Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

16.07.2015

В России появится новый мегарегулятор — он будет защищать рынок от монополий и регулировать их тарифы.

"Ведомости"

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) войдет в состав Федеральной антимонопольной службы (ФАС), о таком предложении премьер Дмитрий Медведев сообщил в среду президенту. Объединенное ведомство возглавит руководитель ФАС Игорь Артемьев.

Решение окончательное, говорят два федеральных чиновника. Цель — оптимизация функций, связанных с антимонопольным регулированием, тарифами монополий, инвестициями и закупками монополий, объясняет один из них, сейчас эти функции распределены между ФАС и ФСТ.

Пока в ФСТ никакой информации не поступало, говорит представитель службы. О новой структуре можно будет говорить только после получения официальных документов, отмечает его коллега в ФАС. Представитель Минэкономразвития отказался от комментариев. Ранее Минэкономразвития тоже хотело изменить схему регулирования монополий, но предлагало создать еще более крупный регулятор: объединить в нем ФСТ, часть функций ФАС и отраслевых ведомств. Цены на услуги госмонополий растут, а их качество — нет, зоны ответственности органов власти определены нечетко, писал Медведеву замминистра экономического развития Николай Подгузов.

Пока система управления монополиями такова: Минэкономразвития вырабатывает госполитику, ФСТ формирует тарифную сетку и контролирует ее применение, ФАС обеспечивает недискриминационный доступ к инфраструктуре и решает споры, отраслевые ведомства готовят и утверждают инвестпрограммы. Теперь регулировать тарифы и контролировать их применение будет ФАС, рассказывает сотрудник антимонопольной службы, будет труднее лоббировать повышение тарифов в ущерб потребителям.

По данным Минэкономразвития, с 2007 по 2014 г. железнодорожные тарифы увеличились на 91,9%, газ для населения подорожал на 211,4%, для промышленности — на 177,6%, электроэнергия для населения — на 109,1%, для промышленности — на 127,2%. Тарифы повышают для финансирования инвестпрограмм монополий, но из-за этого растет нагрузка на экономику, писало Минэкономразвития. Увеличение тарифов естественных монополий на 10% ведет к росту потребительских цен на 4,6%, подсчитали эксперты ВШЭ. Повышение тарифов с 1 июля привело к росту цен сразу на 0,7% в первую неделю.

Объединение двух органов и их укрупнение сэкономит госсредства, сократятся расходы на одного сотрудника, надеется директор Института модернизации государственного и муниципального управления Владимир Южаков. Расходы федерального бюджета в 2015 г. на оплату сотрудников ФАС, включая региональные органы, составляют 1,4 млрд руб., цена аппарата ФСТ — 330 млн руб. (общие расходы — 1,6 млрд и 642 млн соответственно). Но у ФСТ нет прямой федеральной вертикали, ее региональные органы подчиняются местным властям, отмечает гендиректор Института естественных монополий Юрий Саакян, связанные с этим проблемы, например непрозрачность тарифных решений, сохранятся.

ФСТ выступает в качестве лоббиста компаний, а ФАС — их оппонент, рассуждает федеральный чиновник, объединение двух служб может стать неприятным дополнительным давлением для монополий. Решение плохое, критикует старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков, если ведомства объединить, исчезнет элемент внутреннего соревнования. Ведомство не может само себя контролировать, продолжает Новиков, а именно это предлагается делать ФАС. Регулирование тарифов должно стать функцией ФАС, не согласен вице-президент "Опоры России" Владислав Корочкин, но вопрос в том, справится ли служба с новыми полномочиями.

Потребители монополий пока оценивают плюсы и минусы от слияния ФАС и ФСТ, говорит сотрудник металлургической компании. Это оптимизация системы госуправления и контроля, считает сотрудник естественной монополии.

Деятельность ФСТ вызывает много вопросов, говорит сотрудник строительной компании, но, собрав все функции под одной крышей и создав мегарегулятора, проблему не решить. Поможет ли бизнесу слияние, зависит от политической воли, считает федеральный чиновник.

Елизавета Базанова

 

 

Сделка с украинским олигархом съела прибыль "Газпром экспорта".

"РБК daily"

Поручившись перед Газпромбанком за компанию украинского олигарха Дмитрия Фирташа, "дочка" "Газпрома" потеряла всю прибыль предыдущих лет и осталась с непокрытым убытком в 5 млрд руб.

"Взаимоприемлемые решения"

Поручительство, предоставленное компанией "Газпром экспорт" Газпромбанку по выданному подконтрольной бизнесмену Дмитрию Фирташу компании Ostchem кредиту, обошлось "дочке" "Газпрома" в 25 млрд руб., сообщает Интерфакс.

