conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

16.12.2019

Климатическая истерия становится способом борьбы с конкурентами.

"Независимая газета"

ООН призывает мир переходить к более амбициозным целям по защите климата и напоминает, что развитые государства должны помогать развивающимся на 100 млрд долл. в год. Критике международного сообщества подвергается РФ. По оценкам Greenpeace, она недостаточно борется с изменениями климата. Агентство S&P Global Ratings упрекнуло РФ за неверные приоритеты, потому что в энергетической политике России главное — стабильное энергоснабжение, а не решение климатических проблем. А некоторые прогнозисты предсказывают скорое разочарование в зеленой энергетике.

Участники прошедшей в Мадриде под председательством Чили Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP25) после долгих прений смогли согласовать итоговый документ.

Документ под названием "Время действовать" призывает к "срочным и амбициозным глобальным действиям в области климата". В нем говорится, что нужно сдержать повышение температуры не выше двух градусов Цельсия по сравнению с доиндустриальным периодом и приложить усилия для того, чтобы снизить планку до полутора градусов. Также в ООН напомнили об обязательствах развитых стран выделять ежегодно 100 млрд долл. развивающимся странам для удовлетворения их потребностей в рамках борьбы с изменениями климата.

Пока участники конференции ООН пытались согласовать итоговый документ, экологи и эксперты оценивали эффективность проводимой в разных странах борьбы с изменениями климата. Серьезной критике подверглась, в частности, Россия.

Приоритеты энергетической политики РФ — это стабильное энергоснабжение при помощи традиционных технологий и экономический рост, а вовсе не решение связанных с климатом проблем. К такому выводу пришли в конце минувшей недели специалисты международного рейтингового агентства S&P Global Ratings, передает Интерфакс.

По оценкам S&P, структура электроэнергетики РФ в целом останется стабильной: даже в случае существенного увеличения мощности возобновляемых источников энергии (ВИЭ) их доля составит к 2030 году менее 5%, что будет в разы меньше, чем в среднем по миру или в отдельно взятой Западной Европе.

В итоге, как считают в агентстве, снижение выбросов углекислого газа в российской энергетике будет происходить гораздо медленнее, чем в других странах.

В борьбе с изменением климата Россия оказалась в "красной зоне", сообщили представители российского отделения Greenpeace. "Наша страна заняла 52-е место из 61 возможного в Международном индексе эффективности действий в области изменения климата — 2019 (CCPI)", — пояснили они.

Действия стран оценивались по 14 параметрам в четырех основных категориях: "Выбросы парниковых газов", "Возобновляемая энергетика", "Использование энергии" и "Климатическая политика". Как уточняется, показатели России по всем четырем категориям оценены как "низкие" или "очень низкие".

"Более того, среди стран G20 Россия показала наихудшие результаты в сфере развития возобновляемых источников энергии", — отметили экологи. "Россия ставит перед собой цели увеличить долю ВИЭ до 2,5% к 2024 году и до 4% к 2035 году. Такие скорости не соответствуют траектории низкоуглеродного развития", — уточняется в исследовании.

В Greenpeace добавили, что "у России до сих пор отсутствует стратегия развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, однако она сейчас находится в стадии разработки". "Россия также не предпринимает шаги по установлению цены на выбросы углерода и постепенному отказу от субсидирования ископаемого топлива. Зато в стране строятся новые угольные терминалы", — обратили внимание авторы обзора.

Но, кстати, помимо России в очерченной экологами "красной зоне" оказались также Япония, Малайзия, Казахстан, Канада, Австралия, Иран, Южная Корея, "Китайский Тайбэй" (Тайвань), Саудовская Аравия и — на самом последнем месте — США. Среди лидеров этого рейтинга, удостоившихся "зеленой" метки, Швеция, Дания, Марокко, Великобритания, Литва, Индия, Финляндия, Чили, Норвегия и др. А Италия, Нидерланды, Китай и др. — в "желтой зоне".

