media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

16.12.2014

Россия выйдет сухой из нефтяного противостояния между Ближним Востоком и США.

"Российская газета"

Если цены на нефть просядут до 50 долларов за баррель и останутся на этом уровне в течение хотя бы полугода, то репутация Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) как влиятельного игрока на рынке растворится.

С таким прогнозом выступили эксперты американского финансового конгломерата Bank of America (BofA). Глава отдела сырьевых исследований Франсиско Бланш заявил, что в мире грядут "более глубокие и длительные" последствия, чем ожидает большинство стран. При этом в мировой энергетической отрасли ждут революцию, которая, возможно, зацепит и наш рынок. Чему в мире быть и чего России можно миновать, рассказали эксперты "РГ".

Рынок собирается сам определять глобальную стоимость нефти, поэтому сейчас мы и наблюдаем новую эру колебаний цен и беспорядочной торговли, которая приносит сомнительную пользу только Ближнему Востоку, уверены в BofA. Якобы совсем не страшно стране с глубокими карманами — Саудовской Аравии. Будучи крупнейшим членом ОПЕК (доля участия в добыче сырья — 30 процентов), она единственная обладает настолько солидными резервами, что может пережить год-другой с низкими котировками. Сейчас в ее валютном резервном фонде 738 миллиардов долларов. У России — 361,4 миллиарда.

"Но Саудовской Аравии на самом деле несладко при таких котировках. Ее бюджет требует, чтобы бочка стоила 80 долларов. А если бы она еще и сократила добычу, то это было бы еще хуже для всех членов ОПЕК, — считает ведущий эксперт Союза нефтепромышленников России Рустам Танкаев. — Как это все разрешится, трудно сказать. Может быть, сворачиванием добычи дорогой нефти, может, заполнением всех сырьевых резервов под завязку, или ситуация поменяется сама собой, когда произойдет скачок цен. Как только они вернутся в привычное русло, на рынок поступит сланец в больших объемах. Если сейчас его исключить из торгового баланса, то дефицит на межгосударственной торговле составит около 15 процентов. Это дикая цифра! Нефть взлетит до 200 долларов. Но, думаю, такого поворота не случится, как не будет и длительного падения котировок".

Американские исследования говорят, что с рынка в случае трудностей могут вылететь периферийные члены нефтяного картеля ОПЕК, такие как Венесуэла и Нигерия. Да и США понесут потери. По разным оценкам, за океаном, в том числе в Канаде, добыча сланца уже падает на 15-20 процентов. А вот на Россию чужие трудности не повлияют, говорит собеседник "РГ", так как мы занимаем лидирующее место по количеству экспортируемых нефтепродуктов.

Сейчас от низких цен на "черное золото" страдают не только ближневосточные страны, большинству из которых необходима среднегодовая цена на нефть 85-95 долларов за баррель для сбалансированности бюджета. Вернуться к этому комфортному коридору нефть может во второй половине 2015 года, уверена руководитель отдела исследований рынка основных сырьевых товаров BofA Merrill Lynch Сабина Шелс.

Но пока ждать стабилизации не приходится. На минувшей неделе североморская смесь марки Brent упала ниже 62 долларов за баррель. Такое сильное давление на январские фьючерсы оказали многие факторы, в том числе международные доклады по прогнозу спроса на рынке сырья.

Перед заседанием ОПЕК, которое прошло 27 ноября, источники иностранных информагентств сообщали, что члены организации могут прийти к компромиссу и снизить производство примерно на 300 тысяч баррелей в сутки. Это всего один процент. К тому времени "черное золото" потеряло в цене примерно треть. Однако страны Персидского залива испугались, что снижение квот сыграет против них, так как может подстегнуть увеличение добычи сланца в Штатах.

Прошло три недели. Нефть в годовом выражении потеряла почти 40 процентов стоимости, и ОПЕК понизила прогноз на спрос поставляемого ею топлива в 2015 году до минимума за последние 12 лет. На те самые 300 тысяч баррелей.

"Эти цифры далеко за пределами погрешностей. А подобные решения призваны влиять на рынок психологически. На самом деле ни одна из стран-участниц организации не соблюдает квоты, потому что они усердно пытаются вернуть себе ту часть рынка, которую у нее забрали Штаты, порядка 300 миллионов тонн в год", — подчеркивает Рустам Танкаев. Для сравнения: Россия добывает 525 миллионов тонн.

