Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

16.06.2017

Налоговая нагрузка на нефтяников и "Газпром" вырастет. Правительство пытается компенсировать недополученные дивиденды.

"Ведомости"

В четверг правительство рассмотрело подготовленный Минфином законопроект, повышающий налоговую нагрузку на нефтегазовый сектор. Коэффициент в формуле расчета НДПИ для "Газпрома" уже в IV квартале 2017 г. будет увеличен с 1,7969 до 2,2738. Также в 2020 г. сохранится повышенная ставка на газ — увеличивается в 2019 г. на 280 руб. за кубометр. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова не ответила на запрос в четверг вечером.

"Доплатить" придется и нефтяникам. Изъять у них девальвационную прибыль Минфин решил в 2015 г. (налоги выросли с 2016 г.) и с тех пор каждый раз находит повод сделать это снова. В 2017 г. в формуле НДПИ появился новый элемент — 306 руб. за тонну, а в 2018 г. и 2019 г. НДПИ будет увеличен на 357 и 428 руб. соответственно. В рассматриваемом проекте Минфин предложил продлить действие ставки 2019 г. (плюс 428 руб.) до конца 2020 г.

Повышение коэффициента для "Газпрома" в этом году должно принести бюджету 30 млрд руб., говорит федеральный чиновник, это должно компенсировать потери из-за недополученных от компании дивидендов. По итогам 2016 г. "Газпром", как и все госкомпании, должен заплатить 50% прибыли по МСФО, но правительство разрешило ему не учитывать в прибыли бумажные доходы. Вместо 476 млрд руб. "Газпром" заплатит только 190 млрд. 30 млрд руб. — это, конечно, хорошая компенсация ушедших 286 млрд руб., иронизирует другой чиновник. Но для бюджета налоговые изъятия более эффективны, чем дивиденды, — доля государства в "Газпроме" — чуть более 50% и значительная часть дивидендов выплачивается миноритариям, рассуждает Дмитрий Маринченко из Fitch Ratings.

Для самого "Газпрома" изъятия будут несущественными. Дополнительные 30 млрд руб. налога — не так много в масштабах группы, около 2% от EBITDA, оценивает Маринченко. Разовое изъятие не должно оказать серьезного влияния на кредитоспособность "Газпрома". Но налоговая нагрузка компании в 2017 г., без учета дополнительных 30 млрд руб., и так на 170 млрд руб. больше, чем в 2015 г., говорит Маринченко. Крайне нежелательно, чтобы и в следующие годы были дополнительные налоговые изъятия, особенно с учетом масштабной программы капвложений и низких цен на газ в Европе, предупреждает он.

Против продления повышенного НДПИ на нефть выступало Минэнерго, указывая, что бюджету и так помогло повышение цен на нефть из-за сделки ОПЕК. Но этого недостаточно, чтобы закрыть дыру в бюджете, недополучил бюджет и дивидендов госкомпаний, спорит чиновник. В последнее время налоговая нагрузка на сектор постоянно росла, есть риск, что эта тенденция сохранится, опасается Маринченко.

Маргарита Папченкова, Елизавета Базанова

 

 

Угольную генерацию ожидает технологическое обновление.

"Российская газета"

Откуда в наших домах берутся свет и тепло? "Человек с улицы" на такой вопрос, скорее всего, пожмет плечами: с электростанций... из котельных... Мало кто в нашей стране, богатой природным сырьем, задается вопросом, что же именно бросают в топку ради общего благополучия. Но специалисты давно предупреждают: источники энергии могут стать источниками проблем, если между ними по-прежнему будут сохраняться серьезные диспропорции. Особого внимания требует угольная генерация — таково общее мнение законодателей, представителей исполнительной власти, специалистов и ученых-экспертов, собравшихся на "круглый стол" в Госдуме.

Три четверти топлива для выработки электроэнергии в России — это газ, четверть (25,6%) — уголь. В мировых масштабах он занимает 41% из-за своей дешевизны и повсеместного распространения, и даже к 2025 г. его доля существенно не изменится. России хватит своих запасов угля еще лет на четыреста. Сейчас на нем работают более 140 станций и десятки тысяч котельных.

