conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

16.07.2014

Окупаемость поставок топлива в Поднебесную могут обеспечить за счет российского бюджета.

"Независимая газета"

Китайский газовый контракт и проект газопровода "Сила Сибири" чиновники называют историческим, эпохальным и уникальным. Общая сумма контракта в 400 млрд долл. действительно впечатляет. Жаль только, что у граждан нет ясного представления об экономической эффективности проекта и механизмах его финансирования.

Неопределенность, судя по всему, сохраняется и у руководства. Так, президент Владимир Путин предложил потратить на строительство часть золотовалютных резервов страны. Эти затраты корректно названы докапитализацией "Газпрома". "Можно пойти и по пути докапитализации, тем более что в современном мире это бесконечное наращивание золотовалютных резервов тоже несет в себе определенные риски", — заявил Путин. Однако некоторые министры высказались против столь масштабной бюджетной помощи в проекте, который был объявлен коммерческим. О том, что китайский газовый контракт выгоден для России, не раз говорил Владимир Путин, который назвал его "точно абсолютно окупаемым". Но остается вопрос: окупаемым при каких условиях — при дармовом строительстве за счет казны и при  отмене налоговых платежей? Или окупаемым — при финансировании на стандартных рыночных условиях?

Для финансирования стройки присматривались и к другой государственной кубышке — Фонду национального благосостояния (ФНБ). Но против этого выступили руководители Минфина и Минэкономразвития. Министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что "Газпром" в состоянии привлечь финансирование, это один из лучших в мире заемщиков. "ФНБ надо использовать там, где больше нет иной возможности, где без этих средств проекта не будет вообще", — уверен министр. А министр финансов Антон Силуанов напомнил об обещанном китайцами авансе. "Пока мы видим, что китайские банки дают кредит "Газпрому" на 25 млрд долл. Пока ресурсы есть для того, чтобы строить газотранспортную сеть", — сказал Силуанов и отметил, что "Газпром" — "мощнейшая компания, которая сейчас не нуждается в докапитализации".

Разговоры о докапитализации шли в июне, когда инвестиции в освоение месторождений и строительство газопровода оценивались в 55 млрд долл.

Однако в июле глава президентской администрации Сергей Иванов назвал уже другую стоимость проекта. "Газопровод "Сила Сибири" в самое ближайшее время начнет строиться, приблизительная оценка всего этого проекта — 60-70 млрд долл.", — сказал Иванов. Как и почему к 55 млрд добавились еще 5 или 15 млрд долл. — можно только догадываться. Не исключено, что Сергей Иванов вдруг решил учесть еще и затраты китайской стороны. Но скорее всего здесь обозначились запросы отечественных подрядчиков, которые не любят экономить на строительных сметах.

Заметим, что эти лишние миллиарды как раз равны тому дополнительному налоговому бремени, которое готовит для страны Минфин. Так, региональный налог с продаж нужен для пополнения казны на 195 млрд руб. Но это те самые 5 млрд долл., на которые Сергей Иванов так легко увеличил смету проекта. Примерно такую же сумму планируется собрать и за счет отмены порога для отчислений в Фонд обязательного медстрахования.

Между тем связь расходов на строительство трубы в Китай с нашим бюджетом и налогами — самая прямая. Ведь президент  уже предложил обнулить налог на добычу газа для Китая. Так что именно российский бюджет стал  основным балансирующим ресурсом для исторического китайского контракта. И все дополнительные расходы по нему будут покрыты за счет казны и за счет повышения налогов. Но если бы власти всерьез занялись экономией и эффективностью, то и налоги скорее всего не пришлось бы повышать.

 

 

Президент "Роснефти" надеется договориться с "Газпромом" о доступе в сахалинскую трубу вне суда.

"РБК daily"

"Роснефть", которая на прошлой неделе подала в суд на "дочку" "Газпрома" Sakhalin Energy, добиваясь доступа в ее трубу на Сахалине, надеется договориться мирно. Президент нефтяной компании Игорь Сечин рассказал, что на встрече с предправления "Газпрома" Алексеем Миллером было достигнуто взаимопонимание и в ближайшее время эти договоренности будут оформлены. В "Газпроме" не комментируют это заявление.

"Роснефть" с 2013 года добивается доступа в трубу Sakhalin Energy (подконтрольна "Газпрому", оператор проекта "Сахалин-2" на Сахалине), идущую с севера на юг острова, но безуспешно. Вместе с американской Exxon "Роснефть" собирается построить на юге Сахалина завод "Дальневосточный СПГ" мощностью 5 млн т, на котором будет сжижаться газ с месторождений проекта "Сахалин-1", находящихся на севере острова. Вопрос доступа в трубу — один из ключевых для экономики этого проекта.

Сечин уже обращался за поддержкой к президенту Владимиру Путину и премьеру Дмитрию Медведеву, а на прошлой неделе "Роснефть" подала в суд на Sakhalin Energy. Вчера стало известно, что госкомпания требует обязать ответчика обеспечить недискриминационный доступ к свободным мощностям газопровода для транспортировки до 8 млрд куб. м в год (ранее эту цифру "Роснефть" не раскрывала), а "Газпром" привлечен в качестве третьей стороны.

