Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

16.06.2020

Часть налогов нефтепереработки могут переложить на АЗС.

"Российская газета"

Перенос уплаты акциза на моторное топливо на автозаправочные станции (АЗС) позволит снизить фискальную нагрузку нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и улучшить их экономику. По мнению экспертов, мера не затронет конечных потребителей и не приведет к увеличению розничных цен на бензин и дизельное топливо.

В Минэнерго России идею переноса уплаты акциза с НПЗ на АЗС поддерживают. Глава ведомства Александр Новак неоднократно заявлял, что с экономической точки зрения правильно, когда акциз уплачивается не тогда, когда товар произведен, а после его продажи конечному потребителю. По мнению главы минэнерго, такая схема уплаты акциза позволит снизить количество махинаций с топливом, когда на АЗС продавался разбавленный, некачественный продукт.

"Перенос уплаты акциза на АЗС положительно скажется на экономике НПЗ", — считает консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов. Он уточнил, что сейчас нефтепереработка выплачивает акциз на весь объем отгруженной продукции, независимо от того, реализованы ли объемы потребителю. В текущей ситуации пониженного спроса эта проблема стала особенно актуальной. Значительные объемы произведенного топлива остаются в запасах и не находят конечного потребителя, тем самым принося убытки НПЗ. Перенос уплаты акциза позволяет решить эту проблему, сказал эксперт.

Идея не нова. Схему с уплатой акциза на моторное топливо не нефтеперерабатывающими заводами, а АЗС пытались внедрить в России еще в 2003 году. Тогда она проработала полгода, и от нее пришлось отказаться из-за сложностей с документооборотом, взаиморасчетами, контролем и собираемостью налогов. В дальнейшем нефтяные компании неоднократно предлагали к ней вернуться. Они владеют большинством крупнейших НПЗ в России, налоговая нагрузка на которые весьма высока, а вот доля принадлежащих им АЗС по стране составляет меньше половины. Впрочем, всякий раз предложение нефтяников отклонялось из-за сложностей его внедрения в жизнь.

"С точки зрения вертикально-интегрированных компаний, кто будет плательщиком акциза — собственные НПЗ или собственные АЗС, не важно, а вот независимым АЗС поначалу придется очень сложно, поскольку придется ужесточить систему учета топлива", — сказал руководитель международной практики КПМГ по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антон Усов.

По мнению Тыртова, минус такой системы — усложнение администрирования, поскольку контролировать несколько десятков НПЗ гораздо проще, чем десятки тысяч АЗС. Потребуются меры по контролю от этапа отгрузки моторных топлив с НПЗ до реализации конечным потребителям, включая все перепродажи. Однако профильные ведомства уже накопили достаточный опыт администрирования, чтобы обеспечить бесперебойную работу всей системы. Например, уже работает система возвратных акцизов для авиакеросина, прямогонного бензина и ароматики, также потребовавшая ввода контроля за реализацией нефтепродуктов. Поэтому при должном администрировании выпадающие доходы бюджета не будут значительными, ведь каждая тонна произведенного автобензина и дизельного топлива по-прежнему будет контролироваться, как и их последующие перепродажи вплоть до реализации конечному потребителю, считает эксперт. Неясным также остается механизм собирания акциза при прямых поставках автомобильного топлива с НПЗ или нефтебазы напрямую конечному потребителю. Например, предприятиям агропромышленного комплекса или военным объектам.

Потребителей в первую очередь интересует вопрос цены, изменится ли она в случае изменения схемы уплаты акциза. С точки зрения Тыртова, акциз уже заложен в потребительские цены, но уплачивается на этапе отгрузки топлива с НПЗ. Поэтому перенос уплаты акциза не окажет влияния на цены для конечных потребителей.

Сергей Тихонов

 

 

Россию хотят превратить в мировой хаб "зеленого" финансирования.

"Независимая газета"

Россия надеется в скором будущем превратиться в мировой хаб "зеленого" финансирования. Центром "зеленого" финансирования страна надеется стать за счет увеличения "зеленых" облигаций — долговых бумаг, средства от привлечения которых направляются на экологические проекты и меры по защите окружающей среды. Институт развития ВЭБ.РФ надеется привлечь для российских компаний таким образом около 300 млрд руб. Несмотря на такие планы, текущая доля "зеленых" бондов в совокупном объеме мировых "зеленых" ценных бумаг оказывается весьма незначительной.