Ранее британское издание Guardian обнародовало результаты исследования, проведенного американским Институтом климатической ответственности (Climate Accountability Institute), которые касаются деятельности 20 крупнейших топливно-энергетических компаний, ответственных, по экспертным оценкам, более чем за треть (35%, или около 480 млрд т) всех выбросов парниковых газов за период с 1965 по 2017 год.

Худшие показатели в этом списке у национальной нефтяной компании Саудовской Аравии Saudi Aramco: ее выбросы за указанный период составили более 59 млрд т, это почти 4,4% от общемирового объема. Далее следует американская энергетическая компания Chevron — более 43 млрд т. И почти с таким же объемом выбросов на третьем месте упоминается российский "Газпром".

Как поясняют некоторые эксперты, разговор о климате стал модной темой, особенно среди молодежи, однако при этом все очевиднее, что у позитивного лозунга "берегите природу" формируется второе дно, связанное с политическим или бизнес-противостоянием. "Давление на производителей именно сейчас осуществляется по простой причине: так называемый развитый мир теряет свое превосходство в промышленности и технологиях, близится смена лидеров развития экономики и прогресса", — говорит директор Фонда развития права и медиации топливно-энергетического комплекса Александр Пахомов. По его мнению, сейчас борьба с изменениями климата — это лишь "на 5% решение проблемы и на 95% работа по конкурентам".

Некоторые аналитики, в частности главный экономист датского Saxo Bank Стин Якобсен, ранее выступили с необычным прогнозом, что вскоре, возможно даже в следующем году, мировое сообщество может разочароваться в зеленой энергетике, требующей серьезных вложений, но не обеспечивающей соответствующей отдачи.

Как сообщили "НГ" в пресс-службе Минприроды РФ, "достижение баланса между снижением негативного антропогенного воздействия и ускорением экономического роста обеспечивает переход предприятий страны на новую систему технологического нормирования и принципы НДТ (наилучшие доступные технологии. — "НГ"), который начался в 2019 году в рамках реализации нацпроекта "Экология". Этот переход способствует снижению в том числе коррупционных рисков, считают в ведомстве.

"Снижение выбросов парниковых газов будет регулировать закон, который в настоящее время разрабатывает Минэкономразвития (проект федерального закона о государственном регулировании выбросов парниковых газов), — продолжили в министерстве. — Создаются новые механизмы государственного регулирования, которые должны стимулировать сокращение эмиссии и рост поглощения парниковых газов и которые будут адекватно восприняты экономическим сообществом".

Анастасия Башкатова

 

 

Минпромторг выявил серые схемы на рынке вторичных комплектующих для нефте- и газопроводов.

"Газета РБК"

Многомиллиардный рынок изношенных труб строится на многоступенчатых серых схемах, считают в Минпромторге. Трубы могут продаваться в 10 раз дешевле металлолома. Продавцы отреставрированных труб называют сравнение цен некорректным.

Какие нарушения выявил Минпромторг

Минпромторг в октябре 2019 года направил в госкомиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции доклад по результатам анализа схем продажи отработанных стальных труб нефте- и газопроводов, а также с итогом проверок площадок, где такие трубы реставрируются. У РБК есть копия доклада, ее подлинность подтвердил федеральный чиновник.

Как сказано в докладе, ежегодно в России образуется более 1 млн т изношенных труб, 15% из которых нефтегазовые компании и "Транснефть" используют для собственных нужд, в основном в строительстве. Около 850 тыс. т таких труб (85%) продаются на конкурсах или же единственному покупателю "с непрозрачными условиями" от 1 тыс. до 4 тыс. руб. за тонну при средней цене лома — 15 тыс. руб. за тонну в 2017 году, указано в документе.

