать эти данные, поясняет пресс-секретарь премьер-министра Дмитрия Медведева Наталья Тимакова.

Представитель "Транснефти" пояснил, что компания не видела вариантов толкования указа. "Зарубежнефть" исполняла директиву правительства, сказал представитель компании. Другой сотрудник "Зарубежнефти" согласился с представителем "Транснефти": указ однозначно предписывает госкомпаниям раскрывать доходы топ-менеджеров.

Должны ли госкомпании опубликовать декларации топ-менеджеров и предприняло ли правительство все от него зависящее, чтобы декларации были опубликованы, — решать администрации президента. В прошлом году Владимир Путин создал управление по борьбе с коррупцией, одна из основных целей которого — проверять, публикуются ли нужные данные. Возглавил управление бывший сотрудник спецслужб Олег Плохой. На письмо "Ведомостей" Плохой не ответил.

По словам пресс-секретаря президента Путина Дмитрия Пескова, на уровень главы государства вопрос публикации деклараций пока не выносился. Но по итогам декларационной кампании Путин проведет президентский совет по противодействию коррупции и на нем все проблемные вопросы будут подняты, обещает Песков.

До сих пор госкомпании никогда не раскрывали доходы своих топ-менеджеров. В отчетности указывалась лишь общая сумма выплат руководящему составу с учетом НДФЛ, а иногда и страховых взносов. По итогам 2012 г. лидером по выплатам руководству была "Роснефть" — 9,1 млрд руб.

У правительства есть возможность настоять на публикации данных — именно правительство назначает руководителей госкомпаний, в том числе "Роснефти" и "Газпрома". Но по словам Тимаковой, кадровые решения по этому вопросу — прерогатива Кремля.

Наказывать госкомпании должен не Белый дом, а Кремль, ведь опубликовать данные потребовал президент, считает другой сотрудник аппарата правительства. Но, по его мнению, санкции вряд ли последуют — связываться с Сечиным никто не хочет, а крайним, наверное, опять сделают правительство.

Нужно совершенствовать законодательство, чтобы госкомпании однозначно трактовали норму о публикации деклараций, считает директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова. Правовые противоречия и упущения постепенно будут ликвидироваться, надеется она: это укладывается в концепцию национализации элит и строительства суверенной внутренней государственной системы.

Если "Роснефть", "Газпром" и РЖД не опубликуют декларации топ-менеджеров, то в следующем году этого не сделает ни одна госкомпания, уверен федеральный чиновник.

Максим Товкайло, Галина Старинская

 

 

Минэкономразвития раскритиковало законопроект Минфина об отмене ограничения на выплату дивидендов только за счет чистой прибыли.

"Известия"

Минэкономразвития признало нецелесообразным законопроект Минфина об отмене действующего сейчас ограничения на выплату дивидендов только за счет чистой прибыли. Предложение финансового ведомства, говорят эксперты, направлено на увеличение поступлений в бюджет. Выплата дивидендов до налогообложения принесет государству как владельцу долей в уставных капиталах крупных компаний сотни миллиардов рублей. Минэкономразвития, в свою очередь, настаивает на альтернативных способах решения проблемы.

Законопроект Минфина вносит изменения в статью 43 Налогового кодекса, в соответствии с которыми дивидендами предлагается признавать "любой доход, полученный акционером (участником) от организации". Согласно действующей редакции данной статьи, единственным источником дивиденда установлена прибыль, остающаяся после налогообложения.

Наряду с внесением изменений в Налоговый кодекс также предполагается разработка проектов поправок к законам "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью". Из них предлагается исключить положения о том, что распределению между акционерами или участниками общества подлежит исключительно чистая прибыль.

В Минфине указали, что поправки будут ориентировать компании на возможность определять размер дивидендов исходя из показателей консолидированной финансовой отчетности. Сейчас, при ориентации на чистую прибыль, возможны ситуации, когда планируемый размер дивидендов и финансовое состояние общества полностью соответствуют требованиям закона, но при этом у общества есть "бумажный" убыток, уменьшающий стоимость чистой прибыли общества до размера, не позволяющего выплатить запланированные дивиденды.

При этом в Минфине подчеркивают, что указанное ограничение не имеет практического значения с точки зрения защиты интересов кредиторов. Они и без того защищены правилами о запрете выплачивать дивиденды, если это повлечет возникновение у компании признаков банкротства либо если стоимость чистых активов меньше суммы уставного капитала.

— Эти нормы ориентированы на финансовое состояние общества на момент принятия решения о выплате дивидендов и на момент их выплаты. Ограничение, в свою очередь, ориентировано на тот размер чистой прибыли общества, который у него был около полугода назад (по состоянию на конец того финансового года, дивиденды за который планируется выплатить акционерам), то есть к текущему финансовому состоянию общества и интересам кредиторов удаляемый критерий не имеет отношения, — пояснили в ведомстве.

Минэкономразвития в заключение на представленный проект указало на отсутствие оснований для принятия предлагаемых изменений. При этом в ведомстве указывают на альтернативные способы решения проблемы.

В ведомстве отмечают, что "бумажный" убыток образуется в бухгалтерском учете вследствие начисления резервов по сомнительным долгам и обесценения финансовых вложений в случае снижения их рыночной стоимости по сравнению с балансовой. В связи с этим Минэкономразвития предлагает внести изменения в те нормативные акты, которые регулируют данные вопросы, — например, в приказ Минфина об учете финансовых вложений и др. И таким путем регулировать наличие либо отсутствие у акционерного общества указанного убытка и, соответственно, чистой прибыли для целей начисления дивидендов.

В документе так же указано, что предлагаемые изменения потенциально затрагивают интересы более 160 тыс. компаний не только с госучастием в капитале.