Дележ на мировой энергетической арене не оставляет Россию в стороне. Однако, говорят в Минэнерго, сокращать добычу мы не будем. Да и никогда к подобным мерам не прибегали, напоминает Танкаев. "Мы могли бы сыграть в интересную психологическую игру, как это делает Ближний Восток, и помочь ценам удержаться на более высоком уровне, — продолжает он. — Безболезненный для экономики ход — заявить, что мы снижаем экспорт нефти на три процента".

Александра Воздвиженская

 

 

Киевские власти не создали условий для работы американских компаний.

"Независимая газета"

Сланцевые проекты в Украине откладываются. Ранее, как сообщали информагентства, из-за боевых действий на востоке страны приостановила освоение Юзовского месторождения компания Shell. А вчера стало известно об уходе Chevron с западного Олесского месторождения, которое могло бы приносить до 10 млрд куб. м газа в год. Формальная причина — невыполнение украинским правительством контрактных обязательств. Однако эксперты отмечают, что помешать сланцевой революции в Украине могли и низкие цены на нефть.

Американская компания Chevron отказывается от участия в проекте по добыче сланцевого газа в Украине. Об этом вчера сообщил Интерфакс со ссылкой на источник в украинском правительстве. По его словам, компания в прошлом году подписала с Украиной соглашение о разделе продукции (СРП) по разработке углеводородов на Олесской площадке. Но сейчас Chevron официально уведомил украинское правительство об одностороннем выходе из этого проекта.

Источник отметил, что в поступившем от имени компании письме указан перечень конкретных причин отказа от заключенного договора — в частности, Минфин Украины не реализовал в установленный срок, 18 ноября, обязательства по приведению своих нормативных актов в соответствие с действующим законодательством Украины. "Фактически министерство дало формальный повод компании Chevron избежать выполнения контрактных обязательств по инвестированию в экономику Украины не менее 350 млн долл.", — полагает источник.  Эти средства компания должна была выделить в ближайшие несколько лет на разведку и бурение скважин. "По инициативе того же Минфина в августе плата за пользование недрами при добыче газа была повышена в два раза и распространена на все проекты, в том числе и СРП, принцип которых заключается в перечислении государству части добытой продукции вместо денежных платежей. Очевидно, платить экстремально высокие налоги и одновременно отчислять часть добытого ресурса ни один инвестор не захочет", — рассказал собеседник агентства.

Замглавы администрации президента Валерий Чалый вчера подтвердил получение письма от Chevron.

Аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров отмечает, что осуществлению проекта во многом мешают глобальные проблемы. "В условиях низких цен на нефть картина такова: там, где инвестиции уже осуществлены, добыча продолжается и даже будет по инерции увеличиваться, во многом за счет роста производительности. Но даже в США, где эти процессы уже налажены, сланцевая отрасль начинает ощущать финансовые сложности. В Украине же пока нет никакой инфраструктуры, а все обещанные ресурсы — это только потенциальные возможности", — говорит эксперт.  По его словам, крупные компании сейчас проводят ревизию инвестиционных планов, и в среднем вложения в разведку и разработку будут снижены примерно на 20% в будущем году. Добычу в Украине нельзя назвать особо перспективным проектом. Тем более что в Европе большой необходимости в сланцевом газе нет, отмечает Нестеров.

Напомним, что Chevron также неоднократно называли в числе компаний, претендующих на управление газотранспортной системой (ГТС) Украины. Помешает ли остановка сланцевого проекта намерениям Chevron получить долю в ГТС — неизвестно.

Но модернизация ГТС, по-видимому, пока будет идти за счет самой Украины. Вчера она получила на эти цели кредит в 150 млн евро в Европейском банке реконструкции и развития.

Напомним, что для прохождения отопительного сезона в экономном режиме Украине, по оценкам властей страны, требуется примерно 30 млрд куб. м газа. И по данным оператора украинской ГТС, компании "Укртрансгаз", с начала отопительного сезона собственные запасы в подземных хранилищах газа (ПХГ) сократились почти на четверть. Если по состоянию на 20 октября в хранилищах находилось 16,7 млрд куб. м газа, то к 13 декабря запасы в ПХГ составили 12,6 млрд куб. м.

