Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

16.10.2014

Нефтяные компании и "Транснефть" хотят увеличить перевалку топлива в российских портах за счет сокращения транзита через Латвию.

"Ведомости"

Шестого октября директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго Михаил Грязнов провел совещание по вопросу увеличения объемов перевалки нефтепродуктов в портах России. "Транснефть" предложила это сделать за счет перенаправления объемов топлива из портов Латвии (Вентспилс, Рига), говорится в протоколе совещания (копия есть у "Ведомостей"). Представитель "Транснефти" подтвердил наличие такого предложения. По его словам, необходимо загрузить российскую портовую инфраструктуру. Раньше было одно окно в Европу — нефтепровод "Дружба" и альтернативы не было, говорит он. Затем появились порты Усть-Луга, Приморск. Произошло перенаправление нефтяных потоков. "То же самое сейчас происходит с нефтепродуктами, мы развиваем собственные порты", — говорит он. У "Транснефти" есть свободные нефтяные мощности, которые будут использоваться для перекачки дизтоплива. Представитель Минэнерго на запрос не ответил.

Через латвийские порты переваливается около 10 млн т российских нефтепродуктов, гласят данные Федеральной таможенной службы (ФТС). В 2013 г. грузооборот портов Вентспилса и Риги составил 22,6 млн т нефтепродуктов. Представители нефтяных компаний, которые присутствовали на совещании, — "Сургутнефтегаза", "Роснефти", "Лукойла", "Башнефти", "Татнефти", "Газпром нефти" — поддержали предложение увеличить перевалку через российские порты, говорится в протоколе. Так, представитель "Роснефти" заявил "о готовности перенаправления объемов на порты Новороссийск и Приморск при наличии технической возможности трубопроводного и железнодорожного транспорта, а также экономической привлекательности указанных поставок". "Газпром нефть" готова "полностью переориентировать экспортные потоки нефтепродуктов в порты Приморска, Усть-Луги, Морской порт Санкт-Петербург в случае обеспечения равнодоходности посредством снижения тарифов".

Для обеспечения равнодоходности поставок транспорта необходимо снизить тарифы РЖД на транспортировку, а "Транснефти" и терминалам в Усть-Луге и Морском порту Санкт-Петербург — на перевалку, считает "Транснефть", указано в протоколе.

Представитель РЖД от комментариев отказался. Для РЖД перевозка нефтеналивных грузов — основная часть дохода, говорит гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. В условиях дефицита бюджета монополия не пойдет на тарифные преференции для нефтяников. За последние 10 лет перевалка грузов в российских портах резко выросла, а развитие железнодорожного хозяйства отстает от потребностей обеспечения перевалки грузов, сказал он.

"Транснефть" готова расширить мощность нефтепродуктопровода "Север" (Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск) до 25 млн т. Для этого необходимо распоряжение правительства, в котором будут предусмотрены "источники финансирования для строительства и реконструкции", указано в протоколе совещания. В 2014 г. транспортировка составит 11 млн т, говорил в сентябре заместитель вице-президента монополии Владимир Назаров. Стоимость расширения до 25 млн т оценивается в 25-26 млрд руб. "Сегодня мы постоянно имеем дефицит мощности на этом направлении. Расширение будет обеспечено существующими объемами нефтяных компаний", — говорил Назаров (цитата по "Интерфаксу").

Представители "Газпром нефти", "Башнефти" от комментариев отказались. Их коллеги из остальных компаний на запросы не ответили. Получить комментарии представителя ФСТ не удалось.

За последние несколько лет портовые мощности по перевалке топлива существенно увеличились, но сейчас необходимо решить инфраструктурные проблемы, говорит аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов. Например, РЖД уже давно не может построить железнодорожную ветку к порту Приморск (Выборг — Приморск — Ермилово), напоминает он.

Российские прибалтийские порты вполне способны конкурировать с зарубежными в части затрат на поставку топлива до борта судна, говорит главный редактор по товарным рынкам московского офиса Thomson Reuters Александр Ершов. В первом полугодии 2014 г. тариф на транспортировку дизтоплива рязанского завода "Роснефти" до порта Вентспилс составил 1800 руб. за 1 т (+5,1% к первому полугодию 2013 г.), а до порта Приморск — 1920 руб. за 1 т (-0,2%), указано в отчете компании за шесть месяцев.