Но "Роснефть" готова договориться с "Газпромом", не дожидаясь суда. Сечин заявил, что газовая монополия уже идет навстречу. "Мы несколько дней назад провели встречу с Алексеем Борисовичем Миллером, в принципе достигнуто взаимопонимание, я думаю, в течение ближайшего времени мы оформим эти договоренности и этот вопрос будет решен, как и говорили", — сказал он РИА Новости, добавив, что "Роснефть" рассчитывает получить доступ к инфраструктуре. Представитель "Роснефти" не стал комментировать детали. Официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов также отказался от комментариев.

"Газпром" и его партнер по "Сахалин-2" Shell сами намерены расширять СПГ-завод на Сахалине, решение о строительстве третьей очереди на 5 млн т должно быть принято до конца 2015 года, говорил ранее зампред правления "Газпрома" Александр Медведев. В случае положительного решения тема допуска независимых производителей газа в трубу вообще отпадет, отмечал он. Весной расширение проекта обсуждалось на встрече Путина с гендиректором Shell Беном ван Берденом, тогда российский президент пообещал "оказать необходимое административное сопровождение и поддержку".

На прошлой неделе "Роснефть" одержала первую тактическую победу за доступ в газопровод. Федеральная антимонопольная служба обязала Sakhalin Energy рассмотреть заявку "Роснефти" на доступ в сахалинскую трубу и при наличии технической возможности заключить с ней договор на прокачку газа.

Тимофей Дзядко

 

 

Реформа рынка тепла дорого обойдется потребителям. В некоторых регионах цены на него могут вырасти почти вдвое.

"Ведомости"

Минэнерго планирует провести реформу теплоэнергетики, аналогичную приватизации РАО "ЕЭС России". Отрасли, в которой изношено 60-70% теплосетей, котельных и ТЭЦ, нужны около 2 трлн руб. инвестиций и государство их не потянет, неоднократно заявляли топ-менеджеры тепловых компаний. Чтобы привлечь частные деньги в отрасль, Минэнерго предлагает либерализовать цены на тепловую энергию, ограничив их расчетной стоимостью строительства новой котельной. Этот показатель по заданию НП "Совет рынка" рассчитала консалтинговая компания Lahmeyer International Rus. "Ведомостям" удалось ознакомиться с ее отчетом.

Инвесторам предлагается установить норму доходности на вложенный капитал в 13,9% с учетом 70% привлеченных средств, срок возврата вложений — 10 лет, говорится в документе. Расчетная цена 1 Гкал будет варьироваться от региона к региону с учетом вида топлива, сейсмических и климатических коэффициентов, а также затрат на транспортировку и с учетом происхождения оборудования. В отчете Lahmeyer приведены конечные цены только для 11 городов, в девяти из них они вырастут в среднем на 37%, но, например, в Якутске цена упадет с 1566 до 1516 руб./Гкал. Дополнительно Lahmeyer предлагает рассмотреть и вариант с целевым бюджетным финансированием (доходность будет равна 0) либо установить минимальную ставку доходности инвестированного капитала в 10,96%.

НП "Совет рынка" уже обсуждает отчет с участниками рынка, рассказывают два из них. Но консультант не представил саму методику расчета цен, так что судить об исследовании трудно, говорит один из участников дискуссий. По его словам, параметры территорий Lahmeyer International Rus выбрали без согласования с НП "Совет рынка", так что заказчик может их изменить и переиграть цену. Кроме того, обсчитывались проекты с нуля, хотя модернизация или строительство на площадке с коммуникациями обойдется намного дешевле, недоволен собеседник. Сотрудник одной из тепловых компаний, который также участвовал в обсуждении документа, напротив, считает, что консультант провел хорошую аналитическую работу. С расчетами согласен и представитель "Фортума" (поддерживает реформу): "Разработанный проект методики соответствует среднему уровню цен на строительство районной котельной".

Методику раскритиковала ФСТ. Самое важное, что нужно сделать до проведения реформы отрасли, — оценить социально-экономические последствия, но на основе данного исследования это сделать невозможно, объясняет представитель службы. Норма доходности должна быть ниже, если не нулевой, а срок возврата инвестиций равен сроку эксплуатации котельной, добавляет он. Работа над документом не завершена, будут изменения, говорит представитель НП "Совет рынка", не уточняя, какие именно.

Алина Фадеева

 

 

Украинские власти искусственно создали дефицит бензина.

"Взгляд"

Газовых проблем Украине, похоже, мало — к ним добавились проблемы с еще одним видом топлива: бензином. Украинские СМИ бьют тревогу — страна оказалась на грани топливного коллапса. На границе скопилось 13% месячных потребностей страны в бензине, которые не могут попасть к украинским потребителям. Причем эта проблема создана не извне, а действиями самой украинской власти.

По данным директора консалтинговой группы "А-95" Сергея Куюна, на границе скопилось 750 цистерн с бензином, которые не могут попасть к украинским потребителям. И виновато в этом новое руководство страны, которое внезапно ввело новые правила игры на топливном рынке.

