media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

16.08.2017

"Роснефть" уже четыре года остается лидером по налоговым отчислениям в бюджет.

"Независимая газета"

50 компаний России обеспечивают до половины налоговых поступлений консолидированного бюджета, а топливно-энергетический комплекс (ТЭК) по-прежнему остается основным его донором. Об этом вчера сообщил РБК, который провел исследование "Крупнейшие налогоплательщики России".

Доля 50 крупнейших налогоплательщиков в налоговых доходах консолидированного бюджета в 2016 году, по данным издания, составила около 47%. Девять компаний нефтегазового сектора перечислили в бюджет в виде налогов около 3,9 трлн руб. без учета социальных отчислений и НДФЛ. В топ-10 рейтинга вошли семь компаний ТЭКа. Абсолютным лидером стала "Роснефть" (1,36 трлн руб.), на втором месте "Газпром" (1,17 трлн руб.), замыкает тройку со значительным отставанием ЛУКОЙЛ (564 млрд руб.).

При этом, отмечают авторы рейтинга, "Роснефть" удерживает первенство среди налогоплательщиков уже четыре года. В целом же нефтегазовые компании доминирует среди тех, кто наполняет бюджет страны. То есть, по сути, именно нефтегазовый сектор обеспечивает почти треть государственной казны. Состязаться с ним в объеме налоговых платежей по силам лишь монополиям в лице Сбербанка, РЖД и Росатома, которые, впрочем, значительно отстают.

Понятно, что лидеры нефтегазового сектора — это "Роснефть" и "Газпром". При этом, заметим, налоговая нагрузка на "Роснефть" в 2016 году составила 27,3%, а на "Газпром" — только 19,1%. Примечательно, что "Роснефть" заплатила в бюджет в 2016 году не только налоги в размере 1,36 трлн руб., но еще и дивиденды на половину капитала.

"То есть реально государство от "Роснефти" получает больше, чем подсчитали в РБК, — полагает директор аналитического департамента компании "Альпари", кандидат экономических наук, один из ведущих российских аналитиков финансовых рынков Александр Разуваев. — Здесь есть некоторая несправедливость: "Роснефть" и "Газпром" — компании сопоставимые, но "Газпром" все-таки платит в бюджет меньше. Ну у "Газпрома" всегда было достаточно серьезное лобби — и соответственно у него более мягкий налоговый режим, чем у нефтяников. Да, в холдинг "Газпром" входит и компания "Газпромнефть", но все же ее вес не столь велик".

По мнению эксперта, "идеально было бы снизить налоговую нагрузку на нефтяной сектор и взимать больше через дивиденды. Потому что у нефтяников всегда стоит выбор: либо налоги, либо инвестиционные программы. Ну "Роснефть" все же, как мы видим, со всем этим справляется — у нее все хорошо".

Кстати, о необходимости снижения налогов в нефтяном секторе еще год назад говорил и глава "Роснефти" Игорь Сечин: "Снижать надо налоги. Нам НДПИ подняли в два раза, экспортные пошлины обещали снизить — не снизили, а цены упали при этом. Надо просто объективно относиться к этим процессам ко всем и не допускать провалов в инвестиционных процессах. Если начнутся интервалы по инвестициям, к сожалению, это может привести потом к тяжелым последствиям, к необходимости восстанавливать добычу, восстанавливать переработку".

"Да, "Роснефть" платит больше налогов, чем "Газпром", хотя цифра должна быть в целом сопоставимой, — полагает, в свою очередь, аналитик по нефтегазовой отрасли австрийского банка Raiffeisen Андрей Полищук. — Первая причина этого в том, что налоговая нагрузка на нефть выше, чем налоговая нагрузка на газ. Тот факт, что "Роснефть" оказалась уже не первый год крупнейшим налогоплательщиком в стране, компанией, от которой больше всего налоговых поступлений в бюджет, является достаточно ожидаемым. Потому что "Роснефть" — это крупнейшая нефтяная компания в стране".

"Большая часть бюджета формируется за счет нефтегазовых доходов, — напоминает эксперт. — И, думаю, это положение дел сохранится еще на годы, а главными налогоплательщиками так и останутся "Роснефть" и "Газпром". Тем более что "Роснефть" планирует расширить свое присутствие на рынке, в том числе на газовом рынке, и рассчитывает на получение экспорта. А где экспорт — там и цена выше, и надо платить экспортную пошлину. Так что налоговые поступления в бюджет от "Роснефти" могут в будущем еще вырасти".

