media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

16.12.2013

Азербайджан наращивает разработку каспийского шельфа.

"Независимая газета"

Завтра в Баку состоится мероприятие, которое даст старт новому энергетическому мегапроекту Азербайджана. В этот день будет принято окончательное инвестиционное решение по второй фазе разработки месторождения "Шах-Дениз" в азербайджанском секторе Каспия. Также планируется подписание соглашения по проекту строительства Трансадриатического газопровода (ТАР) и контракта о вхождении иностранных компаний в проект строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP).

На мероприятиях ожидают премьер-министров Италии, Греции и Хорватии Энрико Летта, Антониса Самараса и Зорана Милановича, комиссара Европейского союза по энергетике Гюнтера Оттингера, а также министра иностранных дел Великобритании Уильяма Хейга.

По данным местных изданий, переговоры с партнерами по "Шах-Денизу" проходили в сложной обстановке. Удивляться тут не приходится, ведь впервые на глубоководье Каспия выполняется такого рода сложный мегапроект по географическому охвату. Кроме того, для добычи газа в рамках "Шах-Дениз-2" необходимо значительно увеличить мощности Сангачальского газового терминала и действующего Южно-Кавказского газопровода. Это предполагает не только прокладку новой трубы на территории Азербайджана и Турции (TANAP), но и завершение строительства Трансадриатического газопровода (ТАР) по доставке азербайджанского газа через Грецию в Италию и далее в Европу. Естественно, синхронизировать и совместить работы над этими проектами, сопряженными с определенными рисками, дело непростое, считают эксперты SOCAR.

Следует отметить, что реализация только проекта разработки второй фазы месторождения "Шах-Дениз" обойдется его акционерам в 25 млрд долл. Но это не окончательная сумма, ибо в ходе выполнения работ допускается увеличение проектной стоимости еще на 20%. На сегодняшний день уже потрачено около 3 млрд долл.

Первый газ с месторождения планируется добыть в конце 2018 года, с тем чтобы в 2019 году начать его экспорт в объеме 16 млрд куб. м: 6 млрд в Турцию, 1 млрд куб. м — в Грецию, 1 млрд куб. м — в Болгарию и 8 млрд куб. м — в Италию.

С началом работ по освоению второй очереди "Шах-Дениза" начнется и строительство Трансанатолийского газопровода. Как известно, интерес к этому азербайджано-турецкому проекту проявили акционеры "Шах-Дениза", в частности британская компания ВР, норвежская Statoil и французская Total. Однако в последний момент норвежцы и французы отказались от своих намерений. Так что контракт о вхождении иностранных компаний в проект TANAP будет подписан между SOCAR — оператором проекта и британской компанией ВР. Первоначально заявленные доли Statoil и Total — 12% и 5% соответственно — Баку предложил турецкому компаньону.

Отказ Statoil и Total участвовать в проекте TANAP эксперты этих компаний объясняли нежеланием обременить себя дополнительными финансовыми рисками, поскольку им предстоит вложить значительные инвестиции в проект "Шах-Дениз-2".

Таким образом, на сегодняшний день в проекте TANAP 68% доли участия принадлежит SOCAR (оператор), 20% — BOTAS и 12% — ВР.

Что касается строительства Трансадриатического газопровода, то Азербайджан еще 28 июня сего года официально объявил о выборе этого маршрута для экспорта в Европу газа в рамках второй стадии разработки месторождения "Шах-Дениз". Трубопровод будет начинаться в Греции, пройдет через территорию Албании и по Адриатическому морю далее в Италию. Оценочная стоимость проекта строительства газопровода составляет 2,2 млрд долл.

По словам президента Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнага Абдуллаева, рынки по газопроводу TAP уже определены. Акционерами проекта Трансадриатического трубопровода длиной 870 км являются EGL, Statoil и E.ON Ruhrgas (15%).

Сохбет Мамедов

"Роснефть" пытается выкупить долю Eni в "Северэнергии". Госкомпания ведет об этом переговоры с "Новатэком", СП которого с "Газпром нефтью" уже сделало итальянской компании обязывающее предложение.

"Ведомости"

"Роснефть" лишь в ноябре стала совладельцем газовой компании "Северэнергия". Госкомпания купила у Enel 40% акций в Arctic Russia, которой принадлежит 49% самой "Северэнергии". Оставшиеся 60% в Arctic Russia у Eni. Недавно итальянская компания заключила обязывающее соглашение о продаже своей доли за $2,9 млрд с СП "Новатэка" и "Газпром нефти" — "Ямал развитием", которое уже владеет 51% "Северэнергии". Федеральная антимонопольная служба одобрила эту сделку. Если она состоится, то эффективная доля "Новатэка" и "Газпром нефти" в "Северэнергии" увеличится до 80,4%.

