media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

16.10.2017

Минэнерго готово повышать цену энергомощности, чтобы генерирующие компании смогли постепенно модернизировать старые станции. Но не востребованные потребителями станции придется закрыть.

"Ведомости"

Может, сделать двухэтапный КОМ [конкурентный отбор мощности]? Первый — обычный. Второй — посмотреть зоны дефицита", — рассуждал в начале октября председатель набсовета "Совета рынка" Максим Быстров (слова по "Интерфаксу"). В пятницу замминистра энергетики Вячеслав Кравченко раскрыл подробности новой идеи регуляторов, призванной обеспечить генерирующие компании средствами на модернизацию большого количества устаревших станций.

Механизм КОМа был обновлен в 2015 г. Он определяет, сколько мощности и по какой цене будут оплачивать потребители. Мощность, не прошедшая отбор, продается на свободном рынке. Отбор проводится на три года вперед, т. е. КОМ, проведенный осенью 2017 г., определил цены на 2021 г. Так, цены мощности сложились в первой ценовой зоне (европейская часть России и Урал) — 134 400 руб./МВт месяц, во второй — 225 300 руб./МВт месяц. В среднем на долю платежа за мощность в конечной цене электроэнергии может приходиться до 50%.

Теперь Минэнерго предлагает проводить отбор в два этапа ("Ведомости" ознакомились с презентацией). Первый этап будет проводиться, как и прежде, в двух ценовых зонах (европейская часть России и Урал, а также Сибирь). В результате будет определена цена мощности, достаточная, чтобы покрыть издержки старых станций и профинансировать строительство новых (в отборе смогут участвовать станции, которые еще только планируется запустить). А также станет понятно, есть ли нехватка мощности в какой-либо из зон свободного перетока (ЗСП, территории без ограничения передачи электроэнергии, всего их 21, на ЗСП разбита каждая ценовая зона).

Второй этап отбора по замыслу Минэнерго пройдет только в тех ЗСП, где выявлен дефицит. К участию будут допущены лишь генерирующие компании, которые прошли первый этап отбора. Цена на мощность на втором этапе будет существенно выше первого этапа, иначе теряется экономический смысл модернизации, ожидает аналитик Renaissance Capital Владимир Скляр. Те, кто пройдет отбор, будут получать указанный в своей заявке платеж в течение 10 лет при условии модернизации станции. Правительство также оставит за собой право устанавливать ограничения по объему и цене мощности на втором этапе, так как модернизировать сразу все невозможно, говорится в презентации Кравченко. Станции, которые не пройдут отбор на втором этапе, будут получать плату, сформированную в первом туре, но не смогут участвовать в КОМе на следующий год (механизм вывода станций из эксплуатации еще не разработан). Замминистра уточнил, что новый механизм может заработать уже с 2018 г. (слова по "Интерфаксу"). Его предстоит еще утвердить правительству.

Идея двухэтапного КОМа новая и пока обсуждается среди генерирующих компаний, сказал представитель "Совета производителей энергии".

Механизм модернизации энергомощностей активно обсуждается с прошлого года. Программа ДПМ (договор о предоставлении мощности, который обеспечивает инвесторам возврат инвестиций с базовой доходностью 14%) на строительство новых энергомощностей, начатая в 2008 г., подходит к концу. Последние вводы ожидаются в 2018 г., а платежи потребителей за эту мощность начнут сокращаться с 2021 г. и закончатся в 2025 г. Это освободит за 2021-2030 гг. 2,1 трлн руб. — около 300 млрд руб. в год. Эти средства могут быть использованы для нового инвестиционного цикла в отрасли, считают в "Совете производителей энергии" ("Ведомости" ознакомились с презентацией председателя его набсовета Александры Паниной).

Старые энергомощности зачастую являются убыточными и не представляют ценности для инвесторов, отмечает Скляр. Программа модернизации должна изменить это за счет не только гарантий возврата, но и снижения расходов на топливо и персонал, считает он.