Как рассказал РБК топ-менеджер компании, покупающей трубный лом у нефтяников, в 2018 году цена такого лома на рынке доходила до 18 тыс. руб. за тонну. "Транснефть" продает 100% демонтированных труб в адрес ООО "Магма". При этом средняя цена одной тонны не превышала 1,25 тыс. руб., указано в докладе Минпромторга. Дочерние структуры ЛУКОЙЛа продавали трубы по ценам от 890 до 5,4 тыс. руб. за тонну, сообщил РБК федеральный чиновник, знакомый с данными ЛУКОЙЛа, которые компания прислала в Минпромторг.

"Анализ показал, что после несложных технологических операций, затраты на которые не превышают 5 тыс. руб., демонтированные трубы реализуются по цене 30 тыс. руб. за тонну, а в некоторых случаях реализуются под видом "новых" труб с поддельным сертификатом известных заводов с ценой на уровне 45 тыс. руб.", — указано в докладе Минпромторга.

Под ценами продажи бывших в употреблении труб, указанными в докладе Минпромторга, подразумевается стоимость труб при их покупке прямо в траншее без учета стоимости демонтажа, и поэтому сравнивать их с ценами на рынке лома некорректно, сказал РБК топ-менеджер крупной компании по рекультивации. "Покупатель самостоятельно оплачивает демонтаж и вывоз такой продукции, хранение, вкладывает в ее очистку и обработку", — сказал он. По его словам, цены на лом черных металлов даны в своих пиковых значениях, причем при покупке лома на конкретных площадках в этих ценах уже учтены расходы на очистку материала от примесей, утилизацию отходов. В течение года цены на лом металлов волатильны и колеблются от 9 тыс. до 18 тыс. за тонну, что несет риски для бизнеса по реставрации труб, добавил собеседник РБК.

Собеседник в другой компании по реставрации труб отмечает, что рыночные цены на трубы в траншее сегодня составляют не менее 5 тыс. руб. за тонну, а цена уже демонтированных труб на конкурсах доходит до 15-20 тыс. руб. за тонну.

Почему ведомство пожаловалось в ФНС

"Транснефть" до сих пор судится из-за поставки бывших в употреблении труб для строительства нефтеналивного терминала в Усть-Луге с ущербом более 3 млрд руб., а "Газпром" был вынужден демонтировать газопровод в Солнечногорском районе, построенный из реставрированных труб, поставленных под видом новых, говорится в докладе Минпромторга.

Согласно документу Минпромторг рекомендовал провести проверку схем реализации демонтированных "Транснефтью" труб единственному покупателю — ООО "Магма", а также компаний, реставрирующих ветхие трубы, с участием Федеральной налоговой службы, прокуратуры и УБЭП МВД (теперь эта служба называется Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции).

"Организации, специализирующиеся на реставрации б/у труб, используют в своей деятельности различные схемы ухода от налогов через фиктивные сделки, фирмы-однодневки, транзитные организации, многоступенчатые серые схемы. Минпромторг направил в ФНС обращение с предложением провести налоговые проверки в отношении таких организаций в целях контроля соблюдения действующего налогового законодательства", — передал РБК через пресс-службу замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. На вопрос о проверке схем реализации труб "Транснефти" он не ответил.

Евтухов отметил, что после проработки вопроса с ключевыми ведомствами целесообразно рассмотреть вопрос усиления контроля за компаниями, вовлеченными в оборот бывших в употреблении труб, на заседании госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в первой половине 2020 года.

Как сообщил РБК официальный представитель "Транснефти" Игорь Демин, цены для реализации лома черных металлов (в виде недемонтированных участков трубопроводов) рассчитывают независимые оценщики с учетом среднерыночных цен на лом в регионах. Цена бывших в употреблении труб 1-2 тыс. руб. за тонну рассчитывается с учетом затрат, которые несет покупатель для приведения их в состояние лома черных металлов. Сюда входят стоимость очистки от нефтешламов и изоляции, демонтаж, резка, услуги грузчиков и перевозки, хранения и т.д. В ценах лома и отходов черных металлов (демонтированных труб) на складе учтены затраты на землеотвод, рекультивацию нарушенных земель и прочее.

