Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

16.10.2015

Минэнерго предложило обязать нефтяников продавать 95 процентов производимого топлива внутри страны.

"Российская газета"

Нефтяные компании в 2016 году предлагают обязать продавать на внутреннем рынке 95 процентов производимого ими бензина. С такой инициативой выступило минэнерго. Отдельное требование может быть установлено в отношении дизельного топлива, продажи которого внутри страны, по мнению ведомства, должны составлять, как минимум, 52,5 процента.

Идея была озвучена на совещании у премьера Дмитрия Медведева, посвященном развитию нефтеперерабатывающей отрасли. Глава минэнерго Александр Новак предложил обязать нефтяников поставлять на внутренний рынок не менее 90 процентов производимого ими бензина и закрепить это требование в четырехсторонних соглашениях. Они, напомним, были подписаны в 2011 году Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Росстандартом, Ростехнадзором и самими нефтяными компаниями.

По результатам совещания минэнерго было поручено проработать инициативу с участниками рынка. В итоговом протоколе были прописаны уже конкретные объемы нефтепродуктов, которые должны поставляться на внутренний рынок: 95 процентов применительно к бензину и 52,5 процента — к дизтопливу. Эту информацию "РГ" подтвердили в минэнерго. О результатах обсуждения этой идеи ведомство должно доложить правительству до 1 декабря. К дискуссии также подключатся Ростехнадзор, ФАС и Росстандарт.

Эксперты неоднозначно оценивают предложение минэнерго. Юрий Станкевич, зампред комитета по энергополитике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), отмечает, что дополнительное административное регулирование в виде требования продавать определенные объемы топлива на внутреннем рынке могут привести к дисбалансу на нем. То есть излишние объемы моторного топлива, поставляемые на внутренний рынок, останутся невостребованными из-за отсутствия спроса.

"Совещание у главы правительства продемонстрировало отсутствие дефицита топлива на российском рынке. Это обусловлено вводом новых мощностей и модернизацией существующих, а также сокращением спроса в связи с экономической обстановкой", — говорит Станкевич. Он напоминает, что, по прогнозам минэнерго, с которыми солидарны нефтяные компании, предложение автомобильного топлива и в перспективе будет полностью покрывать внутренний спрос. "На обеспечение баланса направлены существующие меры налогового и таможенного регулирования рынка нефтепродуктов, а также действующий механизм биржевой торговли. Дополнительных мер не требуется", — констатирует Станкевич. При этом добавляет, что в новой редакции энергостратегии до 2030 года, которую правительство намерено рассмотреть 10 ноября, ставятся задачи по увеличению, а не по снижению экспорта топлива.

Эмилия Сибирева, заместитель гендиректора "Финэкспертиза-Капитал", как положительный момент в предложении минэнерго отмечает возможность сдержать рост цен на топливо в 2016 году. "По базовому прогнозу минэкономразвития, инфляция в следующем году должна уложиться в 6,4 процента. Ориентир ЦБ — в пределах 5,6-6,6 процента, — напоминает Сибирева. — Понятно, что удержаться в таких рамках будет непросто. Между тем рост цен на бензин может внести заметный вклад в инфляцию и, чтобы этого не допустить, минэнерго хочет гарантированно насытить топливом внутренний рынок".

Соотношение экспорта и внутреннего потребления топлива, по словам собеседницы "РГ", составляет примерно пятьдесят на пятьдесят. "Хотя, к примеру, в 2014 году при росте производства дизельного топлива внутренний рынок упал на 4 процента, а экспорт вырос на 17 процентов", — вспоминает Сибирева. В целом, по ее словам, экспорт нефтепродуктов остается привлекательным для нефтяных компаний, и вряд ли они благосклонно отнесутся к инициативе минэнерго. Но для промышленности и населения эта мера будет благом.

Юлия Кривошапко

 

 

Одна из главных причин участия Москвы в сирийском конфликте — экономическая.

"Независимая газета"

События последних дней показывают, что США крайне болезненно реагируют на действия РФ в Сирии. Уже очевидно, что после отказа администрации Барака Обамы принять в Вашингтоне российскую делегацию во главе с премьером Дмитрием Медведевым значимых контактов между РФ и США по взаимодействию в борьбе против "Исламского государства" (запрещенной в РФ организации) не будет. За исключением, может быть, подписания некоего документа о безопасных полетах над Сирией. Но здесь тоже есть нюансы.