Однако, по мнению председателя Комитета Госдумы по энергетике Павла Завального, угольную отрасль в РФ искусственно обрекают на убыточность. Газ дороже угля, но ставку делают исключительно на газификацию. Паритет цены газа и угля составляет сейчас 1,6-1,7 и держится за счет многомиллионных госсубсидий. Однако о реальной межтопливной конкуренции можно говорить, только если цена поставки газа в пересчете на калорийность будет превышать угольную в 2-3 раза. По мнению Завального, угольной генерации в России нужна всесторонняя поддержка — как законодательная, так и научная, финансовая, политическая. Нужно пересматривать тарифную политику и одновременно учитывать новые требования к экологии производства, которые в 2014 г. были закреплены в ФЗ N 219 в виде поправок к Закону "Об охране окружающей среды". Дамокловым мечом над всем топливно-энергетическим комплексом нависло и Парижское соглашение, к которому Россия присоединилась, но пока не ратифицировала — введение "углеродного сбора" может поставить на грань закрытия многие предприятия, большинство из которых являются градо- и регионообразующими (последствия предсказать несложно). Нельзя сбрасывать со счетов и возможную угрозу энергетической безопасности государства: доминирование газовой генерации — вещь рискованная. В экстремальные холода, которые для России не редкость, газовые станции вынуждены переходить на резервное топливо. С углем такой проблемы нет.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Дмитрий Исламов считает, что ситуация быстро идет к абсурду, когда в мировых СМИ нагнетают истерику вокруг "грязного" угля. Вплоть до того, что предлагается... особо маркировать продукты, произведенные на электроэнергии от его сжигания. Но что действительно необходимо, так это вкладывать средства в модернизацию устаревших станций (как это делают, например, в Кузбассе), чтобы снизить уровни выбросов вредных веществ в атмосферу и водоемы, применять новейшие технологии утилизации золошлаковых отходов (ЗШО). Здесь нужны совместные действия не только предприятий отрасли, но и минприроды, минэкономразвития, других ведомств.

Представители Минприроды России Виктория Венчикова и Анастасия Горленко пояснили собравшимся тонкости новой системы ранжирования предприятий в зависимости от степени их воздействия на экологию. Но с сожалением отметили, что прописанное в законе внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) для защиты окружающей среды в угледобыче идет крайне медленно. По мнению представителей минприроды, НДТ в угольной отрасли — это прежде всего система нейтрализации отходов и их повторное хозяйственное использование.

Генеральный директор Ассоциации "НП Горнопромышленники России" Александр Вержанский привел печальную статистику: Россия на сегодня утилизирует попутные продукты сжигания угля всего на 14% (Германия, для сравнения, — на 99%). Главным вектором технологических инноваций должно стать повышение КПД станций при преобразовании тепловой энергии, для чего требуется наращивать температуру и давление пара до сверхкритических параметров. В Китае подобные разработки идут уже полным ходом, мы же планируем строить такие ТЭС лишь после 2020 г. Нам нужна, как в США, государственная поддержка проектов извлечения редкоземельных металлов из угля и золы, радионуклидов из угольной пыли и т.д. Технологическое отставание в этой сфере смерти подобно.

Сергей Рогинко, руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН, остановился на последствиях возможной ратификации Парижского соглашения — сам документ эксперт назвал "алармистским" и тенденциозным. Судя по итогам Боннских переговоров 8-18 мая 2017 г., "климатические экстремисты" пытаются добиться сокращения национальных лимитов выбросов парниковых газов на 30-35%. Для России, и без того принявшей обязательства на уровне 70% от 1990 г., введение технически невыполнимых стандартов чревато остановкой большинства ТЭЦ. Нам, считает С. Рогинко, надо занять активную позицию в переговорах и не поддаваться давлению "пропарижского лобби".

Андрей Калачев, глава консорциума "Феникс", представил комплексную программу экологических мер для решения проблемы утилизации ЗШО в России. Она предполагает законодательные новшества и коррекцию техрегламентов, но прежде всего — концепцию экологически приемлемой угольной станции, сбросы и отходы от которой соответствуют жестким международным стандартам. По предварительным оценкам, затраты на эту программу могут составить около 710 млрд рублей, а отдача к 2035 г. — 774 млрд руб., дальнейший ежегодный экономический эффект — 86 млрд руб. А. Калачев продемонстрировал коллегам образцы нового строительного материала, полученного из угольной золы, — объем гранул в 30 раз меньше, чем в обычных отвалах, стоимость — в несколько раз ниже обычного песка.

Своими идеями поделились и представители минэнерго, профсоюза работников углепрома, генерирующих компаний и угольных предприятий, научных центров и др. "Главное для нас — иметь целеполагание и избегать пустых дискуссий", — завершил "круглый стол" глава думского комитета Павел Завальный. В течение двух недель все предложения будут систематизированы, а затем оформлены в виде законодательных инициатив.

Ирина Поленова

 

 

"Северный поток-2" успел получить деньги до введения санкций США.

"Газета РБК"

Новые санкции США относительно участия в финансировании российских газопроводов не помешали привлечь деньги на строительство "Северного потока-2". Финансирование предоставили пять европейских партнеров "Газпрома" до введения санкций.