По данным агентства, после того как Ostchem не смогла вернуть кредит, "Газпром экспорт" потерял всю накопленную за предыдущие годы прибыль и остался с непокрытым убытком в 4,99 млрд руб.

Кредит в размере $842,5 млн Газпромбанк выдал Ostchem в 2013 году (по тогдашнему курсу — около 25 млрд руб.). За счет заемных средств украинская компания приобрела у "Газпрома" газ, необходимый для работы входящих в состав группы Ostсhem заводов по производству минеральных удобрений, которые стали поручителями по кредиту. Газ был закачан в подземные хранилища (ПХГ) на территории Украины и считался залогом. В декабре 2014 года из-за неисполнения Ostchem своих обязательств Газпромбанк объявил выданный кредит и начисленные по нему проценты срочными к погашению и пригрозил забрать более 5 млрд куб. м газа.

Однако уже в начале января 2015 года банк и должник объявили об урегулировании спорных вопросов.

"Достигнуты взаимоприемлемые решения, детали которых раскрываться не будут. Ostchem благодарна Газпромбанкy за доверие и возможность дальнейшего сотрудничества", — заявил тогда первый заместитель генерального директора Оstchem Олег Кикта.

Газ на деньги "Газпрома"

Позднее стало известно, что урегулировать спор Ostchem и Газпромбанка помогло поручительство подконтрольной "Газпрому" компании.

"В декабре 2014 года группа выдала поручительство Газпромбанка за компанию "Остхем Холдинг Лимитед" под обеспечение кредита, привлеченного с целью обеспечения текущей операционной деятельности. По состоянию на 31 декабря 2014 года сумма поручительства составляет 47,407 млрд руб. (пересчет долларового кредита по курсу на конец 2014 года), под которое группа в полной сумме признала оценочное обязательство", — отмечается в финансовом отчете "Газпрома" за 2014 год.
В начале июня 2015 года замглавы "Газпрома" Александр Медведев заявил в ходе пресс-конференции, что поручительство "Газпром экспорта" было выдано в соответствии с правилами финансового учета, и выразил надежду, что проблема с кредитом будет решена.

"По этой сделке, которая была связана с закачкой газа в ПХГ, у Украины возникла ситуация, когда кредит не погашен. И что касается перспектив, мы надеемся, что придет время при жизни нынешнего поколения украинских людей, когда это все будет урегулировано. Потому что по факту газ закачан был в ПХГ Украины и спас репутацию Украины в предшествующую зиму", — подчеркнул Медведев.

В конце июня главный бухгалтер "Газпрома" Елена Васильева, отвечая на вопрос о том, придется ли компании отвечать по выданному Ostchem кредиту, сообщила, что возможность "отрегулировать все вопросы" с выданным Ostchem кредитом еще есть. Однако никаких подробностей не раскрыла.

Как сообщил сегодня Интерфакс, с бухгалтерской точки зрения "Газпром" фактически сам заплатил за проданный украинской компании газ.

Скидка на $2 млрд

"Газпром" продал Ostchem Фирташа 5 млрд куб. м газа в октябре 2013 года со скидкой в 30% к цене, по которой тогда закупала российский газ украинская госкомпания "Нафтогаз" (по $260 за 1 тыс. куб. м). Президент Владимир Путин тогда говорил, что эта сделка проводится "не без ведома российского руководства", а поставляемые объемы газа нужны для закачки в подземные хранилища Украины — для того чтобы обеспечить бесперебойные поставки газа в Европу зимой. У "Нафтогаза" на тот момент не было денег, чтобы закупать газ для закачки в ПХГ.

Осенью 2014 года аналитики агентства Reuters подсчитали, что "Газпром" мог выручить дополнительно $2 млрд, если бы не продавал газ структурам Дмитрия Фирташа по ценам ниже рыночных.

Евгений Калюков, Тимофей Дзядко

 

 

ФАС объяснила нефтяным компаниям, что их ждет, если они продолжат ограничивать поставки независимым трейдерам.

"Ведомости"

ФАС может возбудить дела в отношении вертикально-интегрированных нефтяных компаний, если они не исполнят рекомендации службы и не увеличат отгрузку бензина мелкооптовыми партиями независимым нефтетрейдерам, рассказал вчера начальник управления ТЭКа ФАС Дмитрий Махонин (все цитаты по "Интерфаксу"). Решение может быть принято в течение первой недели августа, отметил он. В случае неисполнения рекомендаций компаниям грозят антимонопольные расследования и оборотные штрафы, пояснил "Ведомостям" Махонин.

