16.06.2017
Налоговая нагрузка на нефтяников и "Газпром" вырастет. Правительство пытается компенсировать недополученные дивиденды.
"Ведомости"
В четверг правительство рассмотрело подготовленный Минфином законопроект, повышающий налоговую нагрузку на нефтегазовый сектор. Коэффициент в формуле расчета НДПИ для "Газпрома" уже в IV квартале 2017 г. будет увеличен с 1,7969 до 2,2738. Также в 2020 г. сохранится повышенная ставка на газ — увеличивается в 2019 г. на 280 руб. за кубометр. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова не ответила на запрос в четверг вечером.
"Доплатить" придется и нефтяникам. Изъять у них девальвационную прибыль Минфин решил в 2015 г. (налоги выросли с 2016 г.) и с тех пор каждый раз находит повод сделать это снова. В 2017 г. в формуле НДПИ появился новый элемент — 306 руб. за тонну, а в 2018 г. и 2019 г. НДПИ будет увеличен на 357 и 428 руб. соответственно. В рассматриваемом проекте Минфин предложил продлить действие ставки 2019 г. (плюс 428 руб.) до конца 2020 г.
Повышение коэффициента для "Газпрома" в этом году должно принести бюджету 30 млрд руб., говорит федеральный чиновник, это должно компенсировать потери из-за недополученных от компании дивидендов. По итогам 2016 г. "Газпром", как и все госкомпании, должен заплатить 50% прибыли по МСФО, но правительство разрешило ему не учитывать в прибыли бумажные доходы. Вместо 476 млрд руб. "Газпром" заплатит только 190 млрд. 30 млрд руб. — это, конечно, хорошая компенсация ушедших 286 млрд руб., иронизирует другой чиновник. Но для бюджета налоговые изъятия более эффективны, чем дивиденды, — доля государства в "Газпроме" — чуть более 50% и значительная часть дивидендов выплачивается миноритариям, рассуждает Дмитрий Маринченко из Fitch Ratings.
Для самого "Газпрома" изъятия будут несущественными. Дополнительные 30 млрд руб. налога — не так много в масштабах группы, около 2% от EBITDA, оценивает Маринченко. Разовое изъятие не должно оказать серьезного влияния на кредитоспособность "Газпрома". Но налоговая нагрузка компании в 2017 г., без учета дополнительных 30 млрд руб., и так на 170 млрд руб. больше, чем в 2015 г., говорит Маринченко. Крайне нежелательно, чтобы и в следующие годы были дополнительные налоговые изъятия, особенно с учетом масштабной программы капвложений и низких цен на газ в Европе, предупреждает он.
Против продления повышенного НДПИ на нефть выступало Минэнерго, указывая, что бюджету и так помогло повышение цен на нефть из-за сделки ОПЕК. Но этого недостаточно, чтобы закрыть дыру в бюджете, недополучил бюджет и дивидендов госкомпаний, спорит чиновник. В последнее время налоговая нагрузка на сектор постоянно росла, есть риск, что эта тенденция сохранится, опасается Маринченко.
Маргарита Папченкова, Елизавета Базанова
Угольную генерацию ожидает технологическое обновление.
"Российская газета"
Откуда в наших домах берутся свет и тепло? "Человек с улицы" на такой вопрос, скорее всего, пожмет плечами: с электростанций... из котельных... Мало кто в нашей стране, богатой природным сырьем, задается вопросом, что же именно бросают в топку ради общего благополучия. Но специалисты давно предупреждают: источники энергии могут стать источниками проблем, если между ними по-прежнему будут сохраняться серьезные диспропорции. Особого внимания требует угольная генерация — таково общее мнение законодателей, представителей исполнительной власти, специалистов и ученых-экспертов, собравшихся на "круглый стол" в Госдуме.
Три четверти топлива для выработки электроэнергии в России — это газ, четверть (25,6%) — уголь. В мировых масштабах он занимает 41% из-за своей дешевизны и повсеместного распространения, и даже к 2025 г. его доля существенно не изменится. России хватит своих запасов угля еще лет на четыреста. Сейчас на нем работают более 140 станций и десятки тысяч котельных.