В качестве вариантов финансирования программы модернизации также рассматриваются новый ДПМ на модернизацию и отмена верхнего порога цен КОМа (это решение уже принято). ДПМ, как отработанный механизм, более понятен инвесторам, говорит Скляр, а двухэтапный КОМ пока тяжело оценить. В предложенной модели не учитывается важность когенерации (мощностей, вырабатывающих и электро-, и тепловую энергию) и развитие сетевой инфраструктуры, говорит эксперт.

Иван Песчинский

 

 

ФАС обратила внимание на высокие цены дизельного топлива и рекомендовала нефтяникам увеличить продажи.

"Ведомости"

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила нефтяным компаниями запрос, что они намерены предпринять для увеличения производства дизельного топлива на бирже, сообщил "Интерфаксу" начальник управления ФАС Дмитрий Махонин. На прошлой неделе оптовые цены на дизельное топливо обновили рекорд: к началу сентября биржевые цены выросли на 12%.

Причин, по мнению ФАС, несколько. В последние два с половиной месяца по сравнению с аналогичным периодом прошлого года предложения и продажи зимнего межсезонного дизтоплива на бирже снижались, при этом, в свою очередь, не выросли продажи летних видов, рассказал Махонин.

Компании снизили производство. В частности, об этом шла речь в среду на биржевом комитете ФАС. Производство с 1 по 10 октября зимнего дизельного топлива составило 586 500 т, что на 26% меньше того же периода прошлого года, отгрузка на внутренний рынок упала на 7%, рассказал человек, который принимал участие в заседании комитета.

Кроме того, выросли биржевые продажи дизтоплива внутри групп компаний. По словам Махонина, их доля около 15% от общих продаж. "При этом внутренний рынок нефтепродуктов сейчас более маржинальный, чем net back (экспортная альтернатива). Все это говорит о том, что действия крупных компаний, мягко говоря, не направлены на стабилизацию ситуации на отечественном рынке", — заявил Махонин.

Представители "Роснефти", "Лукойла", "Газпром нефти" в пятницу не ответили на запросы "Ведомостей". Но по словам Махонина, некоторые компании заявили о проработке вопроса об увеличении производства дизтоплива и росте его продаж на бирже и по внебиржевым каналам. Компании подтвердили готовность обеспечить рекомендованные Минэнерго запасы топлива, в том числе дизельного, что позволит пройти осенне-зимний период в штатном режиме, сказал представитель министерства.

В пятницу после заявления ФАС биржевые цены на все нефтепродукты немного снизились. Так, цена зимнего дизельного топлива (индекс "Москва") снизилась с пика вторника в 45 912 до 45 550 руб. за 1 т, цена на бензин Аи-92 опустилась со среды с 44 079 до 43 879 руб. за 1 т.

На российском топливном рынке нефтяные компании в очередной раз допустили просчет, граничащий с вредительством, считает гендиректор агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов: "Сейчас производится и отгружается на внутренний рынок меньше морозостойких сортов дизельного топлива в сравнении с прошлым годом, а его продажи на бирже в августе — октябре значительно ниже, чем в аналогичные месяцы 2016 г. Как результат — в октябре мы получили рекордные цены на дизельное топливо на бирже и в мелком опте". По его словам, при таких биржевых и мелкооптовых ценах независимые АЗС торгуют дизельным топливом в убыток. "ФАС предстоит пойти на жесткие меры относительно нефтяных компаний, если требуется минимизировать скачок цен в рознице", — категоричен он.

Галина Старинская

 

 

Вхождение в проект приведет компанию на прибыльные рынки Европы, Ближнего Востока и Азии.

"Известия"

Газовый проект Zohr (Египет), в котором "Роснефть" недавно выкупила у итальянской Eni 30% (60% в проекте осталось у Eni, еще 10% — у британской BP), начнет экспорт сжиженного природного газа (СПГ) в Азию. Сейчас Eni ведет переговоры с несколькими потенциальными покупателями в этом регионе. Об этом "Известиям" рассказал газотрейдер, информацию подтвердил представитель торгового подразделения Eni Trading and Shipping. Таким образом, Zohr станет первым проектом "Роснефти", с которого компания начнет экспорт собственного СПГ. Потенциальные поставки могут начаться с 2019 года.