Генеральный директор ЗАО "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев в беседе с "НГ" отметил качество и прозрачность проведенного исследования, подчеркнув: "Крупнейшей по выручке компанией в России является все-таки "Газпром", через который проходит больше всего денег. Но платит он в бюджет меньше, чем "Роснефть". Потому что не хочет платить".

По мнению эксперта, из представленного списка нужно выделить три предприятия, которые можно условно назвать "государственниками" (то есть такими, которые от налогов не бегают). Это предприятия, у которых налоговая нагрузка выше 25%, то есть "Роснефть", "Сургутнефтегаз" и "Татнефть". "Все остальные так или иначе от налогов бегают — кто больше, кто меньше, — отметил собеседник "НГ". — Например, у "Газпрома" налоговая нагрузка сейчас 19%, у ЛУКОЙЛа — около 12%. Это существенно ниже, чем у компаний, которые платят налоги полностью. Какие используются здесь схемы — это отдельная тема. Очевидно, что черных схем здесь никаких быть не может. Поэтому используются вполне легальные схемы, которые в первую очередь состоят в завышении себестоимости. "Роснефть" по операционным затратам среди нефтяных компаний мира является лидером — здесь самые низкие операционные затраты".

Следует отметить, что такой высокой налоговой нагрузки, как у "Роснефти", нет ни у одной крупной нефтяной компании в мире. Это при том, что "Роснефть" является самой большой нефтяной компанией в мире по объемам добычи. "И в этой ситуации, конечно, понятно, почему так получается, — говорит Рустам Танкаев. — Государство, естественно, берет с тех, кто может дать, но  при этом и с тех, кто особенно не сопротивляется. При огромных объемах производства "Роснефти" достаточно и довольно низкой прибыли, чтобы существовать нормально, поддерживать нормальный уровень дивидендов для своих акционеров. Для государства в сложной ситуации, когда с бюджетом дело обстоит не слишком хорошо, это огромная помощь. С моей точки зрения, те льготы и преференции, которые получает "Газпром", не будучи "государственником" по своей сути, совершенно не оправданны. Потому что эта монополия на экспорт газа сильно сдерживает рост выручки у той же "Роснефти" — главного плательщика. А ведь достаточно просто разрешить крупным отечественным производителям торговать газом на мировом рынке — и все, выручка подскочит, деньги будут. Можно было бы предоставить такую возможность и "Роснефти", и "Сургутнефтегазу". "Роснефть" является вторым после "Газпрома" производителем газа в России и могла бы значительно увеличить объемы производства. Но куда этот газ девать?"

Сергей Никаноров

 

 

"Взгляд"

Киев пытается убедить Тегеран поставлять нефть в Европу через украинскую территорию. Теоретически подобная сделка могла бы принести большую выгоду обеим странам (и ударить по российским доходам от экспорта нефти в ЕС). Однако для реализации этой затеи существует так много препятствий, что даже в теории проект выглядит нежизнеспособным.

Тегеран и Киев обсуждают возможность организации поставок нефти в Европу по территории Украины, сообщило агентство IRNA со ссылкой на управляющего директора иранской государственной нефтехимической компании National Petrochemical Company (NPC) Марзие Шах-даэй (Marzieh Shah-Daei).

В рамках встречи Шах-даэй с послом Украины в Иране Сергеем Бурдиляком был подписан меморандум о взаимопонимании в рамках сотрудничества в сфере энергетики и нефтехимической промышленности.

"Создание иранского нефтехимического распределительного узла на Украине для экспорта в Европу, обмен ноу-хау между двумя странами в этом вопросе... были среди вопросов, обсуждавшихся на встрече", — цитирует агентство Шах-даэй. Шах-даэй отметила, что Украина является одним из рынков сбыта для нефтехимических компаний Ирана.

Сергей Бурдиляк, со своей стороны, попросил иранских чиновников отправить на Украину команду экспертов для посещения нефтехимической площадки в стране и поисков механизма для двустороннего сотрудничества в этой области.