По данным агентства Bloomberg, уже к концу этого лета ВЭБ.РФ может разработать правила размещения "зеленых" облигаций. Государственный институт развития надеется помочь российским компаниям привлечь за счет размещения таких бумаг около 300 млрд руб. (или 4,3 млрд долл.), пишет агентство со ссылкой на зампредседателя ВЭБ.РФ Алексея Мирошниченко. Усилия по развитию "зеленого" финансирования в России поддерживают правительство и ЦБ, это часть "международных усилий, направленных на спасение планеты", говорит Мирошниченко, подчеркивая, что это также позволит самим компаниям стать "более устойчивыми".

Заметим, идею "зеленого" финансирования российские чиновники выдвигали и ранее. Так, еще в мае глава Минэкономразвития Максим Решетников заявлял, что общенациональный план развития экономики включает меры по поддержке инвестиций, в том числе и механизм "зеленых" облигаций. "Мы считаем, что развитие этого рынка ("зеленого" финансирования. — "НГ") необходимо для скорейшего преодоления последствий кризиса. Основная цель создания рекомендаций — помочь бизнесу привлечь финансирование в экологичные производства", — говорил тогда же Алексей Мирошниченко. Он объяснял: "Если какой-либо проект будет признан "зеленым", под него можно будет выпустить "зеленые" долговые бумаги или получить "зеленый" кредит. "Такие (ценные. — "НГ") бумаги очень высоко ценятся на мировых рынках, инвесторы готовы удовлетвориться чуть меньшей доходностью, если понимают, что реализация проекта улучшит или хотя бы не ухудшит экологическую ситуацию", — заявил представитель ВЭБ.РФ.

В корпорации уверяли, что сама организация также будет принимать участие в финансировании "зеленых" проектов, а акцент будет сделан на "зеленом" транспорте, утилизации мусора, экологической трансформации крупной промышленности и энергоэффективной модернизации городов.

"Зеленые" бонды могли бы помочь России снизить зависимость от ископаемого топлива, предполагает Bloomberg. Однако пока такой инструмент, как "зеленые" облигации, не слишком развит в РФ. Так, пионером "зеленого" финансирования стали "Российские железные дороги" (РЖД). Российский монополист еще в прошлом году продал свою первую международную "зеленую" облигацию, выпуск второй последовал уже в марте этого года. В мае РЖД отчитывались, что компании удалось разместить восьмилетние "зеленые" бумаги на 500 млн евро с доходностью в 2,2%. При этом сделка стала первым размещением "зеленых" еврооблигаций эмитентом из России. В итоге половину выпуска купили европейские инвесторы, четверть — российские, 18% выпуска ушло британцам. Спрос составил 1,8 млрд евро. Полученные от размещения средства российская компания планировала направить на закупку электровозов и электропоездов.

Собственно, в том числе и успех РЖД заставляет чиновников поверить в будущий успех российских "зеленых" облигаций. "Объем этого рынка в мире вырос с 1,1 млрд долл. в 2010 году до 223 млрд долл. в 2019-м. И спрос все еще сильно превышает предложение", — рассказывал ранее Мирошниченко.

В мировом сопоставлении доля российских "зеленых" бондов выглядит незначительной. Так, по данным Bloomberg, во всем мире объем размещения "зеленых" бондов в 2019 году превысил 270 млрд долл. "В России по состоянию на апрель пять российских эмитентов разместили семь выпусков "зеленых" облигаций на общую сумму 7,55 млрд руб. и 500 млн евро", — сообщает агентство.

При этом рынок "зеленых" ценных бумаг показывает внушительный рост, несмотря на то что доля "зеленых" облигаций пока не превышает 1% от совокупных глобальных выпусков бондов. Что примечательно, весомыми игроками на этом рынке становятся банки. Согласно отчету Moody’s Analytics, в прошлом году банки выпустили "зеленых" и социальных облигаций на сумму свыше 120 млрд долл., что на 41% больше, чем годом ранее. И финансирование банками проектов, связанных с устойчивым развитием и защитой окружающей среды, постоянно растет, говорят аналитики. По прогнозам того же Moody’s, общий объем выпуска таких облигаций по итогам текущего года может превысить 400 млрд долл. Для примера: в начале июня Deutsche Bank сообщил о размещении первого выпуска шестилетних "зеленых" облигаций на 500 млн евро со ставкой купона на уровне 1,375% годовых. Как подчеркивают в банке, привлеченные таким образом средства будут использованы для рефинансирования собственных проектов по устойчивому развитию, таких как расширение использования возобновляемых источников энергии.