По данным Thomson Reuters Kortes, биржевые цены на бензин "Регуляр 92" в апреле снизились на 1,1%, а в мае выросли на 6,5%, в июне — на 16,2% (см. график). Скачок цен в мае — июне стал причиной для проведения антимонопольного расследования, рассказал чиновник. ФАС обнаружила, что компании снизили предложение топлива, уменьшив поставки независимым нефтетрейдерам с начала года на 150 000 т. "Это небольшая величина с точки зрения объемов производства. Но мелкий опт — это конкретные регионы. Любая тысяча тонн [отсутствующая] на нефтебазе — трудный момент, который направляет независимого участника на биржу", — объяснил Махонин (цитата по "Интерфаксу"). ФАС проверяла как всех крупных игроков — "Роснефть", "Лукойл", "Газпром нефть", "Башнефть", — так и заметных региональных: "Сургутнефтегаз", "Танеко", "Татнефть", "Фортеинвест", владеющего Орским НПЗ, уточнил чиновник. "Самый главный аутсайдер", по его словам, — "Башнефть", которая снизила поставки на 50 000 т, потому что ей необходимо топливо для увеличившейся сети АЗС. Поставки снизила "Татнефть", которая также покупала заправки: завод "Танеко", на который рассчитывала компания, не успел увеличить производство, и "Татнефть" скупала все, "что не приколочено к бирже, разгоняя ценовые индикаторы". Снижение отгрузок есть и у "Лукойла", у остальных оно несущественно.

Представитель "Роснефти" отказался от комментариев, его коллега из "Газпром нефти" сообщил, что с начала 2015 г. компания не снижала поставки нефтепродуктов независимым АЗС. Представители "Лукойла" и "Башнефти" не ответили на запросы.

Цены на бензин растут каждое лето. Аномальный рост был в 2013 г. из-за увеличения экспорта, в 2014 г. произошел пожар Ачинского НПЗ, но в 2015 г. очевидных причин и нештатных ситуаций не было, говорит директор по развитию бизнеса агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов. Одна из причин — недопоставки независимым участникам рынка, которые привели к ажиотажному спросу на бирже, согласен Турукалов с заключением службы. К тому же некоторые компании в первом полугодии снизили переработку нефти, а "Башнефть" вдобавок увеличила экспорт, объясняет эксперт.

Во время предварительных переговоров нефтяники обещали увеличить поставки независимым нефтетрейдерам, рассказывает Махонин. Биржевые цены уже стабилизируются: с 7 июля Владимирский индекс (отражает цены на НПЗ в центральной части России) упал на 2,7%, следует из данных Санкт-Петербургской биржи.

Алина Фадеева

 

 

На пути в ЕС конкуренцию туркменскому газу может составить иранский.

"Независимая газета"

В Брюсселе во вторник открылось первое заседание недавно созданной рабочей группы по Транскаспийскому трубопроводу (ТКТ). Об этом журналистам сообщил вице-президент Еврокомиссии (ЕК) Марош Шефчович. Представители Евросоюза, Туркменистана, Азербайджана, Грузии и Турции обсуждают вопросы реализации каспийского проекта. Конкуренцию туркменскому газу на европейском рынке может составить иранский.

"Рабочая группа приступила к рассмотрению вариантов строительства Транскаспийского трубопровода, который бы соединил Туркменистан с крупнейшей сетью трубопроводов, берущей начало в южном газовом коридоре", — сказал словацкому изданию Ekonomika Марош Шефчович. По его словам, цель первого совещания — найти решения для технических, юридических и финансовых вопросов. Следующее заседание рабочей группы состоится осенью.

Шефчович пояснил, что Туркменистан стремится диверсифицировать экспорт своей продукции в долгосрочной перспективе. "Ашхабад уже заявил о готовности поставлять в Европу от 30 до 40 млрд куб. м газа в год", — сказал представитель ЕК, отметив, что туркменский газ сможет обеспечить 10% от общего потребления в Европе. Нерешенным, по его словам, пока остается вопрос транспортировки туркменского газа в Европу — в частности, вопрос транзита через Каспийское море.

Заинтересованность Туркменистана в прокладке газовой трубы через Каспийское море понятна: Ашхабад, обладая крупнейшими газовыми запасами на Каспии, до сих пор не имеет выхода на западные рынки. Евросоюз, в свою очередь, рассматривает туркменский проект как один из путей диверсификации импорта энергоносителей, стремясь по политическим причинам минимизировать зависимость от России. Проблема, однако, заключается в том, что ТКТ не может быть построен без одобрения России и Ирана, желающего проложить газопровод из Туркменистана в Турцию по своей территории.