Сложной остается и ситуация с электроэнергией. Несмотря на то что плановый ремонт на Запорожской АЭС закончился раньше срока, аварийные отключения в Украине продолжаются, и их масштабы  не снижаются. В понедельник ограничения мощности были введены на уровне 3,2 ГВт. Это не первые отключения электроэнергии в Украине, о прошлых отключениях "НГ" писала 09.12.14. Дефицит электроэнергии в "Укрэнерго" объясняют низкими запасами угля и недостатком гидроресурсов для ГЭС.

Алина Терехова

Нефтяные компании отреагировали на окрик президента Владимира Путина и понизили цену на бензин — на московских заправках топливо подешевело в среднем на 30 коп., или чуть менее чем на 1%. Но рассчитывать на долгосрочное снижение цен не стоит. Только по официальным прогнозам, из-за налогового маневра бензин в будущем году подорожает как минимум на 3 руб. за литр.

"РБК daily"

Бензин дешевеет

По данным Московской топливной ассоциации (МТА), розничные цены на АИ-92 и АИ-95 в Москве с 8 по 12 декабря снизились на 31 коп./л и 26 коп./л соответственно. Средняя цена АИ-92 составила 33,08 руб./л, АИ-95 — 35,96 руб./л, говорится в материалах ассоциации.

В среднем по России снижение не столь существенно: бензин АИ-92 за неделю подешевел на 3 коп., на бензин АИ-95 — на 2 коп. На биржевом рынке за прошлую неделю цена АИ-95 снизилась на 1488 руб., до 33 512 руб. за тонну. Цены на бензин "Нормаль-80" упали на 1951 руб., до 30 835 руб. за тонну, "Регуляр-92" подешевел на 1202 руб., до 33 713 руб. за тонну, говорится в еженедельном аналитическом отчете центра "Кортес".

"Подтверждаю снижение цены на заправках ЛУКОЙЛа. В частности, на АЗС "Центрнефтепродукта" оно составило 50 коп.", — сказал РБК представитель ЛУКОЙЛа. Представитель "Газпром нефти" также заявил о дифференцированном снижении цены на своих АЗС — до 50 коп. за литр. "Розничные цены на топливо на АЗС "Газпром нефти" находятся в нижнем ценовом сегменте рынка, за год рост цен не превысил уровень инфляции", — заявил РБК представитель компании. Представитель "Башнефти" от комментариев отказался.

Представитель "Роснефти" не стал комментировать вопрос, сославшись на недавнее заявление главы компании Игоря Сечина. Тот на прошлой неделе заявил, что "Роснефть" не позволяет себе никаких спекуляций на рынке нефтепродуктов в целях повышения цен.

Путин как фактор ценообразования на топливном рынке

Цены на нефть стремительно падают — с июня цена на сырье марки Brent снизилась уже на 46%, но бензин упорно продолжал дорожать: с начала года средняя розничная цена на топливо увеличилась на 7,72%, а средняя оптовая — на 14,14%, следует из презентации, подготовленной МТА. Такой диссонанс вызвал недовольство президента Владимира Путина, который в минувший вторник, 9 декабря, выразил удивление по поводу растущих цен на топливо. "Некоторые вещи вызывают, конечно, вопросы: вот на 10% на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть на 35%", — сказал Путин на совещании с членами правительства. "Основной рост зафиксирован в розничном сегменте, в то время как в оптовом цены снижаются. Это как вообще понять? А куда ФАС тогда смотрит?" — возмутился президент.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в тот же день призвала нефтяные компании привести цены на своих АЗС в соответствие с ситуацией на рынке. "Тренд на снижение оптовой цены на бензин на бирже случился стремительно, но такие темпы вызваны существенным дисбалансом цены на бензин в опте и рознице летом этого года, когда оптовые цены росли сильно быстрее цен на заправках", — заявил начальник управления контроля ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин. Хотя в конце ноября этого года он заявлял, что в России нет прямой зависимости между розничными ценами на бензин и стоимостью нефти. В цене бензина около 40% занимают налоги, отмечает директор по развитию бизнеса агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов.