Это не первые подобные переговоры Украины и Ирана. В августе 2016 года Украина уже предлагала поставлять иранскую нефть транзитом через свою территорию в Словакию и Чехию. В мае этого года посол Украины в Иране обещал гарантировать поставки энергоресурсов Ирана, в том числе транзитные, но в ответ Иран должен гарантировать энергоснабжение Украины. Бурдиляк уверял Тегеран в выгодности выхода на украинский рынок для поставок как газа и нефти, так и продуктов переработки, а также для участия в модернизации украинских НПЗ. Украинский посол сулил выгоду Ирану от двух трубопроводов, проходящих по Украине, в том числе газового.

Газовый проект Тегеран рассматривать не стал в силу бессмысленности. Украинская ГТС настроена на поставки газа с востока на запад или при модернизации на реверс в обратном направлении. Поэтому для поставки иранского газа в Европу через Украину придется как минимум построить новый магистральный газопровод, экономическая эффективность которого сомнительна. А вот предложение по транзиту нефти, судя по всему, Тегеран заинтересовало. Речь идет о поставках через порт в Одессе и далее по нефтепроводу Одесса — Броды или по железной дороге.

Крупнейшими покупателями иранской нефти являются страны АТР — Китай, Южная Корея, Индия и Япония. И хотя в последнее время спрос со стороны этих стран падает, Иран продолжает наращивать добычу. Поэтому Тегерану нужно искать новых покупателей, в частности в Европе, а значит, рассматривать различные маршруты доставки нефти. Однако нужна ли Европе иранская нефть?

Конкурировать с российской нефтью в Европе Ирану тяжело. Показательны истории Белоруссии и Польши. В марте этого года танкер с иранской нефтью объемом 80 тыс. тонн прибыл в порт Одесса, а оттуда поездами топливо доставили в Белоруссию на Мозырский нефтеперерабатывающий завод. Это была первая пробная партия. Минск закупил ее, чтобы восполнить недостаток беспошлинной российской нефти и показать, что может обойтись без поставок из России. Польша тоже делала пробные закупки иранской нефти.

Однако и Польша, и Белоруссия в итоге отказались от этой затеи. Иранская нефть проигрывает российской как по стоимости, так и по расходам на доставку. Так, в сентябре 2016 года Польша брала иранскую нефть по 344 доллара за тонну, тогда как российская стоила на 40 долларов дешевле. Для Белоруссии российская нефть была еще на 90 долларов дешевле. Неудивительно, что Минск, наладив отношения с Москвой, сразу похоронил идею покупать иранскую нефть.

Украина же покупает иранскую нефть лишь по политическим причинам. В январе — июле 2017 года Украина импортировала 508 тыс. тонн нефтяного сырья из Ирана стоимостью 213 млн долларов. Таким образом, тонна иранской нефти для Украины обходится почти в 420 долларов.

Также Украина закупает азербайджанскую и в меньших объемах казахстанскую нефть. Украина таким образом пытается обеспечить загрузку единственного работающего в стране Кременчугского НПЗ. Всего же в стране имеется шесть крупных НПЗ, которые могут переработать более 50 млн тонн сырья в год. Однако нужно найти сырье и, во-вторых, модернизировать сами НПЗ.

Если Иран решится инвестировать в развитие украинской портовой и трубопроводной инфраструктуры, то Украина в ответ предложит невысокие тарифы на прием и транспортировку нефти. И в таком случае иранская нефть транзитом через Украину теоретически могла бы заинтересовать европейских покупателей.

Но захочет ли Иран вкладываться? Мощность терминала "Южный" в Одессе, который принимает нефть в систему Одесса — Броды, составляет порядка 15 млн тонн в год, но может быть расширена до 40 млн тонн, отмечает Дмитрий Лукашов из IFC Markets. Нужны лишь инвестор и время. Киев годами рассказывает о массе неких инвесторов, готовых вложиться в развитие Одесского порта. Однако до сих пор никто не потратил там и доллара.

Нефтепровод Одесса — Броды, который позволяет транспортировать нефть в обход России в Центральную Европу (Чехию, Венгрию и Словакию), также требует инвестиций. Сейчас труба простаивает. Трубу мощностью 14,5 млн тонн нефти в год построили в 2001 году для поставок каспийской нефти в Европу в обход России и турецких проливов. Однако нефти в Каспийском регионе для транзита через Украину не оказалось и труба стала никому не нужна.

Были попытки прокачивать азербайджанскую нефть для НПЗ в Чехии, однако проект закрылся из-за убытков. Повысить привлекательность трубопровода можно, если достроить трубу дальше до Польши — на Плоцк и Гданьск. Но пойдет ли Иран на это?