Газовое месторождение Zohr считается крупнейшим на шельфе Средиземного моря. По данным оператора проекта Eni, на его площади в 100 кв. км может залегать более чем 850 млрд кубометров газа. В конце прошлого года перспективным активом заинтересовалась российская "Роснефть", а уже в начале октября она выкупила 30% в блоке Шорук, в который входит Zohr, за $1,1 млрд. Месторождение уже фактически готово к добыче, она запланирована на конец этого — начало будущего года. Еще через пару лет часть газа акционеры хотят экспортировать в виде СПГ, в частности, в Азию, рассказал "Известиям" источник на рынке, информацию подтвердили в трейдинговой "дочке" Eni.

— Eni планирует расширить свою торговую площадку в Сингапуре для поставок покупателям в Азии сжиженного природного газа с новых проектов, рассматриваются, в частности, Мозамбик и на поздней стадии освоения Египет, — передал "Известиям" представитель компании слова исполнительного директора Eni Trading and Shipping Франко Магнани.

Если запасы месторождения подтвердятся, Zohr станет крупнейшим газовым проектом "Роснефти" за рубежом. О точных сроках начала поставок газа именно в виде СПГ компании пока не говорят, но по оценкам знакомого с проектом источника "Известий" экспорт может начаться не раньше 2019 года. Доля "Роснефти" в поставках будет эквивалентна доле в проекте, по его оценкам, это примерно 9 млрд кубометров.

— По условиям контракта с властями Египта акционерам необходимо "закрыть" сначала газовые потребности самой страны, и только по достижении определенной планки продаж газ может быть отправлен на экспорт, — рассказал собеседник.

Участие в его разработке дает "Роснефти" возможность выйти на важные для нее рынки Европы и Ближнего Востока.

Как отмечалось в пресс-релизе компании, закрыв сделку по приобретению доли в концессионном соглашении на разработку газового месторождения Zohr, "Роснефть" вошла в проект мирового уровня. Это открывает перед компанией "возможности по укреплению своих позиций в перспективном и стратегически важном регионе, расширяет потенциал нашего трейдингового подразделения и позволяет укрепить наше взаимовыгодное сотрудничество с Египтом".

У поставок с Zohr довольно хорошие перспективы, так как проект может использовать уже готовые, но недозагруженные мощности СПГ-заводов в Египте, считает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук.

— И хотя в то же время на рынок в Азии выходит несколько СПГ-проектов, "Роснефть" получает преимущество благодаря сравнительно невысокой себестоимости добычи. Те же поставки из США будут гораздо дороже для конечного потребителя, так как они не привязаны к определенным месторождениям, американским СПГ-заводам приходится брать более дорогой газ на местном рынке, — пояснил аналитик.

Газ из Австралии и США преимущественно законтрактован, это уже решает проблему сбыта, заметил аналитик энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Александр Собко.

—  Не исключено, что в первые годы добычи на месторождении продажи СПГ будут идти в рамках краткосрочных договоров или даже спотовых продаж, но по вполне высоким ценам. С другой стороны, это позволит компании найти рынок для своего газа, при этом не связывая себя обязательствами по продажам по низким ценам на длительный период времени. Такую модель удастся реализовать в том числе из-за наличия готового завода по сжижению, что снижает капитальные затраты на весь проект, — рассказал Александр Собко.

Проект "Роснефти" оказался дешевле, чем его потенциальные конкуренты — шельфовые месторождения "Левиафан" (Израиль) и "Афродита" (Кипр). Хотя они были открыты на пять лет раньше Zohr, их разработка задерживается, отметил аналитик Moody’s Analytics Крис Лафакис.

— С учетом того, что разработка Zohr всё еще не завершена и возможна его доразведка, "Роснефть" и Eni могут получить бесценный опыт освоения сложных шельфовых месторождений, — отметил он.

Помимо Zohr, в ближайшие несколько лет "Роснефть" будет активно работать над разработкой шельфовых месторождений Карского, Охотского, Черного морей и моря Лаптевых.

Арсений Погосян

<< Октябрь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