Пять европейских энергетических компаний — Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall — успели предоставить финансирование проекту Nord Stream 2 (оператор строительства газопровода "Северный поток-2" из России в Европу), до того как сенат США принял санкции против участия западных компаний. Об этом рассказал зампред правления "Газпрома" Александр Медведев на брифинге в рамках конференции "Перспективы энергетического сотрудничества Россия — ЕС: газовый аспект", которая прошла в четверг, 15 июня, в Берлине.

Гендиректор Shell Бен ван Берден говорил в интервью РБК 2 июня, что первый транш кредита будет предоставлен "в ближайшие недели".

"Средства от всех пришли на счета компании Nord Stream 2 и уже работают на проекте", — рассказал в четверг Медведев (цитата по "Интерфаксу").

По его словам, проект получил от иностранных партнеров "более €1 млрд", все партнеры участвуют в финансировании в равных долях".

"Газпром" завершил работу по "организации финансирования проекта" с иностранными партнерами в полном объеме, сказал Медведев. "У нас сейчас есть обязательства по финансированию на всю сумму", — отметил он. Теперь "Газпром" планирует привлечь проектное финансирование, отметил топ-менеджер. Nord Stream 2 уже начала соответствующие переговоры с российскими и иностранными банками по финансированию "Северного потока-2", заявил директор проекта Хеннинг Коте.

В среду, 14 июня, сенат США одобрил законопроект, расширяющий санкции против России. В частности, он дает президенту США право вводить санкции в отношении тех компаний, которые инвестировали от $1 млн в строительство Россией экспортных трубопроводов или предоставили для этих целей оборудование, в том числе в лизинг, технологии и услуги. В законопроекте о дополнительных санкциях есть отдельный параграф про "Северный поток-2", напоминает "Интерфакс".

В нем сказано, что США будут продолжать препятствовать реализации проекта "из-за его губительных последствий для энергетической безопасности ЕС, развития газового рынка в Центральной и Восточной Европе и энергетических реформ на Украине". Также США намерены помогать Украине и своим союзникам и партнерам в Европе "снижать зависимость от российских энергоресурсов, особенно природного газа, который используется правительством России в качестве оружия, чтобы запугивать другие страны и влиять на них".

Европейские политики уже раскритиковали новые санкции США.

"Предлагаемые ограничения угрожают позициям немецких и австрийских компаний на американском рынке в том случае, если они продолжат участвовать в совместных проектах с Россией наподобие "Северного потока-2", — говорится в совместном заявлении главы внешнеполитического ведомства ФРГ Зигмара Габриэля и канцлера Австрии Кристиана Керна, которое распространила пресс-служба МИД Германии. "Энергообеспечение Европы является делом Европы, а не США. У кого получать энергоресурсы, мы будем решать сами в соответствии с правилами открытой конкуренции", — говорится в заявлении. Гендиректор французской Engie Изабель Кошер заявила журналистам, что санкции США введены в интересах американского газа. "Не думаю, что США смогут остановить этот проект", — сказала Кошер.

Две нитки газопровода "Северный поток-2" протяженностью 1,2 тыс. км и мощностью 55 млрд куб. м в год должны пройти по дну Балтийского моря до немецкого города Грайфсвальд, чтобы снизить транзит газа в Европу через Украину. Маршрут пройдет вдоль уже действующего газопровода "Северный поток". Проект оценивается в €9,5 млрд. "Газпром" планировал создать совместное предприятие с пятью европейскими партнерами для реализации этого проекта, но Польша заблокировала это решение. После этого партнеры решили оформить свое участие в Nord Stream 2 через долговое финансирование.

В конце апреля "Газпром" согласовал схему финансирования с европейскими компаниями — участниками проекта. Тогда пять европейских компаний обязались предоставить долгосрочное финансирование в объеме 50% от общей стоимости проекта, или €4,75 млрд.

Вместе с "Газпромом" участники проекта предоставят Nord Stream 2 AG бридж-кредит на €6,65 млрд, сообщал "Газпром". Соглашение об этом было подписано 30 апреля, срок его действия — до конца 2019 года. Ставка составит 6%, агент по кредиту — Glas Trust Corporation Ltd. Предполагалось, что этот кредит будет предоставлен до того, как Nord Stream 2 сможет привлечь проектное финансирование. 2 июня партнеры по проекту "Северный поток-2" подписали соглашение о дефицитном финансировании стройки, на тот случай, если не хватит проектного финансирования, сообщал "Газпром". Оно регулирует обязательства по предоставлению кредита в адрес Nord Stream 2 AG в случае непривлечения/недостаточного привлечения проектного финансирования.

Алина Фадеева

<< Июнь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