Но "Роснефть" хотела бы сама выкупить долю Eni, заявил президент госкомпании Игорь Сечин. "Роснефть" обсуждает с "Новатэком" взаимоприемлемые решения по доле итальянской Eni в "Северэнергии", добавил он. "Мы ведем переговоры со всеми сторонами. У нас очень конструктивное взаимодействие с нашими коллегами из Eni, которые очень корректно себя ведут, и мы в рамках наших полномочий получаем всю информацию по поводу этого предложения, мы также в постоянном контакте с руководством "Новатэка", — заявил Сечин. — Думаю, что взаимоприемлемое, интересное для всех сторон решение, как и положено в рыночной экономике, будет найдено". Представитель "Новатэка" не смог прокомментировать эти слова. Его коллеги из "Газпром нефти" и Eni были недоступны для комментариев. Представитель "Роснефти" от дополнительных комментариев отказался.

Как рассказывал в интервью гендиректор Enel Фульвио Конти, параллельно с "Роснефтью" его компания вела переговоры с "Новатэком" и "Газпром нефтью", но от "Роснефти" обязывающее предложение поступило раньше и поэтому выбор был сделан в ее пользу. В соглашении об Arctic Russia записано преимущественное право выкупа долей Eni и Enel друг у друга. Но Eni тогда на предложение о выкупе доли Enel ответила отказом. Человек, близкий к "Роснефти", рассказывал, что за "Роснефтью" приоритетное право выкупа доли партнера сохранилось. А два человека, близких к акционерам "Северэнергии", говорили, что доли еще могут измениться. "Не исключено, что "Роснефть" еще заявит о своем праве на долю Eni", — предупреждал один из них.

"Тот факт, что Eni изначально пошла на продажу актива конкурирующим компаниям, стало неожиданностью", — замечает содиректор "Инвесткафе" Григорий Бирг. Он указывает на привлекательность актива и наличие у "Роснефти" средств на сделку ($7,6 млрд на конец III квартала 2013 г.). Странно, что "Роснефть" не сделала конкурирующего предложения Eni, удивляется Бирг.

Возможно, такими заявлениями "Роснефть" рассчитывает оказать определенное давление на "Новатэк" и "Газпром нефть" с целью получить в обмен на отказ от претензий к сделке другие активы на более льготных условиях, предполагает аналитик ИК "Анкоринвест" Сергей Вахрамеев. Он считает, что долю Eni скорее всего купят "Новатэк" и "Газпром нефть", поскольку переговоры уже зашли довольно далеко и подписано обязывающее соглашение.

"Северэнергия" владеет лицензиями на разработку и добычу на Самбургском, Ево-Яхинском, Яро-Яхинском и Северо-Часельском участках. На 1 января 2013 г. извлекаемые запасы по категориям АВС1 + С2 в российской классификации составляли 1,35 трлн куб. м газа и 699 млн т жидких углеводородов.

Елена Ходякова

 

 

К реализации госпрограммы привлекли все заинтересованные ведомства.

"Известия"

Неудовлетворительные результаты реализации госпрограммы "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2013-2020 годы" заставили правительство пересмотреть подходы к ее реализации. Теперь отвечать за результаты станут помимо Минэнерго и Минэкономразвития еще четыре ведомства — Минстрой, Минтранс, Минсельхоз и Минпромторг. К весне следующего года ведомства должны представить в правительство проекты отраслевых "дорожных карт" по поэтапному внедрению до 2018 года инновационных технологий в основных энергоемких отраслях.

Напомним, что в начале года представители Минэнерго констатировали, что достичь запланированных показателей по госпрограмме к 2020 году не удастся — отставание от графика критично. За два года реализации госпрограммы ни в одной из отраслей не были достигнуты установленные показатели. В связи с чем возникла потребность пересмотреть порядок ее реализации.

Как пояснили в Минэнерго, изначально ведомство разработало госпрограмму и было ответственным за ее результаты. Однако запланированные показатели по снижению энергоемкости ВВП на 40% включали в себя не только технологический сдвиг, за который отвечало министерство, но и системный — развитие неэнергоемких отраслей. В соответствии с документом, реализация госпрограммы должна обеспечить снижение энергоемкости ВВП в 2020 году на 13,5% к уровню 2007 года. Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций к 2020 году должна возрасти до 25%, а внутренние затраты на исследования и разработки предприятий, реализующих инновационные программы, на 3%.

Дмитрий Медведев поручил всем заинтересованным ведомствам распределить ответственность за результаты госпрограммы по своим секторам. Координатором госпрограммы в соответствии с поручением, стало Минэкономразвития.