Детали данного документа, который уже несколько раз обсуждали в режиме видеоконференции представители Минобороны РФ и Пентагона, общественности неизвестны. В то же время военно-дипломатический источник "НГ" категорически опроверг информацию некоторых западных СМИ о том, что военные ведомства двух стран близки к заключению сделки о разделении неба Сирии, которая должна обеспечить безопасность полетов летчиков США и РФ, осуществляющих бомбардировки позиций экстремистов. "Никакого разделения неба над Сирией не будет. Российская авиация там выполняет боевые задачи исходя из целей военной операции, которая осуществляется во взаимодействии с сирийским Генеральным штабом и военно-политическим руководством страны", — отметил источник, обратив внимание на то, что правительство в Дамаске — единственный легитимный орган, который вправе определять военные планы на территории Сирии.

По мнению собеседника "НГ", вопросы, которые обсуждают представители военных ведомств, касаются определения процедур, связанных с безопасностью полетов, а именно — закрепления коридоров пролета авиации, высот, сигналов взаимодействия, порядка информирования о планах и действиях и, возможно, оказания экстренной помощи в конфликтных ситуациях в воздухе и на земле. "Конечно, это больше нужно американцам, поскольку их авиаудары и иные действия в Сирии незаконны. Мы, к сожалению, этому помешать не можем. Нам было бы полезно обмениваться с американцами разведданными. Может быть, проводить совместные операции с участием сирийских войск против боевиков "Исламского государства" (ИГ). Но в администрации Обамы этого не хотят. США играют в свою игру", — так прокомментировал "НГ" ситуацию военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев.

Эксперт обратил внимание на то, что силы сирийской оппозиции, которых поддерживают США, а также боевики ИГ захватили почти все месторождения углеводородов в Сирии, от которых тянутся трубопроводы к нефтеперерабатывающим заводам на западе страны в зонах, контролируемых правительственными войсками. "В СМИ уже проходила информация, что Асад был вынужден покупать демпинговую нефть у моджахедов. Эта нефть продается дешево на мировых площадках, обваливая цены на углеводороды. И это очень выгодно американцам, поскольку тем самым наносится значительный экономический ущерб России, к сожалению, сидящей на нефтяной игле", — уверен Неткачев.

Генерал обратил внимание на публикации СМИ, в которых описываются действия американского спецназа на территории Сирии. Пишут, что они воюют в глубоком тылу и их "целью становятся не военные объекты и даже не система снабжения ИГ, а политические центры, откуда выносится вся возможная информация на любых носителях". В провинции Дайр-эз-Заур спецназ США уничтожил одного из главарей боевиков, торгующего демпинговой нефтью.

В плен была взята его жена, захвачены некие документы о такой торговле. "Зачем им эти бумажки? Заметают следы?" — задается вопросами эксперт.

Заметим, что на днях подобную озабоченность высказывал и глава "Роснефти" Игорь Сечин. Он заявил на инвестиционном форуме "Россия зовет!", что регулирование мирового рынка нефти перешло от ОПЕК к США.

Аналитик Владимир Алексеев считает, что Россия поддержала режим Башара Асада потому, что его падение "означало бы стратегический проигрыш в противостоянии с Западом и консервативными режимами Аравии, которые игрой на понижение нефтяных цен за год серьезно подорвали российскую экономику и продолжают это делать". Эксперт утверждает, что потеря Сирии способствовала бы тому, что Катар смог бы проложить через территорию Саудовской Аравии и Иордании "магистральный газопровод до сирийского побережья, а оттуда — в Южную Европу". "Это сорвало бы планы РФ по созданию южного экспортного маршрута газа в обход украинского транзита и сократило бы на 30-40% объем продаж газа в ЕС", — отмечает Алексеев.

Военный эксперт Владимир Попов вспоминает, что "в 1994 году первый президент РФ Борис Ельцин принял решение начать боевые действия в сепаратистской Чечне под нажимом нефтяного лобби, поскольку весь тогдашний экспорт каспийской нефти проходил по трубопроводу Баку-Грозный-Новороссийск. Трубопровод почти не работал. Дудаев эту нефть попросту воровал. А Азербайджану надо было продавать углеводороды. Вот США и инициировали тогда постройку трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан в обход России. Это у них получилось. Подобный сценарий разыгрывается для РФ и на Ближнем Востоке. Сумеем ли мы здесь реализовать геополитические и экономические цели, победив ИГ и прекратив тем самым продажу нефти по демпинговым целям?" — задается вопросом эксперт. Ставки весьма высоки для России.

Владимир Мухин

Россия и Казахстан подписали соглашение, которое позволит "Газпрому", "Лукойлу" и "Казмунайгазу" получить лицензию на месторождение Центральное в Каспийском море, чего они добивались с 2009 г.

"Ведомости"

Президенты России Владимир Путин и Казахстана Нурсултан Назарбаев в четверг подписали протокол о внесении изменений в соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря. Это позволит совместному предприятию "Газпрома", "Лукойла" и "Казмунайгаза" наконец получить лицензию на геологоразведку и добычу на месторождении Центральное, которой они добиваются с 2009 г.