— В заключении предлагалось "точечные проблемы" решать "точечными мерами" — только в отношении госкомпаний или ограничиться изменением норм бухгалтерского учета. Аналогичную позицию по проекту высказали Сбербанк России, ОАО "ФПК", ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" и ряд компаний, — сообщили в ведомстве.

Как указал аналитик "Инвесткафе" Тимур Нигматуллин, "бумажный" убыток — достаточно частое явление. Так, по его словам, с учетом почти 15-процентной девальвации рубля по отношению к доллару США в I квартале 2014 года многие компании показали "бумажные" убытки. И в случае реализации инициативы Минфина, говорит эксперт, действительно можно было бы ожидать упрощения процедуры выплаты дивидендов.

Однако, по словам финансового аналитика Lionstone Investment Services Ltd Сергея Еременко, в первую очередь инициатива Минфина направлена на увеличение поступлений в бюджет, так как государство является крупнейшим акционером ведущих предприятий.

— Не секрет, что чистую прибыль компании можно занизить различными способами: завышение расходной части, реинвестирование, переоценка активов. И это часто применяется на практике. В итоге акционеры компании остаются без законного права на дивиденды, а государство, будучи акционером крупнейших российских компаний, теряет огромные суммы, — говорит Сергей Еременко.

Главный аналитик UFS IC Илья Балакирев также соглашается с тем, что проблема существует. Он пояснил, что многие госкомпании в этом году отразили крупные разовые списания из-за переоценки активов, особенно в энергетическом секторе.

В то же время, подчеркивает эксперт, действующее сейчас ограничение установлено не случайно — оно призвано препятствовать выводу средств из компаний и предотвращать уход от налогообложения. И если в случае с госкомпаниями, отмечает Балакирев, введение послабления могло бы иметь смысл, то распространение его на все общества чревато злоупотреблениями, особенно в мелких и средних компаниях.

В связи с этим, говорит аналитик ИГ "Норд-Капитал" Роман Ткачук, от законодателей требуется внимательная проверка внесенных предложений, чтобы владельцы убыточных компаний не получили возможность выводить денежные средства с помощью дивидендов. Как вариант, указывает эксперт, Минфин может предложить систему показателей, исходя из которой компании смогут рассчитывать возможный для себя уровень дивидендов.

Адвокат компании "Налоговик" Сергей Варламов привел другой пример.

"Газпром" по итогам 2010 года выплатил дивиденды, исходя из размера годовой прибыли в 346,7 млрд рублей. Данная сумма, говорит эксперт, образовалась путем занижения первоначальной на размер "бумажного" убытка, составившего 151 млрд рублей, который появился в результате снижения стоимости акций "Газпром нефти" на рынке.

По словам экспертов, Минфин пытается заставить компании платить дивиденды вне зависимости от наличия "бумажного" убытка (из других своих ликвидных активов), чтобы эти дивиденды в итоге стали одним из источников пополнения бюджета.

Анастасия Алексеевских, Татьяна Ширманова

 

 

"Ведомости"

"Газпром" в четверг выставил на продажу свои пакеты по 37,1% акций в литовской газотранспортной компании Amber Grid и газораспределительной Lietuvos Dujos, следует из сообщений компаний для Вильнюсской биржи. Представитель литовского премьер-министра Эвелина Буткуте-Лаздаускене подтвердила "Интерфаксу", что от "Газпрома" поступило официальное сообщение о продаже. Представитель "Газпрома" не ответил на запрос.

Накануне концерн сообщал, что 11 июня его совет директоров рассмотрит вопрос о прекращении участия компании в литовских активах, но о решении не сообщалось. В конце мая госкомпании Литвы Epso-G и Lietuvos Energija выставили "Газпрому" оферту на акции в Amber Grid и Lietuvos Dujos. Доля в первой оценена в 50,4 млн евро, во второй — 70,4 млн евро за пакет. За оба актива предлагается 121 млн евро. В отчете за 2013 г. "Газпром" оценил свою долю в Amber Grid и Lietuvos Dujos в 2,56 млрд руб. (около 60,7 млн евро). Срок оферты истекает в понедельник, 16 июня.

"Газпром" стал акционером Lietuvos Dujos в 2004 г. (Amber Grid тогда была ее частью). Но после внедрения в национальное законодательство норм Третьего энергопакета ЕС Литва разделила Lietuvos Dujos по видам деятельности и потребовала от "Газпрома" как поставщика газа выйти из транспортного бизнеса Amber Grid. В середине мая пакеты по 38,9% акций в Amber Grid и Lietuvos Dujos госкомпаниям Epso-G и Lietuvos Energija продала немецкая E. On. В результате Литва консолидировала по 56,6% в каждом активе. Еще по 6,3% в компаниях владеют миноритарии.

"Газпром" в середине мая согласился снизить цену для Литвы на 20%. До сих пор "Газпром" настаивал, чтобы сделка стала пакетной и включала в себя отзыв судебного иска Литвы к "Газпрому" на 1,5 млрд евро и гарантии транзита газа в Калининград после 2015 г., когда истекает транзитный договор. В то же время, 10 июня, накануне совета директоров "Газпрома", антимонопольное ведомство Литвы выставило концерну штраф почти на 36 млн евро, обвинив его в препятствовании своповым сделкам компании Lietuvos Energijos Gamyba.

Этот штраф может снизить итоговую сумму, которую "Газпром" получит от Литвы за доли в Amber Grid и Lietuvos Dujos, считает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Формально Литва вынуждена предложить "Газпрому" высокую цену, такую же, как она заплатила E. On. Но немецкая компания, возможно, сумела ее добиться, согласившись в январе проголосовать вместе с Литвой за иск к "Газпрому", отмечает эксперт.

Михаил Серов

<< Июнь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