"Транснефть" в 2018 году продала 51,25 тыс. т демонтированных труб по цене 5 тыс. руб. за тонну и 208,8 тыс. т недемонтированных труб по цене 386,7 руб. за тонну. В 2019 году будет продано 11,6 тыс. т демонтированных труб по 8 тыс. за тонну, 252,7 тыс. т недемонтированных труб по цене 768,7 руб. за тонну, приводит данные компания. До 2015 года утилизация труб для "Транснефти" была во многих случаях затратна, ей приходилось самостоятельно оплачивать работы по демонтажу труб. После перехода на нынешнюю схему утилизация лома металлов приносит доход, при этом гарантируется невозможность так называемой реставрации труб и их повторного использования.

Представитель ФНС отказался от комментариев, в пресс-службе ЛУКОЙЛа не ответили на вопросы. РБК направил запрос в пресс-центр МВД.

Руководители пяти крупнейших нефтяных компаний в апреле пожаловались премьер-министру Дмитрию Медведеву на невозможность повторно использовать нефтегазовые трубы в строительстве после вступления в силу правил, согласно которым трубы после демонтажа следует считать отходами IV класса и получать лицензию на работу с ними. Письмо подписали главы "Роснефти" Игорь Сечин, ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, "Газпром нефти" Александр Дюков, "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов и "Татнефти" Наиль Маганов.

Как навести порядок на рынке труб

Росприроднадзор провел в 2018-2019 годах 186 проверок по соблюдению законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в отношении 146 организаций, связанных с оборотом бывших в употреблении труб, указано в докладе Минпромторга. По итогам этих проверок возбуждено 27 административных дел, начислено штрафов на 968 тыс. руб. Эти цифры РБК подтвердил представитель Росприроднадзора. По его словам, в числе выявленных нарушений — хранение радиоактивных отработанных труб, загрязнение почвы радиоактивными отходами в результате деятельности по обжигу и механической чистке отработанных труб, а также загрязнение воздуха вредными выбросами.

"Утилизация более 1 млн т отработанных труб приводит к образованию 27 тыс. т изоляции и нефтешламов. При термической обработке этого объема в воздух и почву попадают вредные выбросы от диоксинов и кислот до радиации", — сообщил РБК бывший генеральный директор и совладелец компании "ТрансЛомПереработка" Марат Галиев.

По итогам проверок Росприроднадзора было закрыто 30 площадок с выручкой более 5 млрд руб. в год, которые вели работу незаконно, рассказал РБК глава Фонда развития трубной промышленности (ФРТП) Игорь Малышев. По его данным, после ужесточения требований к соблюдению законодательства на рынке реновации труб объем контрафакта и фальсификата трубной продукции сократился с 40 млрд до 20-25 млрд руб. в год в течение последних двух лет. Это всего 6% от общего оборота труб в стране против 10% в 2017 году.

Для упорядочения рынка труб выдвигаются следующие предложения.

— К 2025 году ФРТП ожидает роста количества отработанных труб нефте- и газопроводов в два раза из-за износа трубопроводов советского образца (по данным Минпромторга, более 50% трубопроводов в России эксплуатируется более 20 лет) — до 2 млн т в год. На этом фоне, если не навести окончательно порядок на этом рынке, есть риск роста поставок контрафакта до 20% от общего оборота труб, замечает Игорь Малышев. "Сейчас нефтегазовая промышленность потребляет более 4 млн т новых труб в год, и увеличение объемов демонтажа труб до 2 млн т в год вполне реально, поэтому вопрос упорядочения обращения с отработанными [трубами] остается актуальным", — указывает он.

— По мнению Марата Галиева, топливно-энергетические компании в первую очередь заинтересованы в наведении порядка в сфере оборота труб, так как часто несут двойные потери — и при непрозрачных продажах бывших в употреблении труб по заниженным ценам, и при покупке старых труб под видом новых. При нормальной организации рынка операции по демонтажу, очистке и повторному применению труб должны подлежать обязательному учету с фиксацией использованных технологий и сфер применения, как это сейчас и установлено законодательством, добавляет он.