Впрочем, Ашхабад накануне саммитов ШОС и БРИКС сделал заявление о "неплатежеспособности "Газпрома", подав тем самым сигнал Западу о том, что Туркменистан свободен от обязательств с Россией. "Заявление Ашхабада отражало давнюю тяжелую историю отношений между "Газпромом" и Туркменистаном", — сказал "НГ" директор Аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев. Он напомнил, что у туркменской стороны еще с начала 1990-х годов были претензии к "Газпрому". После развала СССР у стран Каспийского региона не было возможности самостоятельно продавать запасы своих углеводородов, поскольку у них не было собственной сети трубопроводов. Весь газ скупал "Газпром" по заниженным ценам, но по долгосрочным контрактам. Так, Туркменистан заключил в 2003 году контракт с "Газпромом" на поставку 40 млрд куб. м газа в год сроком на 25 лет, причем с последующим увеличением объемов продаваемого газа. Но уже в 2009 году, когда изменилась конъюнктура мирового рынка, а Туркменистан начал экспортировать свой газ в Китай и увеличил объемы поставок топлива в Иран, цена туркменского газа для "Газпрома" выросла. Однако российский газовый монополист в одностороннем порядке сократил закупки туркменского газа вначале до 11 млрд куб. м, а затем и вовсе свел к минимуму — до 4 млрд куб. м газа. "При этом "Газпром" не заинтересован, чтобы туркменский газ попал на европейский рынок. В этом случае он подорвет и так уже слабеющие позиции "Газпрома" в Европе. А сделав соответствующее заявление, Ашхабад показывает, что он независим от "Газпрома" и может самостоятельно решать, кому продавать свой газ, а кому — нет", — сказал Казанцев.

Руководитель клуба политологов "Южный Кавказ" Ильгар Велизаде считает, что ситуация вокруг ТКТ удивительно похожа на ситуацию вокруг Nabucco. И не факт, что проект ТКТ осуществим в ближайшей перспективе. "И тогда, как и сейчас, были заинтересованные стороны, велись консультации, даже было принято политическое соглашение, но проект Nabucco так и не состоялся. Конечно, рабочие встречи и определение общей линии реализации проекта весьма важны с точки зрения согласования наиболее принципиальных моментов в его реализации, однако остающиеся весьма высокими риски излишней политизации Транскаспия диктуют необходимость решения этого вопроса также и в политической плоскости", — сказал "НГ" Велизаде.

По словам политолога, в рамках процесса по определению политико-правового статуса Каспия в проект конвенции включен отдельный пункт о прокладке трубопроводов. В рамках этого процесса идет согласование позиций всех участников "каспийской пятерки". "Именно поэтому Азербайджан и Туркменистан не спешат выступать с конкретными политическими заявлениями, а тем более предпринимать конкретные шаги по реализации проекта", — считает Велизаде. По его мнению, строящаяся в рамках южного газового коридора инфраструктура пока не предусматривает возможности прокачки по таким газопроводам, как TAP и TANAP, значительных дополнительных объемов газа. Для этого нужны новые договоренности, а их пока нет. "Это означает, что в ТЭО проектов необходимые корректировки также не вносились. В принципе сказанное относится и к перспективам поставок по данной инфраструктуре иранского газа", — пояснил эксперт.

Вчера посол Ирана в Азербайджане Мохсен Пакайин заявил, что его страна рассматривает возможность присоединения к проектам TAP и TANAP для экспорта своего газа в Европу. Уже начались переговоры на уровне Национальной нефтяной компании Ирана с SOCAR (Госнефтекомпанией Азербайджана). Это межведомственные переговоры, и сроки и условия их завершения пока неизвестны. "Не следует забывать, что Иран только начинает выходить из режима санкций и процесс этот может затянуться", — сказал Ильгар Велизаде.

Российский эксперт Андрей Казанцев считает, что иранский газ может стать основным конкурентом туркменскому на европейском рынке. Если цены на нефть с учетом иранских поставок уже определены, то на газ нет. Но это вовсе не означает, что у европейцев пропадет интерес к ТКТ. "Основная линия Европы направлена на диверсификацию. Чем больше будет существовать маршрутов поставок углеводородов, тем лучше. А тем более с учетом того, что политические проблемы вокруг Ирана даже после подписания соглашения никуда не денутся. Если не США, то Израиль точно будет напряженно относиться к сотрудничеству с Ираном. Поэтому Транскаспий останется востребованным проектом", — заключил Казанцев.

Виктория Панфилова

<< Июль, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