— Поручение правительства означает системное изменение подхода к проблеме повышения энергоэффективности в стране, — прокомментировал для "Известий" заместитель министра энергетики Антон Инюцын. — Теперь в эту работу будут вовлечены все ведомства, а не только Минэнерго. Минпромторг будет отвечать за повышение энергоэффективности в промышленности, Минсельхоз в сельском хозяйстве, Минстрой в строительстве и т.д.

По словам Инюцына, предстоит серьезная корректировка отраслевых госпрограмм, где должны появиться индикаторы энергоэффективности. Таким образом появится информация о вкладе каждой из заинтересованных сторон в общую задачу по снижению энергоемкости ВВП. Кроме того, будут скорректированы инвестиционные программы госкомпаний, в которых появятся учтенные расходы на энергоэффективность.

Директор НП "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев отмечает, что большая часть возможностей для повышения энергоэффективности и достижения цели по сокращению энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году лежит не в сфере ТЭК, а в других отраслях экономики.

— Очевидно, что рычагов влияния на другие отрасли у Минэнерго практически нет или их очень мало. В связи с этим распределение ответственности между ведомствами целесообразно, — считает эксперт.

По мнению директора "Фонда энергетического развития" Сергея Пикина логичным было бы разделить программу на две части — технологическую и системную, чтобы за каждое направление отвечало соответствующее ведомство. Эксперт сомневается, что большое количество ответственных поможет достичь запланированных показателей.

— Как только возникает множественная ответственность, она расползается и превращается в безответственность, — говорит Пикин.

Отсутствия прогресса в ходе реализации госпрограммы Пикин связывает с абстрактностью ее целей.

— Поставленные госпрограммой цели очень абстрактны и не понятны пути их достижения. В первую очередь надо подумать, как достигнуть показателей программы и с помощью каких ресурсов сил, но план движения до сих пор не определен, — сказал Пикин.

Александра Ермакова

 

 

Правительство может частично проиндексировать тарифы на электроэнергию. Речь идет об увеличении цен на мощность в совокупности на 10,28 млрд руб., или на 6%.

"Ведомости"

Генерирующие компании могут получить запланированную выручку от индексации цен, сложившихся по итогам конкурентного отбора мощности (КОМ) на следующий год, рассказал "Ведомостям" источник в одной из генерирующих компаний и подтвердил замминистра энергетики Вячеслав Кравченко. Итоги конкурсов были подведены в сентябре. Предполагалось, что энергетики получат в следующем году 182 млрд руб. Но затем правительство решило заморозить тарифы на электроэнергию, а также на продукцию и услуги естественных монополий.

Сейчас Минэнерго рассматривает возможность индексации цен на КОМ, говорит Кравченко. Один вариант предусматривает их индексацию на величину инфляции с последующим замораживанием в 2015 г., второй — повысить их только во второй ценовой зоне (Сибирь). Здесь по итогам отбора цена упала почти на 40% по сравнению с 2013 г. — до 97 500 руб. за 1 МВт, тогда как в европейской части России и на Урале цены выросли до 124 000-144 000 руб. за 1 МВт. Впрочем, решение о неиндексации цен КОМ в 2014 г. может остаться в силе, не исключает Кравченко. Окончательное решение будет принято до конца года, обещает он.

Цена за мощность компенсирует постоянные издержки электростанций. Ее доля в выручке — примерно 30%. При этом мощность по цене КОМ оплачивают все потребители, кроме населения и покупателей Северного Кавказа. Кроме того, она оплачивается по договорам о предоставлении мощности и по тарифам вынужденной генерации. Эти сегменты не индексируются. Всего в 2014 г. потребители заплатят за мощность 350 млрд руб.

Отмена индексации на уровень инфляции с 1 января 2014 г. может стоить генераторам 10-11 млрд руб. (в зависимости от используемой величины инфляции — прогнозной в 6% или фактической в 6,5%), подсчитала аналитик Газпромбанка Наталья Порохова. Потребители в этом случае сэкономят 1% планового прироста цены электроэнергии. По словам Пороховой, генераторам будет выгоднее индексация цен именно в 2014 г. Стоимость мощности индексируется на уровень инфляции предыдущего года, в 2013 г. она будет 6,5%, а на 2014 г. прогнозируется на уровне 4,8%. Таким образом, выручка генераторов в сценарии индексации только в 2015 г. по итогам двух лет будет на 13 млрд руб. меньше, говорит эксперт. В случае индексации цен на мощность только во второй ценовой зоне дополнительная выручка компаний составит всего 0,8 млрд руб.

Представитель НП "Совет производителей энергии" (объединяет крупнейшие генерирующие компании) от комментариев отказался. Председатель наблюдательного совета НП "Сообщество потребителей энергии" Александр Старченко считает, что индексировать цены нельзя: "Экономика пребывает в весьма кризисном состоянии".

Алина Фадеева

 

 

<< Декабрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