— Виктор Евтухов считает, что старые трубы должны быть обязательно обезврежены и очищены от вредных компонентов перед повторным применением, и этот процесс должен быть задокументирован.

Людмила Подобедова

 

 

Ограничения добычи тормозят разработку новых месторождений.

"Российская газета"

Формируя бюджет на 2020 год, "Газпром" использовал консервативные предпосылки, заложив цену на нефть Urals в размере $57 за баррель, а экспортную цену на газ на уровне 2019 года, сообщил зампред правления компании Фамил Садыгов. При этом одобренный правлением объем инвестиционной программы "Газпрома" на 2020 год составил 1,1 трлн рублей. Это на 200 млрд рублей меньше, чем в 2019 году.

Компания впервые за несколько лет после непрерывного роста вложений так серьезно снижает их объем. В большей степени это связано с прохождением инвестиционного пика в 2019 году, когда были закончены основные этапы строительства газопроводов "Сила Сибири", "Северный поток-2" и "Турецкий поток". В меньшей степени, что видно из консервативного прогноза, это является следствием, что компания не ожидает значительных изменений на мировом рынке. В этом году были зафиксированы минимальные за долгий период цены на газ, а котировки барреля нефти Brent колеблются в диапазоне 60-65 долларов.

Последнее объединяет "Газпром" с нефтяными компаниями, инвестпрограммы которых с 2017 года почти не изменяются, а у некоторых и снижаются.

"Во-первых, это объясняется значительной волатильностью мирового рынка, — считает директор по стратегии "Финам" Ярослав Кабаков. — Во-вторых, соглашение ОПЕК+ ограничивает добычу, и у компаний нет необходимости в дополнительных инвестициях. В-третьих, фискальная политика в отрасли не способствует осуществлению инвестиций".

Учитывая, что нефтегазовая ресурсная база России с каждым годом ухудшается, а себестоимость добычи растет, подобная стагнация или даже снижение вложений в отрасль может сильно аукнуться ей в будущем. Прирост инвестиций — это гарантия развития. Это освоение месторождений, бурение новых скважин, испытание инновационных технологий, научные изыскания, геологоразведка и строительство инфраструктуры. В условиях, когда в нашей главной для добычи углеводородов провинции — Западной Сибири более половины месторождений уже истощены, а новые территории — Восточная Сибирь, Дальний Восток, шельф — освоены крайне слабо, дополнительные вложения в отрасль необходимы только для поддержания уровня производства. Можно какое-то время прожить на старых запасах, но рано или поздно объемы добычи начнут падать.

В первую очередь это касается нефтедобывающей сферы. Это подтверждает недавнее заявление главы Минфина России Антона Силуанова, который сказал, что многочисленные льготы и налоговые преференции не повышают инвестиционную активность нефтяных компаний. Большинство экспертов отнеслись, правда, к такой точке зрения весьма скептически, но отсутствие серьезного роста инвестиций в нефтяную отрасль — факт.

"После получения льгот инвестиционная активность возросла более чем в два раза, — рассказали "РГ" в "РуссНефти". — Однако из-за ограничений по росту добычи, связанных с обязательствами РФ по соглашению ОПЕК+, в компании пока не видят возможности по сохранению темпов роста инвестактивности". В "Татнефти", "Сургутнефтегазе", ЛУКОЙЛе и "Газпром нефти" на запрос "РГ" не ответили.

Ситуация парадоксальная. Компании не могут расширять производство, поскольку Россия участвует в соглашении о сокращении добычи ОПЕК+. В бюджет поступают дополнительные доходы от экспорта нефти в результате относительно высоких котировок барреля на мировом рынке. При этом в слабой инвестиционной активности обвиняют компании, которые не расширяют производство. Далее по кругу. В результате может пострадать развитие отрасли, которая приносит более половины поступлений в казну от экспорта.

Сергей Тихонов

<< Декабрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