Дело в том, что с 10 июля на Украине появились новые таможенные правила для импортного топлива. Если раньше, чтобы оценить стоимость бензина, продавцы могли обратиться на выбор в одну из 100 лабораторий, то теперь оценкой позволено заниматься одной-единственной государственной лаборатории "Масма", рассказал в эфире украинского телеканала "Интер" Сергей Куюн.

Более того, отмечает он, стоимость такой экспертизы неожиданно выросла сразу в 6,5 раз: раньше она стоила около 2 тыс. гривен (160 долларов) или не стоила ничего, а сегодня за эту услугу надо отдать 13 тыс. гривен (более 1 тыс. долларов). Не говоря уже о том, что гослаборатория просто не в состоянии сделать все необходимые анализы.

Это приведет к остановке импорта, который на сегодня составляет 85% поставок бензина, и к удорожанию бензина на 8-9%, прогнозирует Куюн. А если новые таможенные правила не будут пересмотрены, то на украинском рынке нефтепродуктов настанет настоящий коллапс, уверен он.

"Учитывая колоссальную зависимость Украины от импорта бензина, эта ситуация вполне способна спровоцировать дефицит и рост цен в стране", — согласен директор по развитию бизнеса российского независимого агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов. При этом на фоне девальвации и ограничений на розничном рынке топлива бензин в этом году на Украине уже вырос в цене в полтора раза.

По подсчетам Турукалова, застрявшие на границе 750 цистерн бензина соответствуют 45 тыс. тонн товара. Украина в 2013 году потребила около 4 млн тонн бензина, что соответствует потреблению на уровне 333 тыс. тонн в месяц плюс-минус поправка на сезонность. Получается, что украинским потребителям не может поступить 13% бензина от месячного спроса. И дальше ситуация может ухудшиться, если украинские власти не решатся признать свою ошибку и вернуть прежние условия поставок.

"Где логика?"

Топливо — это стратегический товар, особенно в период войны, ведь танки, бронетехника и авиация потребляют бензин и дизтопливо в огромных количествах. Возможно, украинские власти хотели установлением госмонополии взять импортное топливо под свой контроль. "Может быть, такие попытки и есть. Но этот случай не выглядит как выполнение такой цели. Здесь нет целенаправленного желания ограничить поставки топлива в страну. Тем более что контролировать это очень сложно. Например, дизтопливо легко можно перелить из КамАЗа", — говорит газете ВЗГЛЯД замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Не исключено, что, убрав всех частных игроков и создав госмонополию, украинские власти попытались взять в свои руки решение проблемы качества импортного бензина, чтобы воспрепятствовать появлению некачественного топлива. "Но эта проблема сейчас не в числе приоритетных. Сейчас это такая мелочь по сравнению с тем, что происходит в стране", — удивляется Пасечник.

Поэтому, скорее всего, создание госмонополии на проведение лабораторной оценки импортного топлива и увеличение в 6,5 раз цен на эти услуги связано с плохой экономической ситуацией в стране. А украинские власти лишь нашли еще один способ переложить проблемы урезанного дефицитного бюджета на плечи своих граждан.

Это уже не впервой: государство урезало расходы бюджета на социальные выплаты, ликвидировав много различных дотаций для незащищенных категорий граждан, подняв цены на ЖКУ и т. д. Не говоря уже о том, что газовые проблемы Украина переложила на всех: на Россию (отказалась платить миллиардный долг), на ЕС (все идет к тому, что часть Европы замерзнет зимой из-за воровства транзита Киевом) и на своих же украинских потребителей (тарифы на газ растут не по дням, а промпотребителей заставляют сократить потребление).

"Они уже просто не знают, где деньги собрать, как наполнить казну, поэтому ищут уже там, где было всегда спокойно. Они залезли на рынок импортного бензина, не подумав. Ввели монополию, не подготовив необходимую инфраструктуру, да еще подняли цены на услуги по оценке топлива. Это удивительные действия. А где обоснованность шестикратного роста цены, где логика?" — удивляется Александр Пасечник.

"Создают проблемы на ровном месте. И это никак не идет на пользу простым потребителям. Есть риски топливного кризиса. А удорожание услуги, безусловно, отразится на ценниках топлива", — резюмирует Пасечник.

Отказаться от импортного бензина Украина не в состоянии. В последние годы украинские НПЗ простаивали из-за отсутствия сырья. Из-за толлинговых схем Украине выгодней покупать импортный бензин, чем производить его внутри страны. Основные поставщики нефтепродуктов — Россия и Белоруссия. Сейчас прямые поставки нефти на украинские заводы отсутствуют, поэтому большинство НПЗ страны вообще остановили производство бензина. При этом поставки на Украину белорусского бензина сокращаются. За январь — май текущего года Белоруссия поставила на Украину 418,5 тыс. тонн бензина (на 3,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

Правда, сокращение может объясняться снижением потребления бензина в силу экономического и политического кризиса, снижением промышленного производства и перевозок, падением платежеспособности населения Украины и, наконец, ограничениями в виде 10 литров бензина в руки на украинских АЗС.

Ольга Самофалова

<< Июль, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