Решение отказаться от перевалки в портах Латвии может быть связано с санкциями против России, считает портфельный управляющий ИК "Анкоринвест" Сергей Вахрамеев. К тому же отношение России со странами Прибалтики давно были сложными, добавляет он.

 

 

"Ведомости"

Не только у правительства Сербии есть вопросы к российским коллегам о Naftna Industrija Srbija AD (NIS). Не решен вопрос задолженности госпредприятий Сербии перед NIS, кроме того, в августе 2013 г. было принято постановление правительства Сербии, которое ужесточило режим налогообложения NIS, заявил вчера помощник российского президента Юрий Ушаков. "Мы считаем, что это нарушение межправсоглашения, которое было подписано в 2008 г., в соответствии с которым условия налогообложения не должны ухудшать финансовое положение NIS", — сказал чиновник. Ситуация вокруг NIS будет обсуждаться во время визита президента Владимира Путина в Сербию.

Связаться с Ушаковым не удалось. Представитель Сербии на вопросы не ответил. Представитель "Газпром нефти" переадресовал вопросы коллеге из NIS, тот от комментариев отказался.

В первом полугодии расходы по налогу на прибыль выросли в 1,5 раза до 4,4 млрд динаров (30 млн евро), хотя доналоговая прибыль выросла на 3,3% до 21,4 млрд динаров (200 млн евро). Это стало причиной снижения чистой прибыли компании на 5%, объясняется в отчете компании по МСФО. Дебиторская задолженность NIS на конец первого полугодия была 55,8 млрд динаров (около 470 млн евро). Крупнейшие должники не раскрываются. Ранее задолженность сербских госпредприятий перед NIS была 530 млн евро, пишет "Интерфакс". Основные — "Сербиягаз" (241 млн евро) и "Петрохимия" (260 млн евро). Их задолженность NIS предлагает конвертировать в госдолг, в обмен на долг "Петрохимии" хочет увеличить долю в этой компании с 12,7 до 34%.

"Газпром нефть" договорилась о покупке 51% NIS у Сербии в 2008 г. за 400 млн евро с обязательством инвестировать еще 500 млн евро до 2012 г. Эта сделка была частью межправительственного соглашения о строительстве газопровода "Южный поток". А в августе стало известно о расследовании условий приватизации NIS. Сербия недовольна соглашением с Россией по NIS, объяснял в августе премьер Сербии Александр Вучич. Из 400 млн евро чистой прибыли NIS Сербия получает только 29 млн евро, для компании предусмотрен самый низкий в регионе налог на добычу — 3%, говорил он. Руководство Сербии обещало урегулировать ситуацию с расследованием, пока обещание не выполнено, посетовал Ушаков.

"Газпром нефть" выполнила обязательства, взятые при покупке NIS, и сделала из убыточного предприятия прибыльное, поэтому вряд ли Сербия пересмотрит результаты приватизации, считает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Возможно, "Газпром нефти" придется уплатить какую-то сумму в бюджет Сербии и на этом конфликт будет исчерпан, добавляет он.

 

 

 

Неплатежи продолжают расти.

"РБК daily"

Анонсированные ровно год назад премьером Дмитрием Медведевым жесткие меры к неплательщикам за газ пока ни к чему не привели: за это время просроченная задолженность российских потребителей газа выросла на 19%, до 120 млрд руб., а за неполных три года – более чем вдвое. Продвигаемые "Газпромом" инициативы по повышению собираемости платежей за газ зависли в воздухе. Компании не удалось добиться ни авансовой схемы оплаты, ни ужесточения ответственности за неплатежи.

Кризис неплатежей: октябрь 2013

"Особенно тревожно, что рост на 50% – не на 5%, а на 50%! – произошел буквально за последний год. У нас так задолженность не росла, по-моему, в 2009 году, хотя это был апогей кризиса", – заявил 29 октября 2013 года премьер Дмитрий Медведев на совещании по повышению платежной дисциплины потребителей газа.

По данным, озвученным на том же совещании главой "Газпрома" Алексеем Миллером, с начала 2012 года по октябрь 2013 года просроченная задолженность российских потребителей выросла почти вдвое – с 57,7 млрд руб. до 100,7 млрд руб. "Основными неплательщиками являются три категории потребителей – это комбыт, население и электроэнергетика", – подсказал Миллер.