Наконец, не менее важный вопрос: как нефть будет поступать из Ирана на Украину? Сейчас иранская нефть попадает в Европу исключительно морским путем. Кратчайший путь пролегает через Суэцкий канал, в два раза более длинный маршрут — в обход Африки. В случае с Украиной маршрут в Европу становится мультимодальным, сложным и дорогим — нефть надо везти сначала по суше, потом морем и снова по суше.

"Существует формальный в текущее время блок ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия), чьи территориальные возможности реально использовать, но тогда прибылью придется делиться с соседями, а также долго договариваться о нюансах работы. Ирану интересен рынок Европы, однако схема поставок через Украину даже в теории выглядит нежизнеспособной", — считает Анна Бодрова из "Альпари".

"Тема транзита восточной нефти через Украину начала обсуждаться много лет назад, но так и не получила практической реализации. Кроме экономической целесообразности, существенным препятствием являются высокие политические риски", — отмечает Лукашов.

В Европе Иран сталкивается сегодня уже не только с интересами России, но и США. "Перспективы этой идеи туманны не только потому, что Киев, как и Тегеран, очень сложный партнер. Но и потому, что в Европе есть интересы США, и столкновение в этой плоскости уже чревато последствиями. Скорее всего, Вашингтон внимательно следит за развитием событий в этом вопросе и имеет собственную точку зрения", — заключает Бодрова.

Ольга Самофалова

Германия, Турция и Австрия помогают "Газпрому" ставить рекорды по экспорту газа. На троих они увеличили закупки российского газа в первом полугодии на 21%.

"Ведомости"

Экспортные рекорды "Газпрома" обеспечены в первую очередь ростом спроса на российский газ в Турции, Германии и Австрии, следует из отчета компании по РСБУ за II квартал. Три страны за первую половину 2017 г. импортировали из России на 21% газа больше (44,5 млрд куб. м). Среди крупнейших европейских потребителей импорт газа снизили только Италия и Великобритания. Всего за январь — июнь 2017 г. поставки газа на экспорт выросли на 11,5% до 112 млрд куб. м.

Впрочем, падение продаж в Италии было временным явлением, уверяет близкий к "Газпрому" человек. "После ремонта трубопровода, по которому в Италию поступает газ из Северной Африки, закупки российского газа снизились, но только в течение I квартала, — говорит собеседник "Ведомостей". — Сейчас они опять растут".

Лидером по темпам роста спроса на газ в Западной Европе стала Австрия, увеличившая импорт из России на 77,73% до 3,75 млрд куб. м. В Центральной и Восточной Европе лидерами стали Румыния (+165%) и страны Прибалтики. Эстония, Латвия и Литва увеличили импорт российского газа в среднем вдвое — на 90, 75 и 125% соответственно.

В июле "Газпром" увеличил экспорт в дальнее зарубежье на 15% до 15,1 млрд куб. м и продолжает наращивать поставки в августе. Но точных данных по конечным потребителям компания не раскрывает.

Европа нуждается в пополнении запасов газа в подземных хранилищах, отмечает партнер RusEnergy Михаил Крутихин. Помимо этого наращивать экспорт "Газпрому" позволяет гибкость в работе с покупателями. "В преддверии будущей конкуренции с СПГ на рынке Европы "Газпром" ведет очень гибкую ценовую политику, — отмечает Крутихин. — Экспорт компании растет в большей степени благодаря коротким контрактам и продажам на спотовом рынке". Кроме того, цена на российский газ сейчас настолько низкая, что только этот фактор может толкать спрос вверх, напоминает эксперт. "В таких условиях покупать газ у "Газпрома" готовы даже в Прибалтике. Говорить можно что угодно, но цифры гораздо показательнее", — продолжает Крутихин.

Никакой СПГ "Газпрому" не страшен, считает руководитель направления "Газ и Арктика" Энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Роман Самсонов. Даже если 10 или 20% газа в Европу будут поставляться в сжиженном виде, в ближайшее время дешевле трубопроводного он не станет, указывает эксперт.

Сейчас для России важнее объемы поставок, нежели цены на газ, пишут в отчете за 14 августа аналитики Credit Suisse. Они указывают, что конкуренция на глобальном газовом рынке будет возрастать, так как поставки СПГ с 2018 г. будут расти.

Артур Топорков

 

 

<< Август, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