Привлекать деньги на финансирование экологических проектов — идея в целом похвальная. Однако до недавнего времени Россию сложно было назвать страной, уделяющей значимое внимание экологическим вопросам. Так, в марте этого года Минэкономразвития представило Стратегию по снижению выбросов парниковых газов до 2050 года. Согласно этому документу, при интенсивном сценарии Россия снизит выбросы на 36% (от уровня 1990 года) уже к 2030 году, а к 2050 году сократит их на 48%, до 1,6 млрд т эквивалента CO2. Углеводородная нейтральность (нулевые нетто-выбросы парниковых газов) будет достигнута лишь к 2100 году. Для сравнения: Германия планирует к 2050 году сократить выбросы на 80-95% от уровня 1990 года, Великобритания — на 80%, Япония, Франция и Канада — на 73-78%. Фактически стратегия РФ предполагает сохранение существующего объема выбросов, признавали эксперты.

Идея выглядит особенно удивительной, если учесть, что ставка на "зеленое" финансирование делается после экологической аварии в структуре "Норникеля", которая привела к разливу около 20 тыс. т нефтепродуктов в Арктике. Стоимость работ по ликвидации последствий аварии оценили примерно в 10 млрд руб. Однако независимые специалисты говорят об ущербе в 1 млрд долл.

Но, несмотря на знаковую аварию в Норильске, у российских "зеленых" инвестиций есть огромный потенциал. "Россия может стать достаточно большим инвестиционным центром "зеленых" облигаций с выходом на международный рынок долга. Экологические цели привлекательны для зарубежных инвесторов, ведь планета у нас одна на всех. А масштаб накопленных в России экологических проблем таков, что емкость этого рынка может оказаться большой", — сообщает аналитик компании "Финам" Алексей Калачев. Он напоминает, что Россия занимает пятое место по объему выбросов парниковых газов. "У нас до сих пор сохраняется значительная доля угольной генерации. Энергетика на основе возобновляемых источников (если не считать ГЭС) находится в самом начале развития. А проблема с утилизацией отходов носит просто масштабный характер. Плюс растущий износ как коммунальной, так и промышленной инфраструктуры, доставшейся в наследство с советских времен. И авария в Норильске еще более актуализирует потребность в обновлении производственных фондов", — замечает эксперт.

"Зеленые" облигации могут быть востребованы, так как, во-первых, на российском рынке ценных бумаг наблюдается хронический дефицит интересных инвестиционных идей, во-вторых, проектами выпуска "зеленых" облигаций в настоящее время занимаются "голубые фишки", то есть высоконадежные эмитенты, которым можно без опасений давать взаймы. А если эмитент предложит привлекательную доходность, то "зеленые" облигации будут еще интереснее", — считает замруководителя аналитического центра "Альпари" Наталья Мильчакова.

Кроме того, продолжает главный аналитик компании "Алор Брокер" Алексей Антонов, российская экономика все еще остается сырьевой и просто не готова к постиндустриальной стадии, куда перешли экономики развитых стран, которые и начали процесс размещения "зеленых" бондов. "Чтобы этот инструмент пользовался спросом, нужно другое качество экономики и сознания инвесторов. "Зеленые" бонды подходят для продвижения в тех обществах, где люди озабочены сортировкой мусора, очисткой водоемов, где существует или создается индустрия по вторичной переработке сырья и где — ключевое условие — низкий уровень коррупции позволяет собранные деньги направлять именно на защиту окружающей среды. Где есть доверие, что такая защита действительно осуществляется", — замечает он.

По мнению Антонова, до хаба "зеленого" финансирования стране придется пройти долгий путь подъема обрабатывающей промышленности, а затем доведения ее до экологических стандартов, повышения качества переработки мусора и его сортировки, а также роста самосознания граждан и бережного их отношения к окружающей среде.

Ольга Соловьева

<< Июнь, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