Центральное расположено на российской части шельфа Каспийского моря вблизи казахской границы. Его запасы оцениваются в 169,1 млн т условного топлива. Месторождение в 2008 г. открыл "Центркаспнефтегаз" — паритетное СП "Газпрома" и "Лукойла". Потом к компаниям присоединился "Казмунайгаз". В 2013 г. было создано российско-казахское СП "Нефтегазовая компания Центральная" (50% у "Казмунайгаза", по 25% у "Лукойла" и "Газпрома"). Но разработка так и не началась. Разведочная лицензия истекла в 2009 г., а новую компании не могли получить, так как за год до этого российское законодательство запретило работать на шельфе частным компаниям, оставив это право только государственным. Запрет был смягчен весной 2015 г. Компании, которые получили лицензии до 2008 г., смогли продолжить работу на шельфе. Кроме того, партнеры хотели доразведать месторождение, чтобы точно определить параметры будущего соглашения о разделе продукции (СРП). Но Минприроды отказалось выдать лицензию на геологоразведку, так как месторождение уже было открыто. Компании могли получить лицензию сразу на геологоразведку и добычу, но по межправсоглашению для этого сначала нужно было сформировать СРП. Именно это условие в четверг отменили два президента, открыв компаниям доступ к лицензии.

Право пользования недрами месторождения правительство предоставит компаниям без аукциона, но для этого нужно провести еще ряд процедур, необходимых для вступления подписанного протокола в силу, передал через пресс-службу "Ведомостям" министр природных ресурсов Сергей Донской. Срок действия лицензии составит 25 лет, включая семь лет на геологоразведку. СП должно будет утвердить технический проект разработки месторождения, затем внести разовый платеж, сумму которого предстоит определить исходя из данных доразведки. При этом проект может разрабатываться как на условиях общего налогообложения, так и в рамках СРП, добавляет собеседник "Ведомостей".

Представитель "Газпрома" сказал, что заявку на получение лицензии планируется подать в ноябре, но о сроках начала освоения участка говорить пока рано. Представитель "Лукойла" отказался от комментариев, телефон пресс-службы "Казмунайгаза" не отвечал.

Впрочем, подписание протокола не решит всех проблем партнеров. "Хорошо, что юридические ограничения сняты, но в последние года полтора проект откладывался не только по этой причине", — говорит собеседник, близкий к одной из компаний — участниц СП. Во-первых, "Лукойл" и "Газпром" все еще ожидают от "Казмунайгаза" предложения по ТЭО проекта, во-вторых, в 2014 г. слишком сильно изменилась рыночная конъюнктура. Цены на нефть упали вдвое, так что нефтяные компании корректируют инвестпрограммы и обсуждают перенос сроков разработки новых месторождений. Ситуацию усугубляет и увеличение налоговой нагрузки на российские компании, запланированное Минфином, добавляет собеседник "Ведомостей".

У "Лукойла" нет острой необходимости увеличивать добычу, компания смотрит на экономику проектов и если она не станет форсировать разработку Центрального, то это значит, что при нынешних ценах на нефть проект не окупается, говорит директор Small Letters Виталий Крюков. Месторождение Центральное находится на глубине в несколько сотен метров, так что его геологоразведка и разработка будут дорогостоящими, проект не выглядит первоочередным и его разработка вряд ли начнется в ближайшие пять лет, считает Валерий Нестеров из "Сбербанк CIB". Финансовые проблемы есть и у казахской стороны — многие добывающие компании работают в убыток, налоговая система не отлажена, заключает эксперт.

Алина Фадеева

 

 

По мнению представителей "Роснефти", проведение конкурса прошло с грубейшими нарушениями закона.

"Известия"

10 ноября Арбитражный суд Москвы рассмотрит иск "Роснефти" к Роснедрам о передаче "Лукойлу" Восточно-Таймырского участка. По мнению истца, госведомством был нарушен порядок проведения и определения победителя конкурса на право пользования недрами. В сентябре суд провел два предварительных заседания.

Конкурс был проведен в начале августа, кроме "Лукойла" в нем приняла участие и "Роснефть". Свои претензии по проведению конкурса компания изложила в письме в Минприроды, в нем она ссылалась, в частности, на грубейшие нарушения установленного законом о недрах порядка подготовки и проведения конкурса. На следующий день компания подала иск против Роснедр.

Сами условия конкурса "Роснефть" не оспаривает, но имеет претензии к Роснедрам по отбору претендентов.