Традиционные методы – отключение неплательщиков – не сработали. Самая сложная ситуация с оплатой задолженности у предприятий ЖКХ на Северном Кавказе, а также в ряде центральных регионов России. В прошлом году в летний период "Газпром межрегионгаз" начал массово отключать крупных должников в сфере ЖКХ.

Для кардинального решения проблемы Алексей Миллер предложил перейти на систему авансовых платежей при расчете населения за газ. "Я поддерживаю предложения, которые были сделаны, в том числе по возможности авансовой системы оплаты, – сказал Медведев. – К сожалению, без жестких мер не обойтись".

Год спустя

Как рассказали РБК в "Газпром меж­регионгазе", на 1 сентября 2014 года общий объем просроченной задолженности российских потребителей составил 120,25 млрд руб., на 19% больше, чем год назад. Задолженность предприятий ЖКХ за год выросла на четверть, до 38,5 млрд руб.

Сейчас законодательная система не позволяет производителям газа эффективно взимать деньги с неплательщиков, сказал РБК гендиректор "Газпром межрегионгаза" Кирилл Селезнев. По его словам, "те рычаги, которые у нас есть, в полной мере не работают". Он напомнил, что по итогам прошлогоднего совещания у Медведева по газу был предложен ряд изменений в действующих законопроектах, которые позволили бы ужесточить платежную дисциплину. Например, создание системы расщепления коммунальных платежей для перечисления платы за газ непосредственно производителю, минуя посредников, ужесточение требований к управляющим компаниям, включая банковские гарантии их платежеспособности, уголовная ответственность за врезки в газопроводы и за систематические умышленные неплатежи в крупных размерах и т.д.

Однако законы все еще не приняты, сетует Селезнев, а отключать газ неплательщикам можно только в летний период.

Застряли в Госдуме

Сейчас в Госдуме находится сразу три законопроекта по ужесточению платежной дисциплины за энергоносители, говорит Павел Завальный, заместитель комитета Госдумы по энергетике. Один из них внесен Волгоградской обл­думой больше года назад, но еще не проходил процедуру чтений. Второй законопроект был направлен Мин­энерго в декабре 2013 года и тогда же принят в первом чтении. Он ужесточает платежную дисциплину по оплате воды, газа и электричества: так, в случае неплатежей поставщик газа сможет менять схему оплаты и получать средства напрямую от жильцов. Документ находится в комитете по энергетике ГД и лежит на полке. Еще один законопроект поступил в июне нынешнего года и принят в первом чтении в середине сентября. Его курирует комитет Госдумы по ЖКХ.

По словам Завального, проект Минэнерго решает проблему комплексно с точки зрения поставщика таких ресурсов, а второй проект нацелен на решение проблемы с оплатой долгов в ЖКХ со стороны управляющих компаний. "Два законопроекта – вариант Минэнерго и ЖКХ – столкнулись между собой, между ними нет согласия, поэтому инициативы и буксуют. Надеюсь, в этом году компромисс будет найден", – говорит депутат.

Законопроект по поводу ужесточения платежной дисциплины за электроэнергию и другие ресурсы пока не принят во втором и третьем чтении, так как к нему появились замечания правительства, и оно просит время на доработку, пояснил РБК Иван Грачев, председатель комитета по энергетике Госдумы: "Что касается внесенных на совещании у Дмитрия Медведева по газу предложений "Газпрома" – в частности, о разделении платежей за газ от других коммунальных платежей и перечислении этих средств напрямую производителю газа, эта идея не похоронена, она поддерживается и мной, и рядом чиновников профильных ведомств".

Как сообщил представитель Мин­энерго, законопроект принят в первом чтении и сейчас проходит процесс доработки. Поправкам в него будет посвящено совещание у вице-премьера по ТЭКу Аркадия Дворковича 22 октября, говорит источник в Минэнерго.

Ужесточение платежной дисциплины за газ на законодательном уровне не решит проблему неплатежей, уверен Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности. Он отмечает, что "Газпрому" сложно собирать долги на местах, так как он не всегда получает надлежащую поддержку местных властей и правоохранительных органов. А также по объективным причинам: тарифы на тепло действительно низкие в ряде регионов, и компаниям попросту нечем платить за газ, тарифы для населения на который продолжают расти.

Людмила Подобедова 

 

<< Октябрь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