Шаг назад, два вперед

Для такого падения цен на бензин в рознице есть объективные причины, но ожидать долгосрочного снижения не стоит, считает редактор по товарным рынкам Thomson Reuters Александр Ершов. "Осенью оптовый рынок бензина в России, в том числе и в Моск­ве, был очень сильно перегрет — премия к экспортному паритету на внутреннем рынке достигала 10–12 тыс. руб. за тонну. При норме 2–3 тыс. руб. за тонну", — объясняет он. Оптовые цены в рублях начали падать в конце октября и продолжают снижаться до сих пор — это объективная предпосылка для снижения розничной цены на бензин. Такова ситуация со стороны рынка, но есть причины, сдерживающие падение розничных цен, говорит Ершов.

Более весомая причина, почему цены на бензин не смогут продолжить снижение, — вступление в силу налогового маневра с января 2015 года. Согласно ему, увеличивается налого­обложение на нефтяные компании на этапе добычи, поэтому вырастет цена на сырье для нефтеперерабатывающих заводов. В результате, как прогнозировал замминистра финансов Сергей Шаталов, цены на топливо могут в будущем году вырасти примерно на 3 руб. за литр.

Ася Сотникова

 

 

"Роснефть" опять просит "Транснефть" построить трубопровод до ее Комсомольского НПЗ. Стороны два года назад уже пытались договориться, но безрезультатно.

"Ведомости"

"Роснефть" вновь предложила "Транснефти" построить нефтепровод от ВСТО до Комсомольского НПЗ, рассказал президент трубопроводной компании Николай Токарев. Отвод можно построить за три года, но "Транснефть" еще изучает проект: "Мы пока считаем, потому что вопрос новый — прошло три года, изменилось многое, и сразу давать или подтверждать готовность мы сегодня не можем. Нам нужно убедиться, что мы не в ущерб нашей инвестиционной программе сможем перераспределить силы и возможности для того, чтобы проект реализовать".

Сейчас "Роснефть" поставляет нефть на Комсомольский НПЗ (мощность — 8 млн т) по железной дороге. В 2012 г. она уже пыталась договориться с "Транснефтью" о строительстве ответвления от ВСТО до НПЗ длиной 350 км к 2017 г. Предполагалось, что "Транснефть" его построит сама, а "Роснефть" компенсирует затраты за счет долгосрочного транспортного тарифа. Но в итоге "Роснефть" не согласилась с ценой строительства, которая, по оценке "Транснефти", составила 53 млрд руб. (с НДС). Сама "Роснефть" оценила проект в 47,5 млрд руб., но без учета объектов внешнего энергоснабжения и приобретения нефти для заполнения нефтепровода. В октябре 2013 г. президент "Роснефти" Игорь Сечин сообщил, что компания начала переговоры с другими подрядчиками.

А "Транснефть" "в конечном счете расформировала дирекцию, которая занималась подготовкой этого проекта", сказал вчера Токарев.

В августе "Роснефть" даже заключила контракт с ООО "Трансстроймеханизация" (структура "Мостотреста") на строительство отвода. Сумма контракта составила 46,9 млрд руб., срок исполнения — до августа 2016 г. Но контракт был расторгнут по обоюдному согласию, сказал источник, близкий к "Трансстроймеханизации". "Заказчик вышел с предложением по изменению условий контракта на проектирование и строительство", — объясняет он причину прекращения контракта. Получить комментарии "Мостотреста" не удалось.

Представитель "Роснефти" не ответил на запрос.

Труба экономнее железной дороги. К примеру, транспортные издержки НК "Альянс" при транспортировке нефти по железной дороге до Хабаровского НПЗ в 2013 г. составляли $17-18 за 1 барр., говорит директор аналитического департамента Газпромбанка Александр Назаров. После подключения к трубе, по оценке компании, экономия могла составить $7 за 1 барр. (завод тоже пока не подключен к ВСТО), считает он. По мнению эксперта, ранее озвученная цена строительства трубы снизится в том числе из-за падения цен на трубы и строительные работы. Затраты на строительство "Транснефть" может, как и планировалось, вернуть через тариф, добавляет он.

Галина Старинская

 

 

<< Декабрь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