Однако, по мнению председателя Комитета Госдумы по энергетике Павла Завального, угольную отрасль в РФ искусственно обрекают на убыточность. Газ дороже угля, но ставку делают исключительно на газификацию. Паритет цены газа и угля составляет сейчас 1,6-1,7 и держится за счет многомиллионных госсубсидий. Однако о реальной межтопливной конкуренции можно говорить, только если цена поставки газа в пересчете на калорийность будет превышать угольную в 2-3 раза. По мнению Завального, угольной генерации в России нужна всесторонняя поддержка — как законодательная, так и научная, финансовая, политическая. Нужно пересматривать тарифную политику и одновременно учитывать новые требования к экологии производства, которые в 2014 г. были закреплены в ФЗ N 219 в виде поправок к Закону "Об охране окружающей среды". Дамокловым мечом над всем топливно-энергетическим комплексом нависло и Парижское соглашение, к которому Россия присоединилась, но пока не ратифицировала — введение "углеродного сбора" может поставить на грань закрытия многие предприятия, большинство из которых являются градо- и регионообразующими (последствия предсказать несложно). Нельзя сбрасывать со счетов и возможную угрозу энергетической безопасности государства: доминирование газовой генерации — вещь рискованная. В экстремальные холода, которые для России не редкость, газовые станции вынуждены переходить на резервное топливо. С углем такой проблемы нет.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Дмитрий Исламов считает, что ситуация быстро идет к абсурду, когда в мировых СМИ нагнетают истерику вокруг "грязного" угля. Вплоть до того, что предлагается... особо маркировать продукты, произведенные на электроэнергии от его сжигания. Но что действительно необходимо, так это вкладывать средства в модернизацию устаревших станций (как это делают, например, в Кузбассе), чтобы снизить уровни выбросов вредных веществ в атмосферу и водоемы, применять новейшие технологии утилизации золошлаковых отходов (ЗШО). Здесь нужны совместные действия не только предприятий отрасли, но и минприроды, минэкономразвития, других ведомств.
Представители Минприроды России Виктория Венчикова и Анастасия Горленко пояснили собравшимся тонкости новой системы ранжирования предприятий в зависимости от степени их воздействия на экологию. Но с сожалением отметили, что прописанное в законе внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) для защиты окружающей среды в угледобыче идет крайне медленно. По мнению представителей минприроды, НДТ в угольной отрасли — это прежде всего система нейтрализации отходов и их повторное хозяйственное использование.
Генеральный директор Ассоциации "НП Горнопромышленники России" Александр Вержанский привел печальную статистику: Россия на сегодня утилизирует попутные продукты сжигания угля всего на 14% (Германия, для сравнения, — на 99%). Главным вектором технологических инноваций должно стать повышение КПД станций при преобразовании тепловой энергии, для чего требуется наращивать температуру и давление пара до сверхкритических параметров. В Китае подобные разработки идут уже полным ходом, мы же планируем строить такие ТЭС лишь после 2020 г. Нам нужна, как в США, государственная поддержка проектов извлечения редкоземельных металлов из угля и золы, радионуклидов из угольной пыли и т.д. Технологическое отставание в этой сфере смерти подобно.
Сергей Рогинко, руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН, остановился на последствиях возможной ратификации Парижского соглашения — сам документ эксперт назвал "алармистским" и тенденциозным. Судя по итогам Боннских переговоров 8-18 мая 2017 г., "климатические экстремисты" пытаются добиться сокращения национальных лимитов выбросов парниковых газов на 30-35%. Для России, и без того принявшей обязательства на уровне 70% от 1990 г., введение технически невыполнимых стандартов чревато остановкой большинства ТЭЦ. Нам, считает С. Рогинко, надо занять активную позицию в переговорах и не поддаваться давлению "пропарижского лобби".
Андрей Калачев, глава консорциума "Феникс", представил комплексную программу экологических мер для решения проблемы утилизации ЗШО в России. Она предполагает законодательные новшества и коррекцию техрегламентов, но прежде всего — концепцию экологически приемлемой угольной станции, сбросы и отходы от которой соответствуют жестким международным стандартам. По предварительным оценкам, затраты на эту программу могут составить около 710 млрд рублей, а отдача к 2035 г. — 774 млрд руб., дальнейший ежегодный экономический эффект — 86 млрд руб. А. Калачев продемонстрировал коллегам образцы нового строительного материала, полученного из угольной золы, — объем гранул в 30 раз меньше, чем в обычных отвалах, стоимость — в несколько раз ниже обычного песка.
Своими идеями поделились и представители минэнерго, профсоюза работников углепрома, генерирующих компаний и угольных предприятий, научных центров и др. "Главное для нас — иметь целеполагание и избегать пустых дискуссий", — завершил "круглый стол" глава думского комитета Павел Завальный. В течение двух недель все предложения будут систематизированы, а затем оформлены в виде законодательных инициатив.
Ирина Поленова
"Северный поток-2" успел получить деньги до введения санкций США.
"Газета РБК"
Новые санкции США относительно участия в финансировании российских газопроводов не помешали привлечь деньги на строительство "Северного потока-2". Финансирование предоставили пять европейских партнеров "Газпрома" до введения санкций.