К примеру, по мнению ведомства, у "Роснефти" якобы нет требуемого опыта проектирования, строительства и эксплуатации морских нефтеотгрузочных терминалов в арктических морях. Странно, но ведомство почему-то не учитывает тот факт, что "Роснефть" с 2008 по 2011 год эксплуатировала терминал в Белокаменке (Баренцево море). Кроме того, госкомпания была допущена до конкурса по Восточно-Таймырскому участку, что уже говорит о том, что Роснедра признают госкомпанию соответствующей критериям отбора для управления лицензией.

Согласно доводам "Роснефти", на конкурсе она предложила лучшие условия освоения участка, чем "Лукойл". Так, "Роснефть" предлагала добыть на участке 220,5 млн т нефти за 95 лет с коэффициентом извлечения 0,3 (у "Лукойла" — 71 год, 123,5 млн т и КИН 0,40). При этом доходы государства от проекта, по предложениям "Роснефти", должны были составить 3,963 трлн рублей, у "Лукойла" меньше — 999 млрд рублей.

Однако при проведении конкурса комиссия попросту отказалась от сравнения ряда технико-экономических показателей двух компаний по разработке месторождения со ссылкой на "слабую изученность" участка, говорится в документах Роснедр, представленных в суд. В частности, не сравнивались экономические расчеты показателей разработки месторождения — ввиду того, что они, по мнению Роснедр, "носят весьма условный характер", основаны на предположениях заявителей и "не могут являться основным критерием определения победителя конкурса". Между тем такие действия по ранжированию критериев на главные и второстепенные свидетельствуют о нарушении Роснедрами, по сути, ее же обязанностей по оценке критериев отбора (ст. 13.1. закона "О недрах").

Кроме того, ссылаясь на недостающие данные по участку, Роснедра фактически занизили показатели по запасам месторождения, считают в "Роснефти", сейчас они составляют 4,5 млн т нефти и 9,3 млрд куб. м газа. Между тем от запасов месторождения зависит и стоимость, по которой победившая компания выкупает лицензию. Занижение запасов, соответственно, приводит к многократному уменьшению размера разового платежа ("Лукойл" заплатил 1,9 млрд рублей, по мнению же "Роснефти", единовременная плата должна была быть в 35 раз больше), а также к отсутствию определенных государством требований к объему и срокам проведения геологоразведочных работ на участке.

Несмотря на это, в ходе последних предварительных слушаний в суде представители "Лукойла" указывали, что если лицензию не оформить как можно раньше, это может привести к тому, что сроки по исполнению лицензии компанией будут сорваны. По словам представителя "Лукойла", уже в зимний период 2015-2016 годов на месторождении должны быть проведены инженерные изыскания для определения места поисковой скважины, а также начата работа по обустройству терминала для приема техники, необходимой для геологоразведки и последующей разработки месторождения.

— Но необходимо понимать, что возникновение у "Лукойла" каких-либо обязательств связано исключительно с моментом выдачи лицензии и, соответственно, сейчас отсутствуют какие-либо основания говорить о том, что у "Лукойла" до этого момента возникли какие-то обязательства, которые он вдруг не сможет исполнить, — отвечал представитель "Роснефти". — Даже в конкурсной документации предусмотрено, что проект поисково-оценочных работ, которые, по мнению "Лукойла", он не сможет начать вовремя, подлежит лишь разработке, согласованию и утверждению в течение одного года со дня выдачи государственной лицензии. По нашему мнению, "Лукойл — Западная Сибирь" вводит суд в заблуждение, говоря о невозможности выполнения каких-то лицензионных обязательств.

Пока дело не разрешится, суд в качестве обеспечительной меры запретил Роснедрам совершать любые действия, направленные на утверждение результатов конкурса.

— При подготовке проведения конкурса были допущены существенные нарушения действующего законодательства, отмена обеспечительных мер приведет к нарушению того самого баланса публичных и частных интересов, поскольку нарушения были допущены достаточно грубые и имеющие, соответственно, серьезное значение, — напоминает представитель "Роснефти". — В частности, при подготовке конкурсной документации было произведено искусственное изменения конфигураций участка: акваториальная часть не была включена в площадь участка, что нарушило требование закона о рациональности недропользования.

До мая этого года возможности участвовать в разработке месторождения у частных компаний не было — участок имел шельфовую часть, а по ФЗ "О шельфе" право разработки таких участков имеют только госкомпании. Разделение же Восточно-Таймырского участка позволило вывести его из режима участков недр федерального значения и, соответственно, избежать согласования условий пользования с Федеральной службой безопасности и Минобороны России и не получать разрешения от правительства РФ. Это же, в свою очередь, создает возможность последующего переоформления участка на юридические лица с участием иностранцев, которым участки федерального значения пока не доверяются.

В сентябре председатель правительства Дмитрий Медведев освободил Валерия Пака от должности руководителя Федерального агентства по недропользованию, исполняющим обязанности назначен Евгений Киселев.

Арсений Погосян

 

 

<< Октябрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