Пять европейских энергетических компаний — Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall — успели предоставить финансирование проекту Nord Stream 2 (оператор строительства газопровода "Северный поток-2" из России в Европу), до того как сенат США принял санкции против участия западных компаний. Об этом рассказал зампред правления "Газпрома" Александр Медведев на брифинге в рамках конференции "Перспективы энергетического сотрудничества Россия — ЕС: газовый аспект", которая прошла в четверг, 15 июня, в Берлине.
Гендиректор Shell Бен ван Берден говорил в интервью РБК 2 июня, что первый транш кредита будет предоставлен "в ближайшие недели".
"Средства от всех пришли на счета компании Nord Stream 2 и уже работают на проекте", — рассказал в четверг Медведев (цитата по "Интерфаксу").
По его словам, проект получил от иностранных партнеров "более €1 млрд", все партнеры участвуют в финансировании в равных долях".
"Газпром" завершил работу по "организации финансирования проекта" с иностранными партнерами в полном объеме, сказал Медведев. "У нас сейчас есть обязательства по финансированию на всю сумму", — отметил он. Теперь "Газпром" планирует привлечь проектное финансирование, отметил топ-менеджер. Nord Stream 2 уже начала соответствующие переговоры с российскими и иностранными банками по финансированию "Северного потока-2", заявил директор проекта Хеннинг Коте.
В среду, 14 июня, сенат США одобрил законопроект, расширяющий санкции против России. В частности, он дает президенту США право вводить санкции в отношении тех компаний, которые инвестировали от $1 млн в строительство Россией экспортных трубопроводов или предоставили для этих целей оборудование, в том числе в лизинг, технологии и услуги. В законопроекте о дополнительных санкциях есть отдельный параграф про "Северный поток-2", напоминает "Интерфакс".
В нем сказано, что США будут продолжать препятствовать реализации проекта "из-за его губительных последствий для энергетической безопасности ЕС, развития газового рынка в Центральной и Восточной Европе и энергетических реформ на Украине". Также США намерены помогать Украине и своим союзникам и партнерам в Европе "снижать зависимость от российских энергоресурсов, особенно природного газа, который используется правительством России в качестве оружия, чтобы запугивать другие страны и влиять на них".
Европейские политики уже раскритиковали новые санкции США.
"Предлагаемые ограничения угрожают позициям немецких и австрийских компаний на американском рынке в том случае, если они продолжат участвовать в совместных проектах с Россией наподобие "Северного потока-2", — говорится в совместном заявлении главы внешнеполитического ведомства ФРГ Зигмара Габриэля и канцлера Австрии Кристиана Керна, которое распространила пресс-служба МИД Германии. "Энергообеспечение Европы является делом Европы, а не США. У кого получать энергоресурсы, мы будем решать сами в соответствии с правилами открытой конкуренции", — говорится в заявлении. Гендиректор французской Engie Изабель Кошер заявила журналистам, что санкции США введены в интересах американского газа. "Не думаю, что США смогут остановить этот проект", — сказала Кошер.
Две нитки газопровода "Северный поток-2" протяженностью 1,2 тыс. км и мощностью 55 млрд куб. м в год должны пройти по дну Балтийского моря до немецкого города Грайфсвальд, чтобы снизить транзит газа в Европу через Украину. Маршрут пройдет вдоль уже действующего газопровода "Северный поток". Проект оценивается в €9,5 млрд. "Газпром" планировал создать совместное предприятие с пятью европейскими партнерами для реализации этого проекта, но Польша заблокировала это решение. После этого партнеры решили оформить свое участие в Nord Stream 2 через долговое финансирование.
В конце апреля "Газпром" согласовал схему финансирования с европейскими компаниями — участниками проекта. Тогда пять европейских компаний обязались предоставить долгосрочное финансирование в объеме 50% от общей стоимости проекта, или €4,75 млрд.
Вместе с "Газпромом" участники проекта предоставят Nord Stream 2 AG бридж-кредит на €6,65 млрд, сообщал "Газпром". Соглашение об этом было подписано 30 апреля, срок его действия — до конца 2019 года. Ставка составит 6%, агент по кредиту — Glas Trust Corporation Ltd. Предполагалось, что этот кредит будет предоставлен до того, как Nord Stream 2 сможет привлечь проектное финансирование. 2 июня партнеры по проекту "Северный поток-2" подписали соглашение о дефицитном финансировании стройки, на тот случай, если не хватит проектного финансирования, сообщал "Газпром". Оно регулирует обязательства по предоставлению кредита в адрес Nord Stream 2 AG в случае непривлечения/недостаточного привлечения проектного финансирования.
Алина Фадеева